• Авторизация


Приглашение в Лувр- продолжение1 , Denon 17-03-2012 19:33 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Vlad49 Оригинальное сообщение

75-й зал галереи Денон Лувра (фр. Daru) посвящён французской живописи периода классицизма. Здесь выставлены полотна большого формата. В зале хранится 40 полотен, из которых 14 произведений Давида и 7 произведений Энгра, по 3 картины Жироде-Тризона, Герена и Прюдона, по 2 картины Жерара и Гро и по одной работе Брока, Друа, Лефевра, Пейрона, Реньо и Виже-Лебрен.
Зал расположен на первом этаже крыла Денон, названного в честь первого директора музея — барона Вивана Денона. Зал был создан в 1863 году и отделан художником Александром Домиником Денуэлем (фр. Alexandre Dominique Denuelle) в красных и жёлтых тонах, считающихся французскими имперскими цветами.

Андромаха, оплакивающая Гектора. 1783 (c) Жак Луи Давид (1748–1825). Лувр

[показать]
Клятва Горациев. 1784 (c) Жак Луи Давид
«Клятва Горациев» (фр. Le Serment des Horaces) — картина французского художника Жака Луи Давида, написанная им в 1784 году в Риме. В следующем году картина была выставлена в Париже и принесла небывалый успех художнику. «Клятва Горациев» стала образцом формировавшейся в то время школы неоклассицизма.
Картина является частью собрания Людовика XVI и в настоящее время находится 75-м зале на 1-м этаже галереи Денон в Лувре.

Сюжет

В основе картины лежит рассказ римского историка Тита Ливия, согласно которому трое братьев из рода Горациев были выбраны, чтобы сразиться с тремя лучшими воинами враждебного Риму города Альба-Лонга — братьями Куриациями. Давид запечатлел момент, когда трое братьев, подняв руки в римском приветствии, клянутся победить или умереть, а их отец протягивает им боевые мечи. Справа изображена группа скорбящих женщин: вдали мать Горациев склонилась над двумя внуками, ближе сестра Камилла, невеста одного из Куриациев, и Сабина, сестра Куриациев и невеста одного из Горациев. На заднем плане видны три арки, каждая из которых соответствует группе фигур: правая — группе женщин, левая — братьям, центральная отцу с мечами. Давид тщательно продумал композицию картины, «хореографию» персонажей и игру света, что концентрирует внимание зрителя в центре картины, раскрывая моральную атмосферу такой необычайной силы, что страдание отступает перед ней.

Таким образом, Давид в этой картине противопоставляет идеалы патриотизма, гражданственности и самопожертвования во имя родины мужчин страданиям и сентиментальной слабости женщин.

Предыстория

Изначально Рим являлся колонией Альба-Лонги — главного города Италийского союза. Однако за 100 лет Рим возвысился, в то время как Альба-Лонга начал постепенно терять своё значение. Это и явилось причиной того, что ни один из Италийских городов не пришёл на помощь Альба-Лонги во время войны с Римом. Поводом к войне послужили обоюдные пограничные набеги и грабежи. Как раз к тому времени умер Гай Клюилий — царь Альба-Лонги, и его жители облекли диктаторской властью Мета Фуфетия. После некоторого выжидания армии Рима и Альба-Лонги сошлись в открытом поле. Однако Мет Фуфетий вызвал Тулла Гостилия на переговоры и предостерёг его о том, что междоусобица ослабит оба города, и распря между Римом и Альба-Лонгой может привести к тому, что оба эти города поработят этруски. Поэтому решено было выявить победителя единоборством нескольких избранных солдат. Так состоялось легендарное сражение между тремя братьями Горациями и Куриациями, со стороны Рима и Альба-Лонги соответственно. Горации победили, и Альба-Лонга была вынуждена вступить в наступательный союз с Римом против этрусков.

История картины

В 1784 году Давид вместе с женой и тремя учениками приезжает в Рим, так как, по его словам, только в Риме он мог писать римлян. С сентября 1784 по 1786 год римская Академия Святого Луки сдала Давиду мастерскую Плачидо Констанци (итал. Placido Constanzi), где он смог работать в относительной изоляции, так как предпочитал не показывать никому свои картины до полного завершения.

Моделью внуков, над которыми склонилась мать Горациев, вероятно, послужили младшие сыновья Давида. Исследовательница творчества Давида Арлетт Серулла (фр. Arlette Serullaz), которая изучила дневники Давида с изображениями голов в шлемах и фригийских колпаках, называла одну из ватиканских фресок с группой прелатов в качестве предполагаемой модели для голов братьев в шлемах.

Давид полностью закончил работу над картиной только в июле 1785 года. Один из его учеников, Друа (фр. Jean-Germain Drouais), писал: «Не возможно описать её красоту». Когда мастерская стала открыта для посещения публики, реакция превзошла все ожидания художника. «Весь Рим» собрался посмотреть «Клятву Горациев», которую посчитали величайшей данью уважения Вечному Городу. Мастерская превратилась в объект паломничества. Картине посвящались хвалебные речи, даже папа римский пришёл на неё посмотреть. Среди самых больших почитателей был и немецкий художник Иоганн Тишбейн, что нашло отражение в его картине «Гёте в Римской Кампанье» 1787 года.

Полотно было отправлено в Парижский салон, а Давид очень беспокоился, что его расположат в невыгодном месте из-за интриг его недоброжелателей. Однако опасения оказались напрасными. «Клятву Горациев» повесили над портретом Марии-Антуанетты с сыновьями работы Елизаветы Виже-Лебрун, что оказалось очень выгодным местом. Картина была специально доставлена в Салон уже после открытия, так как на открытии было множество новых работ, которые могли сгладить эффект. «Клятва Горациев» была принята публикой с восторгом, не уступавшим тому, что был в Риме.

«Клятва Горациев» стала поворотной точкой не только в творчестве Давида, но и во всей европейской живописи. Если в искусстве XVIII века доминировала «женская вселенная» с её изогнутыми линиями, то теперь она начала уступать место вертикалям «мужского мира», подчёркивающим главенствующую роль мужества, героизма, военного долга. Этим полотном Давид снискал славу во всей Европе.

[x500]

[x500]
Портрет мадам Серизиа. 1795 (c) Жак-Луи Давид
Автопортрет художницы с дочерью. 1789 (c) Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен

[показать]
L'Intervention des Sabines. 1799 (c) Жак Луи Давид
«Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами» — картина французского художника Жака Луи Давида.
На картине изображена битва между римлянами и сабинянами. Сабинянки в надежде прекратить сражение приносят на поле битвы своих детей. Центральный женский персонаж картины — Герсилия, жена Ромула, ранее похищенная им. Она встала между отцом (слева) и мужем (справа), который уже занёс копьё, стремясь поразить отца Герсилии.

Основоположник французского неоклассицизма Давид, по примеру греческих мастеров, воспевает в картине красоту полуобнажённого человеческого тела, искусно пользуясь драпировкой.
Картина была приобретена в 1819 году и в настоящее время находится в 75-м зале на 1-м этаже галереи Денон в Лувре.

[показать]
Леонид в Фермопилах. 1814 (c) Жак Луи Давид. Лувр
«Леонид в Фермопилах» (фр. Léonidas aux Thermopyles) — картина французского художника Жака Луи Давида.
Картина была приобретена в 1819 году и в настоящее время находится 75-м зале на 1-м этаже галереи Денон в Лувре.

Центральным персонажем картины является царь Леонид I во время Фермпоильского сражения в сентябре 480 до н. э. в ходе греко-персидской войны 480—479 гг. до н. э.. Это сражение произошло в узком ущелье Фермопилы, где героически погиб отряд из 300 спартанских гоплитов, преграждая путь персидскому войску царя Ксеркса I.

[показать]
Ликторы приносят Бруту тела его сыновей. 1789 (c) Жак-Луи Давид

[показать]
Парис и Елена. 1788 (c) Жак-Луи Давид

[показать]
Portrait de Madame Récamier. 1800 (c) Жак Луи Давид
«Портрет мадам Рекамье» — картина французского художника Жака Луи Давида, написанная им в 1800 году.

Хозяйка блестящего парижского салона Жюли Рекамье заказала Давиду свой портрет. Он принялся за работу, однако постоянно не был удовлетворён условиями, в которых приходилось писать. По его словам, то комната была слишком тёмной, то свет исходил из слишком высокой точки. Работа шла настолько медленно, что мадам Рекамье не выдержала и предложила Франсуа Жерару окончить портрет. Рассерженный Давид советовал Жерару принять предложение, а когда Жюли Рекамье в следующий раз пришла в Лувр, чтобы позировать Давиду, он сообщил ей: «У женщин есть свои капризы, а у художников свои. Позвольте мне удовлетворить мой каприз: я оставлю ваш портрет в его теперешнем состоянии». Давид сожалел об этом всю оставшуюся жизнь. Несмотря на эту внезапную остановку, а, возможно, и благодаря ей, «Портрет мадам Рекамье» в своей мягкой жёлто-голубой гамме является прекрасным примером мастерства Давида.

«Портрет мадам Рекамье» замечателен простотой композиции, которую Давид так ценил в греческом искусстве. Мадам Рекамье изображена босиком в скромном белом платье, полы которого спадают на пол. Её волосы обвязаны лентой, из-за которой несколько локонов спадают на лоб. Давид изобразил мадам Рекамье в позе сладострастной одалиски, но, несмотря на это, она сохраняет девственную чистоту весталки. Контрапункт горизонтальных и вертикальных линий создаёт извилистую «арабеску» её тела на вибрирующем фоне, подобном фону картины «Смерть Марата». В законченной версии картины, возможно, присутствовали бы модные вещи того времени, однако из-за внезапной остановки работы над картиной в ней присутствуют только канделябр, выполненный Энгром (фр. Ingres), скамейка для ног и кушетка (фр. sofa), на которой покоится мадам Рекамье. Этот аскетизм делает её внешний вид ещё более волнующим. Жюли Рекамье было 23 года, когда работа над картиной была прекращена.

Портрет был приобретён из мастерской Давида в 1826 году и в настоящее время находится в 75-м зале на 1-м этаже галереи Денон в Лувре.

Интересные факты
Тип кушетки, на которой лежит мадам Рекамье, после написания картины стал называться её именем.

[x500]

[x500]
Портрет Пия VII. 1805 (c) Жак Луи Давид
Автопортрет. 1794 (c) Жак Луи Давид

[показать]
Le Sacre de Napoléon. 1806—1807 (c) Жак Луи Давид
«Коронация Наполеона» - «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года» (фр. Sacre de l'empereur Napoléon Ier et couronnement de l'impératrice Joséphine dans la cathédrale Notre-Dame de Paris, le 2 décembre 1804) — картина французского художника Жака Луи Давида.

Картина была создана Давидом по заказу самого Наполеона I. На ней изображён эпизод коронации императора, произошедший 2 декабря 1804 года в соборе Парижской Богоматери. Давид выбрал момент, когда Наполеон коронует Жозефину, а папа Пий VII даёт ему своё благословение. Давид создал своё полотно под впечатлением от картины «Коронация Марии Медичи» Рубенса.
В настоящее время картина находится в 75-м зале на 1-м этаже галереи Денон в Лувре.

[показать]
Коронация Наполеона
Персонажи
1. Наполеон I
2. Жозефина Богарне
3. Летиция Рамолино Бонапарте — мать Наполеона
4. Людовик I Бонапарт
5. Жозеф Бонапарт
6. Наполеон-Карл — сын Людовика Наполеона и Гортензии Богарне
7. Сёстры Наполеона
8. Charles-François Lebrun
9. Камбасерес, Жан Жак Режи де
10. Бертье, Луи Александр
11. Талейран-Перигор, Шарль Морис де
12. Мюрат, Иоахим
13. папа Пий VII
14. Давид, Жак Луи

[x500]

[x500]
Портрет Жана-Батиста Изабе с дочерью Александриной. 1795 (c) Франсуа Жерар
Пигмалион и Галатея. 1819 (c) Анн-Луи Жироде-Триозон

[показать]
Погребение Аталлы. 1808 (c) Анн-Луи Жироде-Триозон
Анн-Луи Жироде-Триозон (фр. Anne-Louis Girodet de Roucy-Trioson; 1767—1824) — французский исторический живописец, портретист, рисовальщик литографий и писатель.

Ученик Л. Давида, в начале художественной деятельности увлекался греческой мифологией, и среди псевдоклассицизма, господствовавшего в то время в французском искусстве, стал предвозвестником романтизма, вскоре сменившего это направление. Получив в 1789 большую премию за картину «Сыновья Иакова узнают своего брата Иосифа», он провёл 5 лет в Риме, откуда был прислан им в Париж «Эндимион» (находится в Лувре) — произведение несколько слащавое и жеманное, но, несмотря на это, встреченное, как некая новинка, одобрением публики и художественной критики.

Новаторство Жироде-Триозона ещё яснее проявились в другой, также римской, работе: «Гиппократ отказывается от подарков Артаксеркса» (1792). Из немногочисленных картин Жироде-Тризона заслуживают внимания «Даная и Аврора, подающая ей зеркало», «Тени французских генералов, встречаемые в Елисейских полях Оссианом» (1801); «Погребение Аталы» (на сюжет из повести Шатобриана, 1808; находится в Лувре), «Наполеон I принимает ключи города Вены» (1808, находится в Версальской исторической галерее), знаменитая «Сцена во время Всемирного потопа» (1810, находится в Лувре) и «Пигмалион и Галатея» (1819).

[показать]

[x500]
Портрет Фердинанда-Филиппа де Бурбона-Орлеана, герцога Орлеанского. 1842 (c) Жан Огюст Доминик Энгр
Porträt der Mademoiselle Riviere. 1805 (c) Жан Огюст Доминик Энгр
«Портрет мадемуазель Каролины Ривьер» (фр. Mademoiselle Caroline Rivière) — картина французского художника эпохи классицизма Жана Огюста Доминика Энгра.

Данная картина является последней из трёх полотен представителей семьи Ривьер, написанных художником. Отец Каролины, Филибер Ривьер, был придворным во времена Наполеона и решил увековечить себя, а также своих супругу и дочь, заказав молодому художнику портреты. Семья проживала за пределами Парижа, в Сен-Жермен-ан-Ле, Каролине Ривьер на момент создания портрета было от 13 до 15 лет, и это последний год жизни девушки. Типичным признаком работ Энгра в тот период являлась диспропорциональность в изображении моделей. Шея Каролины кажется чрезмерно длинной, спинка носа выступает вперед. Поза Каролины на картине кажется несколько скованной, что впрочем характерно для девушек её возраста. В то же время автор подчеркивает врожденную чистоту и непосредственность юности.

Критики Парижского салона 1806 года сурово отнеслись к «готическому» стилю этого портрета и упрекали художника в нарочитой точности и сухой прорисовке фигуры девушки.

[показать]
La Grande Odalisque. 1814 (c) Jean Auguste Dominique Ingres (1780–1867)
«Большая одалиска» (фр. La grande odalisque) — картина французского художника Жана Энгра.

Энгр написал «Большую одалиску» в Риме для сестры Наполеона Каролины Мюрат. Картина была выставлена в Париже в Салоне в 1819 году. Следуя примеру художников Возрождения, Энгр не колеблясь идеализировал либо утрировал некоторые черты своих моделей, чтобы достичь идеальности либо подчеркнуть выразительность формы. В этом полотне он прибавил одалиске три лишних позвонка, что было немедленно замечено критиками.

Как обычно у Энгра, анатомическое правдоподобие подчинено художественным задачам: правая рука одалиски неправдоподобно длинна, а левая нога вывернута под невозможным с точки зрения анатомии углом. Вместе с тем картина производит впечатление гармонии: создаваемый левым коленом острый угол необходим художнику, чтобы уравновесить построенную на треугольниках композицию.

Восточная атрибутика на картине (курительные принадлежности, веер, головной убор) подчёркивает отстранённость модели от зрителя и холодноватое совершенство обнажённого женского тела.

Картина так и не была принята заказчицей. Около 1819 года Энгр продал «Большую одалиску» за 800 франков графу Пурталесу, а в 1899 году она была куплена Лувром. В настоящее время «Большая одалиска» находится в 75-м зале на 1-м этаже галереи Дару в Лувре.

[показать]
Смерть Сарданапала. 1827 (c) Эжен Делакруа
Сарданапал — персонаж древнегреческой мифологии. Мифический царь Ассирии. Тридцать третий потомок Нина. Построил Анхиал и Тарс, отождествляется с Синаххерибом. Гробница у Анхиала в Киликии. Правил за 64 года до основания Рима.
Мидиец Арбак составил против него заговор. В женском обличии сучил пурпурную нить среди наложниц. Когда против него возник заговор, сжёг себя во дворце.

«Der Tod des Sardanapal» ist ein Gemälde des französischen Malers Eugène Delacroix.
Das 3,95 x 4,95 Meter große Gemälde hängt heute im Louvre in Paris.

[показать]
La Liberté guidant le peuple (c) Eugène Ferdinand Victor Delacroix (1798–1863)
«Свобода, ведущая народ» (фр. La Liberté guidant le peuple) — картина французского художника Эжена Делакруа.

Делакруа создал картину по мотивам июльской революции 1830 года, положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов. После многочисленных подготовительных эскизов ему потребовалось всего три месяца, чтобы написать картину. В письме брату 12 октября 1830 года Делакруа пишет: «Если я не сражался за Родину, то я хотя бы буду для неё писать». Впервые «Свобода, ведущая народ» была выставлена в Парижском салоне в мае 1831 года, где картина была восторженно принята и тотчас куплена государством. Из-за революционного сюжета полотно в течение около 25 лет не выставлялось на публике.

В настоящее время «Свобода, ведущая народ» и «Смерть Сарданапала» Эжена Делакруа находятся в 77-м зале на 1-м этаже галереи Денон в Лувре.

В центре картины «Свобода, ведущая народ» изображена женщина, символизирующая свободу. На голове у неё — фригийский колпак, в правой руке — триколор, в левой — ружьё. Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французских людей того времени, которые с «голой грудью» шли на врага.

[показать]
Le mariage de Psyché et de l'Amour. 1744 (c) Франсуа Буше (1703–1770)

[показать]
Angels' Kitchen. 1646 (c) Bartolomé Esteban Murillo (1618–1682)

[x450]

[x450]
Presentation, um 1741 (c) Pietro Longhi. Louvre
Apollo und Daphne. 1743-1744 (c) Giovanni Battista Tiepolo (1696–1770)

[показать]
Phaéton on the Chariot of Apollo or Phaeton driving the sun-chariot. c. 1720 (c) Nicolas Bertin

[показать]
Le tableau "Les Noces de Cana". Louvre. 18.04.2009

[показать]
Les Noces de Cana. 1562—1563 (c) Paolo Veronese (1528–1588)«Брак в Кане Галилейской» — картина итальянского художника Паоло Веронезе по мотиву известного евангельского сюжета о превращении Иисусом воды в вино. В настоящее время находится в 6-м зале на 1-м этаже галереи Денон в Лувре.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Приглашение в Лувр- продолжение1 , Denon | Надоело_искать - Дневник Надоело_искать | Лента друзей Надоело_искать / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»