«Испанский смычок» (Издательство Иностранка) это первый роман американской писательницы с удивительным именем Андромеда Романо-Лакс.
До того как обратится к беллетристике она занималась журналистской работой, и писала в основном документальную хронику - среди ее книг путеводители по Аляске и Мексике, истории о путешествиях.
Первый опыт в жанре художественной прозы обернулся оглушительным успехом – «Испанский смычок» переведен на 11 языков мира, стал Выбором редакции New York Times и одной из Лучших книг года по мнению Library Journal.
Это простая и временами наивная история о хромом мальчике из Богом забытого городка: Кампо-Секо, крошечная точка на карте Испании, практически деревня, место, где прибытие поезда считается едва ли не самым главным событием года, и вот здесь расцветает удивительный по своей чистоте и силе талант, который впрочем, практически неразличим под слоем каталонской пыли.
Начинается роман с достаточно грустных событий: шестилетний Фелю, с матерью идут на вокзал встречать поезд, с телом отца, погибшего на войне. Вопреки ожиданиям опечаленной вдовы, в гробу оказывается не тело, а набор из различных предметов – все, что осталось от их папы это компас, синий флакон, ежедневник, фигурка камышового кота и старинный смычок для виолончели.
Именно это событие во многом определило дальнейшую судьбу мальчика. Сам Фелю с возрастом становится фаталистичен и все чаще размышляет о том, как бы сложилась его жизнь, выбери он тогда в качестве подарка от отца не смычок, а например, компас.
Маленький, нескладный Фелю - он сумеет вырваться из душных объятий провинции. Отправной точкой его большого путешествия будет Барселона, где они с матерью поселятся в каморке у достаточно эксцентричного мужчины, славящегося своими антиправительственными воззрениями, что, впрочем, совершенно не помешает ему быть хорошим и в меру строгим учителем для мальчика. Получив свой первый опыт игры на виолончели, и добившись впечатляющих успехов, Фелю будет рекомендован ко двору короля Испании, где будет играть лично для самой королевы Эны, но головокружительные взлеты порой оборачиваются столь же стремительными падениями - как только королеве надоест маленький виолончелист и его музыка он будет безжалостно изгнан из дворца.
Судьба этого испанского дарования будет щедра, как на удары, так и на подарки: Берлин, Мадрид, Париж, Вена – он объездит с концертами весь мир. На его пути встретятся и горечь утрат и сумасшедшая любовь и яд предательств. Но самое главное, что на протяжении всей его жизни с ним будет его верный смычок, Фелю сменит не одну виолончель, но смычок никогда.
Книга сама по себе музыкальна, она четко выверена как лучшие произведения Баха или Моцарта, и не отпускает до самой последней страницы. Единственное, что немного портит впечатление - через мерный уход автора в политику и внутриполитические отношения, это усложняет восприятие основного сюжета и смотрится достаточно инородно в общем контексте написанного - будто бы жирная клякса на изысканной партитуре.
Но в целом это очень качественный роман, хоть и абсолютно вымышленный, все же с претензией на биографичность. Сам автор говорила, что за основу персонажа был взят реальный человек, известный испанский виолончелист Пабло Казальс.