Жиль Ларраин (Gilles Larrain) - человек поистине интернациональный....Он, кажется, не имеет национальности не только потому, что в нём смешалось так много кровей, но потому, что он принадлежит другому миру - миру искусства фотографии, а для меня фотграфия - это словно другая страна, Зазеркалье....Ну, не всякая, конечно, потому что то, что можно назвать Фотографией вот так, с большой буквы, встречается. по моему мнению, очеь редко. Я по пальцам могу пересчитать фотографов, которых я бы рискнула назвать художниками
Поскольку мой блог об Испании, то остановлюсь я на одной из его серий - фламенко. А как мало фотографий фламенко среди их огромного множетсва в интернете!!!! В фотографиях этого художника есть то, что, как говорят испанцы, deja sin aliento. Здесь я чувствую то самое ЗАВЕТНОЕ ФЛАМЕНКО, слушая которое то ли хочется раствориться без остатка в этой музыке, став всего лишь ноткой, либо жить вечно в состоянии неведомого полёта....Дуэнде, одним словом).....
Далее - пересказ статьи Хосе Мануэля Симиана (José Manuel Simián)
Этот фотограф живёт среди фотографий, чёрно-белых и цветных...Он фотографировал самых знаменитых и любимых персонажей своего времени: в его мастерской вы можете встретить фотографии Сальвадора Дали, Михаила Барышникова, Джона Леннона и других... И только пройдя через мастерскую вы попадёте к нему домой.
Хозяин этого дома - крепкий невысокий человек, чья лысина и белые волосы чуть-чуть напоминают Пикассо в старости. Но Ларраин совсем не похож на старика. Конечно, возраст - ему уже 72 года - сказывается, и он тяжело передвигается по мастерской, но что-то в его облике, манере одеваться (Чёрные брюки и рубашка, сандалии) заставляет воспринимать его как бы вне времени.
"Хочешь что-нибудь выпить?" - спрашивает он своим резким голосом. Его испанский почти идеален, с лёгким налётом французского акцента. В его голосе слышно радушие щедрого хозяина. Снаружи- Манхеттен, все бегают и суетятся.
Жиль Ларраин родился в Индокитае, в браке чилийского дипломата Эрнана Ларраина и франко-вьетнамки Шарлот Майер- Бланши. В детстве он жил какое-то время в Чили, потом его родители отправились в Париж, Буэнос Айрес, Нью_Йорк, Монреаль, а потом опять в Париж, где он и начал заниматься архитектурой. Так он сформировался как художник, и, когда уже самостоятельно отправился в Нью-Йорк, чтобы остаться там жить, окончательно решил посвятить себя фотографии.
"Это пейзажи души, а не фото для паспорта, не так ли?" - говорит Ларраин о своих знаменитых портретах. "Фотография - это дорога, которая ведёт внутрь. Поэтому я так медленно работаю"
Каждый месяц он организует вместе со своей женой, русской художницей, то, что они называют "Художественный салон": праздник, за вход на который покупается билет, чтобы поесть и выпить вина, а также поприсуствовать на выступлении артистов: музыкантов, поэтов, художников, рисующих обнажённые модели....
"Люди приходят сюда, потому что их ждут сюрпризы", - вспоминает фотограф один из таких приёмов в начале 2009 г. "Никогда заранее неизвестно, кто будет выступать. Здесь был один, тенор из Европы. Он пел а -капелла, без музыки, без микрофона. Все застыли поражённые....Это Греция! Это Зевс! Это Юпитер! Полная античность! А потом сразу что-то современное....Эта смесь позволяет создать что-то необычное, то, что вне моды".
В последний четверг октября примерно 50 человек медленно спустились по лестнице и начали собираться вокруг деревянного стола, накрытого как для банкета: сыры, закуски, фрукты, вино....На помосте, на котором обычно Ларраин выставлял свои фотографии, находился он сам в паре с молоденьким гитаристом фламенко, недавно приехавшим из Севильи... А Ларраин, нужно заметить, серьёзный музыкант, почти профессионал. Гораздо больше, чем любитель, но чуть меньше, чем виртуоз.
Там же обращад на себя внимание один молодой человек, фатоватого вида, одетый и ведущий себя так, как обычно это делают миллионеры или артисты. Впрочем, и те и другие, посещают вечеринки Ларраина. Так вот, посреди праздника, этот молодой человек в сопровождении девушки модельного вида, взобрались на подмостки и начали медленно раздеваться, общаясь как старые знакомые. Затем они устроились позировать художнику, который должен был обессмертить их образы на полотне....Ларраин между тем продолжал играть на гитаре как ни в чём не бывало....Атмосфера стразу же приобрела оттенок эротичности и декаданса...
Знаменитые фотографии артистов фламенко появились в 1983 г. Немецкий журнал ГЕО отправил его в Севилью, чтобы сделать портреты цыганских певцов и музыкантов. Но офииальная миссия провалилась. Он просто не мог найти артистов, которые согласилдись бы сниматься. Тогда после нескольких безуспешных дней, он вышел на улицу и отправился в бар, где увидел парня, который пил коньяк и, постукивая пальцами по столу, пел.
"Я пристраиваюсь напротив и начинаю подыгрывать ему", - рассказывает Ларраин. "Тебе нравится фламенко?" - спросил он, и я ему рассказал свою историю, а он мне говорит: "Пойдём со мной". Парень привёл его в известное местечко, называемое Карбонерия (La Carbonería), где его принял его собственник, патриарх андалусской музыки, Пако Лира. Он проэкзаменовал фотографа, и когда понял, что его любовь к фламенко была настоящей, пригласил его пожить в своём доме. Там он провёл около полтора месяцев и за это время они обошли все севильские местечки, где можно было встретить тех, чьи имена сегодня являются легендами: Эль Фарруко (El Farruco), Эль Чоколате (El Chocolate), Педро Бакан (Pedro Bacán), Эль Кабреро (El Cabrero) и многих других.
"Фламенко- это река, которая берёт своё начало в Индии и пересекает многие земли: арабов, евреев....Один её приток протекает в Тунисе, Алжире, Марокко, переходит в Испанию. Другой пересекает Европу, Венгрию, Германию. И как любая река, она намывает землю из разных мест и несёт в себе дальше. Это древняя музыка, полная истории".
Сегодня, спустя тридцать лет, критики пытаются объяснить силу момента, запечатлённого тогда Ларраином. Самое главное, что ему удалось сделать - это зафиксировать приход во фламенко нового поколения, смену стилей. Тогда малоизвестные широкой публики, сегодня - классики фламенко, но и новаторы, обновившие стиль.....
2010 г.
Помимо этого в его фотографиях есть то, что называют ДУЭНДЕ. Это как раз и есть то, что, как правило, фотографы не успевают уловить....
Фламенко как-то выручил фотографа ещё раз...В 1983 г. Коламбия Рекордз заключила с ним контракт на фотографии Майлза Девиса. Но это был трудный человек, по воспоминаниям Ларраина. Он не доверял никому, а в особенности - белому. Он сразу же сказал в студии, что сходит ко мне, но ничего конкретного пообещать не сможет. Уже с порога он заявил, что останется на пять минут.
"Стояла страшная жара, - вспоминает фотограф. Был июль, а кондиционер не работал. Я его спросил, не хочет ли он выпить. На что тот ответил, что всегда не прочь выпить. Тогда я налил ему вина, приготовил закусок, хамон. И поставил песни Ниньи де лос Пейнес (La Niña de los Peines). Это музыка, которая возносит до небес. "Это хорошо!" - сказал Девис. А потом спрашивает: "Почему эта музыка?" Я объяснил, что я страстно люблю фламенко, сам немного играю на гитаре. "Ну, неси свою гитару!" - приказал он. "А ты доставай свою трубу!" - сказал я. Потом мы играли пять, шесть, семь часов. Так я и сделал свою лучшую фотографию Девиса".
Когда он смотрит на те самые фотографии 80-х годов, у него что-то перехватывает в горле. И тогда он прерывающимся голосом только и может сказать: "Да, это не рок...понимаешь...."