Это цитата сообщения
Парашутов Оригинальное сообщениеПродолжаю «копаться» в коллекции автопортретов из Галереи Уффици. Не раз встречал информацию о том, что картины попадали в музей разными путями, причем, не всегда выбор флорентийской Академии на заказ написать портрет для музея, был, с точки зрения исторической отдаленности и значимости личности, заслуженным. Поскольку многие имена даже современному знатоку живописи просто неизвестны. Возможно, эти люди в свое время были уважаемыми жителями города и страны, возможно, их творчество было даже популярно и их ценили, как живописцев, но в историю мировой живописи они не вошли. На одном из сайтов встретил список поступления в Уффици женских автопортретов итальянских художниц с 1710 по 1996 год. Нет в нем всемирно известных Софонизбы Ангвиссола, Лавинии Фонтана, Мариетты Робусти –Тинторетты, Розальбы Каррьера, Артемизии Джентилески или Элизабетты Сирани, поскольку их автопортреты появились в музее, скорей всего, раньше XVIII века. К тому же они все представлены в постоянной экспозиции автопортретов в Коридоре Вазари. А среди пятидесяти указанных в списке имен я отметил для себя только Ангелику Кауффманн, поскольку эта швейцарская художница долгие годы жила и умерла в Италии, и многие считают ее итальянским живописцем. Остальные 49 имен знакомы, наверное, только узкому кругу историков искусства. Поэтому их автопортреты и хранятся в запасниках, а не представлены в Коридоре Вазари.
[показать]
Согласитесь, вам что-нибудь говорят имена (в скобках указана дата поступления портрета в Уффици) – Агнеса Дольчи Бачи (1710), Виоланта Ванни (1759), Анна Галеотти (1762), Кьяра Спинелли (1783), Константина Колтеллини (1789), Матильда Маленчини (1821), Клелия Валери (1822), Элиза Формильи (1845) или Анна Фриз (1869). Я не говорю уже о художницах ХХ века, известных только у себя в стране, а может быть, и только в городе – Марина Баттигелли (1952), Иза Петроццани (1956) или Анна Боннети (1956). Мне эти имена ни о чем не говорят. Впрочем, я отвлекся, поскольку сегодня представляю вам еще 13 имен женщин-художниц, среди которых есть и известные личности и совсем незнакомые. Итак, «отправимся» в запасники Уффици!
[показать]
Lavinia Fontana Autoritratto al cembalo. 1578 г. Galleria Uffizi, Depositi
[показать]
Prospero Fontana, attr. (Bologna 1512 ‐ 1597) Ritratto di Lavinia Fontana (Bologna 1552 ‐ Roma 1614)
Лавиния Фонтана
Lavinia Fontana
1552 - 1614
Итальянская художница болонской школы, дочь художника Просперо Фонтана. По приглашению папы Климента VII с 1603 года работала в Риме, была избрана в римскую Академию Святого Луки. Один из известных автопортретов художницы находится в постоянной экспозиции Галереи Уффици, второй – не менее известный, хранится в запасниках. Картина попала в музей из римской Академии Святого Луки (Accademia di San Luca).
[показать]
Lucia Torelli Casalini (Bologna 1677 ‐ 1762) Autoritratto. Galleria Uffizi, Depositi
[показать]
Lucia Torelli Casalini (Bologna 1677 ‐ 1762) Autoritratto (ex Autoritratto di Elisabetta Sirani) Galleria Uffizi, Depositi
Люсия Казалини Торелли
Lucia Casalini Torelli
1677-1762
Итальянская художница, работавшая в Болонье.
Училась в Болонье у Джованни Джозеффо даль Соле, писала, в основном, портреты. Люсия была женой художника Феличе Торелли (Felice Torelli, 1667-1748), с которым познакомилась во время учебы у даль Соле, и родственницей скрипача и композитора Джузеппе Торелли. Сын Люсии и Феличе – Стефано Торелли, тоже стал художником. Второй из представленных портретов долгое время считался автопортретом Елизабетты Сирани.
[показать]
Teresa Arizzara Autorritrato. Galleria degli Uffizi, Florence
[показать]
Teresa Arizzara Autorritrato. Galleria degli Uffizi, Florence
Тереза Ариззара (Teresa Arizzara) – флорентийская художница второй половины XVIII века, активно занималась творчеством между 1755 и 1766 годами.
[показать]
Angiola Rossi (Firenze, 1791 – 1862) Autoritratto. Galleria Uffizi, Depositi
Анджиола Росси
Angiola Rossi
21 ноября 1791 – 5 июля 1862, Сиенна, Тоскана
Итальянская художница. Родилась в семье Джузеппе (Сабатино Доменико) Росси и Марии Доменики Пансоли. Была замужем за Санти Росси (1780 - ?).
[показать]
Maria Maddalena Baldacci Gozzi (Firenze, 1718 ‐ 1782) Galleria Uffizi, Depositi
Мария Магдалена Бальдаччи Гоцци
Maria Maddalena Baldacci Gozzi
1718 – 1782
Итальянская художница эпохи барокко.
Родилась во Флоренции в семье Томмазо Гоцци. Была ученицей Джованны Фрателлини, затем продолжила обучение в мастерской Джованни Доменико Кампилья (Giovanni Domenico Campiglia, 1692–1768). Художница специализировалась на миниатюрных портретах и рисунках пастелью. Мария Магдалена была замужем за Джузеппе Бальдаччи, поэтому и носила двойную фамилию.
[показать]
Anna Piattoli Bacherini (Firenze 1720 ‐ 1788) Autoritratto. Galleria Uffizi, Depositi
[показать]
Anna Piattoli Bacherini (Firenze 1720 ‐ 1788) Autoritratto col marito Gaetano Galleria Uffizi, Depositi
Анна Пиаттолли Бакерини
Anna Piattoli Bacherini
1720-1788
Итальянская художница. Была ученицей художницы Виоланты Беатриче Сириес (Violante Beatrice Siries, 1709-1783). Муж художницы, портретист Гаэтано Пиаттолли (Gaetano Piattoli, 1700–1790), также являлся ее учителем. Сын Анны – Джузеппе (Giuseppe Piattoli ) тоже стал художником. Анна Пиаттолли писала, в основном, религиозные сюжеты и портреты. Один автопортрет художницы в настоящее время висит в Коридоре Вазари галереи Уффици (его я представил в предыдущем посте о галерее). В запасниках музея находятся еще два автопортрета (один из них – с мужем Гаэтано), которые я представляю здесь.
[показать]
Angelica Kauffmann (Coira, 1741 ‐ Roma, 1807) Autoritratto con pennello e tavolozza (Автопортрет с кистью и палитрой). Galleria Uffizi, Depositi
Ангелика (Анжелика) Кауфман
Maria Anna Angelika Katharina Kauffmann
30 октября 1741 - 5 ноября 1807
Швейцарская художница позднего рококо, одна из талантливейших и образованнейших женщин века Просвещения. Дочь художника, выросла в Австрии, с 12 лет работала как профессиональный живописец. С 1764 года жила в Италии – в Риме и Венеции. В 1762 стала членом флорентийской Академии художеств, с 1765 года — член Академии Святого Луки в Риме, с 1768 - Французской и Британской Королевской академии. В 1766 году по предложению английского посла уехала в Лондон, где прожила 15 лет. В 1781 году вернулась в Рим. В запасниках Уффицы находится малоизвестный автопортрет Кауффманн, написанный в очень раннем возрасте.
[показать]
Anne Seymour Damer (Sevenoaks, 1748 ‐ Londra, 1828) Autoritratto (busto). 1828 г. Galleria Uffizi, Depositi
Энн Сеймур Дамер
Anne Seymour Damer
8 ноября 1749, Севеноук - 28 мая 1828, Лондон
Английский скульптор.
Энн Конвей (девичья фамилия) родилась в аристократической семье, она была единственной дочерью фельдмаршала Генри Сеймура Конвея (1721-1795) и его жены Кэролайн Брюс, урожденной Кэмпбелл (1721-1803). Детство девушка провела в семейном особняке в Беркшире.
В 1767 году Энн вышла замуж за Джона Дамера, сына лорда Милтона, позже 1-го графа Доршестера, но через семь лет они расстались, и в 1776 году бывший супруг покончил с собой, оставив значительные долги. Вся художественная карьера миссис Дамер развивалась уже во время ее вдовства. Интерес именно к скульптуре появился у Энн, благодаря Давиду Юму, который служил секретарем отца девушки, когда он занимал пост Государственного секретаря (1766-68), а также и Горацию Уолполу, который был опекуном будущего скульптора во время частых поездок ее родителей за границу. Уорпол посоветовал Энн и педагогов. Так девушка занималась лепкой и моделированием у итальянского скульптора-неоклассициста Джузеппе Черакки (Giuseppe Ceracchi, 4 июля 1751 – 30 января 1801), навыкам резьбы по мрамору ее учил британский скульптор Джон Бекон (John Bacon, 24 ноября 1740 – 4 августа 1799), а анатомию Энн преподавал английский химик и медик Уильям Камберленд Крюйкшенк (William Cumberland Cruickshank, 1745 - 27 июня 1800). Ее друг и опекун Гораций Уолпол всячески способствовал карьере талантливого скульптора, после своей смерти он даже завещал Энн свою виллу в Лондоне. В период с 1784 по 1818 год Дамер выставила 32 свои работы в Королевской Академии. Ее скульптуры, в основном, бюсты были выполнены в неоклассическом стиле из терракоты, бронзы и мрамора. Ее «моделями» были друзья и знакомые из аристократических кругов, среди которых - леди Мельбурн, лорд Нельсон, Джозеф Бэнкс, Георг III, Мария Берри, Чарльз Джеймс Фокс и др. Бюсты муз Мельпомены и Талии Энн создала со своих подруг – актрис Сары Сиддонс и Элизабет Фаррен.
Ряд источников пишет, что Сеймур Дамер была лесбиянкой, намекая на ее близкую дружбу с писательницей Мэри Берри, с которой Энн познакомил Уолполо в 1789 году. Даже во время замужества, Энн питала пристрастие к мужской одежде и демонстративно дружила с другими женщинами, о чем писали враждебно настроенные комментаторы в газетах и анонимных брошюрах.
Энн часто путешествовала по Европе, однажды женщина даже была взята в плен пиратами, но осталась целой и невредимой, и была освобождена в Джерси. Энн посетила сэра Уильяма Гамильтона в Неаполе, где познакомилась с лордом Нельсоном. В 1802 году она вместе с Мэри Берри посетила Париж и получила аудиенцию у Наполеона. Среди ее друзей были представители влиятельной партии вигов и известные аристократы Европы. Сеймур Дамер часто принимала участие в любительских спектаклях в лондонской резиденции герцога Ричмонд, который был женат на сводной сестре Энн.
Среди известных работ скульптора - скульптуры на каждой стороне Центральной арки на мосту Хенли на Темзе, два барельефа сцен из «Кориолана» и «Антония и Клеопатры» для Шекспировской галереи Бойделя и ныне уничтоженная 10-футовая статуя Аполлона на фасаде театра Друри-Лейн. Дамер была также писательницей, написавшей роман «Бельмур», опубликованный в 1801 году.
С 1818 года Энн Дамер жила в Йорк Хаусе в Твикенхэме. Она скончалась в 1828 году, в своем лондонском доме на Гросвенор-Сквер, в возрасте 79 лет. Была похоронена в церкви в Кенте вместе со своими скульпторскими инструментами и фартуком, а также пеплом ее любимой собаки.
[показать]
Irene Duclos Parenti (Firenze, 1754 ‐ 1791) Autoritratto. 1783 г. Galleria Uffizi, Depositi
Ирена Дюкло Паренти
Irene Duclos Parenti
1754, Флоренция – 5 февраля 1795, Флоренция
Итальянская художница и поэтесса, известна во Флоренции, как талантливая копиистка известных картин, хранившихся в галерее герцога и выполненных в качестве сувениров для богатых путешественников, посещающих город. Еще в 1773 году 19-летняя Ирен Паренти получила первый заказ на копию от великого герцога Пьетро Леопольдо. Через два года художница была принята на службу в Императорской дом, где продолжала копировать. Вскоре Ирен вышла замуж за Джио Батта Дюкло, вместе с которым открыла магазин, где стала продавать копии известных полотен. В начале 1780-х годов Ирен с мужем переехала в Рим. Там художница была принята в Академию Аркадия под псевдонимом Линкаста Эричиния, там же стала сочинять стихи. В 1782 году вышел стихотворный сборник Дюкло «Канцонетты». В том же году Ирен Паренти вернулась назад во Флоренцию, и продолжала работать в своем магазине, который, благодаря не только копиям, но и картинам и пастелям художницы, вскоре стал одной из самых известных галерей в городе. Туда приезжали учиться искусству живописи студенты со всех уголков Европы. Известно, что в 1785 году больше года в галерее Дюкло стажировалась английская художница и поэтесса Эмма Джейн Хукер (Emma Jane Hooker, detta Miss Greenland, 1760 –1843), известная у себя на родине под псевдонимом Мисс Гренландия. В 1783 году Ирен Дюкло стала членом Академии рисования во Флоренции (впоследствии Академия изящных искусств), и по заказу Академии написала свой портрет, который считается самой знаменитой картиной художницы. Он хранится запасниках Галереи Уффици. Художница умерла в 1795 году, в возрасте 41 года. Газеты писали: «Смерть синьоры Дюкло оплакивал целый хор многочисленных почитателей ее редкого таланта».
[показать]
Maria Cosway (Firenze, 1760 ‐ 1838) Autoritratto con turbante. Galleria Uffizi, Depositi
Мария (Луиза Катерина Сесилия) Косвей
Maria Cosway
1759/60, Флоренция - 5 января 1838, Лоди, пригород Милана
Английская художница и гравер, была одарена, как художник и музыкант.
Родилась во Флоренции в английской семье. Ее родители управляли тремя гостиницами во Флоренции, которые нравились англичанам, путешествующим по Европе в Большом турне (Grand Tour). Ее брат Джордж Хадфилд был архитектором. Как ученица Виоланте Черроти и Иоганна Зоффени, Мария с 1773 до 1778 копировала картины в знаменитой галерее Уффицы. В 1778 году она была избрана членом флорентийской Академии дизайна. В следующем году она совершила путешествие в Лондон, где 18 января 1781 вышла замуж за придворного живописца английской королевской семьи Ричарда Косвея. Между 1781 и 1801 годами она показала в Королевской Академии Лондона более тридцати своих картин - некоторые портреты, но главным образом исторические картины, темы которых она взяла из литературных произведений Гомера, Виргилия, Петрарки, Тиссо и Шекспира, а также Ветхого Завета. Главным стилистическим и художественным влиянием для Марии было творчество Анжелики Кауффман и Генри Фюзели. Художественный талант Косвей приветствовался Академией, что вызывало зависть супруга и его желание не позволять Марии продолжать карьеру художницы. В течение 1780-х Мария Косвей была хозяйкой самых фешенебельных музыкальных вечеров в Лондоне. Во время ее периодических посещений Парижа в 1786 и 1787 годах художница встретилась, и впоследствии стала вовлеченной в любовную интригу с послом США во Франции, позже 3-м президентом США в 1801-1809 годах, видным политическим деятелем и дипломатом Томасом Джефферсоном. После периода проживания в Италии (1790-94) Косвей работала в Лондоне на ряде проектов, изданных Рудольфом Акерманном. Проекты включали ее гравюры рисунков Ричарда Косвея (1800) и иллюстрации рассказов для женщин (1800), а также иллюстрации (1803) к поэме Мэри Робинсон (1758-1800). Косвей занималась также преподаванием живописи в школах для девочек во Франции, в Лионе и в Италии, в Лоди, где и умерла в 1838 году, в возрасте 78 лет.
[показать]
Maria Catherine Hakewill Browne (Inghilterra, 1780 ‐ Calais, 1842) Autoritratto. Galleria Uffizi, Depositi
Мария Катарина Хайквелл Браун
Maria Catherine Hakewill Browne
1780 – 1842
Английская художница – портретист, жена английского архитектора и иллюстратора Джеймса Хайквелла (James Hakewill, 1778–1843). О художнице известно лишь по биографии ее супруга, который был популярен, как автор серий рисунков после своих путешествий. Мария Катарина вышла замуж за Джеймса в 1807 году. В 1816-17 годах Джеймс Хайквелл побывал в Италии, по возвращении он опубликовал альбом «Живописный тур по Италии», в котором некоторые из его собственных рисунков были выполнены в виде гравюр Дж. М. У. Тернером. В 1820-21 годах Хайквелл побывал на Ямайке, после чего опубликовал «Живописный тур на остров Ямайка» со своими рисунками. В 1828 году после поездки в Париж была опубликована работа «Планы, разрезы и фасады аббатств в Париже» с предложениями относительно их возведения в Лондоне.
Неизвестно, сопровождала ли мужа в поездках Мария Катарина. Она родила мужу четырех сыновей, Артура Уильяма, Генри Джеймса, Ричарда Уитворта и Фредерика Чарльза, последний тоже, как и мать, стал художником-портретистом. Миссис Хайквелл часто экспонировалась в Королевской Академии. Художница умерла в 1842 году, ее муж скончался год спустя.
[показать]
Elisa Counis (Firenze, 1812 ‐ 1847) Autoritratto. 1839 г. Galleria Uffizi, Depositi
Элиза Коунис
Elisa Counis
16 ноября 1812, Флоренция ‐ 5 декабря 1847, Флоренция
Итальянская художница швейцарского происхождения. Об Элизе я нашел информацию только в биографии ее отца, поэтому попытаюсь рассказать о самой художнице, но и написать о ее родителях.
Элиза родилась в семье художников. Ее отец – Саломон-Гульермо Коунис (Salomon-Guillaume Counis, 22 июля 1785. Женева – 10 января 1859, Флоренция), был сыном гравера и ювелира Жана-Мишеля Коуниса. Семья происходила из городка Кёлледа в Саксонии, поэтому встречается и немецкая форма фамилии – Куниц. Дед Элизы был простым скорняком. Неизвестно, у кого учился Саломон-Гульермо (есть сведения, что у своего дяди - Вольфганга Адама Тепфера), но в 1803 году он уже писал портреты на эмали. Например, портрет отца, датированный этим годом, хранится в парижском Лувре. В 1806 году Коунис при помощи еще одного своего дяди - Жана-Луи Прётра, отправился в Париж, где учился у известного исторического живописца и портретиста Анн-Луи Жироде-Триозона (Anne-Louis Girodet de Roucy-Trioson, 1767-1824). Уже в 1810 году отец будущей художницы представил свои работы - автопортрет, портрет прекрасной гречанки и портрет Таксиль, в Салоне и заслужил похвалу самого Давида. Тогда же он был выбран Великой герцогиней Тосканской Элизой Бонапарт (в замужестве – Баччиоки, 1777-1820) для выполнения свадебных портретов ее брата с Марией-Луизой Австрийской, и в сентябре уехал во Флоренцию.
1 января 1811 года Саломон-Гульермо получил назначение чиновника при дворе герцогини, в этом же году он написал портрет самой Элизы, а в 1812 году портрет короля Вестфалии Жерома Бонапарта, который был проездом во Флоренции. Позже эти работы были выставлены в Салоне. В том же 1812 году Коунис стал членом Общества друзей искусства.
1 апреля 1812 году художник женился на француженке Элизабет Харман, которая служила камеристкой герцогини. 16 ноября этого же года родилась первая дочь Элиза, крестной которой была сама Великая герцогиня. Еще одна дочь – Юдифь, родилась 7 марта 1817 года, но она умерла в младенчестве, год спустя. В 1815 году, после падения Наполеона, семье Коунис пришлось бежать из Италии в Женеву вслед за герцогиней. На родине художника и семью поддерживали его друг детства Бернард Наеф (Bernard Naef) и дядя Бартельми Коунис.
В 1816 году Саломон-Гульермо с семьей решил переехать в Париж. Здесь его карьера вновь расцвела, он почти регулярно, до 1831 года, выставлялся со своими картинами на эмали в Салоне, представив портреты Людовика XVIII, мадам де Сталь, маршала Суше, копии Рафаэля и автопортрет, написанный маслом в 1828 году и находящийся сейчас в коллекции Галереи Уффицы. Кроме того, Коунис увлекся литографией, подготовив несколько циклов рисунков Жироде и скопировал на эмали картину учителя «Пигмалион и Галатея», поскольку сам Жироде считал, что изображение на эмали навсегда сохранит первоначальную свежесть красок, которые по мере старения холста неизбежно будут исчезать. В 1830 году художник покинул Париж и 14 октября вернулся в Италию, поселившись в Тоскане. Историкам неизвестна причина этого внезапного переезда, но они предполагают, что Коунис решился на этот шаг, поскольку мода на эмали постепенно уходила, а, во-вторых, в Италии у семьи был участок земли, подаренный Элизой Бонапарт еще на свадьбу. Во Флоренции Саломон-Гульермо встретился с друзьями-художниками и нашел покровителей в лице семьи Хенро, с которой был знаком еще со времен Элизы Бонапарт. Для семейства Хенро художник и его выросшая дочь не раз выполняли заказы, которые до сих пор хранятся у потомков семейства.
Надо отметить, что всё становление Элизы Коунис, как художницы, происходило под влиянием отца, он был ее главным учителем. Где и у кого девушка еще училась (и училась ли?) – неизвестно. В Италию из Парижа она вернулась с семьей в 18-летнем возрасте. Известно, что ее первые работы - апеннинские пейзажи, датированы 1835 и 1838 годами. В 1839 году Элиза написала свой автопортрет, где изобразила себя у мольберта. На платье художница поместила камею с изображением Элизы Бонапарт, в честь которой ее и назвали. Среди других известных работ Элизы историки называют рисунок отца в пожилом возрасте, изображенного в профиль и сидящим в кресле (коллекция Майллар-Госсе, Женева) и портрет Жана-Бернара Саншолле-Хенро, датируемый июлем 1844 года.
16 сентября 1844 года Элиза во Флоренции вышла замуж за женевского коммерсанта Франсуа-Луи Ле Комте, у них родилась дочь Лизин, которую впоследствии воспитали бабушка и дедушка по материнской линии. 5 декабря 1847 года Элиза внезапно скончалась, а ее супруг, скорее всего, вернулся в Швейцарию, оставив дочь на попечение родителей жены. Саломон-Гульермо тяжело переживал раннюю смерть дочери, в 1848 году он передал в Уффици свои наиболее значительные работы и автопортрет Элизы, а сам посвятил себя исключительно церкви и своей внучке-сироте, став ведущей фигурой колонии швейцарской евангелической протестантской церкви во Флоренции. Последние работы художника были созданы благотворительно для больницы младенцев во Флоренции между 1845 и 1849 годами и до сих пор хранятся в этой больнице. Умер Саломон-Гульермо Коунис во Флоренции 10 января 1859 года, его жена пережила художника на 14 лет, она умерла 24 января 1873 года.
[показать]
Adele D’Affry, detta Marcello (Friburgo, 1836 ‐ Castellammare di Stabia, 1879) Autoritratto. 1876 г. Galleria Uffizi, Depositi
Адель де Аффри, известна как Марчелло
Adele D’Affry, detta Marcello
6 июля 1836, Фрибург, Швейцария – 14 июля 1879, Кастелламаре ди Стабия, близ Неаполя
Швейцарская художница и скульптор, известная под мужским псевдонимом «Марчелло», который взяла, чтобы ее всерьез воспринимали, как художника.
Родилась в швейцарской аристократической семье. В 1853-54 годах училась в мастерской скульптора Генриха Макса Имхофа (Heinrich Max Imhof, 1795-1869) в Италии. В 1856 году вышла замуж за Карло Колонна, герцога Кастильоне-Альтибрандти, но вскоре муж умер от брюшного тифа. Всю оставшуюся жизнь Адель провела между Парижем, родным Фрибургом и Италией.
Художница много путешествовала, побывала в Англии, Германии и Испании. В 1863 году Адель становится известна под псевдонимом Марчелло, под этим именем она представляет три скульптуры для Парижского Салона. В 1870-х годах Марчелло продолжает активно заниматься скульптурой, выставляется в Лондоне и Париже, а также начинает писать живописные полотна. Адель де Аффри скончалась от туберкулеза 14 июля 1879 года, в возрасте 43 лет.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...