Второй день нашего нахождения в Риме очень удачно выпал на последнее воскресенье месяца, которое традиционно является днем культурного наследия. А это значит, что вход в музеи бесплатный, и надо будет отстоять километровую очередь. А поскольку выбора не оставалось (в понедельник музеи закрыты в принципе), пришлось на диком ливне встать в эту самую очередь и покорно ждать своей участи.
Под катом – рассказ о наиболее характерных сюжетах, замеченных в экспонатах музеев, основных сходствах Ватикана с московским метрополитеном, а также площадь и собор Святого Петра, благодаря которому мы сейчас имеем радость наблюдать все это красочное благолепие.
[показать]
Чтобы попасть в Ватикан из «центра» города, надо пересечь реку Тибр, которая славится своим желтым цветом и грязью.
[показать]
Обычно это происходит на мосту рядом с изящным Дворцом Правосудия.
[показать]
С этого моста открывается один из самых знаменитых видов Рима – мост Святого Ангела и собор Св. Петра на заднем плане. Но на этой фотографии другой вид - моста Виктора Эмануила Второго.
[показать]
Между мостами аллея из платанов.
[показать]
А на аллее черные ребята активно приторговывают контрафактом.
[показать]
Некоторые из них были даже замечены в непосредственной близости от Ватикана.
[показать]
Мост Святого ангела и замок имени его же.
[показать]
Каждый ангел держит в руках какую-нибудь реликвию из сокровищниц Ватикана, из которых, в принципе, можно собрать Голгофу в натуральную величину – Копье Судьбы, терновый венец, гвозди, куски креста, плащаницу и т.д.
[показать]
Аналогия с Карловым мостом в Праге родилась сама собой. И такое же странное ощущение безразличия к этой (казалось бы) красоте.
Улица Via della Conziliazione, которая упирается непосредственно в Ватикан.
[показать]
А вот и площадь Святого Петра с очередным египетским обелиском посередине - еще один пример смешения культур и религий в Риме.
[показать]
Конечно, по римской традиции тут есть и фонтан (правда, на удивление, делал его не Бернини).
[показать]
Обилие скульптур поражает и еще сильнее размывает потенциальный вау-эффект.
[показать]
[показать]
Очередь на вход – надо отстоять примерно полчаса.
[показать]
Пока стоим, несколько видов.
[показать]
Естественно, на головах и руках у скульптур сидят чайки.
[показать]
На входе – металлодетектор. Как в аэропорту, надо снимать ремень. Зато все неудобства забываются, когда видишь смешных швейцарских гвардейцев, форма которых не меняется со времен Микеланджело.
[показать]
Сфотографироваться с ними почему-то разрешается только детям. Но сами они с удовольствием позируют.
[показать]
Собор Святого Петра грандиозен.
[показать]
Правда, в момент нашего посещения там проводилась подготовка к какому-то мероприятию, поэтому центральная часть была закрыта для туристов и была заставлена множеством стульев. Это - знаменитый бронзовый балдахин, стоящий над могилой Петра, замученного неподалеку.
[показать]
Соответственно, к алтарю, могиле Петра, его статуе и прочим реликвиям подойти было невозможно. Пришлось довольствоваться статуей умирающего Христа на руках у непропорционально большой Девы Марии (Знаменитая "Пьета" Микеланджело). Микеланджело сотворил ее, когда ему было всего 23 года. Невольно задумаешься о том, что ты успел сделать в жизни, когда ты уже немного постарше.
[показать]
В соборе похоронены многие папы. Могилы некоторых из них очень интересны, хотя навеваюткакие-то некромантические ассоциации.
[показать]
[показать]
[показать]
Только не думайте по фото, что в соборе никого нет - как толпой заходишь, так по нему и ходишь.
[показать]
Даже каменным львам противно смотреть на все эти безобразия.
[показать]
Хотя света небесного на всех хватит.
[показать]
[показать]
Стандартный римский Святой Дух в куполе
[показать]
Одновременно с этим в храме шла обыкновенная служба.
[показать]
Одним словом, масштабы сооружения поражают. Хотя никакого пиитета или желания непременно полить себе на голову святой воды почему-то не возникает.
В одном из помещений располагается папская сокровищница, где не разрешается фотографировать. Возможно, потому, что фотографировать там все равно нечего, а по сравнению с Оружейной Палатой это какой-то ватиканский краеведческий музей получается. На входе плита с именами всех пап. В правой колонке предусмотрительно оставлено место на ближайшие 700 лет.
[показать]
Веселые сценки Страшного Суда на воротах.
[показать]
Еще раз площадь Святого Петра, вид от собора.
[показать]
В сами ватиканские музеи, как я сказал, мы пошли на следующий день. Был одновременно дождь и день бесплатного входа, поэтому очередь была просто неимоверной.
[показать]
Проходим первые пару сотен метров, и заворачиваем за угол…
[показать]
…и еще один поворот, и мы почти у цели.
[показать]
Входим внутрь – на первый взгляд оптово-розничный склад керамических садовых скульптур.
[показать]
[показать]
Но проходим дальше и, наконец, видим знаменитых Аполлона Бельведерского…
[показать]
…Лаокоона…
[показать]
…и еще одного Аполлона.
[показать]
Скульптур там десятки тысяч, и все подлинники. Они такие древние, что количество народа их совсем не смущает.
[показать]
Дальше начинаются интересные сюжеты. Открывает парад лев, пожирающий карликовую лошадку в Бельведерском дворике.
[показать]
Далее – попытка суицида.
[показать]
Гастарбайтер, небрежно убивающий своего напарника киркой.
[показать]
Еще одна попытка суицида (в зале совеременного искусства)
[показать]
Обнаженный языческий символ (русалка) – в сердце мирового католицизма.
[показать]
Один из ключевых иудейских сюжетов в том же самом сердце католицизма (Авраам, убивающий своего сына Исаака).
[показать]
Просто мочилово.
[показать]
И еще пара красавцев.
[показать]
[показать]
Ватикан очень похож на московское метро. Так же многолюдно, такой же температурный режим, такие же длинные коридоры. Идешь себе толпой «пингвинчиком» и рассматриваешь мозаики на потолке. Только тут не Дейнека, а Микеланджело с Рафаэлем.
Пока неспешно продираешься в направлении Сикстинской капеллы, впечатляет расписанный потолок.
[показать]
А на стенах – карты различных регионов Италии.
[показать]
В какой-то момент наталкиваемся на развилку – «быстрый» путь к Капелле направо, Рафаэловы станцы налево. Времени до закрытия было очень мало, поэтому пошли прямо.
На входе в Капеллу - толпа, естественно, и давка.
[показать]
По форме Капелла напоминает спичечный коробок, набитый тараканами и поставленный на бок. Народу – просто тьма. Вокруг охранники, которые инфернально шипят «Ноу пикчерсссс!...», «Киип ссссайленсссс!...». Но скрытая камера творит чудеса.
[показать]
«Страшный суд». Справа вниз от Судьи пророк Варфоломей, который предъявляет собственную свежесодранную кожу. Микеланджело придал ему свои черты - наверное, это самый брутальный автопортрет в истории живописи.
[показать]
А вот и знаменитое «Сотворение человека», снятое суперскрытым телеобъективом 70-200 из позиции «сидя в толпе».
[показать]
Красиво, конечно.
[показать]
Идем дальше, и понимаем, что в Рафаэловы Станцы мы не попадаем. А Ватиканские музеи – это ведь реальная бесконечность.
[показать]
[показать]
Удивляет, что сувенирные лавки стоят тут же, порой в самых узких проходах. Дух коммерции не чужд даже святейшим из бренных.
[показать]
Доходим до конца и идем в Пинакотеку. Там только картины, и авторы представлены почти все – и Рафаэль, и Микеленджело, и Перуджино.
Вот как раз Рафаэль, "Преображение"
[показать]
Иконостас 3D
[показать]
Вот это очень понравилось, можно ставить на декорации к рок-опере "Иисус Христос - Суперзвезда". Даже не верится, что нарисовано в эпоху Возрождения.
[показать]
Жутковатые ангелочки
[показать]
И опять обнаженная натура и звери в храме нравственности и целомудрия
[показать]
Проходим Пинакотеку, и решаем, что к Станцам надо пробиваться. Делаем второй круг, при чем народа только прибавилось. Но когда доходим до залов , понимаем, что это было не зря. Просто потрясающие росписи.
[показать]
Зал Константина. Основной сюжет – борьба Христианства с язычеством. Константин, как известно, сделал Христианство государственной религией Римской Империи. За что его изобразили на коне на монументальной фреске в три стены (стена не выпуклая - это просто панорама так склеена).
[показать]
Там же на потолке – безболезненная операция по замене языческого бога на распятие.
[показать]
Дальше – больше. Однозначно, если бы не было Микеланджело, то самыми известными фресками мира была бы не Сикстинская Капелла, а Рафаэловы Станцы.
[показать]
Шел я туда, в основном, чтобы посмотреть на знаменитую «Афинскую Школу», в которой под философами замаскированы многие известные личности. На панораме она справа.
[показать]
Присмотримся. Два человека в центре – это Платон и Аристотель. У Платона голова от Леонардо да Винчи.
[показать]
Сократ.
[показать]
Слева сидит Гераклит с головой Микеланджело, а справа на ступенях бомжующий Диоген
[показать]
Евклид с лицом Браманте.
[показать]
Человек с моделью небесной сферы - Зороастр с лицом Пьетро Бембо. С глобусом Птолемей, а в черном берете сам Рафаэль (единственный, кто смотрит в камеру) рядом с учеником Содомой, который помогал ему рисовать этот шедевр.
[показать]
Потолок и другие стены помещения изумляют не меньше.
[показать]
Следующая комната.
[показать]
Девушка с веслом. Как живая.
[показать]
Ватиканская парковка.
[показать]
Лестница на выход…
[показать]
…и она же, вид снизу.
[показать]
Огромное человеческое спасибо итальянцам, что они не торгуют воздухом и разрешают фотографировать в 99% музеев и помещений.Логического объяснения тому, что в большинстве российских музеев фотографирование запрещено или надо платить деньги, я найти не могу. А тут даже в Сикстинской Капелле, хоть и запрещено формально, но фотоаппараты не отнимают, а просто просят выключить, если заметят.
http://community.livejournal.com/ru_travel/17125626.html