• Авторизация


ОЛЛЕКЦИЯ АВТОПОРТРЕТОВ (ЧАСТЬ 148 - ГАЛЕРЕЯ УФФИЦИ Глава XIII - АВТОПОРТРЕТЫ С РИСУНКА (часть 6)) 05-04-2013 21:39 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Парашутов Оригинальное сообщение

Уффф, наконец-то вышел на "финишную прямую". Честно признаюсь, не очень люблю "долгоиграющие серии", поскольку не привык просто размещать картинки, а сбор биографической информации всегда забирает много времени. Хочется всегда двигаться вперед, поскольку прогулки по художественным сайтам интернета практически ежедневно приносят интересную информацию, новые картины, а порой и открытия для меня лично. Итак, сегодня завершаю свои "шерлокхолмсовские" поиски художников и представляю вам еще 10 автопортретов с венского рисунка, я смог "идентифицировать" 11 картин из 13. Да вот с Шарлем Лебреном непонятки получились. Портреты находятся друг под другом в центре рисунка, но если верхний я нашел сразу, то второй, где художник одну руку прижимает к груди, а второй указывает в сторону зрителя, "днем с огнем" не нашел. Главное, что на сайте Уффици, на страничке художника тоже представлен только верхний портрет. Вообщем, очередная загадка... Сегодня в галерее представлены почти все знаменитые живописцы, поэтому и биографические справки получились "увесистыми". Так что наберитесь терпения.

[показать]

[показать]




Жак Калло
Jacques Callot


1592 или 1593, Нанси – 28 марта 1635, Нанси

[показать]

Jacques Callot Autoritratto. 1630 г. Galleria degli Uffizi, Corridoio Vasariano, Firenze

Французский гравер и рисовальщик, мастер офорта, работавший в стиле маньеризма.
Жак родился в многодетной семье. Отец мальчика в 1584 году был возведен в дворянское достоинство и служил «гербовым герольдом» герцога Лотарингского. С детства Жак проявлял страсть к рисованию, стремясь изобразить все, что видел на улице. В возрасте 15 лет юноша поступил в ученики к ювелиру Деманжу Кроку, затем он учился у витражиста Клода Анриэ, подружившись с его сыном Израэлем, ставшим впоследствии искусным гравером и издателем работ Калло. Есть сведения, что рисунку Калло учился у Белланжа и Дерюэ. Информация о том, как юноша оказался в Италии, весьма противоречива. Одни источники указывают, что примерно в 1608 или 1609 году Жак отправился пешком в Рим с бродячими цыганами. По другой версии, юноша поехал в Италию в то же время, но в составе посольства лотарингского герцога Генриха II к Папе римскому. Историки пишут, что в Риме юноша в течение короткого периода был учеником известного гравера Антонио Темпесты (Antonio Tempesta, 1555 – 5 августа 1630), в мастерской которого освоил искусство офорта. Но, согласно легенде, ученик покинул мастерскую после того, как учитель застал его за любовным объяснением со своей женой Бьянкой. Некоторое время Жак продолжал учебу у французского гравера Филиппа Томассена (Philippe Thomassin, 1554-1649), а в 1611 году переехал во Флоренцию, где начинал учеником художника Ремиджио Кантагаллина (1580-1656), а в 1612 году поступил учиться в мастерскую гравера Джулио Париджи (Giulio Parigi, 6 апреля 1571 – 13 июля 1635). Калло прожил во Флоренции 9 лет. Уже к концу 1611 года Калло нашел покровителей в лице Кристины Лотарингской, вдовы Фердинанда I и правительницы герцогства и ее сына Козимо II де Медичи. Жаку платили жалованье и выделили квартиру при дворе, назначив придворным художником. В 1612 году Калло принял участие в гравировании поминальных церемоний, устроенных в честь королевы Испанской, в 1614-1615 годах он создал серию гравюр о жизни герцога Фердинанда I, а в 1616 году – гравюры, изображающие празднества по случаю брака Федериго Урбинского с принцессой Тосканской. В 1617 году Калло изобрел новый вид кислотоупорного лака, который позволил ему усовершенствовать технику повторного травления в офорте. Но в 1621 году его флорентийский покровитель Козимо II Медичи умирает, и художник возвращается во Францию. В Нанси он делает многочисленные гравюры по рисункам, привезенным из Италии. Однако художник не получает приглашения служить при лотарингском дворе, поскольку место официального придворного художника занято с 1620 года Клодом Дерюэ, гравированный портрет которого Калло выполнит в 1632 году. Только герцог Карл IV, ставший правителем Лотарингии в 1624 году обратит внимание на Калло. В 1625 году Жак женится на Катарине Куттингер из Марсаля, в том же году наместник главы государства в Нидерландах (штатгальтер) приглашает Калло в Брюссель и делает заказ гравюры «Взятие Бреды». В Брюсселе Жак знакомится с Ван Дейком, который пишет портрет француза. После поездки в Бреду в 1627 году, Калло выполняет гравюру с видом осады города. В 1629 году гравера приглашают к французскому двору для выполнения заказа на гравюры «Осада Ла-Рошель» и «Осада острова Рэ». С 1629 по 1631 года Калло живет в Париже, где встречает своего друга детства - Израэля Анриэ, который отныне становится его издателем. Выполнив заказ Людовика XIII и создав, кроме того, гравюры «Вид Парижа» и «Битва при Вейляне», Жак узнает о смерти отца и возвращается в Нанси для получения своей доли наследства. Все путешествия Калло находят отражение в его работах - он изображает типажи и виды Лотарингии, Италии, Франции, создает портреты военных, циркачей, нищих и актеров. Как пишут историки, в своем творчестве Калло шел от народных истоков – ярмарочных балаганов, итальянской комедии масок, народного лубка, «карнавальной смеховой культуры», в которых черпал тонкий юмор и карикатурное изображение типов и характеров, богатую мимику и жесты. Калло называют первым из французских художников, который обратился к изображению толпы в ее многоликости, поскольку для художника-скептика, человек перестает быть центром мироздания, каким он представлялся в эпоху Возрождения. Историки пишут, что Людовик XIII даже предлагал Калло должность художника при дворе и солидное жалование, но тот отказался. Причина лежит в политических событиях, развернувшихся в его родной Лотарингии. Ришелье и Людовик решают в августе 1633 года покончить с самостоятельностью Лотарингии, не простив герцогу Карлу ряд его «политических бестактностей». Вернувшись из Парижа в Нанси в 1632 году, Калло становится свидетелем падения независимого герцогства. Столица герцогства, Нанси, переходит в руки французов, кроме того, в городе начинает свирепствовать чума. Художник, будучи патриотом Лотарингии, не может простить королю осаду родного герцогства, и став свидетелем жестокой войны, Калло создает серию гравюр «Бедствия войны» (Les Miseres de la guerre, 1632-1633). Калло умер 28 марта 1635 года в родном Нанси от болезни желудка. Последней работой художника стала жизнерадостная «Пирушка в загородной таверне», выгравированная уже после его смерти. Рисунки и гравюры Калло хранятся в Эрмитаже, Лувре, Британском музее в Лондоне, галерее Уффици во Флоренции и собрании герцога Девонширского.

Шарль Лебрен (Ле Брен)
Charles Lebrun (Le Brun)


24 февраля 1619, Париж - 22 февраля 1690, Париж

[показать]

Charles Le Brun Autoportrait. Galleria degli Uffizi, Florence

Французский живописец, декоратор, рисовальщик и теоретик искусства, глава французской художественной школы и создатель так называемого «стиля Людовика XIV».
В возрасте 11 лет по протекции будущего канцлера Франции Пьера Сегье Шарль поступил учеником в студию Симона Вуэ. С 1632 года учился также у Франсуа Перрье (Francois Perrier, прозванный Бургиньон (Le Bourguignon), 1590 - 1650). В пятнадцать лет Лебрен уже выполнял заказы кардинала Ришельё и был замечен живописцем Никола Пуссеном (1594-1665). В 1642 году, получив стипендию от своего покровителя Сегье, Лебрен отправился с Пуссеном в Рим, где проработал его помощником четыре года. Попутно Шарль изучал произведения Рафаэля, болонских академистов и античную скульптуру. Собственный стиль Лебрена сформировался именно в Италии. Вернувшись в Париж, Лебрён приобрёл новых влиятельных покровителей, в том числе суперинтенданта финансов Никола Фуке, по заказу которого был написан портрет Анны Австрийской. Еще художник создал декоративные панно для Отеля Ламбер в Париже. Затем Лебрен перешёл на службу к кардиналу Мазарини и, работая над украшениями в замке Во-ле-Виконт (1661), попал в центр интриг кардинала с Фуке и Кольбером. В результате этих интриг, после 1665 года фактическим главой правительства Людовика XIV стал Жан-Батист Кольбер, который оценил «заслуги» Лебрена. Еще в 1648 году Шарль стал одним из основателей Королевской академии живописи и скульптуры, в 1666 году он основал Французскую академию в Риме, а в 1668 году стал ректором парижской Академии. Сам король поощрял искусство Лебрена, особенно после оформления его триумфального въезда в Париж в 1660 году. В этом же году Людовик заказал художнику серию полотен из истории Александра Македонского. Первая же картина - «Александр и семья Дариуса», так восхитила короля, что он в декабре 1662 года присвоил Лебрену титул «Первого живописца Его Величества» и назначил пожизненную пенсию в 12 тысяч ливров. В 1663 году Лебрен стал первым директором Королевской мануфактуры гобеленов и мебели. С этого времени Лебрен контролировал все художественные заказы двора: он руководил промышленными цехами, работами по украшению Версаля, созданием декоративных ансамблей в интерьерах Лувра и Версаля, лично выполнял картоны для гобеленов, эскизы для садовой скульптуры и мебели, а также лично расписал залы галереи Аполлона в Лувре, интерьеры замка Сен-Жермен, Военный Зал и Зал Мира в Версале (1686). Работы над оформлением галереи Аполлона в Лувре были прерваны в 1677 году, когда Лебрен сопровождал короля во Фландрию. После падения Кольбера в борьбе с маркизом де Лувуа, бывшим с 1668 года военным министром при Людовике, который относился к нему с большим доверием, а также после смерти покровителя Лебрена в отделе общественных работ – Франсуа-Мишеля ле Теллера, положение художника при дворе изменилось. Маркиз де Лувуа, вопреки воле короля, пытался отстранить Лебрена от работы при дворе. Несмотря на то, что Академия, верная Лебрену, переизбрала его на новый срок, на престижные заказы он больше не мог рассчитывать. Все эти придворные интриги привели к болезни художника. Лебрен умер 22 февраля 1690 года в Версале, не успев завершить росписи дворца, которые после смерти Лебрена доделывал по его эскизам Ноэль Куапель.

Годфрид Корнелис Схалкен
Godfried Comelisz Schalcken


1643, Маде, близ Дордрехта - 16 ноября 1706, Гаага

[показать]

Godfried Schalcken Autoportrait. 1695 г. Galleria degli Uffizi, Florence

Нидерландский живописец и график эпохи Золотого века голландского искусства.
Изучал живопись у художника Самюэля ван Хогстратена (Samuel Dirksz van Hoogstraten, 2 августа 1627 - 19 октября 1678) в Дордрехте. Позже, около 1675 года, Годфрид переехал в Лейден, где продолжил учебу у ученика Рембрандта - Геррита Доу (1613-1675). В ранних жанровых работах Схалкена чувствуется влияние творчества Доу, как и учитель, он писал в основном портреты и жанровые полотна с использованием ночной игры света и свечей. Долгое время художник был простым подражателем Доу, но затем изменил свою концепцию искусственного освещения. В октябре 1679 года художник женится на Франсуазе ван Димен, в этом браке у него родились трое сыновей. В 1691 году художник вернулся в Додрехт, но уже в следующем году уехал в Англию, где прожил пять лет (до 1697 года). Историки пишут, что в Лондоне Схалкен «не прижился» из-за «неотесанных манер и постоянного плохого настроения». Вернувшись из Англии, художник был приглашен в Гаагу, ко двору Вильгельма III Английского. В 1703 году художнику сделал заказ Иоганн Вильгельм, курфюрст Палатинский в Дюссельдорфе, и Схалкен посетил Германию. В Гааге художник жил и работал до самой смерти в ноябре 1706 года. Умер Схалкен в возрасте 63 лет. Картины художника находятся в Лувре, амстердамском Королевском музее, Национальной галерее Лондона, Дрезденской галерее, Национальном музее Сербии, коллекции Букингемского дворца, музеях Берлина, Вены, Мюнхена, Гааги.

Никола де Ларжильер
Nicolas de Largillière


10 октября 1656, Париж – 20 марта 1746, Париж

[показать]

Nicolas de Largillière Self-Portrait. 1725 г. Galleria degli Uffizi, Florence

Французский живописец-портретист.
Отец будущего художника был торговцем, в три года он взял сына с собой в Антверпен, позже Николас около двух лет прожил в Лондоне. Отец хотел, чтобы сын пошёл по торговой части, но он с детства увлекся рисованием и по возвращении в Антверпен, в 1668 году пошел учеником в мастерскую фламандского художника Антониса Губо (Antoni Goubau, 27 мая 1616, Антверпен - 11 марта 1698 Антверпен). Уже в 1672 году Николас был принят в Гильдию Святого Луки в Антверпене. В 18 лет Ларжильер вновь отправился в Англию, где познакомился с Питером Лели. Под руководством Лели, вместе Антонио Веррио, Николас в 1675-1679 годах реставрировал картины в Виндзорском замке и писал собственные произведения на исторические темы, натюрморты и портреты. Мастерство молодого художника понравилось королю Карлу II, монарх даже хотел предложить Николасу должность «придворного живописца», но в 1683 году был раскрыт Райхаузский заговор – тайный заговор вигов-экстремистов с целью убийства Карла II и его брата Якова, герцога Йоркского. Это поставило под угрозу жизнь художника, поскольку он, как и часть заговорщиков, был католиком, и Ларжильер вынужден был покинуть страну, переехав во Францию. В Париже художник посвятил себя портретной живописи, его высоко оценили Шарль Лебрен и Адам ван дер Мейлен. После восхождения на престол в 1685 году английского короля Якова II Стюарта, монарх попросил Ларжильера вернуться в Англию, предложив должность хранителя королевской коллекции, но художник отказался, находясь под впечатлением событий двухлетней давности. Тем не менее, в том же 1685 году он с коротким визитом посетил Лондон, написав портреты самого короля, королевы Марии Моденской и их сына, принца Уэльского Джеймса Фрэнсиса Эдуарда Стюарта. Правда, три портрета принца был написаны позже в Париже, поскольку во Францию художник вернулся в марте 1686 года. В этом же году Ларжильер стал почётным членом Французской Академии художеств, представив в качестве вступительного произведения портрет Лебрена. В 1690 году Ларжильер был внесён в списки членов Академии, как исторический живописец. Но лучшая часть наследия художника, все же, портреты. Он написал губернатора Арраса Пьераде Монтескью, Пьера Даниэля Юэ, епископа Авраншского, кардинала де Ноая, семью Дюкло и президента Ламбера с семьёй. В 1718 году был написан известный портрет Вольтера. Помимо основного, портретного жанра, Ларжильер писал исторические и библейские полотна, часто писал пейзажи, как задний план для фигур. В 1694 году художник выполнил многофигурную композицию работа в церкви Сент-Этьен-дю-Мон. В 1709 году был написан портрет семьи Людовика XIV. В 1722 году художник стал директором, а в 1743 году, за три года до смерти, - канцлером Академии художеств. В последние десятилетия жизни Ларжильер писал мужские портреты парижской буржуазии, чьи имена, как правило, не установлены. Он предпочитал частные заказы официальным, что было связано с меньшей ответственностью и более высокой оплатой. Художник также создал групповой портрет «Заседание парижской ратуши в 1687», в 1725 году написал свой последний автопортрет. Никола де Ларжильер скончался 20 марта 1746 года, в возрасте 89 лет. После его смерти стали известны широкой публике некоторые пейзажи и натюрморты, созданные художником. Среди его учеников были Жан Батист Удри, Жак Франсуа Дельен, Якоб ван Схуппен и шведский живописец Густав Лундберг. Картины Ларжильера находятся в коллекциях Лувра, Национальной галереи искусств в Вашингтоне, Музее изящных искусств в Страсбурге, Пинакотеке Брера в Милане, Национальном музее Лиссабона, художественном музее Гонолулу, Эшмоловском музее Оксфорда и музее Фитцвильяма в Кембридже.

Якоб Фердинанд Вут
Jacob Ferdinand Voet


1639, Антверпен – между 1689 и 1700

[показать]

Jacob Ferdinand Voet Autoritratto. 1665-70 гг. Galleria degli Uffizi, Corridoio Vasariano

[показать]

Jacob Ferdinand Voet Autoritratto. 1665-70 гг. Galleria degli Uffizi, Corridoio Vasariano

Южнонидерландский (фламандский) художник – портретист эпохи барокко.
По данным Нидерландского института истории искусств (РКД), художник родился в Антверпене в семье художника Элиаса Вута (Elias Voet). В 1679 году Якоб побывал в Риме, где жил с земляком художником-гравером Корнелисом Блумартом II (Cornelis Bloemaert II, 1603 –28 сентября 1692). В Риме Вут стал членом Общества голландских художников, живущих в Риме, «Bentvueghels», и, судя по биографии РКД, нарисовал углем групповой портрет членов этого Общества на побеленной стене гостиницы в Риме , которая была популярным местом встреч художников. Естественно, через какое-то время стены перекрасили, и работа не сохранилась. Кроме того, вскоре живопись Якоба в итальянской столице была запрещена, поскольку критика посчитала, что женщины на его портретах изображены с неприличными декольте. После этого художник с другом покинул Рим. В 1680 году Вут побывал в Милане, в следующем году - во Флоренции, в 1682-1684 годах он жил в Турине, после чего решил вернуться на родину. Из Турина Якоб в компании художника-пейзажиста Яна ван Бунника (Jan van Bunnik, 1654–1727), с которым был знаком по Риму, отправился в Лион, затем посетил Париж, и в том же 1684 году вернулся в Антверпен. В 1686 году Вут вновь поехал в Париж, где был назначен придворным живописцем в качестве художника – миниатюриста, и прожил во Франции до самой смерти. Художник Хубракен, написавший книгу биографий нидерландских живописцев, писал, что основные сведения о жизни Вута он узнал от Яна ван Бунника, который жил в Утрехте, где Хубракен писал свою книгу.

Жан Этьен Лиотар
Jean-Étienne Liotard


22 декабря 1702, Женева - 1789, Женева

[показать]

Jean-Étienne Liotard Self-portrait. 1744 г. Galleria degli Uffizi, Florence

Швейцарский художник, мастер портрета в стиле рококо, «живописец королей и красивых женщин».
Родился в семье ювелира, эмигранта из Франции. Учился в женевской мастерской Д.Гарделя, а с 1723 года - в Париже у Ж.Массе. В юности Лиотар усердно занимался рисованием, миниатюрной и эмалевой живописью. В 1725 году художник прибыл в Париж, чтобы продолжить обучение, и нашёл покровителя в лице Пюизье, который, будучи назначен посланником в Неаполь, взял его туда с собой. В 1736 году Лиотар переехал в Рим, где нарисовал множество портретов пастелью, в том числе портреты папы Климента XII и нескольких кардиналов. В Риме художник получил приглашение одного английского лорда сопровождать его в путешествии по Востоку. В Константинополе Жан Этьен изучал местные обычаи, стал носить турецкие одежды, что в то время представлялось большой эксцентричностью. В таком виде он явился в Вену (1743-1745), где был назначен придворным живописцем при дворе Франциска I, написав портреты многих членов императорского дома и представителей австрийской знати, в том числе, императрицы Марии Терезии. Но спустя два года художник продолжил путешествовать по Европе. Из Вены Лиотар прибыл в Париж (1748-1753), участвовал в парижских выставках 1751-1753 годов. После четырёхлетнего пребывания в Париже Лиотар отправился в Англию (1753-1755), а оттуда в Голландию, где в 1757 году женился. Лиотар работал также в Дармштадте и Лионе (1746-1747), побывал в Валахии (Румыния), еще раз посещал Венецию (1745) и Лондон (1772-1774). Последние годы жизни Лиотар провёл в Женеве, где писал натюрморты и пейзажи. В 1781 году художник опубликовал «Трактат о принципах и правилах живописи», в котором теоретически суммировал свой художественный опыт. Умер Лиотар в Женеве 12 июня 1789 года.

Гиацинт Риго
Hyacinthe Rigaud


18 июля 1659, Перпиньян, Руссильон – 27 декабря 1743, Париж

[показать]

Hyacinthe Rigaud Autoportrait la palette. 1716 г. Galleria degli Uffizi, Florence

Французский живописец-портретист, один из выдающихся мастеров французского парадного портрета рубежа XVII-XVIII столетий.
Родился на юге Франции. После нескольких лет ученичества в мастерской малоизвестного художника Поля Пезе Риго уезжает в Париж. Приехав в столицу двадцатидвухлетним юношей, Риго уже через несколько лет пишет портрет брата короля, герцога Орлеанского, годом позже - портрет его сына, молодого герцога Шартрского. Эти два заказа стали началом успешной карьеры придворного портретиста. В 1701 году художник удостоился чести запечатлеть образ самого монарха Людовика XIV. В 1700 году Риго стал членом Королевской Академии живописи и скульптуры, а в 1735 году был выбран ректором этой Академии. Любимый художник королевской семьи и парижской аристократии, Риго в своих произведениях сочетал пышную театральность, парадность с индивидуальными характеристиками портретируемых. В создании многих картин Риго большое участие принимали ученики и помощники его мастерской, что было характерно для художественных мануфактур того столетия.

Франсуа де Труа
François de Troy


1645, Тулуза - 21 ноября 1730, Париж

[показать]

François de Troy Self-Portrait. 1696 г. Galleria degli Uffizi, Florence
С этим портретом тоже загадка. На сайте Уффици он аттрибутирован как, автопортрет именно Франсуа де Труа, но представлен на страничке его сына Жана-Франсуа. Причем смущает, что даты написания автопортретов отца и сына одинаковы - 1696 год, но при этом сын изображен в возрасте два раза старше, чем отец. Жан-Франсуа де Труа тоже представлен на венском рисунке, который я исследую, и изображен в самом верхнем ряду в нишах (смотрите часть 1 этой серии постов). Впрочем, другие автопортреты Франсуа де Труа подтверждают, что на портрете изображен именно он.

Французский художник-портретист и гравер, представитель династии художников де Труа.
Родился в семье тулузского живописца Николя Антуана де Труа (Nicolas de Troy, 1608 - 15 сентября 1684), который работал в регионе Лангедок. Старший брат Франсуа - Жан де Труа (Jean de Troy, 4 апреля 1638 - 25 июня 1691), тоже был художником, который писал исторические полотна и создал Академию искусств в Монпелье. Сначала Франсуа основным навыкам живописи учился в мастерской отца, затем поступил в мастерскую к местному художнику Антуану Дюрану (Antoine Durand). В двадцатичетырехлетнем возрасте Франсуа отправился в Париж, где продолжил обучение у портретиста Клода Лефевра (Claude Lefèbvre, 1633 - 25 апреля 1675) и Никола-Пьера Луара (Nicolas-Pierre Loir, 1624-1679). На свояченице Луара - Жанне Котелль, де Труа женился в 1669 году. Среди ранних работ Франсуа историки называют дизайн гобеленов для фаворитки Людовика XIV - мадам де Монтеспан, а также мифологические картины «Сусанна и старцы» и «Лот и его дочери», которые находятся сейчас в Эрмитаже. В первые годы жизни в столице Франсуа подружился с живописцем, гравером, критиком и дипломатом Роже де Пиле (Roger de Piles, 7 октября 1635-5 апреля 1709), который познакомил его с голландской и фламандской живописью. Личность этого художника интересна тем, что он, с 1662 года, будучи наставником барона Мишеля-Жана Амелота Брунелеса, маркиза де Гурнау (1655-1724), ставшего с 1698 года государственным советником Людовика XIV, сопровождал его на протяжении всей своей жизни, выступая в качестве секретаря и выполняя различные поручения в Венеции, Португалии, Испании. Другими словами, художник шпионил, прикрываясь, якобы, изучением европейских коллекций для покупок произведений для королевской коллекции. Роже приобрел вкус к политической интриге, он выполнял также конфиденциальные поручения министра короля, маркиза де Лавуа в Германии и Австрии (1685). Увы, Штирлица из де Пиле не получилось, в 1692 году он был арестован в Гааге за фальшивый паспорт и посажен в тюрьму на пять лет. Эти годы он провел за написанием сборника биографий известных художников, который был опубликован в 1699 году после назначения почетным советником Академии живописи и скульптуры. В 1705 году он последовал за де Гурнау в Испанию, но болезнь заставила его вернуться в Париж, где Роже и умер в 1709 году. Но я, кажется, отвлекся… В 1671 году художник стал претендентом Королевской Академии живописи и скульптуры, а в 1674 году был принят в члены Академии, как исторический живописец, представив жюри картину «Меркурий отрезает голову Аргусу» (Mercure coupant la tête d'Argus). После смерти его учителя Лефевра в 1675 году, де Труа решил посвятить себя портретному жанру в надежде на заказы бывших клиентов его покойного учителя. В 1679 году художник получил свой первый престижный заказ на портрет посла Швеции Нильса Бильке, а через год написал портрет невесты наследника французского престола дофина Людовика – Анны-Марии Баварской. После успеха этих картин де Труа на протяжении почти пяти десятилетий непрерывно работал в придворных кругах. Заказчикам нравилась способность художника подчеркивать их манеры, социальное положение и модные наряды. Клиентами художника были мадам де Монтеспан, ее сын, внебрачный ребенок короля – Луи-Огюст де Бурбон, герцог дю Мэн и его жена Анна-Луиза-Бенедикта де Бурбон-Конде. В случае де Труа, то его любили больше женщины-заказчицы, поскольку любую из них он изображал красавицей. В 1690 году Труа был назначен главным придворным живописцем свергнутого английского короля Якова II Стюарта, который был принят Людовиком XIV и находился в изгнании в Сен-Жерменском дворце. В период с 1698 по 1701 год, когда между Францией и Великобританией было перемирие, приверженцы Якова II – якобиты привозили в Англию из Парижа портреты сына короля Джеймса Фрэнсиса Эдуарда Стюарта и его сестры – принцессы Луизы-Марии. В эти годы Франсуа помогал его лучший ученик - Алексис Симон Белл (Alexis Simon Belle, 12 января 1674 – 21 ноября 1734). В 1670 году Белл получил Римскую премию Академию, но не поехал в Италию, желая собрать свою клиентуру в Париже. В 1701 году он женился на миниатюристке Марии-Анне Черон (Marie-Anne Chéron, 22 июля 1649 – до 1718), в 1703 году стал членом Академии за предоставление трех портретов, в том числе, своего учителя де Труа. Белл написал многочисленные портреты членов королевского двора, среди которых Людовик XV, его бывшая невеста, испанская инфанта Мария Анна Виктория, жена Мария Луиза Лещинская и ее отец, польский король Станислав I Лещинский. Белл неоднократно выставлялся в возрожденном в 1725 году Салоне. В 1722 году он женился второй раз на Мари-Николь Хортемельс (Marie-Nicole Horthemels, 1689-после 1745). В 1698 году Франсуа де Труа был назначен профессором Королевской Академии, в 1708 году стал ее директором, а в 1722 году – адъюнкт-ректором. Студентом де Труа был его сын Жан-Франсуа деТруа (Jean-François de Troy, 1679-1752), который также стал портретистом и дизайнером гобеленов, на которых изображал галантные сцены и любовные встречи в стиле рококо. Кстати, картины отца и сына часто путают. Кроме этого, учениками де Труа-старшего были художники Андре Бойс (André Bouys, 1656-1740) и немецкий портретист Джон Клостерман (John Closterman, 1660 – 24 мая 1711). Франсуа де Труа умер в 1730 году в Париже в возрасте восьмидесяти пяти лет. Он был не только прекрасным портретистом, но и гравером, выполнив, например, в 1683 году сцену похорон Марии Терезии Испанской, супруги короля Людовика XIV. Историки пишут, что многие заказчики предпочитали художника таким мастерам портретного жанра, как Ларжильер и Риго. Де Труа даже называли «французским Тицианом и Ван-Дейком». Многие из написанных им портретов позже были исполнены в гравюрах.

Ганс Гольбейн Младший
Hans Holbein der Jüngere


1497, Аугсбург - между 7 октября и 29 ноября 1543, Лондон

[показать]

Hans Holbein the Younger Self-portrait. 1542-43 гг. Galleria degli Uffizi, Corridoio Vasariano, Firenze

Немецкий живописец, самый знаменитый представитель династии художников, один из величайших портретистов западноевропейского искусства эпохи Северного Возрождения.
Родился в Аугсбурге, учился живописи у своего отца - мастера алтарной живописи Ганса Гольбейна Старшего. В 1514 году Ганс вместе с братом Амброзиусом уехал в швейцарский Базель. Братья два года проработали в мастерской художника Х. Хербстера, испытали влияние Ганса Бургкмайра (Hans Burgkmair, 1473–1531). Сначала Гольбейны практически бедствовали. Написанная Гансом вывеска школьного учителя в Базеле говорит, что он не отказывался и от ремесленных работ. Но позже художник приобрел покровителей среди видных горожан. В Базеле Гольбейн познакомился с Эразмом Роттердамским, по просьбе которого сделал 82 рисунка для его трактата «Похвала глупости» (1514). Художник участвовал в создании немецкого перевода Библии Мартина Лютера, иллюстрировал книги, создавал витражи, фрески и писал портреты, например, портрет бургомистра Мейера с женой (1516). В 1518 году Гольбейн отправился в Италию. В Милане он познакомился с творчеством Леонардо да Винчи. Вернувшись в Базель осенью 1519 года, художник смог открыть мастерскую и стал получать крупные заказы. Кроме живописных заказов он декорировал внешние фасады домов, выполнял эскизы витражей, ювелирных изделий и костюмов. Среди работ раннего периода историки называют фрески в новой ратуше, органные двери в местном соборе, створки алтарного складня для собора в Фрейбурге, портреты Эразма Роттердамского, Доротеи Оффенбург, юриста Бонифация Амербаха и др. В 1524 году художник совершил путешествие по Южной Франции, а в 1526 году из-за Реформации уехал в Англию с рекомендательным письмом Роттердамского к Томасу Мору. В Англии он писал исключительно портреты -Мора и его семейства, архиепископа Кентерберийского, астронома Кратцера и др. В 1528 году художник вернулся в Базель, но спустя два года из-за религиозных смут вновь уехал в Лондон, где занимался оформлением придворных праздников, работал по заказам церкви и писал портреты. По случаю торжественного въезда второй жены короля Генриха VIII – Анны Болейн (ок. 1507- 1536) в 1533 году в Лондон художник расписал уличную декорацию, изображавшую Парнас. В 1536 году Ганс был назначен придворным живописцем короля. В этой должности Гольбейн писать портреты королевской семьи, занимался оформлением дворцовых залов, делал эскизы маскарадных костюмов, мебели и ювелирных украшений, оружия и кубков. Король высоко ценил художника и благоволил ему. Существует легенда, что однажды Гольбейн в своей мастерской повздорил со знатным лордом и спустил его с лестницы. Лорд пожаловался королю, на что получил ответ: «Милорд, я могу взять любых семерых крестьян и сделать из них таких же лордов, как вы. Но из семи любых лордов мне не сделать и одного Гольбейна!». После смерти третьей жены монарха - Джейн Сеймур (ок. 1508 — 1537), бывшей фрейлины Анны Болейн, Генрих VIII дважды посылал Гольбейна в Европу, чтобы тот написал портреты предполагаемых будущих невест. Интересная история произошла с портретом Анны Клевской (1515—1557). Гольбейн написал в Клеве два портрета, но не с натуры, а с портрета неизвестного художника (работы Гольбейна хранятся сейчас в Лувре и музее Виктории и Альберта в Лондоне). Портреты королю понравились, и брачный договор был заключен, но когда здоровенная немка, сошла с корабля, король пришёл в ужас от ее внешнего вида, и после свадьбы в январе 1540 года, в июне того же года брак аннулировал. Вторая претендентка в жены - принцесса, Кристина Датская, от брака вежливо отказалась, но ее портрет (1538) до сих пор хранится в лондонской Национальной галерее. За годы жизни в Англии Гольбейн создал около 150 портретов. Последние годы жизни художник провел в поездках между Базелем и Лондоном. В 1543 году, между 7 октября и 29 ноября, он умер от чумы, свирепствовавшей в Лондоне. Значение Гольбейна в немецком искусстве заключается в том, что он привнес в Германию искусство итальянского Возрождения, не утратив при этом национального характера немецкой живописи. Историки пишут, что портреты Гольбейна отличаются реалистической трактовкой образов. Для портретов художник предварительно выполнял очень тщательные карандашные наброски, некоторые из которых сохранились. Работы Гольбейна хранятся в Берлине, Виндзоре, Гааге, Брауншвейге и Вене.

Кристиан Зейбольд
Christian Seybold


крещен 19 марта 1695, Майнц – 28 сентября или 29 ноября 1768, Вена

[показать]

Christian Seybold Self-Portrait. 1747 г. Galleria degli Uffizi, Firenze, depositi

Австрийский художник-портретист немецкого происхождения эпохи барокко.
О детстве и юности художника известно немного. Его отец – Иоганн Петер Зейбольд (1658-1716) был родом из немецкого города Оберурзеля в прусской провинции Гессен-Нассау. Кристиан был одним из 11 детей. До 1715 года юноша жил в городе Зоден, входившем в состав курфюрстшества Майнцского - духовного княжества в составе Священной Римской империи, которое управлялось архиепископом, выступавшим в роли курфюрста. Предположительно, в Зодене Зейбольд и получил начальное художественное образование, хотя некоторые источники утверждают, что он был самоучкой. В возрасте 20 лет Кристиан уехал в Вену, в том же 1715 году он женился на Марии Элизабет Виммер (1692-1717), который вскоре родила ему ребенка. Первая жена через два года умерла, и в 1718 году художник женился второй раз, но жена умерла вместе с ребенком при родах. Всю свою творческую жизнь Зейбольд специализировался на портретах. Одна из ранних известных работ художника, сохранившаяся только в гравюре Андреаса и Йозефа Шмутцеров, датирована 1728 годом и изображает портрет графа Иоганна Адама Квестенберга. В 1742 году художник был назначен придворным живописцем курфюрста саксонского в 1733-63 годах, Августа III, и уехал жить в Дрезден. Спустя семь лет художник был приглашен в Вену, в 1749 году он получил должность придворного живописца при дворе эрцгерцогини Австрии, королевы Венгрии и супруги Франца I Стефана Лотарингского - Марии Терезии, которая заботилась о процветании наук и искусств, учреждала университеты и академии, положила начало образованию простого народа. В этом же году Зейбольд стал членом Академии художеств в Вене. Венская художественная академия появилась в 1692 году как частная академия придворного художника Петера Штруделя по образцу римской Академии Святого Луки, лишь в 1772 году все учреждения искусства Австрии были объединены в Академию изобразительных искусств. Творчество Зейбольда, писавшего натуралистические и не идеализированные портреты, находилось под большим влиянием немецких живописцев – портретистов Бальтазара Деннера (Balthasar Denner, 15 ноября 1685 – 14 апреля 1749) и Иоганна Купецкого (Johann Kupetzky, 1667 - 16 июля 1740). Умер Зейбольд в 1768 году в Вене в возрасте 73 лет. Работы художника находятся в коллекциях Лувра, Галереи Бельведер в Вене, Дрезденской галереи, национального музея в Нюрнберге, государственного музея Майнца, музея изобразительных искусств Лихтенштейна, дворца Шёнбуш в Ашаффенбурге. В галерее Уффици во Флоренции находится автопортрет Зейбольда, написанный в 1747 году. В нашем Эрмитаже тоже есть картины художника, попавшие туда, благодаря прусскому торговцу шелком и фарфором, а также дипломату и арт-дилеру Иоганну Эрнсту Гоцковскому, продавшему Екатерине Великой 317 картин, положивших начало коллекции Эрмитажа. Впрочем, историки пишут, что многие из картин художника исчезли, поскольку были или утрачены, или вывезены в качестве военных трофеев после второй мировой войны, поэтому им (историкам) очень сложно составить подробный обзор творчества Зейбольда.

В этой серии материалов использована информация из русской Википедии, сайтов "Библиотекарь.ру", "Smallboy", личные переводы из иностранных Википедий, Британской энциклопедии, итальянской энциклопедии Трезиана и др.

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ОЛЛЕКЦИЯ АВТОПОРТРЕТОВ (ЧАСТЬ 148 - ГАЛЕРЕЯ УФФИЦИ Глава XIII - АВТОПОРТРЕТЫ С РИСУНКА (часть 6)) | Надоело_искать - Дневник Надоело_искать | Лента друзей Надоело_искать / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»