Старинный русский кант "Радуйся, Росско земле"
В музее Прадо хранится портрет русского посла Петра Ивановича Потемкина, написанный испанским художником эпохи барокко Хуаном Карреньо де Миранда.
Посол позирует в роскошном кафтане, шапке, отороченной мехом, кинжалом за поясом, солидным посохом....
Послы русского государства хотя и были приобщены к иностранной культуре, языкам, кухне, имели связи при дворе, но позировать "еретическим" художникам отваживался не каждый. Но посол Потемкин поверил. И не ошибся.
[408x699]
Нелегко было России возобновлять и налаживать связи с иностранными государствами.
Царь Алексей Михайлович "Тишайший", образованный, умный, эрудированный человек своего времени, знал практически все, что творится на Западе - войны, научные открытия и достижения, аутодафе, интриги при королевских дворах....
Он стремился к дружбе между западными странами и Россией, и не всегда оглядывался на церковь и шепот прочих недоброжелателей международных связей.
Петр Иванович Потемкин, предок не менее великого Григория Потемкина, снискал полное доверие своего государя - во время польской войны в 1655 году брал Люблин, в 1656 году - Ниеншанц, служил воеводой, и заслужил почет и уважение.
Стольник, боровский наместник.....
При дворе Петр Иванович ценился.
В 1667-1668 годах посол наносил визит во Францию и Испанию, с которой дипломатических связей не возобновлялось со времен Василия III.
События в Испании - смерть короля Филиппа IV - достигли России поздно, и грамоты послов пришлось переделывать уже в Мадриде.
Они были вручены вдовствующей королеве Марианне Австрийской, регентше при малолетнем наследнике Карле II Габсбурге, при котором Испания слабела с каждым днем.
Испания теряла свои владения в Европе, Азии, Америке, Африке, а цепкая и могущественная Франция, используя родственные связи, старалась нацелиться на Франш-Конте, Каталонию, Южные Нидерланды.
Ни королева-мать, ни ее безвольный сын не смогли противостоять тому, что земли все таки отошли вражеской стороне....
Испанцы заключили союз со своими врагами, Англией и Голландией, но эта "припарка" не помогла.
К союзу с царственной Россией Испания отнеслась скептически - даже желание России бороться с общим врагом турецким султаном не произвело должного впечатления на уставших от катаклизмов испанцев.
Россия всегда старалась быть "на подхвате" в разгар европейских междоусобиц, предлагая свою дружбу и помощь.
Но государи и их правительства не всегда дружелюбно смотрели на российский трон - законы и обычаи московитов вызывали прения и недоумение, а значит, не являлись объектом для доверия.
"Варварство" Москвы отвергалось, отталкивалось...
Но московиты всегда вызывали в Испании, как и везде в мире, экзотический интерес своими одеяниями и домостроевскими взглядами.
В 1674 году Потемкин прибыл в Вену, дабы "раскрыть глаза" двору на замыслы польского агрессора Яна III Собесского, ставленника профранцузски настроенных магнатов, стремившегося отобрать у Бранденбурга Пруссию, и пользовавшегося в Европе не самой лучшей репутацией.
Вена, тепло относившаяся к России, прислушалась к ее словам.
В Испанию вновь Петр Иванович приехал в 1681 году, когда живописец Хуан Карреньо де Миранда запечатлел на полотне образ русского посла, передав в полной мере непоколебимость, честность и порядочность уважаемого в Европе московита.
Это был редчайший случай, когда такой чести удостоился русский человек при испанском дворе, а московит согласился стать моделью для заморского специалиста.
Картина находилась в мадридском дворце Алькасар, а с 1700 года - во дворце Сарсуэла.
Теперь изображение посла Потемкина можно видеть в музее Прадо в Мадриде.
И это тоже честь.....