ОРИГИНАЛ СТАТЬИ НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
2 марта 2012 г. в Испанкой газете El Pais появилась статья, посвящённая одному из величайших людей ХХ века, философу-экзистенциалисту, писателю, поэту, преподавателю и ректору университета Саламанки, Мигелю де Унамуно. Надеюсь, что для любителей этого великого человека будет интересно)
Темой для заметки послужила найденная неопубликованная ранее рукопись автора, в которой он размышляет о вечной борьбе между разумом и верой... Привожу содержание этой статьи.
На пороге своего сорокалетия Мигель де Унамуно (1864-1936) вступил в сложную полосу своей жизни. Умер его сын Раймундо, больной ребёнок, который с всё время был с ним, пока он писал. В фондах университета Саламанки обнаруживается растрата, совершённая одним из людей, которым он доверял. Это стоило ему не только огромного разочарования, но и огромной суммы денег, выплатив которую из личных средств, он почти исчерпал свои сбережения (а надо напомнить, что у него была большая семья.....)
Словно этого всего было мало, в апреле 1903 г. в Саламанке повторилось происшествие, имевшее место немного раньше в Валенсии, которое, похже, стало традиционным в Испании. Произошло столкновение между жандармами и студентами, в результате которого конная полиция ворвалась в университет и двое юношей были убиты.
Мигель де Унамуно, ректор университета Саламанки, попытался успокоить учащихся словами: "Против доводов силы, юноши, надо выступать силой доводов" (напомню - Мигель де Унамуно - любитель и мастер тонких афоризмов и парадоксов). После своего выступления у него появляется множество врагов. Их и до того было немало, и началась кампания за его уход с поста ректора. Против него каждый божий день выступает местная газета. Епископ Саламанки упрекает его в том, что он хотел бы отвратить молодёжь от религии. Здесь иерарх ссылался на слова самого Унамуно: "Испания нуждается в том чтобы стать христианской страной путём отказа от католицизма". В письме к председателю правтиельства, Антонио Мауре, епископ требует "голову ректора" (очень в духе Библии).
Что делает Унамуно? Он развлекается идеей уехать в Аргентину, хотя, наверное, употреблять слово "развлекаться" по отношению к мышлению Унамуно - это современная дерзость. Он мотивирует свою идею тем, что хотел бы, чтобы его дети воспитывались за океаном в более терпимой стране ("я знаю, что никого не поджаривают на кострах инквизиции, не совершают ауто-да-фе, но поступают гораздо хуже: разбивают идеи в пух и прах, осмеивая их", - скажет он позже на собрании ремесленников А-Коруньи, на которое он пошёл с Эмилией Пардо Басан).
А сам продолжает писать, писать как всегда, соовмещая работу над разными проектами, среди которых удивительная рукопись, озаглавленная "Моя исповедь", которая оставалась в безвестности более века, затерявшись среди других бумаг в Доме-музее Мигеля де Унамуно Университета Саламанки.
Найдена эта рукопись была совершенно случайно - ведь даже для специалиста представляется непростой задачей отыскать что-либо не опубликованное из наследия мыслителя. Сегодня несколько таких неизданных рукописей будут выпущены в свет отдельной книгой.
В "Мою исповедь" будут включены три эссе по наиболее важным проблемам, занимавшим баскского мыслителя в течение всей его жизни, которые, по-видимому, послужили основой для его фундаментального труда "О трагическом чувстве жизни". Здесь есть целые абзацы, развитые потом в известной работе (например, размышления о бессмертии, тема Каина и критика интеллектуализма).
Тема, которая берет начало в рукописи, а затем становится источником его постоянного осмысления, - это страстное желание писателя "бесконечно продолжаться", которое берёт начало в "геростратизме", явлении, названном в честь Герострата, который сжёг храм в Эфесе, чтобы обессмертить своё имя. "Моё имя! И что значит моё имя? (....) Я рассеиваю мысли, которые приходят мне в голову - свои или чужие - наугад, когда иду по жизни, наудачу, и ту же страсть вкладываю в письмо, которое скорее порвут, чем прочитают, что и в книгу, которую запрячут пылиться в одном из этих кладбищ, называемых библиотеками", - заявляет писатель, сетующий на "духовную скаредность", которая есть "начало всякого упадка".
В "Исповеди" явно прослеживается одно из основных противоречий для Унамуно, вырастающее из парадокса: страстный заложник разума или, напротив, интеллектуал в поисках веры. "Я не хочу мира между моей головой и моим сердцем, между моей верой и моим разумом, я хочу, чтобы они находились в постоянной борьбе, постоянно друг друга опровергали, поскольку их борьба - это моя жизнь.
В одном из писем Федерико Уралесу, анархисту, Унамуно создаёт интересный автопортрет: