Недавно у sviridenkova нашла пост с прелестными викторианскими гравюрами женских портретов 30-40-х годов 19 века. И, среди изображений англичанок-аристократок вдруг неожиданно увидела ЭТОТ портрет - как неожиданно в чужом городе или чужой стране вдруг встречаешь давно знакомых людей, так и здесь - среди холодных и несколько театральных лиц британских красавиц - вот такую, чисто славянскую женщину, - кажется, даже через черно-белое изображение прорываются яркие краски синих глаз, алых губ, русых волос и нежного румянца...
"Смотрите: в залу Нина входит,
Остановилась у дверей
И взгляд рассеянный обводит
Кругом внимательных гостей.
В волненьи перси, плечи блещут,
Вкруг стана вьются и трепещут
Прозрачной сетью кружева,
Горит в алмазах голова;
И шелк узорной паутиной
Сквозит на розовых ногах..."
А.С.Пушкин. "Евгений Онегин". Черновики.
[показать]Восьмая глава "Евгения Онегина". Петербургский "большой свет" первой четверти 19 века. Онегин возвратился из дальних странствий "и попал, как Чацкий, с корабля на бал",где увидал Татьяну:
"...Она сидела у стола
С блестящей Ниной Воронскою,
Сей Клеопатрою Невы,
И верно б согласились вы,
Что Нина мраморной красою
Затмить соседку не могла,
Хоть ослепительна была..."
Прототипом "Клеопатры Невы" была известная светская красавица того времени- графиня Елена Михайловна Завадовская, урожденная Влодек. Князь П. А. Вяземский в неизданном еще письме к жене просит ее прислать "образцы материи для Нины Воронской: так названа Завадовская в Онегине". И сейчас же Вяземский цитирует строфу: "...она сидела у стола с блестящей Ниной Воронскою..." и т. д. Графиню Елену Михайловну Пушкин встречал в свете, конечно, был принят в ее доме. Ослепляюще холодная красота хозяйки дома вряд ли оставила равнодушным пылкого поэта.
М.Ф.Каменская-Толстая, дочь известного художника графа Ф.П.Толстого, вспоминает:"...Первой красавицей Петербурга была графиня Завадовская...в пантомиме папенька назначил ей роль статуи Венеры, которая, драпированная зелёным крепом, должна была стоять в саду на пьедестале. Но Завадовская не хотела быть Венерой, а просила для себя роль пастушки...Отец мой стоял на своём, говоря, что Венеру никто не может изобразить лучше Завадовской.
- Вы хороши, как Венера. и будете Венерой! Или я не ставлю балета! - горячился папенька.
- А я не хочу быть Венерой, я хочу быть пейзанкою! - кричала Завадовская, выходя из себя.
- Ну какая вы пейзанка, когда в вас нет ни миловидности, ни простоты?! Вы - прелестная статуя и будете статуей!.. - стоял на своём отец.
И насилу, насилу уговорили богиню красоты встать на пьедестал...один раз в жизни царственной Венере захотелось быть пастушкой - и то "злодей" Толстой ей помешал..."
Графиня Долли Фикельмон: "Мадам Завадовская полностью опрвдывает свою репутацию красивой женщины. Высокая, статная, с великолепными правильными чертами, ослепительным цветом лица, но о ней можно сказать, как говоришь, стоя перед прекрасной картиной: "Как можно было бы полюбить ее, если бы в ней были жизнь и душа!" (Дневник. Осень 1829 года.)
Но была ли Елена Прекрасная на самом деле такой уж "мраморной статуей"? А если действительно была, то почему - "Клеопатра Невы"? Что общего у холодной красавицы-графини с распутной египетской царицей?
В.В. Вересаев, особенно рьяный противник версии "Воронская - Завадовская", уверял: "...об исключительной красоте ее (Завадовской) не устают твердить воспоминания и письма этой эпохи. Однако среди всех этих упоминаний мы не встречаем нигде ни одного указания даже просто на очень обычную неверность мужу, а тем более на такую любовную разнузданность, которая давала бы возможность назвать ее Клеопатрой..." - и называл прототипом Нины прославившуюся своими скандальными похождениями графиню А.Ф.Закревскую, также светскую знакомую Пушкина.
Но так ли всё было на самом деле? Вот небольшой экскурс в биографию моей прекрасной героини.
...Елена Михайловна Завадовская родилась 2 декабря 1807 г. в семье героя войны 1812 года, польского дворянина, генерал-адъютанта Михаила Федоровича Влодека[показать] и Александры Дмитриевны Влодек, урожденной графини Толстой. Воспитание и образование - обычные для российской дворянской семьи среднего достатка и знатности. Но появление шестнадцатилетней панны Хелены Влодек на светских балах вызвало настоящий всплеск восторга - и посыпались предложения руки и сердца от молодых(и не очень), знатных(и не очень)женихов России и Польши. Красавица же ко всем была доброжелательно-равнодушна Осенью 1824 года состоялась её помолвка с графом Завадовским. Василий Петрович Завадовский был "узаконенным сыном" бывшего фаворита Екатерины Второй, графа Петра Завадовского, от любовника его жены, князя Ивана Ивановича Барятинского - факт, установленный совершенно точно!
Красавец граф имел значительное состояние ( у него было более 3 тыс. душ крестьян, дачи на юном берегу Крыма и близ Петербурга, дом в Нарве), делал отличную карьеру как чиновник для особых поручений Министерства внутренних дел - и вполне равнодушная к нему Елена всё же вышла за него замуж - 31 октября 1824 года состоялся еще один обыкновенный для того времени светский брак. Появление юной Завадовской в Петербургском высшем свете было триумфальным. Её ослепительная красота становится буквально легендарной. Современники как бы соревнуются, высказывая своё восхищение в письмах и дневниках.[показать]
Персидский принц Хозрев-Мирза: "Каждая ресница красавицы пронзает сердце, как стрела".
Граф М.Ю.Виельгорский - В.Ленцу: "... артистическая натура не может спокойно созерцать такую прекрасную женщину: я испытал это на себе.."
М.Ф.Каменская-Толстая: "...на балу патентованная красавица графиня Завадовская, рождённая Влодек, как всегда,убивала всех своею царственной. холодной красотою..."
Граф В.Сологуб: "Нет возможности передать неуловимую прелесть ее лица, гибкость стана, грацию и симпатичность, которыми была проникнута вся ее особа..."
А. П. Ермолов: "Гончаровой-Пушкиной не может женщина быть прелестнее. Здесь многие находят ее несравненно лучше даже красавицы Завадовской"
А.Н.Карамзин: "...в Париже на балах в 1837 г. Завадовская была первой красавицей..."
Не обошли вниманием красавицу и известные поэты. 1832 год стал временем своеобразного конкурса на лучшие стихи, посвященные 25-летней Завадовской. [показать]Первым в её альбом пишет И.И.Козлов:
"Твоя красою блещет младость,
Ты на любовь сердцам дана,
Светла, пленительна, как радость,
И как задумчивость, нежна.
.........................
В лице прекрасном. белоснежном
И в алых розах на щеках -
Везде всё дышит сердцем нежным.
Оно и в голубых очах,
Оно в улыбке на устах;
И, как румяною зарёю
Блеск солнца пламенной струёю
Бросает жизнь на небеса,-
Так чистой ангельской душою
Озарена твоя краса..."
Далее в состязание вступает П.А.Вяземский. И, если в чисто альбомных стихах Козлова образ Завадовской лишен всякой индивидуальности, то у Вяземского прорывается неподдельное восхищение. В противоположность красоте южанок [показать]"...Сын севера признал другой закон...
.............
Красавиц севера он любит безмятежность,
Чело их, чуждое язвительных страстей,
И свежесть их лица, и плеч их белоснежность,
И пламень голубой их девственных очей.
Он любит этот взгляд, в котором нет обмана,
Улыбку свежих уст, в которой лести нет,
Величье стройное их царственного стана
И чистой прелести ненарушимый цвет.
Он любит их речей и ласк неторопливость,
И в шуме светских игр приметные едва,
Но сердцу внятные: чувствительности живость
И, чувством звучные, немногие слова.
Красавиц севера царица молодая!
Чистейшей красоты высокий идеал!.."
В мае 1832 года Завадовская посылает свой альбом Пушкину с запиской следующего содержания: "Vous réalisez, Monsieur, un désir bien vif, bien constant, en me permettant de vous envoyer mon Album. —[показать]
Je sais apprécier l’etendue de cette aimable obligeance, et j’attache trop de prix à posséder un souvenir de votre part, pour ne pas vous être fort reconnaissante de la promesse que vous avez bien voulu me faire. — Agreez en je vous prie l’assurance, et celle de mes sentimens distingues.
Hélène Zavadovsky.
Lundi 16 Mai [1832 г.]
На обороте: Monsieur Pouschkine."
Перевод: "Вы осуществляете, Милостивый Государь, живейшее и постояннейшее мое желание, разрешая мне послать к Вам мой альбом. Я слишком ценю
возможность владеть памяткой от Вас, чтобы не быть Вам весьма благодарной за сделанное Вами обещание. Примите уверение, прошу Вас, в этом, как и в моих самых отличных чувствах. Елена Завадовская. Понедельник 16 мая"
Итак, в посланный графиней альбом и был вписан Пушкиным автограф стихотворения "Все в ней гармония, все диво...".[показать] Почти чудом сохранился единственный листок из альбома с этими стихами Пушкина.
Поэт исправно нес альбомную повинность, уступая просьбам дам, но... "Когда блистательная дама
Мне свой in-quarto подает,
И дрожь и злость меня берет,
И шевелится эпиграмма
Во глубине моей души,
А мадригалы им пиши!.."
Не мадригал ли и стихотворение, вписанное в великолепный альбом великолепной красавицы? Внушено ли оно красотой Елены Завадовской или, написанное раньше и по другому случаю, оно попало на страницы альбома как вынужденная дань светским условностям? Тем более, что в черновиках пушкинских рукописей, среди многочисленных беглых зарисовок, имеется и портрет Завадовской, на котором изумительной красавицей с классическими чертами лица она явно не выглядит - более того, некоторые "недостатки" внешности подчёркнуто шаржированны, утрированы.
И тем не менее стихотворение было написано и отослано адресату: [показать]
КРАСАВИЦА
(В альбом Г***)
"Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.
Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье;
Но встретясь с ней,смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты."
Это стихотворение Пушкина появилось в 1834 г. в "Библиотеке для чтения" без указания адресата, и впоследствии доставило немало хлопот и забот пушкинистам. Кого воспел Пушкин? В чей альбом вписаны его рукой эти строфы? Буква Г*** давала простор для догадок. Разновременно назывались как вдохновительницы жена поэта Наталья Гончарова; жена Николая I, Александра Федоровна, государыня; затем графиня Фикельмон, графиня Тизенгаузен, графини Мария и Эмилия Мусины-Пушкины. [показать][показать][показать]
Наконец в 1930 г. в архивах советскими учёными был обнаружен автограф этого стихотворения: он оказался вырванным из альбома графини Е. М. Завадовской - адресат был определён.
А что же сама прекрасная графиня? Для неё 1832 год стал временем постепенного возврата в светскую жизнь - после нескольких личных трагедий, которые буквально рушились на молодую женщину в 1829-1831 годах.
...Жизнь женщины - прежде всего жизнь сердца, и хорошо, если семья, муж, дети полностью насыщают, заполняют эту жизнь. А если нет?!
Брак Елены Михайловны был, как уже писалось,"светским", что в большинстве случаев предполагало некую негласную "договорённость" между супругами - не мешать друг другу, при этом соблюдая определённые светские условности. В 1828 году у супругов Завадовских родился сын Пётр - единственный их ребёнок. Елена Михайловна в полном расцвете своей царственной красоты. Но - "мраморная статуя"? О,нет...
Вересаев: "... среди всех этих упоминаний мы не встречаем нигде ни одного указания даже просто на очень обычную неверность мужу, а тем более на такую любовную разнузданность, которая давала бы возможность назвать ее Клеопатрой..." Ан нет, встречаем![показать] Притом не одно, а несколько - в дневнике графини Дарьи Фёдоровны Фикельмон.
"12.1.1830: Мадам Завадовская чрезмерно поглощена присутствием Императора, и это на многих производит тягостное впечатление.
8.9.1830: В высшем светском обществе бросается в глаза любовь графини Завадовской и генерала Апраксина. Бросается в глаза, ибо эти два существа, всецело поглощенные друг другом, представляют такой фраппирующий контраст с напускной благопристойностью петербургских дам, что это не может не быть мгновенно замечено всеми.
17.1.1831: Красивая и блестящая Завадовская совсем исчезла из светского общества; из-за болезни, как толкуют, или из-за сердечных мук, а, может, из-за неприятностей в семье, но вот уже три месяца она не показывается заперлась дома. Но эта бедняжка не пользуется репутацией святой. Хочется верить, что все сплетни о ней не что иное, как злословие..."
Таков приговор Долли Фикельмон выносит одной самых восхитительных петербургских красавиц после пристального наблюдения за ее романами: продолжительным, фраппирующим общество - с генерал-майором от кавалерии Степаном Федоровичем Апраксиным - и с императором Николаем І (чему, вероятно, ее супруг и обязан назначением в 1833 обер-прокурором Сената и приписываемой Пушкину эпиграмме "Кот Васька - плут, кот Васька вор,Ну, словом, обер-прокурор!").
Граф Степан Федорович Апраксин, генерал, командир Кавалергардского полка, был старше Елены Михайловны на 15 лет и отчаянно увивался вокруг Императрицы, Шефа этого полка. Походя, он покорял сердца и других искушенных светских красавиц. Но его роман с Завадовской длился непозволительно долго для обычной "светской связи" - около шести лет
"...долгий траур и очень продолжительная болезнь..."
Траур в самом деле был долгим: 12.1.1831 умирает 19-летний любимый брат Е.М. Завадовский Евгений Влодек. 24.6.1831 скончалась Tante Елизавета Павловна Завадовская (8.2.1763 - 24.6.1831), родственница мужа Елены Михайловны, ставшая ей другом и наставницей...А болезни? Неудачная беременность и осложнения после неё...
Д.Ф.Фикельмон: "21.1.1833.После долгого отсутствия в обществе свой первый выезд (на бал в Департамент уделов) сделала гр. Завадовская. Побледнела, потускнела, и это не красит ее. Но все-таки была очень хороша в своем черном платье..."
В дальнейшем Елена Михайловна неофициально разошлась с мужем и почти всё время проводила с сыном за границей, во Франции, где покоряла Париж своей по-прежнему изумительной красотой. Но горе настигло её и там - в декабре 1842 года умирает её единственный сын, 14-летний Петр. Ни с мужем, ни с Россией Завадовскую уже почти ничего не связывает.
...Василий Петрович Завадовский умер в 1855 году; Елена Михайловна пережила его на 19 лет. Она умерла 22 марта 1874 г. - и погребена вместе с мужем и сыном в Фёдоровской церкви Александро-Невской лавры...
Иллюстрации поста: 1.Е.М.Завадовкая. Викторианская гравюра 2-й пол.19 века с акварельного портрета А.Э.Чалона.
2.Татьяна на балу. Иллюстрация Д.Шмаринова к роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин".
3.Е.М.Завадовская. Гравюра А.Э.Чалона с акварели В.И.Гау. 1842 г.
4.М.Ф.Влодек. Портрет работы Дж.Доу. 30-е гг. 19 в.
5.В.П.Завадовский. Миниатюра работы А.Ф.Лагрене. 40-е гг.19 в.
6.Е.М.Завадовская. Портрет работы Э.В.Биннемана. 20-е гг. 19 в.
7.И.И.Козлов. Портрет работы О.Кипренского. 1823-1827 гг.
8.П.А.Вяземский. Портрет работы П.Ф.Соколова. 1824.
9.Автограф письма Е.М.Завадовской А.С.Пушкину. Архив П.Е.Щеголева (ныне в ИРЛИ),СПб.
10.А.С.Пушкин. Портрет работы О.Кипренского. 1827.
11.Е.М.Завадовская. Рисунок А.С.Пушкина. 1828 г.(?)
12.Е.М.Завадовская. Акварельный портрет работы А.Э.Чалона. 1838 г.
13.Н.Н.Пушкина. Портрет работы В.Гау. 1842 г.
14.имп. Александра Федоровна. Портрет работы К.Робертсон. 1830-е гг.(?)
15.Э.К.Мусина-Пушкина. Портрет работы В.Гау. 1840 г.
16.М.А.Мусина-Пушкина. Миниатюра Даффингера. 1830-е гг.(?)
17.Д.Ф.Фикельмон и Е.Ф.Тизенгаузен. Акварель работы А.П.Брюллова. 1825 г.
18.Е.М.Завадовская. Портрет работы А.-Ф.Ризенера. 1820-е гг.
19.Д.Ф.Фикельмон. Портрет работы Т.Уинса. 1828 г.
20.С.Ф.Апраксин. Портрет работы неизв.худ. 1820-е гг.
21. имп. Николай Первый. Портрет работы Ф.Крюгера. 1852г.
Большое спасибо! Благодаря таким материалам, как Ваш, узнаёшь дух времени, нравы. Понимаешь связи событий. В конце концов даже люди далёкого прошлого становятся ближе, понятнее. Спасибо за Ваши труды и успехов Вам в дальнейшем.