Не знаю, чем это вызвано, но изучать достижения художников Проторенессанса и раннего итальянского Возрождения мне интереснее, чем творения титанов этого Возрождения. И дело не в том, что искусствоведы за последние сотни лет безбожно залапали Леонардо, Микеланджело и Рафаэля, просто, искусство их предшественников дает мне больше пищи для размышления, оно богаче по художественным приемам, оно не так сильно зациклено на светотени и правильном рисунке.
Овладевая в школе реалистическим искусством, я наивно полагал, что чем больше в нем мастерства при передачи иллюзорного объема и пространства, тем выше это искусство. Но подростковый азарт и категоричность суждения со временем улетучились. По мере изучения истории искусства, приходило понимание невероятных по красоте творений старых мастеров, которые только закладывали основы академической живописи будущего.
Конечно, не все так примитивно в моем восприятии, теперь, мне кажется, я научился отрывать свою душу разным направлениям с искусстве, научился получать эстетическое наслаждение и от аляповатой живописи, и от зализанной, и от дидактики, и от ребусов.
Мне очень хочется передать вам свою радость от общения с живописью, чтобы вы были озабочены не столько сюжетом и персонами, сколько красками, линиями, формами, той волшебной гармонией, которой старики владели безупречно. Вдумайтесь, на фоне какой сволочной жизни создавались эти шедевры, и каким чудом они уцелели в войнах и пожарищах!
Проторенессанс Италии XIV века.
Напомню имена писателей, которых все знают, но не знают, когда они творили и где:
Данте Алигьери (1265—1321) создал итальянский литературный язык (Божественная Комедия),
Франческо Петрарка (1304—1374), родоначальник европейской лирической поэзии (сонеты о Лауре),
Джованни Боккаччо (1313—1375). основоположник жанра новеллы («Декамерон»).
Рядом с ними творили художники 14 века:
Чимабуэ (1240-1302,
Джотто Дуччо (1255-1320),
Симоне Мартини (1284-1344),
Амброджо (1319-1347),
Мазаччо (1401-1428),
В обилии материала легко утонуть, поэтому, я ограничил себя одной темой.
Не уверен, что мое желание, проследить взаимоотношение архитектуры с людьми в живописи будет интересно всем. Мне хотелось показать постепенное освоение художниками линейной перспективы (обратите внимание на полное отсутствие воздушной перспективы, практически, до прихода Высокого Возрождения). 14 век, нельзя назвать расцветом этого жанра. Кто знаком с книжной миниатюрой 13-14 века, легко узнает прекрасные миниатюрные строения среди больших людей.
Симоне Мартини (1284-1344).
В 1328 г. Симоне Мартини было поручено написать фрески в здании городского управления Сиены — Палаццо Публике: Мартини написал фигуру сиенского кондотьера Гвидориччо да Фолья-но, главы наемных войск, на коне, на фоне сиенских башен.
Когда-то, в этом загадочном мрачном всаднике на черно-белой мутной репродукции меня притягивало неожиданное сочетание игрушечного и тревожного. В череде «неумелых» плоских религиозных полотен с золоченым фоном того же автора, эта картина смотрелась очень внушительно и грозно.
Сейчас, пытаясь подыскать слова к этой работе художника, я записываю первое, что приходит в голову:
финал войны, опустошение; рыцарь-смерть на голой земле без неба; нет эмоций, есть холод безразличия, отстраненность от мира, живущего в бессмысленных войнах.
Ничего более сказать не могу.
Знаете, позже я покажу вам художника, который писал красивые картины о войне, но эта мрачная философия Симоне остается во мне вне конкуренции.
Раннее итальянское Возрождение,
или Кватроче́нто,15 век.
Мазолино (1383—1440),
Мазаччо (1401—1428),
Фра Анжелико (1400-1455),
Липпи, Филиппино (1457-1466),
Паоло Уччелло (1397-1475),
Пьеро Делла Франческо (1420—1492),
Беноццо Гоццоли (1420—1497),
Кастаньо, Андреа дель (1436-1478),
Антонелло да Мессина (1430—1479),
Андреа Мантенья (1431—1506), ),
Лоренцетти, Боттичелли (1445-1510),
Сандро Боттичелли (1447—1515).
Эта информация поможет сориентироваться во времени, когда вы будите рассматривать работы художников. Кто с кем творил в одно время, кто жил раньше, кто позже.
Серия сообщений "В коллекцию шедевров":
Часть 1 - Мадонна Рафаэля
Часть 2 - "Четыре всадника" Дюрера
...
Часть 13 - Коллекция шедевров в деталях - 02
Часть 14 - Коллекция шедевров в деталях - 03
Часть 15 - Коллекция шедевров в деталях - 04