Страсти Христовы, что они значат для нас? Очищение страданием? Проникновение в глубокую символику евангельских текстов? Размышления о тайнах жизни и смерти, божьем промысле и свободе воли? Об абсолютной доброте в бесконечно жестоком мире? О кресте, который нужно нести? О слабой плоти и величии духа?
Денарий кесаря
Мф. 22:15-22
Десять дев
«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли навстречу жениху: из них пять было мудрых и пять неразумных; неразумные, взявши светильники свои, не взяли с собою масла, мудрые же, вместе со светильниками своими взяли масла в сосудах своих».
Мф. 25:1-4
Поцелуй Иуды
«…впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?»
Лк.22:47-48
Без этого поцелуя не свершилось бы предначертанное. Так почему же Иуда — предатель? Возможно, он — самый преданный из апостолов.
«Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира».
Ин.12:1-8
Тайная вечеря
«Когда же настал вечер. Он возлег с двенадцатью учениками и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли. Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал. И когда они сели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего».
Мф. 26:20-29
«И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты».
Мф.26:37-46
Даже для бессмертного Богочеловека путь на Голгофу был тяжел, он страдал и томился. Апостолы спали в ту ночь, и Он был один. Человек всегда один перед лицом смерти.
«Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем».
Ин.18:29-38
Истина Пилата была суетной и преходящей, хотя тогда казалась великой, истина Иисуса универсальной и вечной, хотя многим казалась странной. Впрочем, ни одна из великих затей в человеческой истории не удалась. А христианство?
«И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса».
Ин.19:17-25
СОБЫТИЯ НА ГОЛГОФЕ
1. Появление Иисуса на Голгофе (Мф. 27:33; Мк., 15:22; Лк. 23:33; Ин. 19:17).
2. Отказ Иисуса пить уксус, смешанный с желчью (Мф. 27:34; Мк. 15:23).
3. Пригвождение Иисуса к кресту между двумя разбойниками (Мф. 27:35- 38; Мк. 15:24-28; Лк. 23:33-38; Ин. 19:18).
4. Первое «слово» Иисуса с креста: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34).
5. Воины, распявшие Иисуса, делят его одежды (Мф. 27:35; Мк. 15:24; Лк. 23:34; Ин. 19:23).
6. Иудеи злословят Иисуса и насмехаются над ним (Мф. 27:39- 43; Мк. 15:29-32; Лк. 23:35-37).
7. Иисус вступает в разговор с двумя разбойниками (Лк. 23:39-43).
8. Слова Иисуса, обращенные к разбойнику с креста (второе «слово»): «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43).
9. Третья фраза, провозглашенная Спасителем с креста (третье «слово»): «Жено! се, сын Твой» (Ин. 19:26-27).
10. Темнота опустилась на землю с трех часов пополудни (Мф. 27:45; Мк. 15:33; Лк. 23:44).
11. Вопль Иисуса, обращенный к Отцу (четвертое «слово»): «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46-47; Мк. 15:34-36).
12. Пятое «слово» Иисуса с креста: «Жажду» (Ин. 19:82).
13. Он пьет «винный уксус» (Мф. 27:48; Ин. 19:29).
14. Шестое «слово» Иисуса с креста: «Совершилось!» (Ин. 19:30).
15. Последний вопль Иисуса (седьмое «слово»): «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46).
16. Смерть Иисуса на кресте (Мф. 27:37; Мк. 15:37; Лк. 23:46; Ин. 19:30).
17. Завеса в храме разрывается надвое (Мф. 27:51; Мк. 15:38; Лк. 23:45).
18. Признание римских воинов: «Воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27:54; Мк. 15:39).
«Он снизошел быть рожденным и распятым не потому, чтобы имел в этом нужду, но Он совершил это за род человеческий, который от Адама подпал смерти и обольщению змия, потому что каждый по своей собственной вине творил зло».
Иустин Мученик
«После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса».
Ин.19:38
«На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен.Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко».
Ин.19:40-41
Самое страшное время страстной недели — Иисус умер, его больше нет. Тоскливо замерло время. Но самая страшная тьма бывает... Уже вечером в Иерусалиме сходит благодатный огонь.