Это цитата сообщения
Парашутов Оригинальное сообщениеПродолжаю знакомить вас с коллекцией женских автопортретов и портретов из собрания Галереи Уффици. Начну с портрета Марии Башкирцевой, хотя всегда считал ее русской художницей, в каждом втором источнике пишут, что Башкирцева – французская художница русского происхождения. Впрочем, в Уффици представлен не автопортрет художницы, который находится в музее Жюля Шере в Ницце, а ее портрет, выполненный Тони Робер-Флёри (Tony Robert-Fleury, 1 сентября 1837-8 декабря 1911).
[показать]
О других художницах скажу, что многие имена для меня новы, поэтому и биографии пытался составлять подробные. Вообщем, удачного знакомства с живописью и личностями и вам!
[показать]
Robert Fleury Tony Ritratto di Marie Bashkirtseff. GAM, Palazzo Pitti, Depositi
Мария Константиновна Башкирцева
Marie Bashkirtseff
11 ноября 1858, Гавронцы, Полтавская губерния — 31 октября 1884, Париж
Французская художница украинского происхождения, автор знаменитого дневника.
Мария родилась недалеко от Полтавы, в семье местного предводителя дворянства Константина Башкирцева и Марии Бабаниной. После двухлетнего супружества родители развелись, мать поселилась у своего отца, а в 1870 году Бабанин с дочерью и внучкой уезжает в Европу, они посещают Вену, Баден-Баден, Женеву, а затем выбирает для постоянного пребывания Ниццу. С 14 лет и до смерти Мария вела на французском языке дневник, который вместился в 105 тетрадей, а позже неоднократно переводился на многие языки. Кроме того, девушка была очень музыкальна, играла на фортепьяно, органе, арфе, мандолине и гитаре. С ранних лет девушка была влюбчива, среди тех, в кого она была влюблена - герцог Гамильтон, аристократ Борель, граф де Лардерель, депутат Поль Гранье де Кассаньяк, 23-летний граф Антонелли и др. С 1870 года 12-летняя Башкирцева начинает учиться рисованию под руководством Бенза. Весной 1877 года Мария с матерью путешествует по Италии, знакомится там с художником Гордиджиани, который поощряет ее занятия живописью и предсказывает девушке блестящее будущее.
В октябре этого же года она поступает в Академию художника Родольфа Жулиана. В январе 1879 года на конкурсе в Академии Башкирцева получает Золотую медаль, а в 1880 году представляет свою работу на Салон, где экспонировала потом свои картины в 1881, 1883 и 1884 годах. В марте 1884 года художница участвует в женской выставке «Союз женщин» (Union des femmes). Художница получила широкую известность и нашла горячего поклонника своего таланта в лице художника Жюля Бастьен-Лепажа.
Еще в возрасте 16 лет Мария узнает, что у нее туберкулёз. Напряженная работа подорвала ее здоровье, в 1878 году она утратила голос, с 1880 года стала глохнуть и седеть, а с 1881 года чахотка начала быстро развиваться. Несмотря на болезнь, Башкирцева осенью 1884 года задумала картину «Скамья на загородных Парижских бульварах» для выставки 1885 года и, зарисовывая для нее этюды, простудилась. 31 октября 1884 года Мария Башкирцева умерла от туберкулёза в возрасте 25 лет. Похоронена она в Париже, на кладбище Пасси.
В 1885 году французское Общество женщин-художниц устроило ее мемориальную выставку. В 1887 году по инициативе и на средства голландских художников, состоялась выставка Башкирцевой в Амстердаме. Картины художницы были приобретены Французским правительством и помещены в Люксембургский музей, музеи в Ажане и Нераке.
Башкирцева была членом Парижского кружка русских художников, согласно ее воле, в Париже была учреждена премия имени Башкирцевой, которая выдавалась ежегодно художнику (мужчине или женщине), заслуживающему поощрения.
В 1908 году мать художницы передала в музей Александра III (ныне Русский музей) в Санкт-Петербурге 141 работу дочери. В 1930 году из Русского музея в Днепропетровский музей было передано две картины Башкирцевой, в 1932 году по запросу Наркомпроса Русский музей передал на Украину еще 127 работ художницы. Несколько работ было передано в 1929 году в Красноярск, в самом Русском музее осталось восемь живописных полотен и 13 рисунков.
Во время эвакуации Харьковской картинной галереи 66 полотен Башкирцевой бесследно пропали. Сегодня в музеях Украины есть только три картины художницы в музеях Харькова, Днепропетровска и Сум.
[показать]
Evangelina Alciati Autoritratto. 1945 г. GAM, Palazzo Pitti, Depositi
Evangelina Gemma Alciati
Евангелина Джемма Альчиати
21 августа 1883, Турин – 2 января 1959, Турин
Итальянская художница.
Евангелина родилась в семье инженера Франческо и Катерины Сильвии Альчиати, которая была потомком дворянского семейства Аскери в Анконе. Когда девочка была еще маленькой, отец скончался, но, несмотря на это, она вместе с сестрой Марией получила хорошее образование, посещая школу «Доменико Берти» для девочек, чтобы в будущем стать учителем. Но после завершения учебы в школе, Евангелина решила стать художницей и поступила в Академию Альбертина в Турине, где училась в мастерской художника Джакомо Гроссо (Giacomo Grosso, 1860 – 1938). В воспоминаниях о художнице рассказывается история их первой встречи. Когда Гроссо увидел в своей мастерской девушку, он, нахмурившись, сказал: «Что ты здесь делаешь, ты что, не знаешь, что женщины должны сидеть дома и штопать носки? Не хватало еще женщин на мою голову!». Девушка, молча, открыла перед педагогом большую папку с рисунками. Гроссо внимательно посмотрел и пробормотал: «Черт, но это мужская рука». Принятая в класс художника, как единственный студент - женщина, она сразу же услышала от педагога: «Вам придется работать в два раза больше, чем ваши коллеги-мужчины».
В Академии девушка познакомилась с будущим своим мужем, художником Анаклето Боккалатте (Anacleto Boccalatte, 1885-1970), Как вспоминала сама художница, «когда я впервые увидела Боккалатте, я сразу в него влюбилась, потому что он был удивительно похож на композитора Бетховена, чью музыку я очень любила, потому что она была глубоко страстной». Но официальный брак с Анаклето по желанию Евангелины никогда так и не был оформлен, и в 1907 году в семье родился сын Габриэль.
С 1903 по 1906 год Альчиати провела в Париже, продолжая обучение и пытаясь выстроить свою карьеру художника. В 1908 году художница дебютировала с картиной «Материнство» (Maternità) на художественной выставке в Турине. В 1912 году она вместе с Эммой Чиарди приняла участие в Х Международной выставке в Венеции, и была названа среди лучших молодых авторов. Журналистка Энрика Грассо написала в журнале «Женщина» 20 июля 1912 года: «Альчиати стала откровением для меня, она выставила мало картин, по той простой причине, что художница еще очень молодая, в прошлом году в Риме я увидела ее в первый раз… В своих портретах Альчиати выступает в роли точного и справедливого следователя душ».
В 1913 году во время Второй Международной выставки «Женское изобразительное искусство», организованной под патронажем королевы Елены и при содействии журнала «Женщина», художница, по сути, устроила свою первую персональную выставку, выставив целых пятнадцать работ, из которых четырнадцать были портретами.
В 1914 году Евангелина отправилась продолжить обучение в Рим, где приняла участие в первой выставке «Честность» (Probitas), которая открылась 21 февраля 1914 года во Дворце изящных искусств, и в которой приняли участие уже известные модернисты Джакомо Балла, Аристид Сарторио и Анджело Даль’Око Бьянко. На этой выставке художница представила три картины: «Портрет графини Капелло», «Детский портрет» и «Материнство». 24 апреля директор выставки Альфредо Полити сообщил Евангелине, что ее «Материнство» за 700 лир купил король. В последующие годы художница принимала участие в туринских выставках Клуба художников (1918), «Promotrice» (1919), Квадринале (1923, 1927), XXVII выставке «Друзья искусства» (1926) и «Виды Турина» (1926). Некоторые работы Альчиати были куплены Министерством образования городской Галереи современного искусства. На Квадринале 1927 года картина «Анемоны» была продана за две тысячи лир, с этого момента цветочная тема стала появляться в картинах художницы все чаще.
В 1938 году в семье Евангелины случилась трагедия. Сын Габриэль, преподаватель фортепиано, увлекавшийся альпинизмом, погиб при восхождении на Курмайор, оставив жену и годовалого сына Лоренцо. Евангелина даже нарисовала портрет мертвого сына и несколько драматических рисунков, на которых изобразила отчаянно кричащую мать в черном и молодого человека в гробу. Историки сравнивают эти работы с экспрессионизмом и картинами Мунка. После похорон художница потрясенная тяжелой утраты, все больше и больше стала замыкаться в себе, а на картинах все чаще стали появляться «вазы с цветами». Однако Альчиати не забросила живопись совсем, скоро она вернулась к портретам, рисуя пастелью родственников, свою мать и внука. Кроме того, в это же время художница получила приглашения принять участие в международных выставках в Буэнос-Айресе, Рио-де-Жанейро и Монтевидео.
Во время второй мировой войны, в 1943 году, художница переехала в городок Пралормо неподалеку от Турина, где продолжала писать и занялась преподаванием.
Трогательные воспоминания о художнице оставила ее внучатая племянница, внучка сестры Марии. Она называла Евангелину «тетя Коко», поскольку та каждый день ходила с трехлетней внучкой в зоопарк рисовать животных и экзотических птиц, например, гордых павлинов. Для маленькой девочки все птицы были «коко», отсюда и произошло прозвище. В воспоминаниях родственница описывает встречу с художницей в Турине в 1953 году, когда двоюродная бабушка писала ее портрет. Альчиати было в то время 70 лет, но выглядела она очень молодо: лицо без морщин, кожа цвета фарфора, коричневые прямые волосы разделены на пробор и собраны сзади в пучок, глаза темные и пронизывающие. Когда художница работала, она была одета в черный фартук, на голове – соломенная шляпа с широкими полями, чтобы защищать глаза от света, а на ногах – удобные тапочки. Ее неожиданные вспышки гнева из-за сложного характера всегда компенсировались добротой и щедростью, иногда даже чрезмерной.
Художница умерла 2 января 1959 в Турине в возрасте 76 лет. Его прах покоится на маленьком кладбище Курмайор рядом с могилой ее сына. В 1991 году в Турине состоялась крупная ретроспективная выставка Альчиати.
О Лорансен я делал серию материалов. Удивлен, что при наличии множества интересных автопортретов, в Уффици попал очень скромный портрет – рисунок.
[показать]
Marie Laurencin Autoritratto con due cani. 1931 г. Galleria Uffizi, Depositi
Мари Лорансен
Marie Laurencin
31 октября 1883, Париж – 8 июня 1956, Париж
Французская художница, гравер и книжный иллюстратор.
Мари родилась в неполной семье, ее отцом был служащий, который вскоре после рождения дочери бросил семью, а мать – Полина Мелани Лорансен, была родом из Нормандии и работала портнихой. Окончив лицей, восемнадцатилетняя Мари в 1901 году стала работать на фабрике фарфора в Севре, где брала уроки живописи, училась рисовать цветы на шелке и расписывать фарфоровые чашки. Позже Лорансен училась Академии Эмбера, где познакомилась с Жоржем Браком, стала вращаться в кругу друзей Пабло Пикассо. В 1907 году Пикассо познакомил Мари со своим другом, поэтом Гийомом Аполлинером (Guillaume Apollinaire, 26 августа 1880 – 9 ноября 1918), с которым у художницы в течение пяти лет был страстный роман. В 1913 году Мари на Монпарнасе познакомилась с крупным немецким землевладельцем, а еще и художником, бароном Отто фон Вётьеном (Otto von Wätjen, 1881-1942), 22 июня 1914 года художница вышла за него замуж. В связи с началом первой мировой войны, следующие шесть лет новоиспеченная баронесса с мужем провела в эмиграции в Испании. Довоенные работы Лорансен были конфискованы и после войны проданы. В Испании Мари и Отто оставались до 1919 года, после окончания войны супруги переехали в Германию, где жили в Дюссельдорфе. Но в 1920 году Лорансен разводится и возвращается в Париж, где «обзаводится» личным арт-дилером Полем Розенбергом (Paul Rosenberg, 1881-1959), который был также агентом Пабло Пикассо, Жоржа Брака и Анри Матисса. К концу 1920-х годов Лорансен стала модной художницей, ярко воплощающей эстетику арт - деко.
Кроме живописи Мари занималась книжной иллюстрацией и театральным оформлением, гравюрой и резьбой по дереву.
Художница создала около 30 иллюстративных циклов для произведений Андре Жида, Марселя Жуандо, Жана Кокто, Сомерсета Моэма и Макса Жакоба, эскизы декораций и костюмов для «Русского балета» Сергея Дягилева (1924), спектаклей «Комеди Франсез» (1928), ранних балетов Ролана Пети в Театре на Елисейских полях.
В 1925 году художница экспонировалась на Международной выставке декоративных искусств в Париже, и ее работы вызвали восхищение публики. Известность художнице принесли также многочисленные портреты женщин и детей. Искусствоведы отмечают, что в творчестве Мари Лорансен тонко сочетаются мотивы стиля рококо XVIII века и стиль персидских миниатюр еще более раннего времени. После 1929 года художница по приглашению своего учителя гравирования Лабурера стала преподавать в Академии живописи XVI. В 1948 году Лорансен создала эскиз этикетки для винодельческого хозяйства Шато Мутон-Ротшильд (Château Mouton-Rothschild).
В последние годы жизни у художницы резко ухудшилось зрение. Умерла Мари Лорансен в Париже 8 июня 1956 года и была похоронена на кладбище Пер-Лашез недалеко от могилы Аполлинера. Согласно завещанию, свое имущество, творческое наследие и дом художница оставила своей приемной дочери Сюзанне Моро-Лорансен, часть денег была выделена для Фонда сирот парижского округа Отей.
[показать]
Mariette Lydis Autoritratto. 1931 г. Galleria Uffizi, Depositi
Мариетта Лейдис
Mariette Lydis
24 августа 1887, Вена – 26 апреля 1970
Австрийская художница, гравер и иллюстратор, долгие годы, жившая во Франции и Аргентине.
Мариетта Ронспергер родилась в Вене. В 1922 году девушка вышла замуж за Жана Лейдиса, но через несколько лет бросила мужа, чтобы вторично выйти замуж за итальянского писателя Массимо Бонтемпелли, с которым в 1927 году переехала в Париж. Уже в следующем, 1928 году, Мариетта вновь вышла замуж, теперь за издателя, графа Джузеппе Говоне, и получила гражданство Франции. Графиня Говоне вела светскую жизнь, много путешествовала, побывала в России, Англии, Италии, Греции, Египте и Соединенных Штатах, но при этом активно занималась живописью. В истории французского искусства она осталась известна под фамилией первого мужа.
В Париже 1930-х годов Лейдис была очень популярна, большой творческий успех сопутствовал художнице с первой персональной выставки в галерее Жана Бернхайма. Стиль Мариетты оказал влияние на японского художника Цугухару Фудзита, с которым познакомилась на Монмартре, художник долгие годы жил в Париже и известен в истории живописи под именем Леонарда Фуджита (Léonard Foujita, 27 ноября 1886 - 29 января 1968). Мариетта активно экспонировалась, выставлялась на Осеннем Салоне в Париже, стала членом и присяжным заседателем жюри Салона. Художница участвовала в выставках в Милане, Флоренции, Амстердаме, Вене и Лондоне.
Лейдис выполнила многочисленные офорты и акватинты, иллюстрируя произведения Бодлера, Рембо, Мирбо, Люсьена, Анри де Монтлернана, Поля Валери, Жана Реньи и др., опубликовала книгу оригинальных литографий «Преступления» (Criminelles). В 1938 году Анри де Монтлернан опубликовал биографию художницы.
В 1940 году, после вторжения нацистов во Францию, Лейдис вместе со своим любовником Эриком Марксом пришлось бежать из Парижа после нацистской облавы на евреев. Некоторое время художница жила в небольшом городке Уинчкомб в графстве Глостершир, а затем в качестве беженки была переправлена в Буэнос-Айрес. В Аргентине Мариетта Лейдис жила и работала вплоть до своей смерти 26 апреля 1970 года.
Картины художницы находятся во многих крупных музеях и коллекциях по всему миру, ее офорты собраны в Национальных библиотеках Парижа и Берлина, библиотеке Альбертина в Вене и библиотеке Историко-художественного музея в Женеве.
[показать]
Chana Orloff Autoritratto. 1935 г. Galleria Uffizi, Depositi
Хана Орлова (Орлофф)
Chana Orloff
12 июля 1888, с. Цареконстантиновка, Украина – 18 декабря 1968, Тель-Авив
Израильский фигуративный скульптор украинского происхождения, представитель «Парижской школы».
Ханна родилась в Украине, в селе Цареконстантиновка, Александровского уезда Екатеринославской губернии в многодетной семье и была восьмой из девяти детей Рафаэля Орлова и Рашель Липшиц. В 1905 году 17-летняя девушка с семьей эмигрировала в Османскую Палестину, убегая от еврейских погромов. Семья поселилась в городе Петах-Тиква в долине Шарон, где Жанна училась и работала портнихой и швеей, пополняя доходы семьи. Ее брат Цви Нишри стал одним из основателей системы физического воспитания в Израиле. Вскоре Жанна присоединилась к рабочему движению, став членом партии «Молодой рабочий» (Хапоэль Хацаир). После пяти лет жизни в Палестине, директор ее школы предложил Жанне поехать в Париж, чтобы получить диплом закройщика, а по возвращении занять должность преподавателя по покрою и пошиву одежды в гимназии Герцлия.
Хана Орлова приехала в Париж в августе 1910 года и стала работать подмастерьем в ателье Пакуин, а вечером посещала курсы для повышения профессиональных навыков. Один из педагогов курсов заметил талант Жанны, и по его настоянию девушка в 1911 году поступила в Национальную школу декоративных искусств, где изучала рисование в классе куратора Лувра, профессора Бруно, а историю искусства у Пола Витри. После обучения в Школе Жанна поступила в скульптурный класс Академии Руссо на Монпарнасе, которую организовала для молодых русских художников Мария Васильева (1884-1957).
На Монпарнасе Жанна познакомилась и подружилась с поэтами и художниками, которые часто посещали квартал: Пабло Пикассо, Леонард Фуджита, (1886-1968), Диего Ривера (1886-1957), Гийом Аполлинер (1880-1918), Жан Кокто (1889-1963) и Макс Жакоб (1876-1944). А также сблизилась с другими молодыми еврейскими художниками, среди которых были – Марк Шагал, Жак Липшиц, Жюль Паскин, Хаим Сутин и Осип Цадкин. В 1912 году Орлова познакомилась с тогда еще неизвестным Амедео Модильяни, именно она познакомила художника со своей подругой, однокурсницей и тёзкой Жанной Эбютерн. Историю их трагической любви знают все.
Уже осенью 1913 года Орлова, ставшая в Париже – Орлофф, участвовала в выставке Осеннего Салона, затем в Салоне Тюильри и Салоне Отверженных. В 1916 году она экспонировалась вместе с Анри Матиссом, Жоржем Руо и Кес ван Донгеном на выставке в Галерее Жана Бернхайма.
В этом же 1916 году Жанна вышла замуж за уроженца Варшавы, польского писателя и поэта Ари Джастмана, с которым познакомилась на Монпарнасе. 4 января 1918 года у супругов родился сын Эли (дома его называли Диди), но Ари, бывший волонтером американского Красного Креста, 12 января 1919 года умер от гриппа во время эпидемии «испанки» 1919 года, оставив жену с годовалым сыном. В память о муже Хана выполнила одиннадцать гравюр на дереве, которые были опубликованы 31 мая 1919 года. С 1919 по 1923 год художница работала еще над одним альбомом, в котором собрала сорок один портрет тех, кого считала близкими людьми и друзьями. В альбоме, опубликованнном издателем Д’Алиньяном с текстами Жана Пеллерина и Гастона Пикара ограниченным тиражом в четыреста экземпляров, были помещены портреты писателей Жана Кокто, Макса Жакоба, Жана Полана (1904-1999) и Андре Салмона (1881-1969), художников Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Андре Дерена, Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, Мойше Кислинга и Фернана Леже, музыкантов Жоржа Орика (1899-1983) и Артура Онеггера (1892-1955).
В декабре 1920 года Орлофф приняла участие в международной выставке в Женеве вместе с рядом художников, выходцев из России, а в 1921 году участвовала в Первой Русской выставке декоративно-прикладного искусства в Лондоне.
Орлофф не забывала и о скульптуре, она стала специализироваться на скульптурных портретах, которые выполнялись точно и тонко, с озорством и чувством юмора, но никогда не походили на карикатуру. Ее друзья, Эдмонд (1874-1963) и Мадлен Флег, ввели Хану в литературный круг светской львицы Натали Клиффорд Барни (1876-1972), вскоре Орлова стала неофициальным портретистом парижской элиты. Историки насчитали в ее творческом наследии более трех сотен портретов. Скульптор работала с камнем и мрамором, деревом и бронзой, развивала темы, к которым будет обращаться всю жизнь: материнство, дети и животные.
В 1925 году Хана экспонировалась на Осеннем Салоне, в Салоне Тюильри и на выставке в Амстердаме. Именно в этом году Орлова за художественные заслуги была награждена Орденом Почетного легиона и получила французское гражданство. В 1929 году Орлофф была единственной женщиной, принявшей участие в выставке в нью-йоркской галерее в Соединенных Штатах, и где получила хвалебные отклики прессы и критиков. В 1937 году для представления работ скульптора на выставке «Мастера независимого искусства» (Les Maîtres de l’art indépendant) Орловой был предоставлен целый зал в Малом дворце (Petit Palais) в Париже. В течение 1930-х годов работы скульптора увидели жители Лондона, Цюриха, Чикаго, Бостона, Бруклина, Филадельфии, Тель-Авива и Иерусалима. Хана надеялась на выставки в Германии, но после того, как нацисты в 1933 году закрыли Высшую школу строительства и художественного конструирования, а также одноименное художественное объединение Баухаус (Bauhaus), дорога в Германию была «закрыта». До начала второй мировой войны Орлофф регулярно участвовала в парижских выставках Осеннего Салона и Салона Тюильри.
В 1940 и 1942 годах, когда нацисты вторглись в Париж, Хана с сыном жила в оккупированном городе и продолжала работать, создавая серию небольших композиций, которые называла карманными скульптурами (sculpture de poche). Предупрежденная друзьями, она чудом избежала облавы и 16 июля 1942 года вместе с сыном, при помощи своего друга, еврейского художника Жоржа Карса (1880 -1945), бежала в «свободную зону», а затем перебралась в Швейцарию.
Швейцарские друзья во время войны помогали Жанне, чем могли, они доставали материалы, обеспечивали ей новые заказы и проведение мастер-классов. В 1945 году в галерее Жоржа Мооса была проведена выставка, где Орлова представила более пятидесяти скульптур, созданных в военные годы. В феврале 1945 года Карс в Женеве покончил жизнь самоубийством, после чего Орлофф вернулась с сыном в Париж. Там она нашла свой дом разграбленным, а скульптуры в своей студии - уничтоженными. В 1946 году Хана Орлова создала скульптуру «Возвращение» (Retour), которую представила наряду с серией рисунков в галерее де Франс в Париже. Ретроспективные выставки работ Орловой прошли в Амстердаме, Осло, Нью-Йорке, Чикаго и Сан-Франциско.
После создания государства Израиль, Орлофф начала все больше времени проводить там. В 1949 году Тель-Авивский музей искусств организовал ее персональную выставку, на которой было представлено 37 скульптур. Орлофф оставалась в Израиль в течение года, чтобы завершить памятник героям, защитникам Эйн-Гева, памятник «Материнство», в память о погибшей во время израильской войны за независимость Хане Тушман Альдерштейн и скульптурный портрет премьер-министра Израиля Давида Бен-Гуриона. В 1961 году большая ретроспективные выставки Орловой прошли в Тель-Авиве, Иерусалиме и Хайфе. В 1968 году Хана Орлова прибыла в Израиль для проведения в Тель-Авивском музее своей юбилейной выставки, посвященной восьмидесятилетию. Заболев в аэропорту, художница попала в больницу Тель Ха-Шомер, где и умерла 18 декабря 1968 года.
[показать]
Elisabeth Chaplin Autorritrato. Galleria Uffizi, Depositi
Элизабет Шаплен
Elisabeth Chaplin
1890, Фонтенбло – 1982, Флоренция
Французская художница, прожившая всю жизнь в Италии.
Мать Элизабет была известной поэтессой и скульптором Маргаритой Бавье-Шофур, дядя - художник Шарль Шаплен. В 1900 году семья девочки переехала в Италию, из-за работы отца, сначала в Пьемонт, а затем на итальянскую Ривьеру. Именно там, в Лигурии, Элизабет увлеклась живописью и начала самостоятельно заниматься рисованием, пользуясь советами и рекомендациями художника Альберта Беснара. Когда семья Шаплен в 1904 году поселилась на вилле Росси во Флоренции, девушка смогла бывать в студии художника Франческо Джиоли и познакомиться с известным Джованни Фаттори. Посещение галереи Уффици сыграло решающую роль в ее решении стать профессиональной художницей и сосредоточиться для продолжения самообразования на копировании классики. Самые ранние картины Шаплен датируются 1906-1907 годами. В 1910 году «Семейный портрет» художницы на выставке Общества изящных искусств выиграл золотую медаль. В 1912 году Шаплен выставляет свои работы на выставке «Promotrice» во Флоренции, в 1913 – на выставке римского Сецессиона, в 1914 – на Венецианской Биеннале. В 1916 году Элизабет вместе с родителями переехала в Рим, где жила до 1922 года. Художница вновь участвует в Венецианской Биеннале (1920) и дебютирует в Парижском Салоне (1921). После посещения Парижа Элизабет посещает семинары духовного искусства, в 1930-х годах она работает над многочисленными фресками и росписями. До начала Второй мировой войны Шаплен живет в Париже, здесь в 1937 году она выиграла золотую медаль на Международной выставке, а в 1939 году получила орден Кавалера Почетного легиона. После войны она поселяется в небольшом городке Сан-Доменико а Фьезоле на вилле под названием «Il Treppiede». Умерла художница в 1982 году в возрасте 92 лет.
[показать]
Emilia de Divitiis Autorritrato.1924 г. Galleria Uffizi, Depositi
Эмилия де Дивитис
Emilia de Divitiis
1893, Рим – 1979
Итальянская художница.
Эмилия была ученицей художника Франческо Паоло Микетти (Francesco Paolo Michetti, 1851-1929), который учился в Академии в Неаполе у Доменико Морелли. Поселившись в живописном городке Франкавилла-аль-Маре в регионе Абруццо, Микетти писал жанровые и пасторальные сцены, а также картины на исторические и религиозные темы. Занимался художник и преподаванием. Де Дивитис училась в мастерской Микетти в течение восьми лет.
Впервые Эмилия представила свои работы в 1924 году на Первой выставке искусства и истории в Лидо ди Камайоре. Критика написала, что у художницы «есть чувство того, что можно было бы назвать мужской формой и цветом». Де Дивитис экспонировалась на IV Венецианской биеннале, VIII римской Квадринале, II и III Биеннале в Риме, участвовала в Национальных выставках во Флоренции, Милане, Турине и Неаполе, а также выставках профсоюзов в Лацио, Монако и Костиче. Персональная выставка художницы прошла в Риме.
Среди работ де Дивитис известны ранние рисунки фигур, выполненные пастелью и древесным углем (например, Женщины Абруццо), а также автопортрет, написанный в 1924 году, когда Эмилия была еще студенткой Микетти.
В 1923-24 годах в творчестве художницы появляется влияние Поля Сезанна, после того, как она познакомилась с его творчеством. Главной темой своего творчества художница выбирает тему семьи. После 1929 года Эмилия экспериментирует с фовизмом, что отражается на ее пейзажах, написанных в Версилии.
Произведения художницы находятся в Королевском доме и Палате депутатов, в Национальной и Муниципальной галереях современного искусства в Риме, музее «Promotrice» в Турине, Палаццо Питти и Галерее Уффици во Флоренции, а также в многочисленных частных коллекциях.
[показать]
Julia Tedesco – Hoffmann Autorritrato.1896 г. Galleria Uffizi, Depositi
Джулия (Юлия) Тедеско – Хоффман
Julia Tedesco - Hoffmann
1833 (?) Вюрцбург – 1923, Неаполь
Итальянская художница.
Увы, единственное упоминание о художнице есть в биографии ее мужа, итальянского художника Микеле Тедеско (24 августа 1834 - 1918). В каталоге выставки в Уффици указана неправильная дата рождения Джулии – 1893 год (думаю, это опечатка). Поскольку в биографии Микеле Тедеско написано, что он, окончив Школу гуманитарных наук и изящных искусств в Неаполе, переехал в 1860 году во Флоренцию, а затем совершил поездку по городам Европы, зарабатывая там на жизнь своим талантом. В Баварии он познакомился с художницей Юлией Хоффман, женился на ней и перевез жену в Италию, поселившись в родном Неаполе. В 1877 году он начал преподавать живопись и рисунок в Портичи, в 1890 году он был избран на кафедру института, который когда-то окончил. Тедеско умер в Неаполе в 1916 году, жена пережила его на семь лет. Больше о жизни и творчестве Джулии Тедеско – Хоффман ничего неизвестно.
[показать]
Tamara de Lempicka Autorritrato. Galleria Uffizi, Depositi
Тамара де Лемпицка
Tamara de Łempicka
16 мая 1898, Варшава, Польша, по другим сведениям - Москва – 15 марта 1980, Куэрнавака, Мексика
Американская художница польского происхождения.
Будущая художница, чье настоящее имя - Мария Гурвич-Гурска, родилась в Варшаве, в семье русского предпринимателя еврейского происхождения Бориса Гурвич-Гурски и польки, дочери банкира Мальвины Деклер. Спустя несколько лет после рождения дочери отец пропал при неизвестных обстоятельствах. Воспитанием Тамары занималась бабушка - Клементина Деклер. Она прочила внучке будущее пианистки, но в 1907 году, побывав с бабушкой в Италии, девушка увлеклась живописью. В 1914 году мать перевезла дочь в Санкт-Петербург, наконец-то озаботившись ее воспитанием. Здесь Тамара начинает посещать занятия в Академии художеств и параллельно влюбляется в двадцатилетнего отпрыска знатной польской фамилии, адвоката Тадеуша Лемпицки. Через некоторое время они поженились. После революции 1917 года, когда Тадеуша арестовали и, чуть было, не расстреляли, как «чуждого элемента», Лемпицким удалось покинуть Россию, некоторое время они жили в Польше, а затем переехали в Париж.
Муж, потеряв свои богатства, находился в депрессии, не обрадовавшись даже рождению дочери Кристины. Испытывая материальные затруднения (все фамильные драгоценности были проданы), Тамара решает писать картины и продавать их. Она начинает учиться в мастерской Мориса Дени, позже продолжает учебу у Андре Лота. Два года спустя художница выставила свои первые работы и сразу же снискала благосклонность парижской публики.
В 1922 году Тамара уже участвовала в выставках Осеннего Салона и Салона Независимых. В 1925 году она вместе с дочкой совершила путешествие в Италию, где у нее случился страстный роман с писателем Габриеле д'Аннунцио. По возвращении Лемпицкой в Париж муж, узнавший об измене, решил развестись с ней и уехал в Польшу. Правда, развод художница получила только в 1928 году, после чего уехала в Америку, теперь оставив свою дочь на воспитание бабушки. Несмотря на Великую депрессию, в США картины художницы пользовались спросом бомонда.
В 1933 году Лемпицка, поддавшись на уговоры семьи, приняла предложение большого поклонника ее творчества, венгерского барона Рауля Куффнера, и вышла за него замуж. Свадьба состоялась в Цюрихе, теперь художница стала именовать себя баронессой де Лемпика, обязательно прибавляя к фамилии звучную приставку. С приходом в Германии к власти нацистов, художница уговорила мужа продать большую часть его венгерских владений, в 1939 году супруги уехали в путешествие по Америке, где и приняли решение не возвращаться. Кристина Лемпицкая присоединилась к матери лишь спустя два года. В 1942 году Тамара с бароном поселились в Нью-Йорке. Лемпицка выставляет свои картины в лучших галереях, является завсегдатаем светской хроники и участницей богемных вечеринок, ей даже приписывают бисексуальные романы с другими знаменитостями. Жизнь светской львицы окончилась в 1962 году, когда внезапно умер Рауль Куффнер. Художница отправляется в путешествие по Европе, попутно выставляя свои работы в Париже.
В конце 1960-х годов Тамара, страдая эмфиземой легких и артериосклерозом, переезжает в Мексику, чтобы "не быть никому в тягость". 15 марта 1980 года Тамара Лемпицка скончалась в городе Куэрнавака мексиканского штата Морелос. По завещанию художницы, ее тело было кремировано, а пепел дочь Кристина развеяла над никогда не остывающим вулканом Попокатепетль.
Картины художницы сочетают ар-деко и кубизм, флорентийских маньеристов и классицизм Энгра, чем и привлекают арт-дилеров и любителей живописи. Известно, что картины Лемпицкой коллекционируют Джек Николсон и Барбра Стрейзанд, а Мадонна использует работы художницы во многих своих видеоклипах.