• Авторизация


ГМО и Homo sapiens 25-10-2009 10:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения GMO_and_SAFETY Оригинальное сообщение

 

Часть 1

Для того, чтобы в ложь поверил обыватель, она должна быть чудовищно неправдоподобной.
Известный политический деятель середины ХХ века

Когда я вижу слоган «пища Франкенштейна», мне хочется выдернуть кол из ближайшего забора. Генетически Модифицированные Организмы страшнее атомной войны. В борьбе с этим порождением Мон-сатаны оправданы любые средства. ГМО вредны для здоровья. Дети тех, кто ел ГМО, обрастут шерстью. ГМО пьют кровь христианских младенцев и закусывают биоразнообразием. Индуцированный бред – явление, хорошо известное в психологии. «Индуцированные бредовые идеи появляются обычно на определенной почве, т.е. у личностей с психопатическими особенностями (повышенная внушаемость, застреваемость, ригидность, тревожность, склонность к сверхценным образованиям), умственным недоразвитием, низким культурным уровнем» (Медицинский справочник. Ред. В.Ф. Тулянкин, Т.И. Тулянкина). Вопли о вреде ГМО не только запугивают мирных граждан с повышенными тревожностью и внушаемостью и низким культурным уровнем. Они формируют у экологов, селекционеров и генных инженеров комплекс вины, заставляя их не верить глазам своим, еще и еще раз искать в темной комнате кошку, зная, что ее там нет, и оправдываться в злодеяниях, которых никто не совершал.


Кидайтесь грязью – что-нибудь да останется

…причем вся статья была построена на глупости, ничего, кроме глупости, не содержала и рассчитана была на глупцов…
Дядюшка Каан

В чем обвиняют генетически модифицированные растения? В первую очередь и громче всего – в изуверствах, которых они никогда не совершали. Младенцы в Израиле заболели из-за того, что в детское питание на основе соевого белка подсыпали трансгенной сои – хотя на самом деле производители то ли от вредительства, то ли, скорее, из простого человеческого идиотизма просто перестали добавлять туда витамин В1, которого нет ни в какой сое. Убийцы в белых халатах разрабатывают бактерий и вирусов, которых можно незаметно подсыпать в йогурт, и от него вымрут все рыжие (славяне, арабы или представители других популяций Гомо сапиенса) – мало того, что это бред, так еще и непонятно, при чем здесь растения. Недоочищенная примесь к триптофану, полученному с помощью трансгенной бактерии, оказалась опасной для носителей редкой мутации (единственный пример, когда опасным оказалось лекарство, полученное с помощью генной инженерии, а не химическим синтезом и не из растительного сырья) – за неимением лучшего и эта история двадцать лет используется как доказательство вреда трансгенных растений. Хотя триптофан (и множество других пищевых и лекарственных веществ) во всем мире продолжают получать методом микробиологического синтеза – с учетом ошибок. Сам метод эта печальная история не дискредитировала. И почти обязательно в страшилках о ГМО пересказываются пробравшиеся в научные журналы глупости – об отравленных лектином крысах, о бабочках, которых насильно кормили нектаром с лошадиными дозами пыльцы с Bt-токсином, о невинных божьих коровках, объевшихся тлями, которых поселили на трансгенных растениях... Первая статья раскритикована несчетное число раз, в том числе в том же «Ланцете», который ее напечатал, а ее автор уволен за слабоумие, несовместимое с занимаемой должностью. О бабочках и коровках зеленые и ученые доспорились аж до суда: «Гринпис» и еще несколько «зеленых» организаций пытались доказать, что американское Агентство по Охране Окружающей Среды (ЕРА) ничего не понимает в охране природы, разрешая применение Bt-растений. Суд – не лучшее место для решения научных споров, но и сторонники, и противники ГМО давно признали, что их спор перестал быть научным. На самом деле научным он никогда и не был. Об опасности ГМО спорят ученые с одной стороны и шарлатаны, в том числе с научными степенями, – с другой. Пример – цитата из типичной статьи о смертельных опасностях ГМО: «Cторонники ГМО утверждают, что ГМ-вставки полностью разрушаются в желудочно-кишечном тракте человека... Однако в книге под редакцией известного генетика Л.И.Корочкина профессором Института молекулярной генетики РАН В.А.Гвоздевым написано: «…поедание организмов друг другом может лежать в основе горизонтального переноса, поскольку показано, что ДНК переваривается не до конца и отдельные молекулы могут попадать из кишечника в клетку и в ядро, а затем интегрироваться в хромосому». То, что другие профессора тысячу раз показали, что это бред – неважно. Пишет же известный историк и академик (!) Фоменко, что Александр Невский и хан Батый – одно и то же лицо, и жило оно в примерно в XIX веке. Может быть, и это научная гипотеза, а то и теория? Большинство аргументов против ГМО имеют к науке примерно такое же отношение, но с ними приходится спорить, опровергая нелепости и разъясняя банальности, очевидные на уровне школьного учебника по биологии. Умные и объективные статьи плохо слышны за воплями безграмотных и бессовестных обличителей. Агрессивные дураки всегда уверены в своей правоте, демагоги не стесняются в средствах, авторы заказух удовлетворяют желания клиента – и все они громко кричат простые и понятные профанам лозунги. А умные и образованные люди поправляют пенсне, говорят тихо, употребляют непонятные слова, и главное – представляют себе сложность проблемы и стесняются сказать просто и понятно: генетически модифицированные растения безопасны для человека и природы настолько, насколько могут быть безопасными культурные растения. Любая научная статья, в том числе и о ГМО, строится примерно так: «предполагается, что так, но в то же время ряд авторов рассуждает совсем по-другому… нельзя не отметить это, но следует признать обоснованность и прямо перпендикулярного мнения» – и так далее, особенно в проблемах экологии, где всё со всем переплетено множеством прямых и обратных связей. Любой ученый заинтересован в продолжении своей работы – и в результате типичное окончание научной статьи, в которой обсуждаются опасности, связанные с ГМО, выглядит так: «несмотря на то, что отсутствие данного явления, показанное сотней процитированных нами авторов, подтвердилось и в наших опытах, вопрос представляет большой интерес и требует дальнейших исследований» – что означает всего лишь «дайте нам еще один грант»! Перед этим обычно перечисляется комплекс мер, позволяющих снизить теоретически возможные риски использования трансгенных растений – но пересказы «зеленых» обрываются на постановке проблемы. Противники ГМО замалчивают то, что большинство опасностей, связанных с их применением, на самом деле вообще не являются опасностями и представляют интерес только для специалистов, в первую очередь – для самих разработчиков трансгенных растений. Ни крестьян, ни потребителей эти проблемы не касаются. В рассуждениях об умозрительных опасностях ГМО никогда не рассматривается их вероятность (часто – практически нулевая). Величину, учитывающую одновременно размер опасности и ее вероятность, называют риском. Например, переход улицы на зеленый свет намного менее рискован, чем на красный: последствия одинаковы, вплоть до смерти самого пешехода и еще нескольких человек, а вероятность неприятностей сильно различается. Если бы внедрение каждой новой технологии происходило только после того, как любые связанные с ней риски были навсегда и полностью исключены, мы до сих пор сидели бы в холодных пещерах и ели сырое мясо. Сто с небольшим лет назад в Англии перед самобеглой коляской должен был идти специальный человек с флажком, предупреждая окружающих об опасности. Связанные с самобеглыми колясками риски с тех пор выросли во столько раз, что и сосчитать невозможно – но отказываться от них человечество не собирается. В случае с ГМО все возможные последствия предусмотрены настолько, насколько это вообще возможно, меры по предупреждению и нейтрализации этих последствий применяются и постоянно совершенствуются, а преимущества применения генной инженерии в сельском хозяйстве очевидны и полностью оправдывают небольшую вероятность не слишком опасных последствий. Любая новая технология – палка о двух концах. Любое новшество можно критиковать до бесконечности. Особенно если подпускать в критику побольше эмоций и поменьше думать о здравом смысле. Например, недавно японские исследователи ухитрились вывести рис, устойчивый не к одному, а как минимум к четырнадцати разным гербицидам, заставив его синтезировать цитохром CYP2B6, полученный из хромосом самого ядоустойчивого в мире животного – Гомо сапиенса. Статьи об этом появились под душераздирающими названиями вроде «Ужасы генной модификации: ген человеческой печени добавляют в рис». И какой смысл объяснять агитаторам, что цитохромы – это «…сложные железосодержащие белки... широко распространены в растительных и животных клетках и микроорганизмах…» и далее по статье из энциклопедии? Спасайтесь, люди, вас насильно делают людоедами!


Экология вида Гомо сапиенс

          Вы спросите меня: чем велик человек? Что создал вторую природу? Что привел в движение силы,
 почти космические?.. Нет! Тем, что несмотря на все это уцелел и намерен уцелеть и далее.
Валентин Пильман, лауреат Нобелевской премии

В зеленом шуме вокруг ГМО особенно ярко проявилось доведенное до абсурда представление о том, что природа имеет самостоятельную, не зависящую от человека ценность, что интересы природы важнее интересов человечества. Я инстинктивно люблю природу и поддерживаю любые меры по ее сохранению и восстановлению – но интересы вида Гомо сапиенс для меня важнее интересов любого другого вида и всех видов в целом. А необузданный экологизм может идти вразрез с интересами нынешнего и будущих поколений человечества. Пример этого – Киотский протокол. В ближайшее время наш вид намерен тратить на выполнение его принципов сотни миллиардов долларов в год. К середине века – триллион долларов ежегодно (2% мирового ВВП) В 2100 году потомки ныне живущих особей нашего вида, если они не отменят эту борьбу с ветряными мельницами, будут тратить 4% своих сил и средств на снижение выбросов углекислого газа в атмосферу (см. статью В.Н.Лысцова «Угрожающее потепление» (Наука и жизнь, №2-2005). И все это – ради того, чтобы на считанные проценты замедлить скорость неизбежного глобального потепления? При этом популяция (лат. populus – народ), живущая в ареале США, которая производит выбросов углекислого газа на душу населения больше любой другой страны в мире, заморозила свое участие в этом протоколе. Янки поняли, что их в очередной раз пытаются заставить заплатить за всех, - и им это почему-то не понравилось. Но их расходы на сокращение выбросов вполне сопоставимы с расходами Евросоюза. Зато эта популяция больше всех остальных использует ГМО. И в этом, и во многих других ареалах, в том числе в тех, где пищевые ресурсы ограничены, особи, относящиеся к виду Гомо сапиенс, протестуют против ГМО, действуя против интересов вида в целом и большинства населяющих эти ареалы популяций. В отличие от других паразитических видов, Гомо сапиенс паразитирует не на определенном виде или группе видов, а на биосфере в целом. Как и любой другой паразит, он потребляет ресурсы хозяина и отравляет его продуктами своей жизнедеятельности. Когда Гомо сапиенс доел последних мамонтов, он приручил коров и других домашних животных (и безжалостно уничтожил их свободных родственников) и начал выжигать леса, осушать болота, поливать степи и сеять на освобожденных от дикой природы местах съедобные растения. В результате тело Земли покрылось обширными эрозиями (самая большая из них – пустыня Сахара), а впоследствии – язвами городов и участками некроза на местах добычи руды, пыльными шрамами дорог и другими болезненными проявлениями. Когда Гомо сапиенс научился эффективнее использовать свою кормовую базу, его численность начала экспоненциально расти, а воздействие на природу дошло до уровня, при котором когда-то вымерли динозавры. Стеллеровых коров, тасманийских волков, дронтов и других животных покрупнее и посимпатичнее Гомо успел описать. А множество других видов, в подавляющем большинстве маленьких и неброских, но изо всех сил подпирающих лапками и жгутиками равновесие в природе, вымирают в полном составе, не дождавшись даже латинского названия. Это – неизбежная плата за процветание нашего с вами вида. К счастью, Гомо сапиенс, как и многие другие паразиты, выработал стратегию выживания, при которой жизненные ресурсы хозяина потребляются не полностью. Он призывает плодовитые популяции ограничить рождаемость, а популяции с избыточной кормовой базой – внедрять ресурсо- и энергосберегающие технологии. Он отгородил некоторые участки суши с не слишком загаженной природой под заповедники и национальные парки, а популяцию промышленников заставляет очищать отходы их жизнедеятельности. И вообще Гомо сапиенс решил перейти от бесконтрольного роста потребления ресурсов к устойчивому развитию – и рыбку съесть, и биосферу по возможности сохранить. Придумал он это не от хорошей жизни. Конец всему, предсказанный Мальтусом, Римским клубом и другими умными людьми, в назначенные сроки все не наступает, но, если продолжать в том же духе, в конце концов наступит. Да и расширяться уже стало некуда. Мы распахали почти все, что могли, и продолжаем распахивать по 11 миллионов гектар в год, а два миллиона га, распаханных раньше, съедает эрозия. А только из-за болезней сельскохозяйственных растений человечество каждый год теряет 50 триллионов долларов. Для своего выживания Гомо сапиенс придумал многое, в том числе генную инженерию. С помощью нее мы сможем прокормиться еще некоторое время, пока не снизим свою численность до золотого миллиарда, которому, говорят, хватит ресурсов биосферы – если от нее к тому времени еще что-нибудь останется. И тут-то и началось! Если верить безграмотным статьям в Средствах Массовой Дезинформации, генная инженерия – это не новый, более совершенный, чем раньше, метод создания новых сортов растений (животных, микроорганизмов), а еще один способ злонамеренного уничтожения и человечества, и биосферы со всем ее биоразнообразием. С трансгенными микроорганизмами почти никто не борется, хотя из полутора сотен микробных ферментов, используемых в пищевой промышленности, каждый третий – трансгенный. Трансгенные растения как биофабрики лекарств и вакцин тоже критикуются скорее за компанию с применением ГМО в сельском хозяйстве. Причина очевидна: генетически модифицированные микроорганизмы выгодны производителям лекарств и пищевых продуктов, трансгенные растения (а в скором будущем – и животные) как источники лекарственного сырья тоже не угрожают ничьим доходам, а генетически модифицированные сельскохозяйственные растения угрожают прибылям производителей пестицидов и тех фермеров, которым их правительства приплачивают за то, чтобы они поменьше сеяли.

Часть 2

ГМО действительно отличаются от обычных растений – в лучшую сторону. А обычные растения, если подойти к ним так же пристрастно, как к трансгенным, следовало бы полностью запретить к употреблению. Обычные растения вредят здоровью потребителей

Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость! А уже было оно в веках, что прошли до нас.
Соломон Давыдыч

Обычные культурные растения – это отвратительные мутанты

Все существующие на Земле виды живых существ – результаты мутаций (а также наследственности и отбора). Большинство результатов спонтанных мутаций нежизнеспособно или обречено на вымирание. Немногие из удачных мутантов, получивших в результате случайных изменений в хромосомах какие-то преимущества по сравнению с родительским видом, дают начало новым видам. Все культурные растения и домашние животные, за редкими исключениями вроде тропических аквариумных рыбок и экзотических цветов, – результат искусственного отбора мутантных особей со свойствами, полезными человеку (и бесполезными, а чаще – вредными самому растению). Пшеница – результат многократного межвидового скрещивания. Банан – триплоидный стерильный гибрид двух несъедобных видов растений. Рапс – плод противоестественной страсти капусты и сурепки. Кукуруза – бывший малосъедобный злак теосинте (Euchlaena), который древние мексиканцы без никакой генной инженерии изуродовали настолько, что его нынешний потомок относится к другому даже не виду, а роду – кукурузе (Zea). Дикая уссурийская соя Glycine soja считается ближайшей родственницей культурной сои G.max – но это разные виды, и в природных условиях опылить дикую родственницу не может ни обычная соя, ни трансгенная. Садовая земляника (ее привычно, хоть и ошибочно, называют клубникой), табак, слива – все это межвидовые гибриды. Культурные растения настолько отличаются от своих ближних и дальних диких родственников, что многие любомудрствующие энтузиасты всерьез считают, что нашим предкам их привезли на летающей тарелке добрые палеоконтактеры – идея не более бредовая, чем многое из того, что пишут о ГМО их недоброжелатели. А те культурные растения, которые формально относятся к тому же виду, что и их дикие предки, за тысячи лет неосознанного отбора превратились (с точки зрения выживания в природных условиях) в отвратительных нежизнеспособных уродов. Около ста лет назад селекционеры стали заниматься отбором не наугад, а по законам генетики, и перестали дожидаться случайных мутаций. Для создания новых, еще более урожайных и устойчивых к болезням монстров они стали плодить мутантов, полученных в результате действия на клетки растений ядовитых веществ (например, хорошим мутагеном оказался иприт) и радиации. В результате таких воздействий хромосомы ломаются и перестраиваются чудовищным образом. Виды, не желающие заниматься противоестественным межвидовым опылением, стали скрещивать путем прямого слияния клеток. Традиционные методы скрещивания разных видов и сортов с разными свойствами и ударов мутагенами по хромосомам приводят к непредсказуемым последствиям. Хромосомы при этом ломаются и перестраиваются наобум, вместе с желательным признаком у мутантного или гибридного растения проявляются вредные. Варварские методы воздействия на геном, которыми селекционеры пользовались сто лет назад и продолжают пользоваться и сейчас, противники ГМО считают естественными, а «обычными растениями» – тысячи гибридных сортов, в том числе отвратительных карликов, которые вместе с химией и агротехникой стали основой «зеленой революции» шестидесятых годов ХХ века. Генная инженерия безопаснее традиционных методов выведения новых сортов. При создании ГМО в хромосому вводится только один перспективный ген, кодирующий определенный белок, и несколько точно известных вспомогательных генов. Из множества обработанных клеток отбирают только те, в которых нужный ген встроился в нужное место. После этого у растений, полученных из выбранных клеток, проверяют, как белок, кодируемый новым геном, взаимодействует с остальными белками, что меняется в метаболизме растений, не проявляется ли вдруг у белка по отдельности и у всего растения в целом канцерогенные, мутагенные, аллергенные, токсические свойства (на мушках, мышках и только потом – на людях). После всех испытаний за разрешенными к применению сортами приглядывают и сами разработчики, и, еще внимательней, многочисленные «зеленые», но ни одно из сотен разрешенных трансгенных растений так и не проявило никаких нежелательных свойств. Обычные растения вредны для здоровья. Обычная картошка – ядовитое растение, содержащее токсичные гликоалкалоиды соланин и хаконин. Особенно много ядовитых веществ содержат поврежденные или позеленевшие клубни. Если бы какой-нибудь Колумб решил выращивать картофель и кормить им европейцев сейчас, а не пятьсот лет назад, разрешения на это он бы ни за что не получил. Многие обычные культурные растения содержат столько токсинов, что их следовало бы продавать только по рецепту и употреблять в гомеопатических дозах. К сожалению, до сих пор никому не пришло в голову поставить несложный эксперимент: посадить крыс на диету из кофейных зерен и предъявить независимым экспертам результаты вскрытия. Да что там кофе – подержите крыс на диете из обычной свеклы, и посмотрите, что выйдет (вернее, вытечет). Устойчивость обычных растений к вредителям и болезням обеспечивают токсичные вещества, в том числе лектины и ингибиторы протеаз. Последних особенно много в бобовых. Когда после Первой мировой войны в Германию под видом гуманитарной помощи завезли аргентинскую фасолевую муку, даже у немцев, привыкших за четыре года к суррогатам, продукты с ее добавкой подавили действие пищеварительного фермента трипсина и вызвали диспепсию, дистрофию и другие нежелательные последствия. В тех же бобовых в больших количествах содержатся и лектины, и олигосахариды рафиноза и стахиоза, действие которых на организм отражено, в частности, в народной мудрости «если ты поел горошка, не забудь открыть окошко». Несмотря на заведомую токсичность, бобовые составляют заметную часть рациона Гомо сапиенса. Полмиллиарда человек регулярно и в больших количествах едят маниок, в котором содержатся – держитесь за стул – цианогенные гликозиды, от 20-40 мг до 0,5 г чистого цианида на килограмм веса! Блюда из маниока, приготовленные с отклонениями от выработанной методом проб и трагических ошибок технологии, вызывают истощение и даже приводят к инвалидности. При хранении арахиса в нем часто развивается плесневый грибок Aspergillus flavus. Повышенная частота заболеваний раком печени в Африке по сравнению с другими ареалами обитания Гомо сапиенса объясняется именно канцерогенным и гепатотоксическим действием выделяемого этим грибком афлатоксина. И так далее. О вреде обычных растений можно написать том толщиной с «Книгу о вкусной и здоровой пище». Особенно если включить в список табак, алкогольные напитки, маргарин, колбасно-сосисочные изделия и другие продукты растительного происхождения. К сожалению (не иначе как под давлением производителей традиционной сельхозпродукции) информация о токсическом действии обычных растений замалчивается. Потребители блюд из рыбы фугу хотя бы знают, на что идут ради гастрономического удовольствия, а потребители пищевых продуктов, приготовленных из обычных растений, не имеют информации о содержащихся в них ядовитых веществах. Если проверить обычные сельхозкультуры на токсичность так же внимательно, как проверяют ГМО, не меньше половины культурных растений пришлось бы немедленно запретить или как минимум обязать производителей продукции, содержащей любые растения, печатать на упаковке длинный перечень содержащихся в них веществ, опасных для здоровья. Кроме того, все культурные растения, от Апельсинов до Ячменя, следовало бы запретить из-за их аллергенного действия. В некоторых случаях аллергику достаточно исключить ряд продуктов из своего рациона. Но что делать европейцам, у которых часто встречается целиакия, наследственное заболевание, вызванное непереносимостью глиадина – белка, который содержится практически во всех злаках, кроме риса, кукурузы и гречи? В тяжелых случаях от целиакии умирали еще полвека назад, пока аллергологи не выяснили причину болезни, а пищевики (буквально через пару лет) не научились производить безглютеновые продукты. Легкая непереносимость белка злаковых часто остается невыявленной – ее принимают за колит и другие заболевания кишечника. По осторожным оценкам, умеренной целиакией болеет один европеец из тысячи. Есть даже мнение (и об этом тоже пишут товарищи с учеными степенями), что переход на питание злаками был трагической ошибкой человечества. Но Гомо сапиенсы потому и перешли на злаки, что бананов на всех не хватало, а мамонты кончились… А как быть азиатам, у которых основной продукт питания – рис – часто вызывает диффузный нейродермит? А африканцам, для которых аллергичный (даже без афлатоксина) арахис является одним из основных источников какого ни есть, а белка? Разве что ждать, когда безбожные экспериментаторы выведут генетически модифицированные неаллергичные сорта самых аллергичных и широко распространенных культурных растений. Хлеб и макароны из пшеницы без глиадина будет не дороже нынешних безглютеновых продуктов – может быть, человечество с помощью генной инженерии сумеет исправить ошибку своих неолитических предков? Единственный случай, когда у ГМО (еще на стадии испытаний) было выявлено вредное влияние на здоровье Гомо сапиенса – сорт сои, аллергичный из-за гена бразильского ореха. Редкая страшилка обходится без этого доказательства опасности трансгенных растений, хотя доказывает эта история только то, что производители ГМО соблюдают строжайшие правила техники безопасности. Среди прочих проверок трансгенные растения обязательно проверяют на аллергичность, особенно если встраиваемый ген берут из очень аллергенного источника. Для улучшения состава белка очередного трансгенного сорта кормовой сои исследователи решили ввести в нее ген бразильского ореха, который свободно продается на корм Гомо сапиенсам, хотя у некоторых из них вызывает аллергическую реакцию вплоть до анафилактического шока. А поскольку вполне вероятно, что кормовую сою нечестные гомо сапиенсы когда-нибудь скормят другим гомо сапиенсам под видом пищевой, товарищи решили перестраховаться и – в соответствии с методикой – нашли девять человек со справками о сильной аллергии на бразильский орех и взяли у них пробы крови. Методом твердофазного иммуноанализа в восьми пробах была выявлена положительная реакция на белок проверяемого сорта, и в производство его не пустили. Аллергия на обычный белок обычной сои встречается чаще, чем аллергия на бразильский орех. Если подойти к обычным растениям с той же меркой, как и к трансгенным, сою, как и все остальные культурные растения, следовало бы запретить. Обычные культурные растения опасны для экономики. Выращивая обычные растения, производители сельхозпродукции попадают в зависимость от производителей удобрений, герби-, фунги-, инсекти- и прочих -цидов, от поставщиков сельхозтехники, колебаний цен на бирже, погодных условий и множества других факторов. Самое главное – крестьяне вынуждены платить производителям семян обычных сортов. Владельцы фазенд площадью в шесть соток спокон веку сажают F1-гибриды огурцов и каждую весну покупают новые пакетики семян у производителей, которые с помощью достижений науки, выдуманной монахом с подозрительной фамилией Мендель, злонамеренно лишают крестьянина священного права оставлять семена на посадку. Чаще всего пересеивать семена все-таки можно, но любой сорт любого растения рано или поздно вырождается из-за пыльцы с соседних полей, засеянных другими сортами, и из-за расщепления признаков при самоопылении. Раз в несколько лет, а то и ежегодно, крестьянам приходится платить производителям семян обычных сортов за свежий посевной материал. В отличие от обычных растений, ГМО уменьшают зависимость производителей сельхозпродукции от монополистов. Показательный пример – недавняя претензия «Монсанто» к правительству Аргентины. Аргентинские власти так и не допустили того, чтобы монополисты-гринго запатентовали в их стране свои сорта трансгенной сои. Контрабандной монсантовской продукцией, тем не менее, засеяна большая часть полей аргентинщины. Весной 2005, после смягчения запретов ЕС, аргентинцы стали ввозить трансгенную сою в Европу, а платить патентовладельцу положенные по закону роялти и не думают. А в ответ на протест владельца авторских прав свободолюбивое аргентинское правительство в дипломатических выражениях послало его далеко-далеко. Сторонники ГМО подсчитали, что чистый доход фермеров только за счет внедрения инсектицидных трансгенных растений вырастет на треть. Можно представить себе, что производители трансгенных растений подкупили все правительственные организации и 99% ученых – но неужели они смогли подкупить крестьян во всем мире, которые долларом (рандом, юанем и т.д.) голосуют за ГМО?

Часть 3

Подтверждения опасности ГМО так и не найдены, как ни ищут их все, кто боится трансгенных растений – иррационально, как чего-то нового и непонятного, или осознанно, как угрозу своим доходам. Во всяком случае, в России объявленная Центром биоинженерии РАН премия в 10000 долларов остается невостребованной. В США не было ни одного процесса о вреде здоровью Гомо сапиенса в результате потребления ГМО. Если бы нашлась хоть малейшая зацепка, американцы бы своего не упустили: судиться с корпорациями – тамошний национальный вид спорта с огромными призами. Но по страшилкам продолжают кочевать голословные фразы о том, что в последние годы в Америке выросло число аллергических заболеваний (иногда – с указанием, что выросло не просто, а в десять раз!), и не иначе как из-за всенародного употребления трансгенных продуктов. Как и все остальные утверждения противников ГМО, это плод воспаленной фантазии. Легче всего фантазировать об опасностях ГМО для экологии.


Генетика и экология

Хула – очень удобная вещь: нападают с помощью одного слова, а нужны целые страницы для защиты.
Жан-Жак

Иррациональный страх перед новыми технологиями приводит к тому, что гены в хромосомах ГМО воспринимаются как какие-то особенные гены, не такие, как в «обычных» организмах. Этим объясняется большинство самых стойких и самых невероятных мифов об опасностях трансгенных растений, например, о возможности внедрения трансгенов в геном потребителей. Из одной страшилки в другую кочуют слухи о том, что кто-то где-то обнаружил трансгены в мясе и молоке коров, которых кормили модифицированной соей. Найти первоисточник этого бреда мне не удалось, но из-за постоянных повторений проблема горизонтального переноса генов (причем не просто генов – они никого не беспокоят, а именно трансгенов) приобрела статус реально существующей. Обличителям и разоблачителям проще: они могут позволить себе высказать голословное обвинение и предоставить оппонентам возможность отмываться от любой грязи, приговаривая: «если ты оправдываешься – значит, нет дыма без огня»! В отличие от «зеленых», ученые, чтобы что-то доказать или опровергнуть, начинают ставить эксперименты, подсчитывать вероятность горизонтального переноса генов от растений если не к млекопитающим, то хотя бы к микроорганизмам в специально созданных, способствующих такому переносу лабораторных условиях – и заключают примерно так: «В искусственных условиях можно \"поймать\" горизонтальный перенос генов от растения к бактерии. По мнению исследователей, и в природе он мог происходить и, возможно, даже сыграл определенную роль в эволюции. Но его вклад в общий горизонтальный перенос генов между организмами пренебрежимо мал». В частной беседе автор этой тирады высказывается о возможности переноса генов от растений к кишечной и любой другой микрофлоре однозначно и нецензурно, а в научно-популярной статье поправляет пенсне и мямлит: «с одной стороны… и в то же время с вероятностью десять в минус восемнадцатой не исключено…» Да, не исключено, и происходит в природе, по разным оценкам, один раз то ли в десятки тысяч, то ли в десятки миллионов лет – но явление, несомненно, представляет большой интерес и требует дальнейшего изучения (то есть, напоминаю, дайте нам грант). Противники ГМО обходятся без интеллигентских комплексов. Гены рыбы, вставленные в помидоры, проберутся в ваши клетки и сделают вас мутантами! (Это такой бред, что его даже не стоит опровергать – если бы это было возможно, мы все давно позеленели бы от хлорофилла, покрылись чешуей и шерстью и так далее.) Ваши кишечные бактерии станут устойчивыми к канамицину и неомицину! (Это давным-давно и неоднократно опровергнуто компетентными комиссиями на основании не вызывающих сомнения экспериментов. И если бы это было возможно, все равно одна таблетка тетрациклина заменила бы тонну трансгенных растений. Но лицам со сниженным интеллектом закон не писан.) Выращивание ГМО приведет к появлению новых вирусов, устойчивых микробов и насекомых и супер-сорняков и вообще смертельно опасно для экологии! С последним хочется разобраться подробнее.


Обычные растения опасны для природы

- Из рук же дурака не принимай бальзама.
Гийас ад-Дин Абу-л-Фатх Омар ибн-Ибрагим Хайам

В истерии вокруг опасности ГМО для экологии хорошо заметно, кто такие друзья природы и как они воюют против здравого смысла. Я имею в виду не экологов и не специалистов по охране природы, а ту часть природоохранного движения, которая плавает сверху и при этом не знает или не хочет знать того, что выражение «плохая экология» – показатель некомпетентности в рассматриваемом вопросе. ГМО не опаснее для природы, чем обычные сельскохозяйственные растения. С точки зрения экологии любой агробиоценоз, от пшеничных полей на месте бывших канзасских прерий или казахских степей до фермы, на которой выращивают «экологически чистую» продукцию (и поливают ее «природными» инсектицидами, полученными из генетически модифицированных штаммов Bacillus thuringiensis) – явление противоестественное. Без вмешательства Гомо сапиенса любое поле или огород через год зарастет сорняками, а через десять лет его станет невозможно отличить от окружающего ландшафта. Существование вида Гомо сапиенс невозможно без современного, высокотехнологичного сельского хозяйства, которое по определению наносит катастрофический ущерб биогеоценозам (хотя, возможно, и меньший, чем подсечно-огневое земледелие). 37% суши Земли мы уже распахали и засыпали удобрениями и пестицидами, которые отравили остальные 63% суши и 100% воды. В сельском хозяйстве используется более 10000 (десяти тысяч) различных видов пестицидов. Насекомые-вредители, растения-сорняки, бактерии, грибки, вирусы, нематоды и прочие виды, живущие на наших полях за наш с вами счет, приспосабливаются ко всей этой химии с той же скоростью, с какой Гомо сапиенс изобретает новые способы обороны и нападения в битве за урожай. Популяции тараканов, питающихся исключительно дустом, появились на следующий год после изобретения ДДТ. Гонка вооружений продолжается – теперь в нее включились ГМО, устойчивые к вредителям, микробам и вирусам. К трансгенным сортам вредители и возбудители болезней тоже рано или поздно приспособятся, но способы уменьшения скорости появления устойчивых популяций давно известны и применяются при обработке растений обычными пестицидами. Самый наглядный способ – когда на поле оставляют необработанные химией или засеянные нетрансгенными сортами участки – пусть долгоносик подавится. На фотографии это выглядит как темно-коричневые полосы на золотом поле трансгенной кукурузы. А когда вредители все же научатся питаться нынешними устойчивыми сортами – тут-то мы их дихлофосом! И новых ГМО посеем, устойчивых к тем же болезням и вредителям, но за счет других механизмов, к которым враги еще не привыкли. Живущие в агробиоценозах сообщества микроорганизмов, сорняков, насекомых и прочей живности к природе не имеют никакого отношения и существуют только вместе с культурными растениями. А для Гомо сапиенса они представляют в первую очередь утилитарный интерес, в той мере, в которой они способствуют или мешают повышению урожайности. ГМО, в отличие от обычных растений, обработанных всяческой химией, увеличивают биоразнообразие агроценозов. Во всяком случае, для полей, засеянных инсектицидными растениями, это показано во множестве исследований: на таких полях становится меньше отбивающих у нас хлеб вредителей и питающихся ими хищных насекомых и пауков, зато прекрасно себя чувствуют все остальные бабочки и пчелки, а численность певчих птичек возрастает. На полях, обработанных инсектицидами, насекомоядных птиц меньше – им там некого кушать. Если кто-то с этим не согласен – пусть обращается в суд. Прецедент уже был. Разумеется, тот же Bt-токсин попадает из ГМО в окружающую среду и может влиять и на нецелевых насекомых. Но обычные инсектициды намного вреднее и для природы, и тем более для человека. Еще один циркулирующий в страшилках миф – о снижении биоразнообразия культурных и даже диких растений из-за внедрения ГМО. Потребности в продовольствии Гомо сапиенс на 90% удовлетворяет за счет двадцати видов растений – какое тут биоразнообразие? Разве что разнообразие сортов, которое давным-давно сохраняется только усилиями селекционеров – в коллекциях и банках семян. Крестьянина (и остальные подвиды Гомо сапиенса) интересует количество и качество урожая, а не биоразнообразие культурных растений, которое представляет ценность не само по себе, а как источник генов для селекции новых сортов. Крестьяне в каждой климатической зоне выращивают несколько сортов каждого вида – самых урожайных и устойчивых к вредителям и болезням. Например, еще в середине прошлого века на Цейлоне сеяли 2000 сортов риса, а после «зеленой революции» их осталось 5 (прописью: пять). А биоразнообразие вида Solanum tuberosum в Северо-Западном регионе России, по еженедельным личным наблюдениям автора на ближайшем рынке – всего 5-7 сортов картошки. В результате возделывания генетически однотипных сортов, созданных традиционными методами селекции, в XX веке по миру раз в несколько лет прокатывались эпифитотии болезней, возбудители которых сумели приспособиться к устойчивым сортам. В ответ на происки врага селекционеры предлагали новые сорта, и битва за урожай продолжалась и будет продолжаться, пока существует сельское хозяйство. Трансгенные сорта создают не на пустом месте, а из обычных сортов того же вида. ГМО ничего не изменят в биоразнообразии культурных растений, разве что увеличат его, да и то ненамного. Исходный сорт никуда не денется, а новый отличается только одним (пока, а дальше посмотрим) новым геном – то есть исходный геном, состоящий из десятков тысяч генов, увеличился на тысячные доли процента. Предположения о том, что ГМО способны повлиять на дикие виды растений – чистой воды схоластика, не представляющая практической ценности, и пусть экологи всенародно осудят меня за такую еретическую мысль. Во всяком случае, появления суперсорняков из гибридов ГМО и обычных сорняков можно не опасаться. Это надуманная проблема. Межвидовые гибриды в природе встречаются. Все растущие в одном ареале растения постоянно опыляют друг друга. Иногда в результате даже образуются гибридные семена. Иногда (очень редко, но за последний миллиард лет – наверняка десятки, а то и сотни тысяч раз) такие гибриды не только оказывались жизнеспособными, но и становились родоначальниками новых видов. Но известны ли случаи спонтанной гибридизации диких и культурных растений разных видов? И что изменилось в этом смысле у ГМО, в которых к десяткам тысяч генов обычного культурного растения прибавился еще один? Устойчивые к болезням и вредителям сорта тысячи лет выводили методами обычной селекции. Опасаться появления гибридов культурных растений с сорняками и делать из этого проблему никому не приходило в голову именно потому, что в природе существует масса механизмов, препятствующих межвидовому скрещиванию. Появление генной инженерии позволило кое-где обойти законы природы – искусственными методами перенести гены из одних организмов в другие. Но после внедрения чужого гена ГМО подчиняются тем же закономерностям, что и обычные растения. С точки зрения здравого смысла и законов природы, гибриды между сорняками и культурными растениями, если они и появятся стараниями пчелок и бабочек, обречены или на вымирание, или на вырождение в исходную дикую форму. Половина хромосом у такого гибрида (бОльшая или меньшая половина, зависит от числа хромосом у родительских видов, но не будем мелочиться) будет нести гены культурного родителя. В том числе – несколько десятков или сотен генов, кодирующих признаки, полезные для Гомо сапиенса, но вредные для выживания. А если когда-нибудь на поле трансгенной ржи вырастут устойчивые к глифосату васильки с синенькими цветочками, собранными в колоски – это будет всего лишь еще один из множества сорняков, а не катастрофа для сельского хозяйства. Еще одна надуманная проблема – влияние ГМО на биоразнообразие диких родственников культурных растений. Гомо сапиенс тысячи лет выращивал культурные растения в местах произрастания их диких предков. Всё, что могло за это время опылиться пыльцой культурных растений, было опылено несчетное число раз. Гибридов дикой и культурной сои (относящихся, напомню, к разным видам) в природе не существует, хотя дикая соя – обычный сорняк на полях культурной кузины. Как не существует и гибридов культурной кукурузы и ее диких предков. За тысячи лет такие гибриды наверняка прорастали тысячи раз – и столько же раз увядали, не дав потомства. Возможно, несколько раз за последние десять тысяч лет такие гибриды выживали, оказывались полезными для Гомо сапиенса и – только в этом случае! – давали начало новым сортам культурных растений, но в природе такие гибриды вряд ли выживут. И даже если выживут и дадут начало новым видам – в чем здесь вред для Природы? И даже если этот новый вид потеснит существующие – это будет капля в море по сравнению с тем, что Гомо сапиенс уже наворотил в среде своего обитания. Так что пусть ботаники удовлетворяют свое любопытство, выискивая с частым гребнем гибриды между дикими и культурными (трансгенными или нет, не так уж важно) растениями. Может быть, заодно отыщут что-нибудь полезное для коллег-селекционеров. Но если бы дело ограничивалось научными исследованиями! Призрачная угроза небольшого и маловероятного вреда для природы наносит реальный вред сельскому хозяйству. Например, просто культурную кукурузу в Мексике выращивать можно, а генетически модифицированную запуганные «зелеными» мексиканские власти запрещают – а то как бы она не испортила генофонд диких предков кукурузы. Как будто его уже не испортили, насколько это возможно, тысячи лет выращивания тысяч сортов культурного маиса. Мексиканские пеоны теряют на этом горы песо, а мексиканской Природе и ее Биоразнообразию это абсолютно безразлично. В типичном случае научный отчет о возможности скрещивания диких и генетически модифицированных культурных видов выглядит примерно так: «Принудительно, с помощью кисточки, дикие растения опылили пыльцой трансгенных. Из множества опыленных цветков получили два семечка, одно из которых так и не проросло, а второе выросло во что-то непонятное и чахлое, но с помощью полимеразной цепной реакции в этом чем-то были обнаружены трансгены. При самоопылении во втором и третьем поколениях гибридов трансгенная вставка отсутствовала. Аналогичное явление – элиминирование признака устойчивости к гербициду – ранее было отмечено для межвидовых гибридов генетически модифицированного масличного рапса и дикого редиса. Тем не менее, полученные данные, несомненно, представляют значительный интерес, и на исследование этого явления необходимы дополнительные гранты». В изложении «зеленых» это звучит проще и понятнее: «При исследовании пыльцы, собранной на краю поля с трансгенной кукурузой, были обнаружены опасные для природы трансгены! Спасайте деревья – убивайте бобров!»


Трансгенное будущее

Свобода от голода хотя и является самой низменной, но вместе с тем и самой необходимой свободой.
Фейербах

Каждые несколько секунд (по разным источникам, от двух до пяти) от голода умирает один детеныш вида Гомо сапиенс. Половина населения планеты в той или иной степени недоедает. Практически все особи вида Гомо сапиенс, даже в богатых странах, страдают авитаминозом. Семена второй, улучшенной версии золотого риса с каротином пылятся в лабораториях, а «зеленые» хвалят мудрых африканских министров сельского хозяйства, которые когда-то где-то собрались и постановили не пускать ГМО в свободолюбивые африканские страны. Индийские ученые разработали протато (protein + potato) – картошку с вдвое повышенным содержанием белка. Но мудрое индийское правительство не разрешает ее выращивать – как бы чего не вышло. Президент России прославился в узких кругах фразой «У нас генной инженерии нет, и слава богу», а президент российской Общественной ассоциации генетической безопасности – рассуждением о том, что колорадский жук, навроде санитара полей, ест только неправильную картошку. Здоровье китайских хлопкоробов напрямую зависит от того, выращивают ли они трансгенный хлопок или обычный – на обычных полях они намного сильнее травятся инсектицидами. «Зеленые» с удовлетворением отмечают, что китайское правительство решило притормозить внедрение новых сортов ГМО. Возможности традиционных методов селекции практически исчерпаны: всё, что можно было достигнуть старыми методами повышения урожайности, уже достигнуто. Большей холодо-, жаро-, соле- и прочей устойчивости выжать из растений старыми методами селекции нельзя – значит, приходится использовать под новые пашни остатки природных биоценозов. Удобрениями и пестицидами поля уже пропитаны сверх всяких допустимых норм – и при этом половину урожая еще на корню съедают насекомые и микроорганизмы, а из оставшегося половина пропадает при хранении. Первое поколение ГМО, устойчивых к болезням, вредителям и гербицидам и меньше портящихся при хранении – это только цветочки. Примерно полторы сотни сортов ГМО разрешены к применению, а тысячи новых разрабатываются и проходят испытания. Не будем говорить о медицинском применении генетически модифицированных растений – это отдельная тема. И даже простое перечисление всех уже созданных сельскохозяйственных трансгенных сортов и их свойств заняло бы слишком много места. В них повышено содержание витаминов, изменен в лучшую сторону состав белков, жиров и углеводов, увеличено содержание защищающих от рака антиоксидантов и биофлавоноидов. Их можно выращивать на бесплодных землях, от которых нет пользы ни природе, ни человеку – засушливых, засоленных, слишком жарких или слишком холодных. При выращивании трансгенных растений в биосферу (и в желудки потребителей) поступает меньше «химии». ГМО не только полезно для здоровья Гомо сапиенса, но и уменьшает вред, который человечество вынуждено причинять природе в борьбе за выживание своего вида. С помощью ГМО Гомо сапиенс может не только расширить свою кормовую базу, но и начать отдавать долги Природе. Треть поверхности суши Земли занимают бесплодные пустыни, в том числе образовавшиеся по вине наших с вами предков. Если бы потратить на создание генетически модифицированной газонной травы хотя бы те деньги, которые тратятся на поиски трансгенов в детском питании… А ведь такой проект можно приверстать к всемирной борьбе с парниковыми газами – тогда от этой борьбы с миражом будет хоть какая-то польза. Трансгенные растения, устойчивые к засолению, сухости и жаре, смогут расширить границы ареалов не только своих видов и родов, но и вообще цветковых растений. Такие растения начнут рекультивацию полупустынь и пустынь – будут формировать оазисы, структурировать почву, снижать ее эрозию, способствовать задержанию в ней влаги и в конце концов создадут условия для роста обычных растений или других видов ГМО. Трансгенное будущее светло и прекрасно.

Александр Чубенко, интернет-журнал «Коммерческая биотехнология»

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (233): вперёд» последняя»
Елена11 25-10-2009-11:36 удалить
-"Каждые несколько секунд (по разным источникам, от двух до пяти) от голода умирает один детеныш вида Гомо сапиенс". = Это включая аборты? - "Половина населения планеты в той или иной степени недоедает". = Где именно живёт эта половина? Неужели все в Африке?Тогда зачем толкать ГМО туда, где развито сельское хозяйство? Например в страны Европы? - "Практически все особи вида Гомо сапиенс, даже в богатых странах, страдают авитаминозом". Этому виной множество факторов, а не недоедание. Пестициды приносят определённый вред, являясь ядом, это понятно, но ГМО уничтожает виды и репродуктивность. Потому люди и не желают питаться ГМО, так как их внуки уже останутся стерильными. Лучше умереть от мнимого голода, чем оставить своим детям такое наследие.
GMO_and_SAFETY 25-10-2009-12:13 удалить
Ответ на комментарий Елена11 #
Исходное сообщение Елена11 -"Каждые несколько секунд (по разным источникам, от двух до пяти) от голода умирает один детеныш вида Гомо сапиенс". Это включая аборты?
Аборты не являются смертью от голода и, собственно, вообще не учитываются как смертность населения.
Где именно живёт эта половина? Неужели все в Африке?Тогда зачем толкать ГМО туда, где развито сельское хозяйство? Например в страны Европы?
Большая часть голодающих действительно приходится на Африку. Остальное приходится на страны юго-восточной Азии и Латинской Америки. В цифрах этот выглядит так: [800x390]

[800x1123] (Смотрите также таблицу в следующем сообщении) Современное сельское хозяйство уже сейчас не способно обеспечить всех граждан Евросоюза доступными и качественными продуктами, не говоря уже об импорте, необходимом для развития. Для импорта и существования самого сельского хозяйства - самое главное производить конкурентоспособный товар. Если Европа не будет выращивать ГМО, европейское сельское хозяйство загнется, как загнулось наше.

Этому виной множество факторов, а не недоедание.
Недоедание играет тут немаловажную роль. В частности, в таких странах как Россия многие люди не в состоянии по финансовым причинам обеспечить себя сбалансированном рационом, содержащем все необходимые макро- и микроэлементы, незаменимые аминокислоты и витамины.
...но ГМО уничтожает виды и репродуктивность. Потому люди и не желают питаться ГМО, так как их внуки уже останутся стерильными. Лучше умереть от мнимого голода, чем оставить своим детям такое наследие.
У Вас непроверенные и доказанные данные. Если Вы об эксперименте И. В. Ермаковой, то он: * не опубликован ни во одном серьёзном журнале; * содержит грубые методологические нарушения (высокая смертность контроля, соя неизвестного происхождения и обработки); * не признан научным сообществом и считается недостоверным; * не говорит о вреде ГМО, т.к. сама Ермакова признается, что не знает, отчего умерли её крысы; * противоречит уже имеющимся данным и * не имеет никаких подтверждений Существует несколько сотен исследований ГМО, 14-летняя практика кормления скота ГМ-кормом - и никаких вредных последствий замечено не было. Поэтому Ваши страхи, мягко говоря, необоснованны.
GMO_and_SAFETY 25-10-2009-12:57 удалить
Ответ на комментарий GMO_and_SAFETY #
Страна Количество голодающих
(млн. чел.)
Доля от общей численности
населения страны
Индия 209,5 20 %
Китай 153,7 12 %
Бангладеш 44,0 30 %
Демократическая
республика Конго
39,0 74 %
Эфиопия 32,7 46 %
Пакистан 37,5 24 %
Филиппины 14,6 18 %
Бразилия 13,1 7 %
Танзания 16,4 44 %
Вьетнам 13,0 16 %
Индонезия 13,8 6 %
Таиланд 13,8 22 %
Нигерия 11,4 9 %
Кения 9,9 31 %
Мозамбик 8,3 44 %
Судан 8,7 26 %
Северная Корея 7,6 33 %
Йемен 7,6 38 %
Мадагаскар 6,6 38 %
Колумбия 5,9 13 %
Зимбабве 6,0 47 %
Мексика 5,3 5 %
Замбия 5,0 46 %
Всего в мире 850 13 %

 

Елена11 25-10-2009-14:30 удалить
Ответ на комментарий GMO_and_SAFETY # Процитирую первую попавшуюся статью о детской смертности: "В целом же в азиатском и африканском регионах происходит 93% всех детских смертей в мире, а половина всех умерших до пяти лет детей проживала всего в пяти странах: Индии, Нигерии, Демократической Республике Конго, Пакистане и Китае. Помимо сугубо медицинских и социальных причин высокого уровня смертности в отдельных регионах, эксперты ЮНИСЕФ называют и политическую нестабильность, а также вооруженные конфликты. Вместе с тем, центральную роль в борьбе за дальнейшее снижение уровня детской смертности, отмечают специалисты Детского фонда ООН, должны программы по профилактике и борьбе с такими заболеваниями, как пневмония, диарея, врожденные пороки, малярия, ВИЧ/СПИД, а также обеспечение младенцев достаточным питанием"....http://www.grandex.ru/medicine/news/12298.html Возьмите калькулятор и посчитайте сами, а не распространяйте чьё-то авторитетное мнение. Понятно, что аборты не считаются...Это я к тому, что цифирка слишком преувеличена. Кстати, 850 миллионов совсем не половина населения земного шара, а только 13%...Так что вся статейка "левая", рассчитанная на лохов, которым лень посчитать. То, что не признано научным обществом, может стать разговором другой темы. Например, "почему учёные иерархи не желают менять насиженных мест"?
Елена11 25-10-2009-14:41 удалить
О ГМО я уже дискутировала. Можете ознакомиться и внести свою лепту: http://www.liveinternet.ru/users/2979159/post103593960/ http://www.liveinternet.ru/users/2979159/post104019638/ О том, что можно накормить население земного шара и без ГМО читайте здесь: http://www.liveinternet.ru/users/2979159/post104239905/
GMO_and_SAFETY 25-10-2009-15:04 удалить
Ответ на комментарий Елена11 # Какое отношение то, что Вы процитировали, имеет к обсуждаемой теме? В статье речь идёт не о смертности, а о процентной доле голодающих для различных стран мира. Уже сейчас 13% голодающих. Возьмите в руки калькулятор и посчитайте общий прирост населения в арабских, африканских странах, Индии и Китае. Вот и получается, что по подсчётам учёных для того, чтобы прокормить столь размножающееся населения необходимо увеличивать площадь с\х угодий чуть ли не на 70%. Во-первых, то фактически невозможно. Во-вторых, приведёт к экологической катастрофе из-за вырубки лесов и эрозии почвы. Поэтому выращивание ГМО выход из сложившейся ситуации: потребуется меньше места, меньше денег на пестициды и другие преимущества.
GMO_and_SAFETY 25-10-2009-15:17 удалить
Ответ на комментарий Елена11 # AAEM не является серьёзной медицинской научной организацией, а документ - сборник страшилок. Собственно, про ГМО в дискуссии Вы ничего существенного не сказали и утверждения оппонента не опровергли.
Елена11 25-10-2009-17:31 удалить
Ответ на комментарий GMO_and_SAFETY #
Исходное сообщение GMO_and_SAFETY Какое отношение то, что Вы процитировали, имеет к обсуждаемой теме? В статье речь идёт не о смертности, а о процентной доле голодающих для различных стран мира..
О смертности младенцев Вы же и писали. .
Уже сейчас 13% голодающих..
Голодают не от того, что есть нечего, а от того, что не всем доступно по цене, то же самое и о качестве питания можно сказать. .
Возьмите в руки калькулятор и посчитайте общий прирост населения в арабских, африканских странах, Индии и Китае. Вот и получается, что по подсчётам учёных для того, чтобы прокормить столь размножающееся населения необходимо увеличивать площадь с\х угодий чуть ли не на 70%..
Так если голодают и мрут от голода (50% как Вы сообщили), то о каком приросте идет речь? .
Во-первых, то фактически невозможно. Во-вторых, приведёт к экологической катастрофе из-за вырубки лесов и эрозии почвы. Поэтому выращивание ГМО выход из сложившейся ситуации: потребуется меньше места, меньше денег на пестициды и другие преимущества.
Верно, эрозия и уничтожение плодородного состава почвы уже уменьшают посевные площади. Но это же учёные довели до такого состояния применением пестицидов. Теперь, кроме того, что овощи и злаки перестанут пожираться вредителями, по-маленьку станут вымирать и те, кто будет кушать эти Ваши ГМО. Население уменьшится вполне "естественным" способом, вместе с тем будет уничтожено развитое сельское хозяйство европейских стран. А кое кто снова положит в карманы миллиарды.
Елена11 25-10-2009-17:37 удалить
Ответ на комментарий GMO_and_SAFETY # Видите ли, мне авторитеты не указ. Думать надо самостоятельно, а не повторять чьи-то "серьезные" мнения. Я Вам здесь говорю: ГМО опасно для человека и других видов животных, так как изменяет генетическую структуру, что приводит к бесплодию. Оппонент не пытался вникнуть в то, что я ему предлагала для изучения. О чём можно продолжать дискутировать, если человек слышит только себя?
GMO_and_SAFETY 25-10-2009-17:43 удалить
Ответ на комментарий Елена11 #
Исходное сообщение Елена11 О смертности младенцев Вы же писали.
Вы что-то путаете, я такого не писал. В статье о смертности младенцев тоже нету ничего (только описание скандального израильского случая). Вы не путаете ли случаем понятия "смерть" и "смертность"?
Голодают не от того, что есть нечего, а от того, что не всем доступно по цене, то же самое и о качестве питания можно сказать.
Ряд стран голодает как раз от того, что есть нечего. Отсутствует производство, на полноценный импорт не хватает государственных средств. То есть, тут не только не на что покупать, тут еще и нечего покупать. Африка живет на двух-трех продуктах, которых тоже на всех не хватает, ибо они не выращиваются на должном уровне.
Так если мрут от голода (50% как Вы сообщили), то о каком приросте идет речь?
Вы опять что-то путаете, я такого не сообщал. С голода умирают 17%. На данный момент, но из-за увеличения популяции нашего вида, этот процент будет увеличиваться, а для пропитания традиционным (без выращивания ГМО) нужно будет расширять площадь с\х угодья. На вопрос, зачем странам ЕС выращивать ГМО я уже отвечал: это выгодно, это безопасно, это необходимо для конкурентоспособного существования сельского хозяйства.
Теперь, кроме того, что овощи и злаки перестанут пожираться вредителями, по-маленьку станут вымирать и те, кто будет кушать эти Ваши ГМО. Население уменьшится вполне "естественным" способом, вместе с тем будет уничтожено развитое сельское хозяйство европейских стран. А кое кто снова положит в карманы миллиарды.
Давайте без голословных утверждений. ГМ-кормом скот кормят уже 14 лет, работы по безопасности ГМО исчисляются сотнями. Почему никто не вымирает? Доказывайте свои утверждения, в конце концов.
GMO_and_SAFETY 25-10-2009-17:54 удалить
Ответ на комментарий Елена11 # Повторяюсь: AAEM не является серьезной организаций, репутация у неё тоже не очень-то хорошая (поройтесь в google). В документе, которые эта академия опубликовала, не содержится ровным счётом ничего, кроме рассуждений о всяких мифах.
Я Вам здесь говорю: ГМО опасно для человека и других видов животных, так как изменяет генетическую структуру, что приводит к бесплодию.
Докажите. Причём без ссылок безграмотные опыты Ермаковой. Объясните те 10 исследований, которые я опубликовал в журнале. Вы их читали? В половине изучалось влияние на потомства и никаких негативных последствий выявлено не было. В чём же причина? Сотни учёных с идеальными в методологическом плане ошибаются, но нейрофизиолог(!), абсолютно не разбирающийся в биотехнологии(!!) прав, так как у него есть непризнанный никем эксперимент(!!!), где не ясно от чего умирали крысы(!!!!) и почему смертность в контроле была в 10(!!!!!) раз вышей нормы для этой линии крыс и почему более чем половина крысят весила в два раза ниже нормы(!!!!!). Объясните, каким образом ГМО изменяет структуру и т.д.
Оппонент не пытался вникнуть в то, что я ему предлагала для изучения. О чём можно продолжать дискутировать, если человек слышит только себя?
Опыты Ермаковой я изучил и пришел к такому же выводу, как и остальные исследователи: опыт Ермаковой некорректен, содержит грубые методологические нарушение, не позволяющие считать его научной работой и делать на его основании выводы о вреде ГМО.
Елена11 25-10-2009-17:57 удалить
Исходное сообщение GMO_and_SAFETYВы что-то путаете, я такого не писал. В статье о смертности младенцев тоже нету ничего (только описание скандального израильского случая). Вы не путаете ли понятия "смерть" и "смертность"?
Ну как же? А это, цитирую: "Каждые несколько секунд (по разным источникам, от двух до пяти) от голода умирает один детеныш вида Гомо сапиенс. Половина населения планеты в той или иной степени недоедает." Пусть это не Вы, конкретно, написали, но ведь это Ваш пост, значит Вы его читали, прежде чем поместить в дневник. Соответственно, согласны с этим.
Ряд стран голодает как раз от того, что есть нечего. Отсутствует производство, на полноценный импорт не хватает государственных средств. То есть, тут не только не на что покупать, тут еще и нечего покупать. Африка живет на двух-трех продуктах, которых тоже на всех не хватает, ибо они не выращиваются на должном уровне.
А причем здесь Россия и европейские страны? Почему-то именно сюда внедряют эти "новшества". То, что может быть выращено в России, хватило бы на всю Африку с избытком.
Вы опять что-то путаете, я такого не сообщал. С голода умирают 17%. На данный момент, но из-за
Ничего я не путаю. Недоедают и мрут от голода. Та же самая статья, которую Вы разместили сообщает именно об этом. Цитирую: " Половина населения планеты в той или иной степени недоедает". Причина в недоступности по цене, а не потому, что не растёт. Во всех магазинах земного шара прилавки ломятся от продуктов, огромное количество их выбрасывается на помойку, превысив срок годности, но цены не падают, а только растут. ГМО и придумано для того, чтобы не портились так быстро продукты и дельцы не несли финансовых потерь.
GMO_and_SAFETY 25-10-2009-18:12 удалить
Исходное сообщение Елена11 Ну как же? А это, цитирую: "Каждые несколько секунд (по разным источникам, от двух до пяти) от голода умирает один детеныш вида Гомо сапиенс. Половина населения планеты в той или иной степени недоедает." Пусть это не Вы, конкретно, написали, но ведь это Ваш пост, значит Вы его читали, прежде чем поместить в дневник. Соответственно, согласны с этим.
Под словосочетанием "детёнышем вида" автор статьи подразумевает представителей вида Homo sapiens, а не конкретно детей.
А причем здесь Россия и европейские страны? Почему-то именно сюда внедряют эти "новшества". То, что может быть выращено в России, хватило бы на всю Африку с избытком.
Ну, во-первых, Европейские страны и США снабжают едой почти весь мир. Проблема смертности от голода волнует мировое сообщество. Развитые страны помогают отсталым. Во-вторых, я уже объяснял, что для конкурентоспособного сельского хозяйства и России и другим станам придётся выращивать ГМО по причине его преимуществ. В противном случае, с\х Европы просто не сможет конкурировать, будет терпеть многочисленные убытки от вредителей и затраты на пестициды. В России на данный момент при нынешнем уровне сельского хозяйства нельзя вырастить культур хотя бы для того, чтобы прокормить часть русских. Сельское хозяйство в России находится в плачевном состоянии, почвы непригодны для выращивания. Но если засадить Россию трансгенными и часть непригодных территорий трансгенным газоном (для структурирования почвы), то о развитии с\х в России можно будет говорить. А пока - нет. Пока импорт в сотни раз выше того, что производится у нас.
Ничего я не путаю. Недоедают и мрут от голода. Та же самая статья, которую Вы разместили сообщает именно об этом. Цитирую: " Половина населения планеты в той или иной степени недоедает".
В этом отрывке не написано о том, что те, кто недоедает, умирает от этого. В условиях жесткого рабочего графика недоедает более, чем половина.
Елена11 25-10-2009-18:25 удалить
Ответ на комментарий GMO_and_SAFETY # Опыты Ермаковой корректны, и я поясняла, почему. Вот ещё комментарии в корректности: Благодаря активной позиции научного сообщества, считавшего, что журнал Nature Biotechnology неприемлемым образом дал слово только одной стороне конфликта, редакция журнала в декабрьском номере опубликовала ответ И.В.Ермаковой на критику и пять писем в её поддержку.[5] В своём ответе Ирина Ермакова написала, что[6]: Ей отказали в публикации полного текста статьи, в которой подробно были описаны все эксперименты. Это было связано с тем, что согласно своим правилам журнал не имел право публиковать статью, если эти данные уже где-то опубликованы. У Ермаковой были тезисы и статьи по этой теме в международных сборниках, поэтому редакция журнала предложила опубликовать результаты в виде интервью и дискуссии. Ученые из нескольких стран обратились в журнал с просьбой сделать исключение для Ермаковой и опубликовать ее полную статью в связи с важностью проблемы. Однако данные были представлены только в виде интервью. Основная часть замечаний Bruce Chassy, Vivian Moses, Alan McHughen и Val Giddings касалась тех пунктов, которых не было в ответах Ермаковой. Ермакова не могла ответить на их критику, поскольку её не ознакомили с текстом их замечаний до публикации статьи, что являлось нарушением правил публикации статей. Доказательством являются полученные ею гранки статьи. В отличие от статьи Brake&Evenson, в работе Ермаковой, по ее утверждению, исследуемая соя прошла тщательную проверку в лицензируемых лабораториях на наличие трансгенов методом ПЦР и их количественный состав с использованием CP4-LEC-RT-PCR конструкции. Поверка проводилась «слепым» способом. В статье приведены результаты проверки по ПЦР. Есть и все данные по диете, поскольку использовался общепринятый стандартный виварный корм с известным составом. Женские особи не могли есть меньше сои, так как её количество было увеличено после того, как в клетку подсадили самцов Условия содержания животных, по словам Ермаковой, не имеют принципиального значения для анализа результатов, поскольку животные из разных групп находились в абсолютно одних и тех же условиях. В одном из писем И.В.Ермакова утверждает, что в научной литературе основной претензией к исследованиям по изучению влияния ГМО на животных (насекомые, млекопитающие) являлось то, что они проводились в лабораторных условиях, далеких от естественных. К тому же в лабораториях часто производят отбор животных сразу же после их рождения: очень мелких или очень крупных удаляют. При таком отборе смертность крысят в помете будет близка к нулю. В своих исследованиях, по словам Ермаковой, она попыталась решить эту проблему и приблизить условия проведения экспериментов к естественным. Где именно почитать Ваши 10 исследований? Дайте ссылочку, я их проштудирую. Ген встраивается в ДНК человека, так же, как он встраивается в молекулу растения, которое взято для улучшения его свойств. Нарушается генетическая программа, человек не может дать потомство.
GMO_and_SAFETY 25-10-2009-18:53 удалить
Ответ на комментарий Елена11 # Это статья с сайта gmo.ru. Пять писем в поддержку Ермаковой ничего не меняют, так как они имеют другой характер. В письмах заступаются за Ермакову не потому, что она права, а потому что обсуждение её статьи в журнале вышло за рамки научной этики. Сам же эксперимент Ермаковой признан некорректным ведущими специалистами в области опытов над животными. Ознакомиться с переводом статьи можно тут: www.gmo.ru/sections/27 На критику Ермакова ничего существенного возразить не смогла. В беседе с Верой, Русланой Радчук и А. Першиным Ермакова тоже не смогла дать ответы на вопросы. Кроме того, продемонстрировала то, что извращает данные других научных статей и не знает основ генной инженерии.
Где именно почитать Ваши 10 исследований? Дайте ссылочку, я их проштудирую.
Вот тут: www.liveinternet.ru/users/gmo_and_safety/ 11 исследований о безопасности ГМО для взрослых особей и потомства.
Ген встраивается в ДНК человека, так же, как он встраивается в молекулу растения, которое взято для улучшения его свойств. Нарушается генетическая программа, человек не может дать потомство.
Вы биологию не учили? Ген встраивается в растения разными способами - это раз. Два - ген не может встраиваться в ДНК человека. Это бред и абсурд. Каждый день Вы съедаете сотни тысяч генов и ни один из них не встраивается. Я же просил, не нужно тут голословных утверждений. Докажите это! Приведите исследования, показывающие, что ген после принятия пищи встраивается в геном.
Елена11 25-10-2009-19:01 удалить
Ответ на комментарий GMO_and_SAFETY #
Исходное сообщение GMO_and_SAFETY Под словосочетанием "детёнышем вида" автор статьи подразумевает представителей вида Homo sapiens, а не конкретно детей.
"Детеныши вида Homo sapiens" это кто по-Вашему?
Ну, во-первых, Европейские страны и США снабжают едой почти весь мир.
Снабжают, никто и не спорит. США хотели бы, чтобы снабжали ТОЛЬКО они. Потому и ведут кампанию на внедрение ГМО, а Европейские фермеры отказываются. Хотя продукты Германии намного более высокого качества и вкуса. Но США это не устраивает. Им нужны рынки сбыта и отсутствие конкуренции.
Проблема смертности от голода волнует мировое сообщество. Развитые страны помогают отсталым.
Хорошо помогать, когда просят. Но вот ведь из Вашей статьи следует, что «мудрые африканские министры сельского хозяйства, которые когда-то где-то собрались и постановили не пускать ГМО в свободолюбивые африканские страны. Индийские ученые разработали протато (protein + potato) – картошку с вдвое повышенным содержанием белка. Но мудрое индийское правительство не разрешает ее выращивать – как бы чего не вышло… китайское правительство решило притормозить внедрение новых сортов ГМО. Возможности традиционных методов селекции практически исчерпаны: всё, что можно было достигнуть старыми методами повышения урожайности, уже достигнуто.» То есть, никто не просит о подобной помощи. Эта помощь «ненавязчиво» навязывается…
Во-вторых, я уже объяснял, что для конкурентоспособного сельского хозяйства и России и другим станам придётся выращивать ГМО по причине его преимуществ. В противном случае, с\х Европы просто не сможет конкурировать, будет терпеть многочисленные убытки от вредителей и затраты на пестициды. В России на данный момент при нынешнем уровне сельского хозяйства нельзя вырастить культур хотя бы для того, чтобы прокормить часть русских. Сельское хозяйство в России находится в плачевном состоянии, почвы непригодны для выращивания. Но если засадить Россию трансгенными и часть непригодных территорий трансгенным газоном (для структурирования почвы), то о развитии с\х в России можно будет говорить. А пока - нет. Пока импорт в сотни раз выше того, что производится у нас.
Есть другой способ для конкурентоспособности, я уже говорила о нём. Сельское хозяйство России находится в плачевном состоянии потому, что ему «помогли» в этом. Именно теми же США и мировым правительством, для внедрения на рынок более дешевого геномодифицированного яда. Это называется целенаправленный геноцид. Ничего я не путаю. Недоедают и мрут от голода. Та же самая статья, которую Вы разместили сообщает именно об этом. Цитирую: " Половина населения планеты в той или иной степени недоедает".
В этом отрывке не написано о том, что те, кто недоедает, умирает от этого. В условиях жесткого рабочего графика недоедает более, чем половина.
Смерть происходит не только от голода. Ещё и от болезней, которые также являются результатом плохого некачественного и консервированного питания. Я ведь тоже приводила информацию о детской смертности. Так что о приросте населения, которое нечем кормить, говорить всё-же не приходится. Ещё раз повторяю: просроченные излишки продуктов выбрасываются на помойку. Благодетели пекутся о прибавочной стоимости, а не о недоедающих людях.
GMO_and_SAFETY 25-10-2009-19:17 удалить
Европейские фермеры отказываются. Хотя продукты Германии намного более высокого качества и вкуса. Но США это не устраивает. Им нужны рынки сбыта и отсутствие конкуренции.
Фермеры и организации как раз обеспокоены запретами на выращивания некоторых сортов ГМР в Европе: www.liveinternet.ru/users/gmo_and_safety/news/#post112413068
Сельское хозяйство России находится в плачевном состоянии потому, что ему «помогли» в этом. Именно теми же США и мировым правительством, для внедрения на рынок более дешевого геномодифицированного яда. Это называется целенаправленный геноцид.
Это не более, чем Ваше необоснованное мнение. Специалисты считают иначе: с\х в России было неконкурентоспособным, выращивание стоило дороже, чем импорт, поэтому и загнулось.
Есть другой способ для конкурентоспособности, я уже говорила о нём.
Какой? Опишите его. Допустим, страна Х, выращивающая ГМО получает больше урожая, урожай качественнее, ей нужно меньше места, она меньше тратит на пестициды. Соответственно, лидирует по импорту. Какой в данной ситуации конкурентоспособный способ?
Смерть происходит не только от голода. Ещё и от болезней, которые также являются результатом плохого некачественного и консервированного питания. Я ведь тоже приводила информацию о детской смертности. Так что о приросте населения, которое нечем кормить, говорить всё-же не приходится.
Не вижу причинно-следственной связи между началом и заключением этого абзаца. Прирост населения есть(!) и для того, чтобы прокормить человечество, которое народится к 2050 году, нужно увеличивать площадь угодий, либо этим людям нечего будет есть.
Ещё раз повторяю: просроченные излишки продуктов выбрасываются на помойку. Благодетели пекутся о прибавочной стоимости, а не о недоедающих людях.
Надо есть просроченные излишки?
Шпокунь 26-10-2009-01:27 удалить
как вообще можно говорить о гмо, если человеку то известно дай бог только 10 процентов генома(в среднем по видам) в плане экспрессии. Насчет встройки могу сказать тока одно что, при создании таких растении с помощью векторов в частности, при внедрении гена в вектор необходимо также посадить туда сайты рестрикции...наличие таких сайтов у родных генов не обязательно. Я сама не знаю наскока это может быть с этим связано и соответсвенно представлять опасность...может кто-то знает?
Arciz 26-10-2009-16:13 удалить
Ответ на комментарий Елена11 #
Исходное сообщение Елена11 Видите ли, мне авторитеты не указ. Думать надо самостоятельно, а не повторять чьи-то "серьезные" мнения.
И при этом самой ссылаться на иные авторитетные мнения? Где логика?
Исходное сообщение Елена11 О чём можно продолжать дискутировать, если человек слышит только себя?
Подобные упрёки оппонентам чаще встречаются среди креационистов. И сходный фанатизм в отношении собственных убеждений.
Исходное сообщение Елена11 Ген встраивается в ДНК человека, так же, как он встраивается в молекулу растения, которое взято для улучшения его свойств. Нарушается генетическая программа, человек не может дать потомство.
ДНК человека сложено не из генов, Елена11. И никогда не складывалось. "Основные кирпичики, из которых построена ДНК, — это пятиатомный сахар дезоксирибоза (она обозначена буквой Д в слове ДНК), фосфатная группа и четыре азотистых основания — тимин, гуанин, цитозин и аденин (их обычно обозначают буквами Т, Г, Ц и А). В конце 1940-х годов американский биохимик австрийского происхождения Эрвин Чаргафф (Erwin Chargaff, р. 1905) выяснил, что во всех ДНК содержится равное количество оснований Т и А и, аналогично, равное количество оснований Г и Ц. Однако относительное содержание Т/А и Г/Ц в молекуле ДНК специфично для каждого вида." (Поскольку ссылки на любые авторитетные источники вы презираете можете проигнорировать и этот - "Элементы" http://elementy.ru/trefil/67) Потрясающее невежество. Впрочем для гремучей смеси из парапсихологии и физики совершенно понятное. Полагаю, после такого прокола Вам не стоит больше позориться и выступать на тему в которой не разбираетесь на элементарном уровне.
Елена11 26-10-2009-19:38 удалить
Ответ на комментарий Arciz #
Исходное сообщение Arciz И при этом самой ссылаться на иные авторитетные мнения? Где логика?
Например?Чьи авторитетные мнения я привожу?Я ведь давала ссылки моего собственного мнения по этому поводу и примеры, которые это подтверждают.
Подобные упрёки оппонентам чаще встречаются среди креационистов. И сходный фанатизм в отношении собственных убеждений.
Ярлычок наклеить спешите?
ДНК человека сложено не из генов, , Елена11. И никогда не складывалось. "Основные кирпичики, из которых построена ДНК, — это пятиатомный сахар дезоксирибоза (она обозначена буквой Д в слове ДНК), фосфатная группа и четыре азотистых основания — тимин, гуанин, цитозин и аденин (их обычно обозначают буквами Т, Г, Ц и А). В конце 1940-х годов американский биохимик австрийского происхождения Эрвин Чаргафф (Erwin Chargaff, р. 1905) выяснил, что во всех ДНК содержится равное количество оснований Т и А и, аналогично, равное количество оснований Г и Ц. Однако относительное содержание Т/А и Г/Ц в молекуле ДНК специфично для каждого вида." (Поскольку ссылки на любые авторитетные источники вы презираете можете проигнорировать и этот - "Элементы" http://elementy.ru/trefil/67)
Гены являются участками ДНК. Вот уж невежество-то где! Вы не ссылку давайте, а поясните, что такое ГЕН. Тогда может поймете, что я имею ввиду.
GMO_and_SAFETY 26-10-2009-19:59 удалить
Ответ на комментарий Елена11 # Да, Елена, что такое ген? Гены - участник ДНК. Чем они там выражаются? Как гены могут встраиваться в ДНК человека? Почему не встраиваются гены, которые Вы ежедневно употребляете?
Елена11 27-10-2009-03:17 удалить
Ответ на комментарий GMO_and_SAFETY # Подумайте сами. Заодно, подумайте над тем, почему возникает новый продукт (ГМО) путем встраивания чужеродного гена.
Елена11 27-10-2009-03:26 удалить
Ответ на комментарий GMO_and_SAFETY # Само по себе ничего не бывает. Неконкурентноспособным сельское хозяйство России стало не случайно. Сельское хозяйство России было целенаправленно разрушено. Коллективизацией, высокими непомерными налогами и тяжелыми условиями труда. Вы бы не о деньгах думали, а о людях, тогда бы и вопрос "какой" не возникал, потому что я уже давала ссылку. Вы многих причинно-следственных механизмов не видите, но что же я могу поделать? Прироста населения нет, смертность населения преобладает над рождаемостью. Поинтересуйтесь стат.данными. Подумайте над тем, откуда при недостатке продуктов возникают просроченные излишки.
GMO_and_SAFETY 27-10-2009-10:20 удалить
Ответ на комментарий Елена11 # А зачем мне думать? Я знаю, но спрашиваю Вас, т.к. утверждаете, что встраивается. Над созданием ГМО трудятся учёные, используют множество способов. Может быть, у каждого из нас учёные пробрались в желудок и работают там над встраиванием гена в геном человека?
GMO_and_SAFETY 27-10-2009-10:28 удалить
Ответ на комментарий Елена11 # Это лишь Ваше необоснованное мнение. Вы можете считать, что угодно - тут не место опровергать заблуждения.
Arciz 27-10-2009-11:21 удалить
Ответ на комментарий Елена11 #
Исходное сообщение Елена11 Ярлычок наклеить спешите?
Не спешу. Всему своё время.
Исходное сообщение Елена11Вы не ссылку давайте, а поясните, что такое ГЕН. Тогда может поймете, что я имею ввиду.
Признаю свою оплошность. Я подошла к определению ДНК чересчур дословно: «за деревьями леса не видать».
Исходное сообщение Елена11 ...подумайте над тем, почему возникает новый продукт (ГМО) путем встраивания чужеродного гена.
Лучше объясните, Елена11, как по-вашему эта встройка происходит. Потому что если бы это было так просто, как вы утверждаете, на Земле существовал бы один вид живых существ, как генетическая смесь всех предыдущих отведавших друг друга разно-видов.
Елена11 27-10-2009-11:50 удалить
Ответ на комментарий GMO_and_SAFETY #
Исходное сообщение GMO_and_SAFETY А зачем мне думать? Я знаю, но спрашиваю Вас, т.к. утверждаете, что встраивается. Над созданием ГМО трудятся учёные, используют множество способов. Может быть, у каждого из нас учёные пробрались в желудок и работают там над встраиванием гена в геном человека?
Действительно! Зачем думать? И так ведь всё знаете! Как те же самые "учёные", которые не знают даже что такое "жизнь", называя это явление способом существования белковых тел.
Елена11 27-10-2009-11:54 удалить
Ответ на комментарий Arciz # Точно так же, как происходит встройка гена чужеродного вида в участок ДНК того растения, которое надо трансформировать. О видах живых существ и их происхождении можно будет поговорить только тогда, когда Вы объясните что за явление такое "жизнь", как это работает.
Елена11 27-10-2009-11:57 удалить
Ответ на комментарий GMO_and_SAFETY # Моё мнение вполне обосновано, но выкладывать эти обоснования в теме по ГМО совсем не к месту.
GMO_and_SAFETY 27-10-2009-12:16 удалить
Ответ на комментарий Елена11 # Что такое ген, как ген встраивают я отлично знаю. Как в теории, так и на практике. А теперь прекратите пожалуйста словоблудие, и ответьте на вопросы: * Что такое ген? * Чем он выражен в ДНК? * Как ген сам может куда-то встраиваться? (биологически объясните механизм) * Чем встроенный ген отличается от уже имеющихся?


Комментарии (233): вперёд» последняя» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ГМО и Homo sapiens | GMO_and_SAFETY - GMO & SAFETY | Лента друзей GMO_and_SAFETY / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»