• Авторизация


Поток сознания №1. Лицемерие 09-10-2009 22:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Вот говорят о всяких общечеловеческих ценностях и тому подобных гуманистических и гуманных вещах. Мне представляется это в высшей степени ошибочным. Есть ли какая-либо общая ценность у каждого человека – т.е. у всего человечества? Но человечество – тоже фикция.
Нет, разумеется, существует биологический вид, называемый человеком, и совокупность всех его особей называют человечеством. Другое дело, что как-то так повелось, что слово «человечество» несёт в себе не только количественный, но и ценностный смысл. «Человечество» часто выступает неким гарантом добра и зла. Якобы цели у «человечества» одни, одни ценности, одни смыслы, только под разными обёртками.

Да и, кроме того, «человечество» не может иметь лишь биологическое толкование, ведь сам человек есть существо не только биологическое, но и социальное, к тому же, обладающее сознанием: уже поэтому человек оказывается по ту сторону животного мира. Новомодные экологические воззрения, по которым животные должны восприниматься равноценными людям, есть не более чем вымученное морализаторства и игра ума образца угасания западной цивилизации. Декаданс вообще тяготеет к изощрениям. В действительности же, человек, если он будет искренен с самим собой, никогда не признает животное равным себе, животное – это само по себе нечто чужое, другое, которое есть «не-человек». Даже древние люди, одушевляя и обожествляя животных, равно как и всю природу, на самом деле переносили человеческое на животное. Они почитали животных не как животных, а как людей в животном облике (или духов, что суть тоже люди). Тут надо тонко разграничить: это было не признание равноценности человека и животного, а эдакий шовинизм, благородно включающий чужих в число «своих». Это особенно заметно в тех случаях, когда существовали сакральные и «обычные» животные. Пиетет испытывался только к первым, но не ко вторым. Да и почитание первых не мешало подчас поедать их.

Уже здесь, на заре истории, мы сталкиваемся с лицемерной логикой, ставшей стержнем существования человека. Тут можно вспомнить и фрейдистскую теорию о том, что религия, по сути, произошла из стремления спрятаться от жестокого внешнего мира, порождавшего только фрустрацию (то, что это стремление было неосознанным, не так уж и важно). Спрятаться – т.е. закрыть глаза на происходящее. Это было лицемерие перед самим собой, самое коренное лицемерие, какое только может быть, внутреннее лицемерие; и если оно появилось уже тогда, то неудивительно, что потом оно стало и внешним и распространилось едва ли не на все аспекты человеческого бытия. Вся последующая история человека – это история развития лицемерия, подчас принимающая самые причудливые формы.

В случае с животными это лицемерие проявилось в том, что человек пожирал животных, по сути делая их не более чем ресурсом, но стремился как-то оправдать это. Оправдать перед чем или кем? Это сложный вопрос. Возможно, действительно в каждом человеке заложен универсальный нравственный закон, но если поглядеть на историю, то возникает ощущение, что, имея в себе этот закон, человек тем не менее всегда стремился его обойти или обмануть. Бог, пожалуй, был самым грандиозным лицемерным предприятием за всю человеческую историю. Я тут не касаюсь, собственно, вопроса бытия или небытия Бога. Я имею в виду именно религию как один из мощнейших институтов человеческих цивилизаций. Как бы ни кичилась современная наука своей великой пользой для человечества и ни плевалась бы на религию, если приглядеться, то станет ясно, что подавляющее большинство эпох прошло под знаменем религии. Религия была главным двигателем общественных процессов, а не наука. Что же, церковь забивала науку? (жгла всяких Джордано Бруно и далее по списку затасканных антицерковных аргументов) Но, позвольте, вы, кажется, слишком переоцениваете церковь – не была она настолько сильной. Если уж и задавать каверзные вопросы, то не стоит ли спросить себя: может быть, религия потому забивала науку, что наука была попросту не нужна самим людям? А как только она стала нужна, то тут же и стала царицей мироздания и теперь держит в загоне религию. Не надо обманываться, считая науку или религию эдакими вещами-в-себе, какими-то автономными абстракциями. Всё это – лишь плоды человеческого мышления, не больше и не меньше. И они получают развитие лишь тогда, когда человек этого хочет. Ни наука, ни религия не могут быть больше, значительнее человека, потому что человек сам придумал их, покуда не было его, не было и их. О пользе же вообще толковать не приходится. Само понятие пользы для «человечества» или «истории» – вещь сомнительная. Куда бы ни вела, скажем, религия «человечество» – к хорошему или к плохому – не так уж и важно, потому что, возможно, хорошего и плохого не существует вовсе.

Вернёмся, однако, к Богу. Бог – или вообще всякая сверхъестественная сущность (сущности), которой человек препоручил управление миром – с самого своего появления (как идеи) был великой индульгенцией. Человек в своём лицемерии не пожелал наказывать сам себя за собственные преступления, он пожалел сам себя – и отдал систему исполнения наказаний в руки Бога. Некоторые личности, из чисто лицемерной честности, отдали ему так же и систему исполнения поощрения. Некоторые, в своей великой гордости, даже объявили, что Бог создал человека по своему подобию. Более великой и лицемерной гордыни даже и трудно себе представить. Глядючи на какого-нибудь гопника, вообще хочется признать человека созданным по образу и подобию обезьяны – а то слишком обидно за Бога становится.

«Общечеловеческие ценности» образца либерально-капиталистического Запада конца ХХ – начала ХХI века, распространяемые по всему миру, стали ещё одной вехой в истории лицемерия. Какие такие общечеловеческие ценности? Ценность жизни? Это всего лишь инстинкт самосохранения, и существует масса примеров, когда человек сознательно этот инстинкт подавляет. Затасканный императив вроде: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе» – превращается в бред, если допустить, что субъект действия желает, чтобы его убили, а потому убивает других – и остается абсолютно моральным. Вообще, говорить об универсальной морали, на мой взгляд, стало бессмысленно уже после Ницше, но, как оказалось, воззрение о всеобщих благодатных законах очень живуче и здравствует и поныне. Впрочем, это не будет особо удивлять, если вспомнить, что главным категорическим императивом человека всегда было лицемерие.

И всё-таки – существует ли человечество? То самое человечество, которое есть духовная общность? Нет. Нет. И ещё раз нет. Я отказываюсь признать нечто общее между Иммануилом Кантом и каким-нибудь африканским каннибалом. Я отказываюсь признать нечто общее между собой и тем китайцем, который лет через пятьдесят будет жить на территории, некогда именовавшейся «Россией». Это не расизм, просто тому китайцу так же наплевать на меня, как и каннибалу на Иммануила Канта – почему после этого я должен брататься с ним?

Да и возьмём историю. Разве было когда-нибудь, чтобы все люди планеты имели общее мировоззрение? Нет. Более того, каждая цивилизация обладала своим уникальным мировоззрением. То, что сейчас преподносится под соусом общечеловеческих ценностей, есть лишь мировоззрение Запада. Это, казалось бы, тоже можно было понять давным-давно – уже после Шпенглера – но императив лицемерия предпочёл забыть и это. Разве все люди планеты когда-либо были объединены общей целью? Нет. Более того, любое посягательство на мировую цель и мировую идеологию приводило лишь к одному – к бойне, т.к. некоторая часть мира никак не желала соглашаться с другой (другими), тем самым подчёркивая, что никакой общности между кусками «человечества» нет. Наоборот, «человечество» только того и желает, чтобы быть кусками, обособленными и независимыми. Либо один из кусков желает быть мировым гегемоном. Да, и только тогда возможно «единое человечество» – но это будет тоталитарное человечество, построенное на насилии, что немало противоречит гуманному наполнителю рассматриваемого термина. Хотя, если учесть философию лицемерия, когда-нибудь, когда наконец наступит мировое государство, его обитатели и идеологи будут абсолютно искренне (насколько позволяет лицемерная сущность человека) считать его моральным, справедливым и т.д. И плевать, что 9/10 населения будет обретаться в рабах, а предварительно, перед созданием государства, вся планета будет основательно забрызгана кровью. Такую идиллию «человечество» проходило уже не раз, только в локальных масштабах.

Впрочем, оглядываясь на собственный текст, я явственно вижу, что определённый духовный стержень «человечества» всё-таки имеется, и я сказал о нём не раз. Это лицемерие. Может быть, стоит дать «человечеству» такое определение: человечество – ответвление животного мира, склонное к перманентному и разностороннему лицемерию?..

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (13):
Алькиба 10-10-2009-00:08 удалить
Такой впечатляющий поток сознания не привлёк ни одного распространителя спама. Это невероятно! :) Можно, конечно, говорить, что людей объединяет лицемерие, но зачем? Достаточно того, людей объединяют видовые признаки. :)
mortuos_plango 10-10-2009-00:24 удалить
Алькиба, прежде всего, благодарю, что стали первым читателем моего блога. "Можно, конечно, говорить, что людей объединяет лицемерие, но зачем?" Затем, чтобы не говорить, что их объединяет гуманизм и т.п. дребедень. "Достаточно того, людей объединяют видовые признаки" В том-то и дело, что видовые признаки объединяют людей только в "человечество" как понятие, наименование, но не как в общность. Человечество разобщено и даже желает этого. Впрочем, не буду продолжать: надеюсь, это не последний мой поток сознания...
Алькиба 10-10-2009-01:21 удалить
mortuos_plango, буду с нетерпением ждать следующих потоков. :)
Kris_Ratson 14-12-2009-22:31 удалить
да... заставило задуматься... и что же теперь? все что я делал в жизни - сплошное лицемерие... все идеи, достижения - все стало каким-то глупым и незначительным...
mortuos_plango 15-12-2009-09:32 удалить
Прямо "всё"? Я... гм... несколько удивлён. Не хотелось бы разрушать чужие идеалы, хотя я этим и занимаюсь, по сути. Да уж... А в чём конкретно твоё лицемерие, в таком случае, проявлялось?
Kris_Ratson 15-12-2009-12:05 удалить
ну не то чтобы так глобально, однако начал задумываться о том, насколько глупыми "идеями" себя тешил.
mortuos_plango 15-12-2009-23:23 удалить
Kris_Ratson: "и что же теперь?" На этот вопрос пока ответить не могу. Разрушать и отрицать всегда проще и приятнее, чем создавать и утверждать. По крайней мере, для самого себя я вывел императив вытравливания лицемерия, как чеховского "раба по капле", и критического осмысления любой информации, как бы приятна для меня она ни была - на предмет этого самого лицемерия...
Ммм, какой организованный и четкий поток сознания! Однако он явно содержит в самом себе противоречие. Вы отрицаете человечество "которое есть духовная общность", но сам ваш поток сознания (своим существованием, своей четкостью, доказывающей, что вы не раз обдумывали эту проблему, своей прорывающейся все-таки местами за холодными фразами экспрессией и горечью - особенно горечью!) доказывает, что вы все равно верите, что человечество объединено не лицемерием, а духовностью)) Вчитайтесь в свои собственные слова - и сами это почувствуете;))) Лицемерие, лицемерие.... а я вот встречала так много искренних людей! Все равно человек от природы искренен. Лицемерие прививается жизнью в обществе.
mortuos_plango 22-03-2010-19:41 удалить
Здесь "духовность" употребляется несколько двусмысленно. Если считать "духовным" нечто относящееся к психической сфере человека, то "духовная общность" есть, хотя бы то же лицемерие, о чём я в конце концов и сказал. Но часто под "духовным" понимают ещё и нечто возвышенное, нравственное, если хотите. Вот против этого я и возражаю. А горечь... Я и не отрицаю. Одно другому не мешает. Что касается лицемерия, прививаемого обществом, то тут, как ни странно, я с вами согласен. Но только загвоздка в том, что вне общества мы не существуем. Мы скованы сотнями самых мелких социальных связей. Следовательно, об имманентной искренности говорить не приходится, т.к. человек есть не просто существо "врождённое", но ещё и социальное. Лицемерие - неотъемлемая черта социума. Печать социума и печать его лицемерия на всех нас.
Ответ на комментарий mortuos_plango # Да-да, полисемичность... черт, пардон: многозначность слова "духовность" я поняла. Но я именно про ту духовность, которую вы отрицаете как объединяющее начало. Примитивно: я знаю много людей, которые не являются лицемерами, ноя не знаю ни одного человека, который никого в целом свете не любит. Из этого я могу сделать вывод, что лицемерие точно не является объединяющим началом. Правда, сказать, что объединяет всех любовь, я тоже не могу: это ведь как "все лебеди белые". В общем, чтобы решить эту проблему, надо лично познакомиться со всеми людьми на свете))) Это невозможно. Значит, данный вопрос на практике мы не разрешим. Поэтому каждый может считать что хочет))) Еее, "Никто не может быть свободным от общества" и прочее))) Как я люблю нашего философа. Он нам эту фразу впаривает каждую пару))) Имманентная... слово знакомое, смысла не помню))) Ага, гугл подсказывает, что это неотъемлимость. Прежде чем стать социальным, человек бывает врожденным (как доказательства - дети-маугли, они лицемерия явно лишены). Так что насчет... имманентности.. не знаю, а насчет врожденности уверена. Печать, видимо, есть))) но это еще не повод с ней смиряться. И своя голова должна на плечах быть.Я вот сейчас учусь быть искренней. На самом деле это не так уж страшно, как кажется сначала.
mortuos_plango 30-03-2010-22:46 удалить
Отвечу в общем, потому что на оба ваши тезиса сразу выйдет. Кажется, я где-то тут уже это писал, но лень копаться, потому повторюсь, наверно. Человек - существо биологическое и социальное. Именно так. Как живой организм он может существовать и только в биологическом плане, но полноценным человеком он может быть, только если добавить социальный компонент. На биологическом уровне вряд ли человеку присущи какие-либо моральные универсалии. Другими словами, если взять каждого человека в отдельности, то вряд ли вы найдёте в нём что-то плохое. Никто из нас не зол от природы (о патологиях я не говорю). Также и не лицемерен. Но мы, как люди, не существуем вне социума. Потому и пример ваш с мауглями не прокатывает. Они не являются полноценными людьми, это недолюди. У них, как правило, отсутствует речь и общее интеллектуальное развитие чудовищно низко. По сути, это животные в человеческом теле. Попав в общество, они, за редким исключением, так и не развиваются и часто довольно быстро умирают: животные, как известно, тяжело переносят неволю... Так вот, повторяю: лицемерие - черта социальности. Искренность? Не спорю. Хотя подумайте, сколько раз на дню вы произносите мелкую ложь или хитрите, темните - я не о говорю о чём-то серьёзном. Просто, скажем, чтобы не терять времени, чтобы успокоить или утешить кого-либо и т.д., и т.п. Да, кажется, читал в вашем дневнике, что вы писали стихи на лекции и не хотели, чтобы вас застукали. Вы ведь не считаете это искренностью? Но, конечно, это мелочь, и глупо обращать на это внимание, а тем более указующий перст морализатора. Или ещё проще: общество навязывает нам колоссальное множество больших и маленьких обрядов (от рукопожатия до похорон, например). Все эти обряды не являются нашими искренними действиями. Нередко мы вообще исполняем их лишь для того, чтобы общество нас не порицало. То же и поведенческие клише. Всё это, разумеется, мелочи, которые не делают из вас и из меня монстров. Но это знаковые мелочи. Они имеют свойство расти вместе с увеличением масштаба. То, что мелочь для индивида, будет уже законом для общества и для цивилизации. В конце концов, из мелочей слагается наша жизнь и наша история.
Ответ на комментарий mortuos_plango # О, человек - существо биосоциальное! Шут, я сама уже на эту тему могу лекцию читать!:DDD Ммм, так я маугли вроде не к этому приводила? Ладно, в Африку. Тааак.. мелкая ложь и прочее.... хм, еще довольно часто. Но с каждым месяцем все реже. Прогрессирую))) Стихи на лекции? помилуйте, ну какой преподаватель не заметит, что студент пишет на лекции не лекцию! Я 100% уверена, что они знают, что я отвлекалась. Если бы они мне сделали замечание -я бы согласилась с его справедливостью и извинилась бы. Как в случае с философом. Он сказал, чтобы я не отвлекалась -я отложила стихи и села за лекцию. Если бы меня вздумал какой преподаватель после лекции спросить, отвлекалась ли я, я бы честно ответила, что написала энной количество стихотворений. Обряды... хм-хм. Предпочитаю исполнять только те, которые от души идут. В противном случае не исполняя, поэтому иногда слыву за грубиянку. Ноя в самом деле не здороваюсь,с кажем,с преподавателем, если не хочу этого делать. Или, вот, не собираюсь корчить лицемерно-печальное лицо по повсюду недавних терактов. да, ужасно, да, я погрустила, чуть не всплакнула, искренне посочувствовала погибшим и их родственникам - и все. Хочу смеяться - смеюсь, и в Африку. Поведенческие клише - не-на-ви-жу!!! "Дьявол обитает в мелочах". Поэтому я старательно борюсь с этими мелочами.
mortuos_plango 31-03-2010-22:47 удалить
Я немного устал от спора сразу в несколько темах, к тому же мы упорно ходим по кругу. Отвечу здесь на некоторые моменты, на мой взгляд, наиболее важные: Во-первых, попробую показать вам ваше будущее, точнее альтернативу. Это сразу затронет несколько тем. Итак, у вас два пути. Если вы действительно вознамеритесь искоренять лицемерие в себе самой, то вы вряд ли будете счастливы. Да, вы будете осознавать свою правоту, свою чистоту, но вы никогда не построите карьеру (я говорю не о карьеризме, а о мало-мальски достойном месте под солнцем), потому что для карьеры вам придётся подмазываться и подлизываться. Да и вообще в отношениях с людьми - вы будете говорить правду, когда её надо сказать, но никто не хочет, чтобы её говорили. Таких ситуаций, на самом деле, ещё как много в нашей жизни. И люди будут вас не любить. Вас и вправду будут считать сумасшедшей, но ничего, кроме гнилых пересудов и смеха за спиной вы не получите, а то и камней отхватите от толпы. Люди не любят правды, запомните. Никто адекватно не оценивает себя, поэтому и не любят правду. Прогнозировать личную жизнь вряд ли возможно, но очевидно, что найти человека, который бы вас понимал и принимал вашу позицию, вам будет гораздо сложнее. Короче говоря, путь искренности - это путь изгоя. И второй путь. Путь компромиссов. Да, может быть, совсем незначительных, мелких. Вы будете стремиться к доброму и светлому, но там немного схитрите, там остановитесь на полпути, там предпочтёте не встревать и т.д. И в результате вы придёте к тому, что вся ваша жизнь стала компромиссом. Это, знаете ли, чеховские мотивы. Великие жизненные выборы происходят не как-нибудь с громами и молниями, не с экзистенциальными выражениями лиц, они происходят каждый день, очень мелко и незаметно, как говорится, за чаем. Люди едят, пьют, разговаривают, улыбаются, иронизируют, недоговаривают, строят планы - а потом, глядь, вот и жизнь прошла. И ничего уже не изменишь. В общем, Чехов полнейший. Нет, ничего страшного с вами, конечно, не будет. Просто вы станете частью великого большинства, люди из которого сами по себе, в общем, и не плохи, люди как люди, просто они не имеют права претендовать на индивидуальность, а тем более на индивидуальную ценность. И тут же Христос. Он ведь не учил ни о каких компромиссах, наоборот он говорил, что на все вопросы нужно отвечать только "Да, да, нет, нет". Это после него понапридумали, что там можно сделать, если жить, как Христос, невмоготу. А жить так действительно невозможно, потому что если жить, как Христос, то жить будешь всего неделю (ту самую, Страстную, так сказать), а потом тебя распнёт разъярённая толпа. Да, невозможно, но тогда скажите мне, за каким рожном он дал себя распять, если всё равно это ни к чему не привело? Зачем, если это на фиг никому не сдалось? Люди и раньше, до него, жили компромиссами, жили так же, как и сейчас, не всюду же были Содом и Гоморра. А он - не за компромиссами он пришёл. Потому, хотя и не люблю претендовать на абсолютную истину, тут не могу удержаться и скажу вам: если вы не понимаете этого, то вы совершенно не понимаете Христа. Я, скорее всего, неверно его понимаю или не до конца верно, но вы вообще не понимаете. Про Византию etc. А вот не надо отделять социальное, экономическое, политическое от религии и искусства, от культуры. Всё это тесно и неразрывно связано. В общем, об этом Шпенглер и писал. Дух Византии - это особый имперский дух, т.е. дух сильного государства и сильной веры. Если в Греции есть второе, то первого нет и в помине. Да и второе... Где новые иконоборцы, где великие ересиархи, ставившие религии с ног на голову? Где вся это религиозная острота и насыщенность? Этого нет и в помине. А в Византии одна война между иконоборцами и иконопочитателями длилась целый век. И эта война была неразрывным единством политического, экономического, духовного и т.д. ... Греция в роли "наследника" тут не годится даже в эпигоны. Про ПМВ. Вот тут и возвращаемся к теме личного опыта в философии, тем более, что с ацтеками невнятно вышло. И я, и вы никогда не переживали такого же мировоззренческого кризиса, как те, кто жил тогда. Не говорите мне тут про то, что вы думали раньше или сейчас, это искания и стадии развития личности. А искания - это не кризис. Бог умер - не просто смерть старого общества. Точнее говоря, вы, кажется, не совсем поняли, что такое смерть старого общества. Это смерть всего того мира, к которому вы привыкли. Это значит, что ваши родители жили ложью, и растили они вас во лжи, что вообще привычная вам семья - это ложь. И привычный вам город - ложь. И страна ваша - ложь. И вся культура кажется ложью, потому что она не подготовила вас к кризису. И нет никакой справедливости, нет добра и зла, нет воздаяния. Это можно долго продолжать. Но ощутить такой кризис на личном опыте, вполне возможно, нам с вами не придётся (хотя как ещё история повернётся, хе-хе). Но история этого кризиса и этих людей крепко засела в моей душе, в моём мозгу, я черпаю из неё страхи и вдохновения, несмотря на то, что она не имеет никакого отношения к моему личному опыту. В общем, меня опять понесло. Это неправильно, да и вся эта долгая переписка в десятке тем выглядит, должно быть, некрасиво - и уж точно бессистемно. А потому, если вы хотите продолжить беседу, то пожалуйте в ЛС, а то мы так до бесконечности будем по очереди менять местами А и Б.


Комментарии (13): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Поток сознания №1. Лицемерие | mortuos_plango - Оплакивая мёртвых | Лента друзей mortuos_plango / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»