• Авторизация


Русский художник Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911). 11-02-2019 22:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Автопортрет, 1878,  Государственная Третьяковская галерея, Москва

Григорий Григорьевич Мясоедов (1834, село Паньково, Тульская губерния —  1911, Полтава) — русский живописец, один из самых ярких представителей русского реализма второй половины XIX века, основатель Товарищества передвижных художественных выставок. Основная тема, к которой обращался художник — крестьянский быт.

Пастушок,  1909 , Национальный художественный музей Республики Беларусь

В детстве мальчик много читал, часто рисовал. Отец всячески поощрял его интерес к художеству. Свое обучение будущий художник начал в Орловской гимназии, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков, но, не окончив в ней курса, поступил в ученики Академии художеств, где его профессорами были Т. А. Нефф и А. Т. Марков. В 1853 году он поступил в Академию Художеств. Непростая ситуация сложилась между художником и его отцом. Отец полностью лишил сына материальной помощи, и лишь написанный в 1857 году с натуры портрет отца примирил их.

[показать]
 «Поздравление молодых в доме помещика», 1861. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1861 году за полотно «Поздравление молодых в доме помещика», Мясоедов получил малую золотую медаль.
В 1862 году Мясоедов окончил Академию Художеств по классу исторической живописи, получив большую золотую медаль за композицию «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» и был поощрен пенсионерской поездкой.

[показать]
 «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе. Сцена из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1825) — «Корчма на литовской границе», 1862. Всероссийский музей А. С. Пушкина

В 1863 году он посетил Италию, Германию, Бельгию, Швейцарию, работал в Париже, Испании. В Риме он занимался в частной Академии. В 1867 году он живет во Флоренции, где знакомится с семьей опального А.И.Герцена, с литературоведом А.Н.Веселовским, и с семьей художника Николая Ге. Здесь же он создал картину на сюжет «Божественной комедии» «Франческа да Римини и Паоло да Паоленто».

В 1869 году он вернулся в Россию. В Москве пишет картину «Заклинание», за которую получил звание академика. В конце 1860-х годов, находясь за границей, Мясоедову пришла идея организации Товарищества передвижников. 16 декабря 1870 года состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов. Он стал автором первого устава ТПХВ и оставался бессменным членом правления в течение сорока лет.

Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок. Сидят (слева направо): С.Н. Аммосов, А.А. Киселёв, Н.В. Неврев, В.Е. Маковский, А.Д. Литовченко, И.М. Прянишников, К.В. Лемох, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, Иванов (служащий в правлении товарищества), Н.Е. Маковский. Стоят (слева направо): Г.Г. Мясоедов, К.А. Савицкий, В.Д. Поленов, Е.Е. Волков, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, Н.А. Ярошенко, П.А. Брюллов, А.К. Беггров.

[показать]
Дедушка русского флота. (Франц Тимерман объясняет юному Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово. Май 1688 года)  Государственный Музей Искусств Узбекистана,Ташкент

29 ноября 1871 года в Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве, Киеве и Харькове. Мясоедов представил на эту выставку картину «Дедушка русского флота»,а в марте 1872 года открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова – «Земство обедает».


 «Земство обедает»  1872, 125×74 см •  Государственная Третьяковская галерея, Москва

Эта картина принесла успех художнику. В картине раскрыта главная задача передвижнического реализма – «стремление к реальному и повседневному», отмеченному В.В.Стасовым.
Действие картины разворачивается в тихом провинциальном городишке. У подъезда земской управы расположилась группа крестьян. Один крестьянин дремлет, а другие спокойно едят скудный обед. Рядом, в самом доме, только что отобедали господа. Через открытое окно видно как лакей старательно вымывает посуду, множество бутылок и графинов. В картине изображена бедность в контрасте с богатством. Главными героями картины становятся крестьяне. Художник запечатлел разнообразие их характеров, их особую красоту и душу.

[показать]
 «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года», 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В довольно короткий срок художником была написана картина «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года». В картине раскрывается иной аспект той же темы — судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях.

«Признаюсь, — писал один из критиков, — мне не удавалось видеть (после «Бурлаков» г. Репина) ни на одной картине столь типичных, безыскусственно-правдивых, точно живых, истинно мужицких лиц».

Крестьяне с сосредоточенным вниманием слушают читаемый мальчиком текст манифеста об освобождении от крепостной зависимости. Их отношение к документу еще не определилось: на лицах нет ни радости, ни явного разочарования. Но есть внутреннее напряжение, недоверие, настороженность. Крестьяне по-своему мудры и мужественны.

Лесная река

В 1876 году художник переселился на хутор близ Харькова. Он увлекся садоводством и огородничеством. С этого момента можно отметить начало спада в его творчестве. Меняется его отношение к крестьянской жизни. Мясоедова привлекали темы, раскрывающие народные поверья и традиции.
В 1882-1884 художник работает над историческим полотном «Самосожигатели». 
В 1880-е годы Мясоедов работает над пейзажами. Он создал картину «Дорога во ржи». 
В 1880-е пейзажи Мясоедова получили признание публики. Он выбирал простые мотивы, неброские виды южного Крыма. Среди этюдов встречались и марины.

В конце 1880-х Мясоедов живет в Полтаве в большой усадьбе с садом, парком и прудом. Осенью и зимой художник уезжал в Крым. Одной из последних его работ стала картина «Зреющие нивы».
В 1890-1900 годах в его произведениях чувствуется влияния салонной живописи. Художник много работал в графической технике. Он создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве. Он также организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству.
Как и многие передвижники Мясоедов в 1890-е года пережил кризис.
Он осознавал, что его время безвозвратно ушло. Незадолго до смерти он собирался исполнить три больших картины под единым названием «Святая Русь».

Весна
 
[показать]
 Опахивание. 1876 Холст, масло. 78 x 134 см Государственный Русский музей, С.-Петербург

В картине «Опахивание» изображен древний языческий обряд, защищающий скотину от болезни и смерти: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек. В картине «Молебен на пашне о даровании дождя» передано эмоциональное напряжение крестьян, просящих помощи Всевышнего в засушливое лето.

[показать]
 Самосжигатели. 1882,1884 Холст, масло. 139 x 283 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1882-1884 художник работает над историческим полотном «Самосожигатели». В нем художник изобразил момент самосожжения иступленных фанатиков-староверов в горящей избе.
 
Головка
 
[показать]
 "Сеятель". 1888
«Жница» Холст, масло. 35,5 x 16,7 см.  Третьяковская галерея, Москва, Россия


 Дорога во ржи. 1881, Холст, масло. 65 x 145 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1880-е годы Мясоедов работает над пейзажами. Он создал картину «Дорога во ржи». На картине изображена фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля.
В пейзаже «Дорога во ржи» (1881) поражает простота и выразительность мотива: удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля. Художник как бы открывает возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины, что в полной мере проявилось в «Косцах» (1887).

[показать]
[показать]
 Страдная пора (Косцы). 1887, Холст, масло. 179 x 275 см Государственный Русский музей, С.-Петербург


«Страдная пора» (1887 г.; приобретена государем императором Александром III). Эта последняя картина представляет сочетание выразительной фигуры работающего крестьянина с жарким пейзажем.
Автор воспевает здесь радостную сторону бытия, передает красоту крестьянского труда, его мерный, слаженный, почти музыкальный ритм.
Уже сами размеры холста (159х275 см) свидетельствуют о значимости для художника темы картины. Вместе с тем решение ее не лишено определенных противоречий.

[показать]
 У чужого счастья, Таганрогский художественный музей

[показать]
 Портрет молодой женщины, 1899 г (аукцион)

[показать]
 Портрет старика (аукцион)

[показать]
 Портрет бородатого крестьянина с посохом и жестяным чайником, 1898 (аукцион)

[показать]
 В ПОЛЕ (аукцион)

[показать]
 Осенний вид в Крыму. 1884 Холст, масло. 80 x 156 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

[показать]
 Скалы, 1884, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
 
Мясоедов написал много пейзажей и преимущественно крымских, многие из них характерны и колоритны. Избираемые им сюжеты, как бытовые, так и пейзажные, — разнообразны. Живопись его гармоническая и уверенная. Изредка он пишет и портреты (Н. Н. Бекетова, Е. С. Гордеенко, И. И. Шишкина), но они занимают небольшое место в его деятельности. Мясоедов занимался также и гравированием «крепкой водкой» (офортом).

[показать]
 Первый оттиск. Портрет И.И.Шишкина. 1891, Холст, масло. 187 x 123 см Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

Кроме того, Мясоедов писал и религиозную живопись (см. Храма Спаса на Сенной). Незадолго до смерти он собирался написать триптих «Святая Русь». Среди поздних работ выделяется картина «Сам с собою, или Игра в шахматы» (1907).

[показать]
 «Сам с собою, или Игра в шахматы», 1907. Музей шахмат

[показать]
 «Смотрины невесты», 2-я пол. XIX в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

[показать]
 «Пристань в Ялте», 1890. Владимиро-Суздальский музей-заповедник

[показать]
[показать]
[показать]
 «Пушкин и его друзья слушают декламацию Мицкевича в салоне княгини Зинаиды Волконской. Худ. Г.Г. Мясоедов. В левой части картины, у колонны – Петр Чаадаев, 1904-1906.


Историческая сцена (Иван Грозный в келье псковского старца Николы), 1899 
 Мемориальный музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко, Кисловодск

[показать]
 Три сестры в парке, 1888, Государственная Третьяковская галерея, Москва

[показать]
 Осиротели, Харьковский художественный музей

[показать]
 Сумерки. 1880, Холст, масло. 79 x 143 см, Национальный музей изобразительного искусства, Кишинев, Молдова

[показать]
 Курсистка. На пути к знаниям, Полтавский художественный музей

[показать]
 В Севастополе в 1854 году. 1878, Холст, масло . 114 x 156 см, Харьковский художественный музей, Украина

[показать]
 Молебен во время засухи. 1880, Холст, масло. 74 x 148 см, Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля

[показать]
 Сумерки, Екатеринбургский музей изобразительных искусств

[показать]
Портрет девушки с распущенными волосами.
Государственный музей искусств имени А. Кастеева Республики Казахстан, Алматы
 
«Портрет старухи» Холст, масло. 41,5 x 30,6 см.
Kostroma Regional Art Museum, Кострома, Россия
 
Знахарь, 1860, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
 
[показать]
 Урок пряжи. 1859. Тюменский музей изобразительных искусств

[показать]
 Мальчик-итальянец, Музей «Спасское», Тула

[показать]
 Портрет В.В. Стасова Государственный Литературный музей, Москва
 

«Портрет скрипача В.Г.Вальтера» 1902 Г. Холст, масло. 61 x 42 см.
Томский Областной Художественный Музей, Томск, Россия

[показать]
 Испанец. 1866, Этюд,Холст, масло. 21 x 17 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

[показать]
Женский портрет . 1876, Картон, масло. 36 x 26 см, Запорожский художественный музей, Украина
Портрет Елизаветы Михайловны Кривцовой, жены художника. 1861
71 х 58,  Тульский областной художественный музей

[показать]
 Myasoyedov by Kramskoi (Государственная Третьяковская галерея)
 
Г.Мясоедов,  портрет И.Репина. Этюд 1883

Внешность Мясоедова говорила сама за себя.

Высокий, с умным лицом, длинным и искривленным набок носом, с сухой, саркастической улыбкой тонких губ, прищуренными глазами. В речи его звучали оригинальные, передовые мысли, парадоксы, часто ирония и едкий сарказм.

Григорий Мясоедов был человеком сложным, в общении невыносимым. Его резкий характер иногда оказывался даже для близких нестерпимым.
Не ужившись с первой женой — пианисткой, в Харькове он сошелся с молодой художницей Ксенией Ивановой, которая в 1881 году родила сына. Но свободолюбивый Григорий Григорьевич был уверен, что девица поймала его «словно перепела в сети». У него были какие-то основания считать, что Ванечка не его. Оформил бумагу об усыновлении собственного ребенка, а жене запретил проявлять материнские чувства к мальчику. Ксения была для Вани обычной кухаркой…

Наконец Мясоедов безжалостно оторвал ребенка от матери, отдав отпрыска на воспитание другу-пейзажисту Киселеву в Москву. Это случилось, когда Мясоедов позировал Репину для картины.

— Илья взял царя Грозного с меня, потому что ни у кого не было такого зверского выражения лица, — говорил потом художник.
[показать]
 Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года

Впрочем, после одного случая Григорий убедился, что Ваня — его кровь. Как-то раз во время очередного застолья у Киселевых гости зашумели: «А где Ванечка? Где ваш воспитанник?» Киселевы долго упирались: да он, мол, такой бука, молчун, всего боится. Но привели Мясоедова-младшего.
Ваня понял, что талантливая публика ждет от него не пошлой сказки, стишка, песенки, спетой дрожащим от волнения голоском, — им нужна более эстетическая акция. Ваня подошел к художнику Маковскому и смачно высморкался в полу его шикарного сюртука. После этой «живой картины» у Мясоедова-старшего никаких сомнений не осталось — «мой сын». В тот же день он забрал 7-летнего Ванечку домой — в пригород Полтавы.

Но ничего фактически в отношениях отца и сына не поменялось. В момент агрессии художник мог так ударить сына, что даже подумывал, что убил отпрыска. А увлечение Вани гирями, цирковым искусством считал постыдным.

— Несчастье мое, дубина! — часто шпынял он подрастающего мальчика.

В 1899 году умерла от туберкулеза Ксения, которая была единственным добрым человеком в жизни парня. А после того как Григорий насмелился сообщить Ване, что тот не приемыш, а родной сын, Мясоедов-младший фактически отрекся от отца. Поселился во флигеле, месяцами не разговаривал с папой, а его гостей провожал только до крыльца.

— Нет, это не мой сын, а какое-то отродье. Я человек слабый, болезненный, откуда взялся этот верзила? Художника из него никогда не выйдет, а что выйдет — неизвестно. Иван-дурак… — так оценивал студенческое творчество Вани Григорий.

[показать]
Ива́н Григо́рьевич Мясое́дов ,  Областной художественный музей им. Николая Ярошенко, Украина

Ива́н Григо́рьевич Мясое́дов (30 сентября (12 октября) 1881, Харьков, Российская империя — 27 июля 1953, Буэнос-Айрес, Аргентина) — русский и лихтенштейнский художник, мастер живописи и графики, представитель символизма и модерна, создатель почтовых марок.
Но когда в 1911 году Мясоедов-старший умирал, сын явился. Под музыку Баха и Шопена рисовал отца на смертном ложе. Иван со старанием выводил линии спазматически открытого рта, обводил контуры страдальчески заостренного отцовского лица в агонии. Что двигало рукою сына: искусство или ненависть, наверное, даже сам автор не знал.
 
[показать]
 Г.Г. Мясоедов в предсмертной агонии. Зарисовано с натуры его сыном Иваном Мясоедовым

На двух посмертных выставках (в Полтаве и Москве) Иван безжалостно распродал все богатое наследие отца, не пощадив его работ и коллекции, составленной из дарственных работ Репина, Шишкина, Дубовского. А в 1919 году, когда Иван Мясоедов навсегда покинул родину, перед эмиграцией он с каким-то садизмом уничтожил в усадьбе все, что касалось Григория: эскизы, переписку мастера. После войны в одном из зданий на усадьбе Мясоедовых полтавчане решили сделать музей, но нашли там лишь один автопортрет Григория…
 
[показать]
 Родник. 1890-е, Холст, масло. 35 x 34 см, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары

[показать]
 Осеннее утро. 1893, Холст, масло. 88 x 70 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

[показать]
Парк, 

[показать]
 Весной (Лесной ручей близ Полтавы). 1890, Холст, масло. 75 x 56 см,Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева

[показать]
 Пруд в лесу, Рыбинский государственный историко-архитектурный
и художественный музей-заповедник

[показать] 
 Скончался Г. Г. Мясоедов 18 декабря 1911 года в своей усадьбе Павленки под Полтавой (ныне в черте города, на ул. Мясоедова).
Похоронен в саду усадьбы. С 1926 г. здесь размещается Полтавская гравиметрическая обсерватория. 
 
 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
OksGurbanova 13-02-2019-23:10 удалить
галина_суханова, Благодарю. В другой России побывала.


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Русский художник Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911). | галина_суханова - Дневник галина_суханова | Лента друзей галина_суханова / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»