В 1825 году владельцем этих земель становится Николай I, который после вступления на престол дарит это имение своей жене Александре Фёдоровне, и оно получает название
«Собственная ее величества дача Александрия».
В 1826 году последовало распоряжение царя "строить на месте, где Меншикова руина, сельский домик, или так называемый «котичь» со всеми хозяйственными заведениями, с присоединением парка".
С этого года и началось устройство парка, строительство летнего, в английском стиле дворца, который назвали «Коттедж». Работы возглавил архитектор Адам Менелас.
В парке мастера-садовники высаживали деревья, в том числе и таких ценных пород, как дуб, кедр, пихта ель, клен и др. Саженцы привозились из всех уголков необъятной Российской империи и высаживались так, чтобы каждый поворот аллеи или тропки открывал зрителю новый вид на залив, овраги, пруды, возвышенные места и постройки. Продуманное сочетание света и тени, благодаря гармоничному и естественному соотношению рощ, куртин, дорожек, пересеченной местности с ее низинами и уступами, превращало Александрию в один из лучших пейзажных парков России.
Не случайно императрица Александра Федоровна так любила это место.
[показать]
НЕФФ Тимофей - Портрет Александры Фёдоровны
Парк не располагает единым композиционным центром в виде какого-либо памятника зодчества.
В Александрии все друг с другом взаимосвязано — мостик через ручей или беседка, садовая скамья или отдельно стоящее дерево.В парке несколько памятников старины — Готическая Капелла (бывшая церковь святого князя Александра Невского), Фермерский дворец, Телеграфный домик, Караулка, Готический колодец и некоторые другие.
Однако главной постройкой парка является Коттедж. Это удивительно красивое трехэтажное здание построено архитектором А. Менеласом в ложноготическом стиле.
Строительство дворца продолжалось до 1829 года. Дворец, выполненный в готическом стиле, представлял двухэтажное здание небольшого размера с тройным делением фасадов, украшенных балконами и террасами.
Коттедж находится в глубине парка и подобно Большому дворцу, высится на краю высокого зеленого склона, отлого спускающегося к Финскому заливу.
Главный (южный) фасад Коттеджа обращен к парковой дороге, ответвляющейся от шоссе. Он выделен портиком с ажурной чугунной аркадой и балконом с чугунными перилами и изображением герба «Александрии» — щит с обнаженным мечом, пропущенным через венок белых роз. Этот романтический рыцарский герб был придуман поэтом В. А. Жуковским и присутствовал практически на всех постройках Александрии.
Фасад завершается двумя треугольными фронтонами и пятиступениым аттиком.
Морской (северный) фасад Коттеджа имеет трехгранный двухэтажный выступ-ризалит. По сторонам выступа расположены две террасы с навесом на чугунных ажурных столбах.
Боковые фасады Коттеджа, западный и восточный, имеют трехпролетные готические лоджии с чугунными столбами, над которыми устроены балконы. К восточному фасаду пристроен вытянутый Столовый зал с большими остекленными проемами. К нему примыкает открытая терраса с фонтаном в виде фигурной мраморной чаши, исполненной скульптором Феличе да Фаво.
В нише стены установлена мраморная статуя «Мадонна с младенцем» работы И. П. Витали.
Проект Коттеджа был составлен архитектором А. А. Менеласом к весне 1826 года. Это было самостоятельное решение темы загородного английского дома-коттеджа, получившего к тому времени широкое распространение в Европе. В июне здание было заложено, а осенью того же года Сельский домик и расположенная вблизи кухня были вчерне закончены.
В январе 1827 года состоялось окончательное утверждение чертежей фасадов и смет на строительные и отделочные работы.Чугунные конструктивные и орнаментальные детали отливались на Александровском литейном заводе. Модели для отливки в чугуне, все лепные работы на фасадах и в интерьерах произвели мастера М. Соколов и С. Закалупин. Они создали изящные порезки из стилизованных узоров, «штучные» фризы, цветные и однотипные «суфиты» в виде вьющихся виноградных лоз и дубовых веток, медальоны, розетки и другие рельефные украшения потолков, падуг и фасадов.
К выдающимся произведениям русского прикладного искусства XIX века следует отнести дубовые и ясеневые коробки окон и дверей, исполненные «резным, но дереву художником» В. И. Захаровым и его помощниками.Видное место в декоре Коттеджа отведено орнаментально-декоративной росписи. Живописец В. Додонов в 1827–1829 годах расписал в верхнем этаже семь комнат «в виде палаток» — голубых, зеленых, полосатых пологов, спадающих складками и окаймленных фестонами, розетками, золоченой бахромой и кистями. Он же расписал «готическими украшениями» шесть потолков во втором этаже.
[показать]
Э. П. Гау. Кабинет Николая I. Бумага, акварель. 1861.
В апреле 1828 года академик живописи Д.-Б. Скотти обязался расписать царский кабинет в третьем этаже «в виде палатки», плафон и стены кабинета в среднем этаже и стены парадной лестницы «в готическом вкусе».
Каждое из десяти помещений первого этажа расписывалось особым колером. Скотти сделал лишь эскизы росписи и вел общее наблюдение за их осуществлением. Непосредственными исполнителями явились живописный подмастерье В. Соловьев и живописцы А. Носков, О. Коробов, К. Селезнев, И. Куракин, Ф. Чебанов, В. Герасимов.
За три месяца эти талантливые мастера создали внушительную живописную декорацию. Особенно замечательна роспись стен лестницы: здесь изображены стрельчатые порталы и ажурные створы дверей, интерьеры замковых средневековых залов с пучками тонких готических колонн, фигурные оконные проемы.
Эта роспись создавала иллюзорную перспективу и подчеркивала парадный характер здания.
Осенью 1828 года О. Коробов выполнил роспись печей «под мрамор» в передней и «под кисею» в гостиной. Последние живописные работы в Коттедже велись весной 1829 года, когда Д.-Б. Скотти совместно с В. Соловьевым расписал в Столовой и Малом кабинете два камина. Тогда же А. Носков переделал роспись Морского кабинета, изобразив на его стенах пышные малахитового цвета складчатые занавеси с золоченой бахромой и кистями.
Мебель для дворца, изготовленная в «готическом стиле» на фабрике мастера Г. Гамбса по рисункам Менеласа, составляла единый ансамбль с интерьерами, декор которых был выдержан в стилистических чертах, свойственных английской готике.Через пять лет после постройки Коттеджа архитектор А. И. Штакеншнейдер разработал проект расширения дворца.
Выполненные им проекты были отвергнуты, а к пристройке приступили лишь в 1841 году.
По новому проекту Штакеншнейдера с восточной стороны Коттеджа пристроили Столовый зал – обширное помещение, напоминавшее по внешнему виду остекленную веранду. Перед северным фасадом зала была устроена терраса, окруженная чугунной решеткой. Пол террасы выстлали разноцветным мрамором. На ней же установили мраморный фонтан с аллегорическими изображениями «Силы», «Справедливости», «Науки» работы Феличе да Фово. В нише на фасаде дворца поместили мраморную группу «Мадонна с младенцем», выполненную скульптором И. П. Витали.Незначительные изменения в декоре интерьеров в середине и второй половине XIX века не нарушили целостности единственного в своем роде памятника.
После Октябрьской революции Коттедж был превращен в историко-бытовой музей. В начале Великой Отечественной войны большая часть предметов художественного убранства Коттеджа была вывезена в тыл. В ходе войны здание получило повреждения.Реставрация здания и частичная реконструкция выполнены по проекту И. Н. Бенуа в 1976–1979 годах.
[показать]
В.Садовников. Дворец «Коттедж» в усадьбе Александрия, подаренной Николаем I императрице Александре Федоровне. Архитектор Адам Менелас. Акварель. ГЭ
Интерьеры Коттеджа
Кто создавал интерьеры Коттеджа и чем представлено его внутреннее убранство?
Дворец богато украшен изнутри лепным декором, деревянной резьбой, художественными росписями стен и потолков. В нем размещена прекрасная коллекция картин известных художников: И. Айвазовского, О. Кипренского, М. Воробьева, С. Щедрина, а также Ж. Гюдена, Ф. Таннера и др.
Для большинства помещений дворца характерно изящество и редкое стилистическое единство. К самым парадным апартаментам Коттеджа относятся Малый кабинет, Гостиная, Библиотека, Большая приемная, Столовая, Малая приемная, Морской кабинет.
Выдающийся мастер монументально-декоративной живописи Д. Скотти и другие художники расписали в первой трети XIX века Парадную лестницу плафон Большого кабинета, Морской кабинет, придав им вид воинских «палаток», напоминающих строгий интерьер военного смотра.
[показать]
ЭДУАРД ГАУ. Гостиная императрицы Александры Федоровны Александрия
Зеленые, голубые полосатые пологи, украшенные кистями, бахромой и фестонами, ниспадают складками, создавая уютную обстановку.
С большим вкусом выкрашены особым колером стены комнат на первом этаже. Здесь преобладают нежные пастельные тона от яблочно-зеленых и малиновых до сиреневых, палевых и других. Лепной декор, примененный мастерами М. Соколовым и С. Закалупиным, восходит по стилю к английским лепным плафонам. Резные работы осуществил мастер В. Захаров в 1828–1829 годах. Этот «резной по дереву художник» создал подлинные шедевры декоративно-прикладного искусства, великолепно оформив дверные и оконные рамы из дуба и ясеня. Полы нескольких помещений, включая Вестибюль, выстланы цветным мрамором, в то время как семь каминов в разных комнатах Коттеджа облицованы итальянскими мраморами белого, желтого и зеленого цвета. Столярные мастера А. Тарасов и М. Знаменский украсили полы паркетом ценных пород с оригинальным рисунком.
Известный мебельщик Г. Гамбс поставил во дворец разнообразную мебель из дуба, клена, березы, ореха, ясеня. В декоре помещений и самой мебели господствует готический орнамент.
Коллекции дворца Коттедж
[показать]
А.Брюллов. Портрет Александры Федоровны в Коттедже.
Дворец располагает ценнейшими коллекциями посуды, художественного фарфора, ваз, статуэток. В Коттедже представлены лучшие образцы фарфора, изготовленного русскими и европейскими мастерами во второй трети XIX века.
[показать]
Стакан три кубка из "Собственного сервиза" Николая I
Россия. С.-Петербург. 1828-1829.Императорский стеклянный завод.
Хрусталь, кобальтовое стекло, эмаль, роспись золотом.
"Собственный сервиз" императора Николая I и его супруги Александры Федоровны был создан для загородного дворца Коттедж близ Петергофа, построенного архитектором Менеласом в "готическом" стиле.
В 1817 году будущий император и его супруга посетили в Берлине турнир, где Александра Федоровна была избрана "королевой турнира" и получила приз, украшенный гербом в виде щита с изображением меча, венка и надписью "За веру, царя и Отечество".
В память об этом событии герб стал личной эмблемой императрицы. Другая версия объясняет его происхождение следующим образом: в праздничные дни Коттедж украшался флагами с подобными изображениями.
Здесь, как и в старину, по-прежнему работают часы как отечественного, так и иностранного производства. Некоторые из них являются шедеврами мирового искусства (например, часы в виде Реймсского и Руанского соборов и другие).
[показать]
Alexandria Park of Peterhof. Cottage Palace.