Кришнамурти о желаниях
17-12-2009 19:21
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Удовольствие приходит через 4 стадии: восприятие, ощущение, контакт
и желание. К примеру, я вижу прекрасную автомашину. Затем, когда я на нее
смотрю, у меня возникает ощущение, реакция, затем я прикасаюсь к машине
или воображаю, что прикасаюсь, после чего возникает желание иметь ее и
показываться в ней. Или я вижу красивое облако или горы, четко выделяющи-
еся на фоне неба, или первый весенний листок, или глубокую долину, полную
очарования, или великолепный закат солнца, прекрасное лицо, умное, живое,
не сознающее своей красоты (иначе ее бы не было).
Я смотрю на все это с восторгом и не замечаю тогда, что нет наблюдающего, а есть только красо-
та, равная любви. В это мгновение я отсутствую со всеми моими проблемами,
тревогами и страданиями. Есть только это непостижимое чудо. Я могу гля-
деть на все это с радостью, и в следующий момент забыть об этом. Или же
включается ум, и тогда возникает проблема. Я думаю том, что я увидел, и
думаю о том, как это прекрасно. Я говорю себе, что хотел бы увидеть это
еще много раз. Мысль начинает сравнивать, судить и говорит: <Я>.
То, что было восторгом одного мгновения, продлевается и поддерживается мыслью. То же самое происходит с сексуальным и всяким другим желанием. В самом желании нет ничего неправильного, реаги-
ровать так - совершенно нормально. Когда вы уколете меня булавкой, я от-
реагирую на это, если я не парализован, но когда в восторг включается
мысль, переживание его, она превращает его в удовольствие. Мысль хочет
повторить это переживание. И чем чаще вы его повторяете, тем более меха-
ничным оно становится. Чем больше вы думаете об удовольствии, тем большую
силу придает ему мысль. Так мысль при помощи желания создает и поддержи-
вает удовольствие, придает ему длительность, и в результате, естественная
реакция желания по отношению к чему-то прекрасному извращается мыслью.
Мысль превращает эту реакцию в воспоминание, питает это воспоминание,
возвращаясь к нему снова и снова. Память бесспорно необходима на опреде-
ленном уровне. Мы бы не могли действовать в повседневной жизни без нее. В
своей сфере она нужна, но существует такое состояние ума, когда память
играет очень незначительную роль. Ум, который не искалечен памятью,
действительно свободен.
Только стремление навсегда сохранить удовольствие превращает его в
страдание. Проследите это в самих себе. Именно стремление повторить удо-
вольствие порождает боль, потому что оно не будет таким же, как вчера. Вы
боретесь, чтобы ощутить тот же восторг, и испытываете боль и разочарова-
ние, так как это вам не удается. Наблюдали ли вы, что происходит, если
вам отказывают хотя бы в незначительном удовольствии?
Не получив желаемого, вы становитесь встревоженным, завистливым,
исполненным ненависти. Замечали ли вы, когда вам отказывали в выпивке,
куреве, сексе или в чем бы то ни было, - замечали ли вы, какую борьбу это
в вас вызывало? Это является какой-то формой страха, не так ли? Вы бои-
тесь, что не получите желаемое или потеряете то, что имеете. Когда ка-
кая-либо определенная вера или идеология, которых вы придерживались года-
ми, вдруг начинает терпеть фиаско, не боитесь ли вы оказаться в одино-
честве? Ведь эта вера на протяжении многих лет давала вам удовлетворение
и удовольствие, и, когда вы ее утратили, вы оказались на мели, чувствуя
себя опустошенным, и этот страх будет одолевать вас до тех пор, пока вы
не найдете другой формы удовольствия, другой веры.
Дж. Кришнамурти СВОБОДА ОТ ИЗВЕСТНОГО
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote