Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Черносо́тенцы, (от древнерусского «чёрная сотня» — тяглое посадское население, которое делилось на сотни, представлявшие собою военно-административные единицы.) — члены русских правохристианских, монархических и антисемитских организаций: «Русская монархическая партия» Грингмута, «Чёрные Сотни», «Союз Русского Народа» (Дубровина), «Союз Михаила Архангела» и др. в 1905—1907 годах, а также современные православные монархисты. Термин «чёрная сотня» вошёл в широкое употребление в значении ультраправых политиков и антисемитов. В «Малом толковом словаре русского языка» П. Е. Стояна (Пг., 1915) черносотенец или черносотенник — «русский монархист, консерватор, союзник». В противовес демократическим институтам черносотенцы выдвигали принцип абсолютной, единоличной власти. По их мнению, у России было три врага, против которых следует бороться, — инородец, интеллигент и инакомыслящий, в неразрывном восприятии.[1]
Часть черносотенного движения возникла из стихийного народного движения за трезвость. Трезвенничество черносотенными организациями никогда не отрицалось (притом предполагалось что умеренное потребление пива является альтернативой водочным отравлениям), более того, часть черносотенных ячеек были оформлены как общества трезвости, чайные и чтения для народа, и даже пивные. Тем самым, черносотенное движение стремилось к созданию сети заведений с определенными стандартами обслуживания, предвосхищая собой концепцию фаст-фуда.
Черносотенцы не предложили программы прямых действий, кроме как «бить евреев, революционеров, либералов, интеллигентов». Поэтому русское крестьянство, которое мало сталкивалось с этими категориями, оказалось мало затронутым черносотенным движением.
Главная ставка черносотенцев на разжигание идейной и этнической вражды вылилась в погромы, происходившие в России, однако, и до развертывания черносотенства как такового . Русская интеллигенция не всегда могла избегать удара, обрушившегося на «врагов России», и интеллигентов могли избивать и убивать на улицах подчас наравне с евреями. [1] , при том что значительную часть организаторов движения представляли собой консервативные интеллигенты.
Следует отметить, что конструктивная часть черносотенных идей (имеются в виду как программы организаций, так и обсуждаемые черносотенной прессой темы) предполагала консервативное общественное устройство (имели место значительные споры по вопросу о допустимости парламентаризма и вообще представительных учреждений в Самодержавной монархии), и некоторое обуздание эксцессов капитализма, а также укрепление общественной солидарности, формы прямой демократии, что органически получило своё дальнейшее развитие в фашизме.
Черносотенцы возводят своё происхождение к низовому нижегородскому ополчению Смутного времени, предводимого Кузьмой Мининым, которые «стояли за дом пресвятой Богородицы и православную христианскую веру, ополчались против разорителей земли русской ради спасения веры отцовской и отечества от погибели».
Черносотенное движение выступило в начале XX века под лозунгами защиты Российской империи и его традиционных ценностей «православия, самодержавия, народности».
В годы Революции 1905-07 в основном поддерживали политику правительства. Черносотенцы совершили убийства двух членов ЦК кадетской партии — М. Я. Герценштейна и Г. Б. Иоллоса. Обе жертвы были политическими противниками черносотенцев: они были либералами, бывшими депутатами мятежной Государственной думы и евреями. Профессор Герценштейн вызвал особенный гнев крайне правых своими выступлениями по аграрному вопросу. 18 июля 1906 г. он был убит в курортном местечке Териоки. По делу об убийстве были осуждены члены Союза Русского народа Александр Половнев, Егор Ларичкин, Николай Юскевич-Красковский и Сергей Александров. Первые трое были приговорены к 6 годам за соучастие, Александров — к 6 месяцам за недонесение о готовящемся убийстве.[2] Непосредственный исполнитель убийства Александр Казанцев к тому времени сам был убит и не мог предстать перед судом.
Существенным источником финансирования черносотенных союзов были правительственные субсидии. Субсидирование осуществлялось из фондов Министерства внутренних дел, в целях возможности контролировать политику черносотенных союзов.[1]. Вместе с тем, черносотенные движения осуществляли и сбор частных пожертвований.
В Чёрную Сотню 1905—1917 годов по информации ряда источников входили священнослужители, которые впоследствии были канонизированы как православные святые: протоиерей Иоанн Кронштадтский, Митрополит Тихон Беллавин (будущий патриарх), Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский), Архиепископ Андроник (Никольский), будущий первоиерарх РПЦЗ Митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий), протоиерей Иоанн Восторгов, всего не менее 500 новомучеников и исповедников Российских. Из известных мирян — капитан крейсера «Варяг» Руднев[источник не указан 161 день], художник Виктор Васнецов[3], Мичурин[источник не указан 161 день], Менделеев,[4] жена и дочь Достоевского…
Доктор философских наук, профессор Сергей Лебедев: «Современные правые… любят увеличивать этот и без того длинный список за счет тех деятелей русской культуры, которые формально не состояли в черносотенных союзах, но не скрывали свои правые взгляды. К ним относятся, в частности, великий Д. И. Менделеев, художник В. М. Васнецов, философ В. В. Розанов…»[5]
Чёрная Сотня 1905—1917 годов — это несколько крупных и мелких монархических организаций: «Союз Русского Народа», «Союз Михаила Архангела», «Русская Монархическая партия», «Союз Русских Людей», «Союз борьбы с крамолой», «Совет объединённого дворянства», «Русское Собрание» и другие. Черносотенное движение в разное время публиковало газеты «Русское знамя», «Почаевский листок», «Колокол», «Гроза», «Вече». Черносотенные идеи проповедовались также в крупных газетах «Московские ведомости», «Киевлянин», «Гражданин», "Свет".
Среди лидеров черносотенного движения выделялись Александр Дубровин, Владимир Пуришкевич, Николай Марков, князь М. К. Шаховской. В октябре 1906 года различные черносотенные организации провели в Москве съезд, где была избрана Главная управа и провозглашено объединение под крышей организации «Объединённый русский народ». Объединения фактически не произошло, и уже через год организация прекратила своё существование.
После Февральской революции 1917 черносотенные организации были запрещены и частично сохранялись на подпольном положении. Во время Гражданской войны многие видные лидеры черносотенцев примкнули к Белому движению, а в эмиграции громко критиковали эмигрантскую деятельность[источник не указан 161 день]. Некоторые видные черносотенцы со временем примкнули к различным националистическим организациям.
Роль черносотенного движения в погромах
Вопреки распространенному мнению, не все погромы были подготовлены черносотенными организациями, которые были в 1905-07 еще весьма малочисленными. Тем не менее черносотенные организации наиболее активно действовали в регионах со смешанным населением — на Украине, в Белоруссии и в 15 губерниях «черты еврейской оседлости» где было сосредоточенно более половины всех членов Союза Русского Народа и других черносотенных организаций. По мере разворачивания деятельности черносотенных организаций волна погромов начала скорее спадать, на что указывали многие видные деятели данного движения.
Ослабление и конец черносотенного движения
Несмотря на массовую поддержку среди городских мещан и сочувствие русского православного духовенства и влиятельных аристократов, русская радикальная правое движение с самого своего появления на российской общественной сцене оставалась недоразвитым благодаря следующим обстоятельствам:
Черносотенное движение не сумело убедить российское общество в своей способности предложить позитивную программу по тогдашним запросам к политической идеологии;
Черносотенное движение не сумело предложить действенной альтернативы либеральным и революционным, радикально-левым идеям, завоевавшим широкие круги интеллигенции в России;
Не сумело черносотенное движение консолидировать силы нарождавшегося в Российской империи русского этнического национализма.
Несмотря на определённые политические успехи, после Русской революции 1905 года черносотенное движение не смогло стать монолитной политической силой и найти союзников в многоэтническом, многоукладном российском обществе. Зато черносотенцы сумели настроить против себя не только влиятельные радикальные левые и либеральные центристские круги, но и часть своих потенциальных союзников среди сторонников идей российского имперского национализма[источник не указан 161 день].
Напуганные радикальной риторикой и эпизодическим насилием черносотенцев, находившиеся у власти державники увидели во всём русском этническом национализме едва ли не главную угрозу Российской державе. Они сумели убедить симпатизировавшего «союзникам» царя Николая II и придворные круги отвернуться от черносотенного движения, что и способствовало ослаблению[источник не указан 161 день] черносотенцев на русской политической сцене накануне революции 1917 года. Некоторому ослаблению движения способствовала также Первая Мировая война, на которую пошли добровольцами многие рядовые и активисты черносотенных организаций. В Русской революции 1917 года черносотенное движение практически не играло роли, а после победы большевиков, видевших в русском этническом национализме одну из главных угроз создающегося на основе пролетарского интернационализма советского строя, остатки актива черносотенного движения были беспощадно уничтожены.
С. Ю. Витте так отзывался о «Чёрной сотне»:
Эта партия в основе своей патриотична... Но она патриотична стихийно, она зиждется не на разуме и благородстве, а на страстях. Большинство её вожаков политические проходимцы, люди грязные по мыслям и чувствам, не имеют ни одной жизнеспособной и честной политической идеи и все свои усилия направляют на разжигание самых низких страстей дикой, тёмной толпы. Партия эта, находясь под крылами двуглавого орла, может произвести ужасные погромы и потрясения, но ничего, кроме отрицательного, создать не может. Она представляет собой дикий, нигилистический патриотизм, питаемый ложью, клеветою и обманом, и есть партия дикого и трусливого отчаяния, но не содержит в себе мужественного и прозорливого созидания. Она состоит из тёмной, дикой массы, вожаков — политических негодяев, тайных соучастников из придворных и различных, преимущественно титулованных дворян, всё благополучие которых связано с бесправием, которые ищут спасения в беззаконии и лозунг которых: «не мы для народа, а народ ради блага нашего чрева». К чести дворян эти тайные черносотенники составляют ничтожное меньшинство благородного русского дворянства. Это — дегенераты дворянства, взлелеянные подачками (хотя и миллионными) от царских столов. И бедный Государь мечтает, опираясь на эту партию, восстановить величие России. Бедный государь... (Цит. по: С.Ю. Витте. Петроград, 1923, с. 223.)
Современные черносотенцы
Возрождение черносотенного движения наблюдается в конце и после перестройки. Так в 1992 член национально-патриотического фронта «Память» Штильмарк организовал газету «Чёрная Сотня», тогда же его группа «Чёрная Сотня» отделилась от общества Память. С 2003 «Православный набат» — главное издание черносотенного движения возглавляемого Штильмарком.
К черносотенцам относится воссозданный в 2005 году Союз русского народа, газета «Православная Русь», православные организации во главе с Михаилом Назаровым, основанная Константином Кинчевым среди фанатов группы АлисА Красно-Чёрная Сотня, а также множество мелких организаций. Значительная часть современного русского национализма если не выводит себя напрямую из черносотенства начала XX века, то не отрицает хотя бы идейного воздействия этого движения.
Примечания
↑ 1 2 3 «Черносотенное движение и черносотенные организации в России в начале XX века» Ногина Е. В. Челябинск 1998 г.
↑ Чёрная сотня под финским судом
↑
http://www.c-cafe.ru/days/bio/27/026_27.php
↑
http://www.hrono.info/organ/soyuz_rn.html
↑ Идеология правого радикализма начала XX-го века
Ссылки
Омельянчук И. В. Социальный состав черносотенных партий в начале XX века
Кожинов В. В.. «Черносотенцы» и революция(архив)
Кожинов В. В. Правда Чёрной Сотни
Кожинов В. В. Статья «Кто такие черносотенцы?»
Степанов С. А. «Черносотенный террор 1905—1907 гг.»
Степанов С. А. РУССКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — ОПРИЧНАЯ МОНАРХИЯ
Тарасов А. Н. «Тёмная сотня»
Ганелин Р. От черносотенства к фашизму // Ad hominem. Памяти Николая Гиренко. СПб.: МАЭ РАН, 2005, с. 243—272
Лебедев С. В. Идеология правого радикализма начала XX-го века
Кротов Я. Г. ЧЕРНАЯ СОТНЯ передача «С христианской точки зрения» от 07.07.2005 на Радио Свобода
Витухновская М. Чёрная сотня под финским судом Журнал «Нева» № 10 2006
Современные чёрносотенные организации
Официальный портал общественно-патриотического движения «Чёрная Сотня»
Официальный региональный портал ОПД «Чёрная Сотня» в Санкт-Петербурге
Общество «Союз русского народа»
Газета «Православная Русь»
Издательство «Русская Идея»
Источник — «
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0...D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D1%8B»