[669x699]
"Автопортрет"
Эль Греко (El Greco; собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский живописец, архитектор и скульптор. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана; с 1570 работал в Риме, испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто.
В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (“Изгнание торгующих из храма”, 1570, Национальная галерея, Вашингтон; “Исцеление слепого”, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден; портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте; портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция “Погребение графа Оргаса”, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо; “Святое Семейство”, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).
[700x541]
"Изгнание торгующих из храма" 1570 Вашингтон, Национальная галерея
Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (“Мученичество святого Маврикия”, 1580-1582, Эскориал). Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (“Главный инквизитор Ниньо де Гевара”, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (“Портрет неизвестного рыцаря”, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).
[569x699]
"Дама в мехах" 1577-1580 Собрание Стерлинг Максвелл, Глазго
[543x698]
"Мария Магдалина" 1578 Музей изящных искусств, Будапешт
[498x699]
"Христос, несущий крест" 1580-е Музей Метрополитен, Нью-Йорк
[531x699]
"Молитва святого Доминика" 1585-1590, Частное собрание
[699x513]
"Мальчик, раздувающий лучину" 1590 Национальная галерея, Эдинбург
[603x699]
"Апостолы Петр и Павел" 1592 Эрмитаж, Санкт-Петербург
[638x699]
" Снятие пятой печати" 1610-1614
Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (“Снятие Пятой печати”, Метрополитен-музей; “Лаокоон”, Национальная галерея искусства, Вашингтон, - обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция
[626x699]
“Вид Толедо” (1610-1614, Метрополитен-музей).
Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Отмеченное напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX века.
[401x698]
"Благовещение" 1596-1600
[549x699]
"Иоанн Евангелист" 1595-1605
[565x698]
"Погребение графа Оргаса" 1586
[478x699]
"Поклонение пастухов" 1610
[569x699]
"Портрет монаха Гортензио Феликса Паравичино"
[530x699]
"Святое семейство с Марией Магдалиной"
[567x699]
"Святой Людовик, король Франции" 1592-1595
[475x699]
"Мученичество святого Маврикия" 1581
[699x586]
"“Изгнание торгующих из храма”
[425x698]
"Троица 1577-1579"
[385x700]
"Святой Мартин и нищий" 1597-1599
[513x699]
"Святой Франциск в экстазе" 1594-1595
[350x700]
"Святой Иосиф с юным Христом"
[699x541]
"Лаокоон" 1604-1614
[528x699]
"Мария " фрагмент "Святого семейства"
[382x698]
"Крещение Христа"
[389x698]
"Иоан Креститель"
[665x700]
"Святая Вероника с Нерукотворным Образом"
[554x699]
"Апостол Пётр"
[550x700]
"Апостол Лука, как художник" 1608
[539x699]
"St. Matthew Апостол Матфей"
[438x571]
"Апостол Иуда Apastalas Judas. 1610 1614"
[538x699]
"Апостол Павел" 1614
[500x675]
"Апостол"
[338x450]
"Apostle St. James the Greater Giclee"
[559x700]
"Женский портрет"
[565x699]
"Рыцарь с рукой на груди"
[700x549]
"Христос, исцеляющий слепого" 1577
[456x698]
"Святое семейство" 1594-1604
[474x699]
"Мадонна заступница" 1603
[700x567]
"Моление о чаше"
[507x699]
"Благовещение"
[412x698]
"Совлечение одежд"
[372x699]
"Распятие"
[560x700]
"Св. Иероним, как кардинал" 1600
[464x600]
"Портрет дамы с цветком"
[659x699]
"Портрет поэта Эркилла-и-Заниха"
[699x505]
"Портрет Джулио Кловио"
[699x578]
"Тайная вечере"
[318x699]
"Воскресение"
[489x699]
"Благовещение Марии"
[418x699]
"Ritratto del cardinale Fernando Nino de Guevara"
[542x699]
"Поклонение имени Христа"
[401x698]
"Поклонение пастухов" 1600
[508x699]
"Святой Себастьян" 1610-1614
[489x698]
" Портрет художника Хорхе Мануэля"
[519x699]
"Папа Пий IV" Париж, частное собрание
[576x699]
"Антонио де Коваррубиаса-и-Лейва" 1600
[481x699]
"Кающаяся Мария Магдалина"
[575x700]
"Святое семейство" ок. 1577-1579
[467x683]
"Голова Христа"
[545x698]
"Христос на кресте" ок. 1577
[700x524]
"Пиета"
[300x699]
"Сошествие Святого духа" 1604-14 Прадо