Почему возникают войны? Казалось бы вопрос из ряда простейших, типа: почему трава зеленая, а небо голубое? Но попробуйте спросить кого-нибудь из окружающих. В ответ услышите одни междометия. А почему возникают войны? О-о, господа, тут вам и вовсе наплетут такого… даже если спросите о какой-нибудь конкретной войне. Например, о войне 1812 г. Наполеон стремился к мировому господству. Хороший вариант, но мой сосед по гаражу тоже не прочь установить своё мировое господство, однако не одной войны за всю свою жизнь так и не сумел развязать. Жаль беднягу. Так и помрет не осуществив своей заветной мечты. Однако, заглянем в словарь И прочитаем, что вообще есть война:
ВОЙНА — в международном праве военные действия между государствами, а также между государствами и национально-освободительными движениями, сопровождающиеся полным разрывом всех мирных отношений между ними. Различают В. справедливые, правомерные и В. несправедливые, неправомерные. Последние В. являются международным преступлением.
Забавное определение. А что если с этой т.зр. разобрать Троянскую войну. Итак, причина – похищение Парисом Елены – чужой жены. Частным делом это быть не может, ведь она – царица – представительница государственной власти. Стало быть, оскорбление нанесено всему народу… Но ведь она, кажется, не сильно сопротивлялась. Хм, ну это бабское дело, а воевать-то мужикам ахейским и троянским. Ладно, а с чьей стороны сия славная война была справедливой и правомерной? С одной стороны, ахейцы в лице Менелая правомерно требовали вернуть законное и по праву им принадлежащее. С другой стороны, Елена сама виновата, ибо увлекается юным красавцем Парисом и, воспользовавшись отъездом супруга, бежит с ним, захватив с собой большие сокровища и много рабов (Гомер «Илиада», VII 345-364). Т.е. настаивая на возвращении Елены ахейцы явно нарушали права и свободы человека. Т.е. троянцы явно выступали как защитники Свободы от тирании Менелая. Более того, ахейцы, ворвавшись в Трою, благо бы забрали свою бабу, так нет - учиняют там жуткий погром и вообще уничтожают всё троянское племя. А это, получается, уже геноцид, несправедливость, неправомерность и (о юридический ужас!) международное преступление!
Кто же прав был в этой войне? Ахейцы или троянцы? Кто вел справедливую войну, а кто военный преступник?
А вот еще и Еврипид со своей «Ифигенией». Эта дочь Агамемнона, в отличие от распутной Елены, добровольно идет на жертву ради чести своего народа:
Я умру - не надо спорить, - но пускай, по крайней мере,
Будет славной смерть царевны, без веревок и без жалоб.
На меня теперь Эллада, вся великая Эллада
Жадно смотрит; в этой жертве беззащитной и бессильной
Все для них: попутный ветер и разрушенная Троя;
1380 За глумленье над Еленой, за нечестие Париса -
В ней и кара для фригийцев, и урок для их потомства,
Чтоб не смел надменный варвар красть замужнюю гречанку.
Умирая, я спасу вас, жены Греции; в награду
Вы меня блаженной славой, о спасенные, почтите...
А еще... Прилично ль смертной быть такой жизнелюбивой?
Разве ты меня носила для себя, а не для греков?
Иль, когда Эллада терпит и без счета мириады
Их, мужей, встает, готовых весла взять, щитом закрыться
И врага схватить за горло, а не дастся - пасть убитым,
1390 Мне одной, за жизнь цепляясь, им мешать?.. О нет, родная,
А куда я Правду дену? Разве с истиной поспоришь?
Ну, скажи мне, разве стоит против всех аргосцев мужу
Из-за женщины сражаться! Быть убитым, может статься?
Да один ахейский воин стоит нас десятков тысяч...
Погоди... еще, родная... если я угодна в жертву
Артемиде, разве спорить мне с богиней подобает?
Что за бред!.. О, я готова... Это тело - дар отчизне.
Вы ж, аргосцы, после жертвы, сройте Трою и сожгите,
Чтобы прах ее могильный стал надолго мне курганом:
Все мое в том прахе будет: брак и дети, честь и имя...
1400 Грек цари, а варвар гнися! Неприлично гнуться грекам
Перед варваром на троне. Мы - свободны, в Трое - быдло!
Так почему же начинаются войны? That’s is the question?
[600x342]