И впрямь поток сознания, стопроцентный: бессвязный, бессмысленный и беспощадный. И немного болезненный. Но надо как-то преодолевать творческий застой, даже путём болезни.
«Человек есть мера всех вещей» – это значит лишь то, что, кроме человека, в этом мире измерять, оценивать вещи некому. Но это не значит, что человек сам становится абсолютной ценностью, эталоном для оценки. Он лишь зритель, а не режиссёр.
В действительности, сколько бы ни говорили, что высшим благом является человеческая жизнь, это не так. Вся история человечества – это история попрания человеческой жизни. Войны, насилие, террор – почему мы должны считать всё это исключением из правил человеческой природы, если данные исключения только и делают, что повторяются изо дня в день? Если посмотреть на вопрос так, то возникает подозрение, что чем бы человек ни обеспечивал свою ценность – Божественной сущностью, естественным отбором, просто аксиомой о примате человеческой жизни – сам он, про себя, бессознательно, в это не верил. И потому уничтожал и уничтожает себе подобных – и ничего не меняется. Разумеется, не все были убийцами. Но в общем это, опять-таки, ничего не меняло. Почему – другой вопрос.
Напротив, ещё в первобытности ощутив своё бессилие перед всемогущественным внешним миром, человек оказался глубоко заражён страхом, вызванным осознанием своей абсолютной ничтожности. А потом принялся компенсировать это всевозможными методами – от провозглашения себя центром бытия до банального унижения других людей.
Твоя жизнь, моя жизнь – если признаться себе, имеют ли они хоть что-то самоценное? Подумай, что изменится, если тебя не станет? Жизнь после нас… она останется прежней по существу. А что изменится, если тебя никогда бы и не было? Жизнь вместо нас – и всё останется таким же. Таким же. Солнце будет восходить и закатываться, и даже человеческое общество если и претерпит какие-то изменения, то уж точно из-за куда более глобальных процессов. Историю не вершат герои, её вообще никто не вершит, она идёт сама собой. Да и вообще это изыски нашего мышления: субъект плюс предикат – «история идёт». На самом деле, ничто никуда не идёт.
Тебе больно? Ты страдаешь? Ты ведь всего лишь индивид, ты сам себе бытие. Но кто ты такой, чтобы уделять внимание именно твоей боли? Никто. Боль испытывают в этот же миг миллионы других людей – и бесчисленное количество других живых существ. Может быть даже, сама Вселенная испытывает от чего-нибудь боль…
Это всего лишь реакция. Физическая боль – реакция на внешнее раздражение, сигнал об угрозе нормальной жизнедеятельности организма. Следовательно, она даёт нам понять, что физически, материально мы уязвимы, мы не бессмертны и не непобедимы. Так и душевная боль – это тоже сигнал, показывающий нам, что и наше внутреннее бытие нисколько не автономно. Оно есть лишь «бытие» как существование, но не «бытие» как мир – разве Вселенная может быть зависима от внешних факторов? Для неё и нет ничего внешнего. Стало быть, наше внутреннее «я» не самоценно и не вечно.
Стало быть, наше внутреннее «я» не самоценно и не вечно.Вах, мой друг-Вы меня удивили. Например, для Бога нет ничего драгоценнее человеческой души. Этого микрокосма, этой вершины творения сего мира. В некоторой степени человек стоит выше чем ангелы, потому что принадлежит двум мирам: физическому и горнему.Естественно, человек несовершенен, иначе, зачем бы Христос призывал нас быть совершенными "как Отец наш Небесный." Совершенствуйтесь, упрашивает Господь человека, ведь разве "не знаете что вы боги." Что в вас сокрыта великая тайна предназначения- Обожение, получить такие дары, которым и ангелы удивляются. "Сия жизнь -есть жизнь вечная"-говорит Господь. Неужели, мой друг, Вы не любите себя? Да, грязи хватает в мире, и "мир во зле лежит". Но об этом нет времени писать и рассуждать. Оставлю на потом.
но если исходить с точки зрения формальной логики, то Ваши слова основываются на одном шатком аргументе - бытии Бога.Видите ли, мой друг, если вы используя свою формальную логику задумаетесь о своем бытии, не сомневаюсь, если это будет сделано скрупулезно, то Бытие Бога станет очевидным...и не шатким.
Ницше создал,то,что выше его понимания,А вот это уж мне настолько интересно, что я горю желанием узнать...что же такое создал Ницше, что было ВЫШЕ его понимания? Бога? Или иное что?
Исходное сообщение Аннэс Я не собираюсь следовать заповедям Ницше))) У меня своя голова на плечах есть))) А с чего вы взяли, что это истина? Какого рогра это - истина? 0_о Где написано? Кем доказано?Ну, я бы не стал так пренебрегать головой Ницше. Она получше, чем у большинства ныне живущих. С чего я взял, что это истина? Я пытался показать возможность существования. А с чего вы взяли, что истина есть прямо противоположное?
Исходное сообщение Аннэс Разум, возведенный в культ... Я это, правда, называла магией.О нет, ни то, ни другое. С чего вы взяли, что я возвёл разум в культ? Я как раз к нему весьма скептически отношусь. Да и магия... я совсем не об этом говорил. Никакой эзотерики или мистики я в "бездне" не подразумевал, я говорил лишь о глубинах познания. Эзотерика как раз - сужение разума.
Исходное сообщение Аннэс (в последнее время я стараюсь основывать свои суждения на собственном опыте, а не на вычитанном).Вот тут я с вами в корне не согласен. Основывать философию на собственном опыте - заблуждение. Это значит заранее задавать систему координат всей своей философии, а это неверно. Кроме того, слишком многие знания мы никак не можем проверить на своём опыте. iunija и cold_black_fire, позволю себе влезть и в ваш разговор. Всё комментировать не буду, замечу лишь следующее. Взаимоотношения Ницше с христианством - очень тонкая тема. Он ненавидел скорее современное христианство - и доказывал, что оно не следует заповедям Христа. Что касается отношения к Христу, то тут ещё сложнее. В одном месте, например, Ницше называет его идиотом. Но тут очень важно понимать контекст - имеется в виду "идиот" Достоевского, чьё творчество Ницше весьма уважал. Как интерпретировать такое сравнение? Мне кажется, что Христос для Ницше - всё равно, что князь Мышкин, он лучше всех, но он вне общества, изгой, никому не нужный. Местами даже чувствуется, что Ницше уважает личность Христа, а то и восхищается им. Но тем с большей ненавистью он обращается против его недостойных последователей. Что же до безумия, то тут возможны любые трактовки, зависящие исключительно от эмоций. Для кого-то это доказательство неправильности, для меня - подтверждение диалектической связи гениальности и безумия. Вообще... Я считаю, что философия Ницше - "для всех и ни для кого" - это философия одиночек, противостоящих социуму, а дял самого социума она нечто вроде пугала. В этом плане Ницше оказывается ближе к Христу, чем многие. По моему мнению, разумеется. Для меня Христос был таким же асоциальным философом, подрывавшим основы привычного мироздания. За это его и распяли. Что же до Гитлера, то этот аргумент не выдерживает критики. Гитлер так же апеллировал и к Вагнеру, и даже к Гёте - но что это говорит о них самих? А ничего. Просто Гитлер использовал мертвецов для своих целей. На самом деле, нацизм по своей сути есть антиницшеанство - это типичное восстание масс, апофеоз бюргерской морали, а никак не триумф сверхчеловека-творца. Между прочим, в "Заратустре" Ницше примерно это и предсказал - когда в конце книги последователи Заратустры стали поклоняться ослу.