pics.ru
Сегодня день рождения актрисы, которую мы любим не только как Эмилию Кларк, но и как лучшую из королев, кхалиси, матерь драконов, Дейенерис Бурерожденную из рода Таргариенов. Ура ей!
Не секрет, что при написании саги Льда и Пламени Джордж Мартин вдохновлялся событиями войны Алой и Белой роз – одной из самой долгой и значительной войн Средних Веков. Неудивительно, что параллели прослеживаются не только между сюжетными и историческими линиями, но и между персонажами книжными и реальным. Как отмечает Мартин, ни про одного персонажа нельзя сказать, что он является точной копией прототипа (или прототипов). Однако проследить, откуда взялись повороты судьбы и особенности характера женских персонажей саги нетрудно.
Серсея Ланистер
[700x455]
Первая женщина, которая действительно обращает на себя внимание читателя и зрителя, конечно же, королева Серсея из дома Ланистеров. Прототипами Ланистеров стали Ланкастеры, боковая ветвь королевского дома Плантагенетов; золотой лев на багровом фоне взят Мартином именно с их герба. Что касается лично Серсеи, в её истории мы прослеживаем черты двух королев: Елизаветы Вудвилл и Марии Стюарт.
Как и Серсея, Елизавета была необыкновенно красива, обладала прекрасными золотыми волосами и отличными манерами. Она выросла в богатстве и атмосфере привилегированности; король Эдуард IV был её вторым мужем. Как и Роберт Баратеон, Эдуард спокойно и почти открыто изменял жене направо и налево.
После внезапной смерти мужа Елизавета обрела власть как мать маленького короля Эдуарда V – который, кстати, был очень похож на мать и был также золотоволос.
Однако долго она у власти не продержалась – прототип Тириона, брат… нет, не Елизаветы, а её покойного мужа, Ричард Глостер, сначала обвинил Елизавету в покушение на его убийство, а затем добыл доказательства, что её с покойным королём дети незаконнорождены.
Ну, по существовавшим тогда сложным английским законам. Елизавета и её сын лишились власти, и именно тогда Вудвилл с головой окунулась в интриги вокруг английского трона.
Мария Стюарт жила много позже событий Алой и Белой роз, но элементы её биографии без труда прослеживаются в линии Серсеи, и немудрено – Мария Стюарт была одной из самых скандальных королев в истории Британии.
Как и Елизавета Вудвилл, Мария была очень красива и придавала большое значение тому, чтобы двор при ней был элегантен и утончён. Будучи королевой Шотландии, Мария в то же время была претенденткой на трон Англии. Возможно, именно политические противники распустили слух о необычайном сластолюбии Марии.
Кроме того, она и сама дала серьёзный повод для пересудов, выйдя замуж за собственного брата, правда, двоюродного, а не родного – золотолосого рослого красавчика Генриха Стюарта. Мария так потеряла голову от страсти, что венчалась с Генрихом, даже не дождавшись специального разрешения от Папы Римского.
В конечном итоге королева так отошла от своего народа и лордов, что её свергли и ей пришлось бежать с маленьким сыном Яковом в Англию. Однако в Англии её ждало расследование, выявившее супружескую неверность Марии и её причастность к убийству её брата-мужа Генриха Стюарта.
Королева Елизавета заключила Марию в Шеффилдский замок. Но и в замке Мария продолжила интриговать, теперь против Елизаветы. Это вскрылось, и в конечном итоге неугомонную красавицу казнили. Правда, её сын всё же стал королём Англии, наследовав Елизавете.
Маргери Тирелл
[700x456]
Юную королеву, соперницу Серсеи за власть, часто сравнивают с Марией Стюарт, также красивой и амбициозной. Но Маргери гораздо рациональнее, умеет нравиться людям не только внешне и вряд ли доинтригует до казни.
Где же искать прототипов Маргери? Обратим для начала внимание на герб Тиреллов – розу. Роза была на гербе королевского рода Тюдоров, сменивших на престоле Англии Плантагенетов. Возможно, стоит поискать среди Тюдоров. Навскидку вспоминается, конечно же, главная соперница Марии Стюарт, английская королева Елизавета I.
Как и Маргери, Елизавета умна, умеет нравиться народу, рыжеволоса и сменила нескольких женихов, оставаясь – по меньшей мере, официально – девственницей. Как и Елизавета (и соперницы Маргери и Елизаветы, Серсея и Мария Стюарт), Маргери придаёт большое значение элегантности, моде, блеску своего двора.
Как и Елизавета, Маргери ведёт примирительную политику среди поданных. Если Мартин доведёт аналогию до конца, то Маргери станет успешной, сильной и любимой народом королевой.
Интересно, что Тирелл – фамилия рыцаря, который, по преданию, убил двух юных сыновей королевы Елизаветы Вудвилл, племянников прототипа Тириона Ричарда Глостера. Семья же Тиреллов в книге и сериале причастна к убийству короля-мальчика Джоффри, сына Серсеи.
Дейенерис Таргариен
[700x456]
Хотя образ Таргариен настолько сказочен, что трудно говорить о реальных прототипах, нет сомнений, что история Елизаветы оказала влияние и на линию Дейенерис.
Так же, как и Елизавета, Мать Драконов – девушка-сирота, пытающаяся вернуть себе принадлежащий, как она считает, ей по праву рождения трон. Вместо жестокой и безумной сестры у Дейенерис был жестокий и безумный брат, который, правда, так и не сумел стать королём. Известный своей красотой и галантностью пират Уолтер Рэйли, любимчик королевы, напоминает фаворита Дейенерис, Даарио Нахариса.
Возможно, ещё одним прототипом Бурерожденной стал дед Елизаветы, король Генрих VII, возвращавший Англию из-под власти Ричарда III (Глостера) под свою руку. Как и Дейенерис, он родился уже после смерти своего отца Эдмунда, сумел со временем завоевать народную любовь и, кстати, на его гербе присутствует дракон.
Санса Старк
[700x439]
Если вспоминать всех персонажей, похожих на королеву Елизавету I, нельзя обойти вниманием и Сансу. В конце концов, трудно не увидеть параллель между обезглавливанием отца Сансы и матери тогда ещё принцессы Елизаветы.
Как и Елизавета, Санса долго остаётся в образе девственницы. Точно также она оказывается заточена в юности, только не деспотичной сестрой, но всё равно – действующей королевой. Елизавету обвиняли в заговоре против трона, хотя, как выяснилось, она в нём не участвовала; из-за связи с “предателями трона” страдает и Санса.
И да, она также рыжая, интересуется модой и обладает хорошими манерами.
Если верить в теорию, что в конце концов персонажи приходят к тому же итогу, что их основные прототипы, похоже, все три “слепка” с Елизаветы I должны стать великими королевами.
А прототипом Старков, родной семьи Сансы, несомненно, стали Йорки, один из королевских родов Британии, участники войны Алой и Белой роз. Соперниками их были, естественно, Ланкастеры.
Кейтилин Талли
[700x393]
Кейтилин Талли, жена Эддарда Старка, в некотором роде – двойник Серсеи; она неистова в материнских чувствах, её сын-король умирает на её глазах, её дочь, подобно Мирцелле, осталась невестой-заложницей в чужих землях. Разве что амбициозность Кейтилин чужда.
Но по-настоящему от Серсеи отличает её не отсутствие властолюбия, а уважительное отношение к окружающим, чувство долга перед своим народом. Может быть, судьба Кейтилин говорит нам о том, что в проигрыше Серсеи виноваты не только её личные качества: они с Кейтилин особенно уязвимы, потому что им есть кого терять.
Точного же исторического прототипа Кейтлин найти невозможно, скорее всего, она соткана из образов суровых жён шотландских лордов.
Аша/Яра Грейджой
[700x435]
Как и Дейенерис, сестра Теона больше похожа на персонажа сказки, чем на кого-либо из истории Европы – что-то среднее между валькирией и волшебной ирландской воительницей.
Но характером и острым умом она, несомненно, напоминает шотландскую национальную героиню Чёрную Агнес, графиню Данбэрскую. Книжная Аша и Агнес похожи даже внешне: чёрные волосы, смуглая кожа, и это несмотря на то, что они обе – северянки.
Как известно, муж Чёрной Агнес был далеко от замка, в рядах шотландских войск защищал шотландскую же корону, на которую в очередной раз претендовали англичане.
В самом замке, кроме хозяйки, оставались только служанки и несколько стражников, когда крепость попытался взять не менее легендарный герцог Солсбери, прославленный полководец своего времени.
Агнес не только отказалась сдать замок, но и несколько дней успешно обороняла его мизерными силами, не уставая в то же время осыпать противника насмешками и издёвками. Так, после обстрела стен камнями она вместе со служанками вышла на стены в лучших платьях, будто на прогулку.
Мало того, женщины с самым беспечным видом принялись смахивать платочками каменную крошку и скидывать обломки, как если бы они просто вытирали пыль и убирали комья земли.
По легенде, чтобы надавить на Агнес, герцог Солсбери поймал её брата и провёл его под стенами замка с петлёй на шее, поставив ультиматум: или Агнес отдаёт крепость, или её брат умрёт. “Да вешайте его” – крикнула Агнес: “Тогда графство Морей достанется мне!”
Разосадованные англичане отпустили брата Агнес на все четыре стороны, а вскоре и вовсе свернулись и ушли, несолоно хлебавши.
Лиза Талли
[700x427]
Каждому легко бросается в глаза сходство Лизы Аррен, урождённой Талли, с Марией I, старшей сестрой Елизаветы I, королевой Англии. Мария Кровавая, как известно, отличалась мнительностью, не любила младшую сестру и ревновала к ней своего мужа. Кроме того, она начала своё правление с ряда казней.
Что касается рода Арренов, очевидна перекличка с первым и вторым графами острова Аррон – они были регентами при юных королях, их роль была сродни роли сериального десницы короля.
Бриенна Тарт
[700x440]
Конечно, когда мы видим женщину-рыцаря, первое, что вспоминается – образ Жанны д’Арк. Более искушённый читатель вспомнит и женские рыцарские ордены на континенте. Но вовсе необязательно отворачивать взгляд от Британии к Фландрии, Брабанту и другим землям за Ла Маншем.
В Средние Века рыцари-женщины были и в Англии, хотя не образовывали отдельных орденов или отделений в обычных рыцарских орденах. Вероятно, образ Бриенны вдохновлён именно ими.
Тарты – бывший королевский род.
Как известно, их владение Тарт называют Сапфировым островом. В сочетании с именами Тартов (Бриенна, Галладон) мы получаем ассоциацию с другим “драгоценным” островом, Изумрудным – Ирландией. Так что Бриенна не просто женщина-рыцарь, в её образе не может не отражаться образ волшебных ирландских воительниц.
Арья Старк
[700x459]
В Средние Века ребёнок мог оставить след в истории двумя способами: умерев, когда на него возлагали такие большие надежды, или став официальным правителем. Исключений мало, например, дети Елизветы Вудвилл, племянники Ричарда III, которые были сначала заключены в Тауэр, после чего словно пропали без вести – никто о них ничего не слышал.
Долгое время считалось, что Ричард Глостер убил собственных племянников, однако позже выяснилось: на содержание детей продолжали выделяться деньги ещё некоторое время после смерти Ричарда.
Скорее, если мальчики были убиты, то взошедшим на престол Генрихом VII. Однако их судьба всё равно лежит в области догадок и предположений: ни свидетельств убийства или побега, ни тел, достоверно принадлежащих принцам, найдено не было.
Считается, что принцы стали прототипами не только сыновей Серсеи, но и двоих из детей Кейтилин тоже – Бран и Рикон считаются погибшими, а на самом деле их судьба просто неизвестна северянам и вестеросцам. Арья может быть просто женской версией своих братьев: исчезнувший таинственным образом ребёнок, который обещал однажды стать важным игроком.
Она даже проходит волшебное обучение одновременно с Браном, только Бран учится у духов Севера, Арья – у Безликих. Их судьба может оказаться любой, потому что у прототипов она неизвестна.
Текст: Лилит Мазикина