• Авторизация


Поток сознания №5. Пираты? 05-11-2009 23:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Тема борьбы с пиратством и нарушением авторских прав периодически всплывает в СМИ и волнами распространяется по интернетам, облачаясь в первом случае в пафосно-морализаторские одежды, а во втором – в обличье гневной истерики. И в том, и в другом случае редко когда звучит что-то дельное. Что ж, стоит взглянуть на этот предмет попристальнее.

Я не намерен влезать в юридические дебри, тем более что законы не есть сами по себе нечто незыблемое. Попробую рассмотреть авторское право с позиции, так сказать, чистой логики.

Отчего должно защищать авторское право? В первую очередь, от плагиата. Называться автором своего произведения и не допускать, что таковым назвался кто-либо другой – пожалуй, это было одним из основных желаний автора любой эпохи. Ведь в творчестве производятся не страницы и килобайты, не буквы и ноты, а идеи. И именно кража идей была, есть и будет основным кошмаром всякого автора.

Но что мы имеем сейчас? Мы имеем авторское право, которое защищает не автора, а правообладателя. Оно следит не столько за плагиатом, сколько за использованием произведения. Во многом это связано с распространением, если можно так выразиться, прикладного творчества. Скажем, написание компьютерной программы есть творчество, но не имеет художественной ценности, только практическую. С другой стороны, доминирование массовой культуры вызывает аналогичный процесс. Едва ли не всякое произведение масскульта – в чём-то плагиат, потому что масскульт живёт шаблонами. И в этом ракурсе для «авторов», которые создают «художественные» произведения, плагиат становится проблемой второстепенной, на первый же план выходят проблемы получения денег за продажу, за просмотр, за использование. В общем, всякий раз, когда цель получения денег затмевает цель распространения идей, авторское право извращается и приобретает черты абсурда.

Этот абсурд подчёркивается ещё одной, ультрасовременной, проблемой. Это распространение виртуальности, появление виртуального мира, виртуальных продуктов. Разберём пример. На мой взгляд, он весьма показательный.

Олицетворением «старых» и «логичных» законов авторского права условно будем считать книгу. Обычную книгу, со страницами, в переплёте, напечатанную типографским способом. Сравним её, скажем, с компьютерной программой или игрой. Мы покупаем книгу. Да, мы тут платим деньги. Так же мы покупаем и диск с программой. Но мы ведь не платим денег за пользование книгой. Более того, мы можем запросто дать книгу другу, он будет спокойно читать её, и никто за это нас судить не будет. Почему мы, заплатив деньги за диск, должны ещё потом что-то приплачивать? Да, есть маленький нюанс в виде разного рода обновлений, но в подавляющем большинстве случаев такой повод кажется, скорее надуманным – и, опять же, подавляющему большинству пользователей, обычных пользователей такой сервис практически не нужен. Но мы все должны покупать лицензионные версии, регистрироваться, платить что-то или продлевать лицензию. Это всё равно, что государство обязывало бы каждого покупать книги только для себя, платить за их чтение, да ещё и отбирало бы их по истечении какого-либо срока. Не правда ли, абсурд?

Есть, однако, очень важная деталь. Мы не можем создать самостоятельно точную копию книги и, опять же, отдать другу. А вот точную копию программы или игры мы чаще всего создать можем. В этом и есть главная проблема виртуальности: В ВИРТУАЛЬНОМ МИРЕ ВОЗМОЖНО СОЗДАНИЕ ИЗ НИЧЕГО. Да, программа занимает некоторое место на диске или другом носителе, т.е. физически имеет некоторое измерение, но по большому счёту она бесплотна, она возникает из ничего, она существует нигде и в никуда исчезает. Затраты времени и денег на копирование программы, разумеется, есть, но они ничтожно малы. Так же, как мала и себестоимость дисков CD и DVD – особенно в сравнении с теми ценами, которые предлагаются на всякие лицензионные виндоусы и фотошопы. Цены четырёхзначные и даже пятизначные. За что мы должны приплачивать «лишних» несколько тысяч? За труд программистов? Но они потрудились один раз, а дальше могут копировать свой труд хоть целую вечность, без особых затрат и усилий. Создание книги в этом плане – гораздо более трудоёмкий процесс.

Вот тут и заключается главный порок современного авторского права. Оно создано для старого, материального мира, производства, продуктов – но втиснуто в мир виртуальный. Причём абсолютно безосновательно, без всяких объяснений. Если приглядеться, то IT-компании – такие же пираты, только паразитируют они на нас. Действительно, ведь они получают сверхприбыли неизвестно за что, за труд, который стоит на порядки дешевле. И в этом ракурсе все эти компании, даже конкурируя друг с другом, оказываются монополистами. Потому что они диктуют нам свои условия, когда же мы не желаем их принимать, обращаемся к пиратской продукции, то они вопят о нарушении авторского права. Но позвольте, разве кто-либо, пользующийся нелицензионной Windows, копирует её коды для создания своей операционной системы? А ведь именно это и есть нарушение авторского права в его исходном смысле. Если бы я взял взломанную Windows, влез в её код, переименовал бы её, поставил в разработчиках своё имя – и стал бы в таком виде её распространять, вот тут-то и был бы плагиат, а значит и нарушение авторского права. Даже пресловутые пираты, незаконно копируя программы и игры, не ставят ведь под ними своих имён, не причисляют себя к авторам.

Немаловажно и то, что мы пока ещё не воспринимаем виртуальность всерьёз. По крайней мере, большинство из нас. Пока ещё, даже проводя целые дни за компьютером, мы не теряем осознанного или подспудного чувства, что имеем дело с виртуальностью, т.е. с НИЧТО. Потому мы ещё долго будем воспринимать интернет как пространство, где должна быть «халява», мы будем спокойно относиться к пиратам – потому что мы не можем заставить себя платить материальные деньги за пустоту, за чудесную иллюзию, которой на самом деле не существует. Видимо, не теряют этого чувства и пресловутые монополисты – ведь они всё пытаются натянуть материальное авторское право на виртуальность. В любом случае, им это выгодно, но они не имеют на это никаких оснований.

Да, и сейчас, когда только усиливается скачивание ПО из интернета, т.е. когда пропадает даже предметный носитель, диск, который можно купить в магазине, чувство бесплотности будет только возрастать. Впрочем, возрастать будет и несправедливость притязаний монополистов; я думаю, понятно, почему.

Подытожу. Из всего вышесказанного можно вывести следующие следствия:

1. Использование нелицензионных программ и игр не может быть преступлением. Соответственно, все иски против людей типа небезызвестного школьного учителя – абсурд.

2. Окончательно оправдать пиратство, если мы имеем в виду коммерческую деятельность, всё-таки невозможно. В любом случае, пираты оказываются на одной полке с монополистами, хотя и малость почестнее: не такие цены выставляют. Но когда мы понимаем под пиратами разного рода торрент-трекеры, то это дело неподсудно: пользователи же попросту делятся друг с другом, без всякой корысти.

Впрочем, есть одна мысль, которая может отчасти оправдать всех пиратов. Допустим, что все мы (или большая часть нас) пользуется лицензионным софтом. Это значит, что мы связаны с компанией-производителем; она знает о нашем существовании, о том, что на нашем компьютере, находящемся в такой-то стране и т.д., есть данная программа; она присылает нам обновления; она взимает с нас плату. Короче говоря, компания нас контролирует. Частично, да. Но контролирует.

Пофантазирую. Скажем, США начинает войну против России. В России же у всех пользователей стоит лицензионная Windows. И тут злокозненный Билл Гейтс с очередным обновлением присылает на наши компьютеры (причём именно на наши, ведь он знает, что эти компьютеры находятся в России) какой-нибудь зверский вирус, который прямо-таки аннигилирует наши системы. Неприятная диверсия, не так ли? Я, конечно, утрировал, но основная направленность, я думаю, ясна: в рассматриваемой проблеме речь идёт не только о прибыли и «халяве», об абсурде и законности, но и о безопасности. О личной безопасности. Если я не хочу быть никак связан с кем бы то ни было. Если я не хочу быть зависим от кого бы то ни было, даже в мелочах. Но мне нельзя этого делать, потому что монополисты велят мне идти на всеобщий пересчёт голов. А я, может быть, не хочу, чтобы они вообще знали о моём существовании?..

Впрочем, я не намерен придавать пиратству героический ореол, равно как и быть апологетом чего бы и кого бы то ни было. Просто скажу ещё раз: виртуальный мир требует своих законов, а пока мы судим виртуальные явления по законам мира материального, ничего, кроме насилия над здравым смыслом и нашими кошельками, мы не получим. 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (5):
"Называться автором своего произведения и не допускать, что таковым назвался кто-либо другой – пожалуй, это было одним из основных желаний автора любой эпохи." Неправда. Причем абсолютно неправда. А древнерусская литература? А статьи Трутня, Современника и других журналов 18-19 века? А тысячи анонимных стихотворений? А добрая половина пьес Лопе? А песня о Хильдебранет? А...? (в общем, о литературных произведениях могу долго). Перейдем к музыке. А как же все те авторы, которые считали себя счастливыми, когда их произведения становились народными и приписывались народу? Архитектура? Сколько угодно примеров, на память просто не помню, не мой профиль. Живопись? А как же тысячи икон, авторы которых не подписывались? А как же картины за авторством "Неизвестный художник"? Скульптура? Да хотя бы Сфинкса возьмем! Нет-нет-нет, настоящий творец не столь ревнив к своим творениям. Как говориться: Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись. Цель творчества самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. "И именно кража идей была, есть и будет основным кошмаром всякого автора" А "Мертвые души"? А если взять Клару Милич и Гранатовый браслет? Сама идея архетипов (Дон Жуана, Робин Гуда, итд)? Обычно авторы как раз гордятся, когда их герои становятся народными и "крадутся" другими авторами. "Мы не можем создать самостоятельно точную копию книги и, опять же, отдать другу" А раньше вот переписывали. И отдавали. Стихи, например. В свое время Есенин только так и ходил по рукам. "Использование нелицензионных программ и игр не может быть преступлением." А я думаю, может. Автор имеет право получать доход со своего творения. программы и игры - это не столько произведения искусства, сколько бытовые предметы виртуальности. Можно не платить за переписанные стихи, но нелицензионная программа - это украденный чайник. "Если я не хочу быть никак связан с кем бы то ни было. Если я не хочу быть зависим от кого бы то ни было, даже в мелочах." Сели - и написали сами себе оперативку. Вы пользуетесь чужим трудом, значит, должны быть зависимы от производителя этого труда. Это справедливо. Вы же не обвиняете врача в том, что вы от него зависимы, когда лечитесь. В общем - интересное рассуждение. К сожалению, идею считаю неверной и... просто... вот именно из вашего первого поста: лицемерие, желание оправдаться. Выглядит именно так.
mortuos_plango 22-03-2010-21:41 удалить
Вы оказываетесь в плену некоего заблуждения, а именно: большинство того, что вы назвали, не имеет автора не потому, что его вовсе нет, а потому, что он попросту неизвестен. Я не могу поручиться, что древние египтяне не знали, кто построил Сфинкса. Может, и знали. А до нас это не дошло. В случае с древнерусской и раннесредневековой литературой имеет место следующее: особый менталитет - с одной стороны, не было принято выпячивать своё имя, с другой - большинство этих произведений, скорее всего, являются не авторскими, а лишь записями анонимных народных сказаний. Т.е. те, кто их записывал, не воспринимали себя "авторами". Ну, и простую пропажу сведений об авторе не стоит забывать. Журналистика... Тут анонимность была обусловлена политическими целями (грубо говоря, чтобы не поймали). Притом, что в итоге личность анонима всё равно стала известной. И всё это не значит, что в глубине души человек не желал, чтобы все знали о его авторстве. О "народности" песен и героев. Это несколько разные вещи - когда художественный образ становится как бы "общим" и когда его кто-то просто тырит, никак не ссылаясь на первоисточник, а выдавая за своё. Я говорил о втором. Это притом, что я допускаю существование пресловутой гордости за "народность". У меня этому документальных подтверждений нет. Насчёт копирования - вы не правы. Вот вы перепишете стихи из книги. Но вы скопируете только содержание книги. Вы вряд ли сможете скопировать её форму, т.е.: твёрдую обложку, типографским образом набранный текст, иллюстрации и т.д. У вас нет собственной типографии, чтобы сделать такую же книгу. Я говорил не только о произведении, но и о его носителе, что при разговоре о современном авторском праве тоже имеет значение. Если программы - это бытовые предметы, то тогда нечего говорить об авторских правах, пусть называют вещи своими именами. И в любом случае, мы платим только за покупку чайника, а не за его использование. Зависимость? Да, когда я прихожу к производителю за товаром, я впадаю в зависимость от него. Но и он зависит от меня, от моих денег. Это элементарная взаимосвязь спроса и предложения. Но здесь мне с товаром навязывают другие товары и услуги, которые мне не нужны, и на монополиста я, будучи в зависимости от него, повлиять не способен, так что взаимозависимости, как в первом случае не выходит. Корпорации диктуют нам правила и нас не слушают. Оправдание? Ничуть. Я не испытываю ни малейшего угрызения совести по этому поводу и оправдываться мне не за что. Повод к написанию этого текста - лишь очередная волна "копирайтного" треска в СМИ, который я считаю ошибочным и который меня глубоко бесит.
Ну да, с примерами я погорячилась!:DDDD Понаписала, что первым в голову пришло)))) Все равно не согласна, что "Называться автором своего произведения и не допускать, что таковым назвался кто-либо другой – пожалуй, это было одним из основных желаний автора любой эпохи." Это чистой воды рационализм, который к истинно творческому человеку имеет мало отношения. Ммм,я все же буду о литераторах сейчас, с другими сферами творчества мне сложнее, но, думаю, там то же... ну так вот. Поэт, если он истинный Поэт (под словом "поэт" я подразумеваю не только тех, кто стихи пишет, но и прозаиков тоже) всегда ощущает себя некоим связующим звеном между "миром горним" и "миром дольним" (это еще у Платона значилось, с его Пещерой и тенями, ну а уж пушкинского "Пророка" все знают, да и у других поэтов/прозаиков эти мотивы часто проскальзывают). Поэтому то, что пишут поэты, для них является не только плодом их личного труда, но и... "как бы" откровением свыше, то есть, чем-то, им не принадлежащим. Мастерство автора - это да, но идея всегда приходит извне, идея всегда общечеловеческая. Поэтому истинный поэт не столь уж трепетно относится к своему авторству. Хотя, безусловно, обидно, когда твое творение присваивают себе. Но называть основным желанием именно сохранить авторство... нет. Творец творит потому, что не может не творить, - а когда он творит, он мало задумывается о своем авторстве. Это уж точно. "Но вы скопируете только содержание книги. " - не поспоришь. Но какого рогра мне обложка, типографский шрифт и прочее? Я лучше сяду - и сама такие иллюстрацию забабахаю (ох, что-то меня сегодня тянет на разговорную речь), такую каллиграфию разведу! Да у меня такую копию в музей купят!:DDDD "И в любом случае, мы платим только за покупку чайника, а не за его использование." - Но все-таки платим, ведь так?))) А программки-то чаще всего качают на халяву! "Но здесь мне с товаром навязывают другие товары и услуги, которые мне не нужны, и на монополиста я, будучи в зависимости от него, повлиять не способен, так что взаимозависимости, как в первом случае не выходит." Ну так и при покупке чайника нам "навязывают" чай или кофе:DDD Иначе зачем нам чайник?))) Стоп, я что-то не в теме))) А какие же еще товары и услуги нам навязывают? А меня СМИ вообще бесят))) Они там вечно чуши понапишут, а потом в голове чешут. Я месяц ходили на курсы журналистики МГУ. Нам там на первом занятии объяснили, как запустить статью, на которой потом можно месяц кормиться, на втором - как надуть издателя и выдать ему чушь за золото, на третьем... хм... да. В общем, не доходила я на курсы. С меня хватило. И все-таки - не согласна. Возможно, я не совсем точно выражаю свои мысли посредством логики. Но вот своей совести я привыкла доверять. Она у меня чуткая. И сейчас безаппеляционно заявила: "За программы и ПО надо платить!" А еще меня бесит слово "копирайт". Уууу. Ну чем современному обществу не угодил великий и могучий? Вот чем плохо слово "авторство"?)))
mortuos_plango 31-03-2010-00:26 удалить
Так я же сказал, что не единственный мотив - а "один из основных". К слову, другой важный мотив - то, что автор своим произведением подсознательно хочет создать свою копию, двойник своего сознания. Нам это внушали на психологии творчества, потому доказывать не буду, не ко мне претензии. Хотя обидно, не правда ли, если у вас отберут этого двойника? Какие нам т/у навязывают? Да, например, те же обновления или поддержка, которые мне, например, не нужны. А то что чайник на халяву... Согласен. Но сравните чайник за 500 р. и за 5000 р.? Первое не жаль заплатить, потому что более-менее справедливо, но нам упорно навязывают чайники за пять тысяч, реальная стоимость которых 500 р. Да и напомню о теме виртуальности, поднятой в тексте. Мы сейчас в состоянии трансформации сознания. Как люди будут воспринимать виртуальность в будущем? Совесть... Хе-хе... Совесть тоже на чём-то основывается, пусть и подсознательно. Нет, настоятельно рекомендую вам Ницше - просто потому что прочищает мозги от множества клише. Даже если он вам не понравится, всё равно пользу сослужит - если вы, конечно, претендуете на философию. Копирайт. А вот тут-то и загвоздка. Копирайт - это не авторство. Это владение правом на произведение - на использование, распространие и т.д. Современное авторское право защищает не автора, а правообладателя. Например, большинство современных писателей (российских, по крайней мере), не имеют прав на свои книги. Понимаете ли, авторство неотъемлемо. Т.е. если опубликована книга под вашим именем, то это никто не может изменить. А авторское право - не то же самое. Вот я куплю вашу книжку, но деньги пойдут не вам, а издательству. Вы же сидите с гонораром, которого хорошо бы на месяц хватило б. Максимум можно рассчитывать на роялти, но если издательство купит у вас авторские права полностью, то и пёс вам, а не роялти) Вот вам и авторское право. Деньги от продаж всяких "Виндоуз Вист" идут их разработчикам? Вряд ли. Думаю, они идут г-ну Гейтсу, который босс. А разработчикам платят зарплаты. Хотя структуру Майкрософот не знаю, но в обратное что-то не верится.
"Хотя обидно, не правда ли, если у вас отберут этого двойника?" В детстве было обидно. Теперь выросла и поумнела. Пусть отбирают, мне не жалко. "..но нам упорно навязывают чайники за пять тысяч, реальная стоимость которых 500 р" Однако программа все-таки не чайник. Кроме материального, туда вложен умственный труд. Только производитель вправе считать, сколько стоит его умственный труд. Другое дело, что я, конечно, тоже предпочту пиратскую копию за 500 р. Но буду знать, что поступила неправильно. Про виртуальность я бы много наговорила, но не хочу уходить от темы))) Ницше я когда-нибудь прочитаю. но не раньше июля, сейчас мне много по программе. Клише, правда, мне не грозят, я думаю. Может, звучит с моей стороны несколько самоуверенно, ноя всегда была оригиналкой и ненавидела любые клише-штампы-модели. На философию не претендую))) Я предпочитаю иметь славу сумасшедшей))) можно делать, что хочешь, и не париться о собственной репутации))) *почитала про авторское право и копирайт и ужаснулась* Ёёёёёёё...... А я, дура, хотела писателем стать.... Неээээт уж. В Африку их всех. С их копирайтами. Но тут мы с вами упираемся, кажется, не в проблему авторского права, а в проблему современного извращение понятия о справедливости. Хотя,в принципе, не столь уж и современного. По-моему, бедная справедливость во все времена извращалась схожим образом. Это очень печально((( Но тут уж ничего не поделаешь, видимо((( Весь мир нам с вами не изменить, сколько не спорь((( Так, а мы тут о чем?))) а, о программах))) В общем, мое имхо таково: черта с два я буду покупать за 5000, когда можно купить за 500, но совесть меня все равно будет мучить, и я все равно буду знать, что я неправа, и даже - что я совершила преступление.


Комментарии (5): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Поток сознания №5. Пираты? | mortuos_plango - Оплакивая мёртвых | Лента друзей mortuos_plango / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»