• Авторизация


Старый Петербург. Часть 2 12-10-2011 19:56 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Stephanya Оригинальное сообщение


[показать]

[показать]
Часть 2
Часть 1

Петропавловская крепость

[показать]
Ш.Башелье. Петропавловская крепость (Вид с Невы). Литография 1860-е гг


[показать]
А.Дюран. Петропавловский собор. Литография 1841 г

[показать]
Е.Г. Виноградов с рисунка М.И. Махаева. Проспект вверх по Неве реке от Адмиралтейства и Академии наук. 1753 г. Гравюра.

[показать]
Интерьер собора представляет собой просторный парадный зал. Расписанные под разноцветный мрамор пилоны делят его на три нефа, перекрытых крестовыми сводами. Фокусом церковного зала является резной золоченый иконостас, созданный московскими резчиками в 1722-1729 годах по проекту Д.Трезини и строителя Меншиковой башни И.П.Зарудного. Иконы были написаны А.М.Поспеловым и ФЛ.Протопоповым.

[показать]
Иконостас поражает легкостью и динамикой форм, изощренностью и ослепительным великолепием убранства. Это апофеоз искусства раннего барокко. Центральное звено иконостаса напоминает триумфальную арку, которая устремляется ввысь, в пространство барабана, озаренное потоками света. Архитектурные формы и многочисленные скульптуры пронизаны форсированным движением; они то сплетаются в пенящийся клубок, то вырываются, как языки пламени. За царскими вратами стоит надпрестоль-ная сень на тонких спиралевидных колонках.
От первоначальной настенной живописи сохранились семь картин работы А.Матвеева, В.Игнатьева и Г.Гзеля. Остальные композиции - более поздние. Интересна кафедра с резными скульптурами, исполненная в 1732 году. Отделка интерьера многократно возобновлялась, в том числе в 1870-х годах (архитекторы О.Пуаро и Ф.С.Харламов), тогда же художники Ксенофонтов и Больдини переписали плафоны.

[показать]
Храм изначально служил усыпальницей, став преемником Архангельского собора в Московском Кремле, где хоронили великих князей и царей. Первые погребения были сделаны под колокольней Петропавловского собора. Там же покоится прах царевича Алексея. В 1725 году в незаконченное здание перенесли гроб с телом Петра I. Впоследствии здесь были похоронены Екатерина I, Анна I, Елизавета I, Петр III, Екатерина II, Павел I, Александр I, Николай I, Александр II и Александр III - все российские императоры, кроме Петра II, Иоанна VI и Николая II. Ныне в соборе существует тридцать шесть захоронений членов императорской фамилии.

[показать]
Однотипные надгробия из белого каррарского мрамора с бронзовыми золочеными крестами ставились с середины XIX века. Уникальные надгробия Александра II и его жены Марии Александровны исполнены из монолитов яшмы и родонита по проекту АЛ.Гуна камнерезами Петергофской гранильной фабрики (1890-1906 годы). Некрополь Дома Романовых, вместившийся под сводами собора, превратил его в общегосударственный храм-памятник. Значение собора как мемориала русской воинской славы подчеркивалось тем, что в нем с начала XVIII века хранились трофейные знамена, ключи от покоренных городов и крепостей.

[показать]
До 1858 года храм был кафедральным - главным в Санкт-Петербургской епархии. Впоследствии он получил статус придворного и состоял в ведении Министерства императорского двора.

[показать]
С начала 1920-х годов церковные службы в соборе были прекращены. Храм использовался только как музей-памятник. В период блокады золоченый шпиль был замаскирован, но само здание получило повреждения. В послевоенные десятилетия собор реставрировался под руководством архитектора И.Н.Бенуа. Недавно закончена реставрация живописи собора.

[показать]

[показать]
Патерсен. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости. 1800-е г

[показать]
Алексеев. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости. 1793г..

[показать]
А. Зубов .Вид Петропавловской крепости и Адмиралтейства. Гравюра.

***

Адмиралтейство

[показать]
План Адмиралтейства

«...И ВЫЗОЛОТИТЬ ДОБРЫМ МАСТЕРСТВОМ»
К концу первой трети XVIII века городской центр переместился с Петербургской стороны на Адмиралтейский остров. Здания верфи оказались как бы в фокусе застройки левого берега Невы. Поэтому надо было уделять внимание не только практичности и удобству производственных помещений, но и их внешнему виду.
В 1731 году Адмиралтейств-коллегия приняла решение «на Адмиралтейском шпицу, где имеется набатной колокол для лучшего звуку, окна сделать по рассуждению архитектора Коробова...». А годом позже последовал указ императрицы Анны Иоанновны:
«...Адмиралтейскую башню, на которой шпиц (понеже оная со второго апартамента мазанковая и весьма пошатилась), за ветхостью ныне немедленно разобрать и для прочности сделать вновь всю каменную и шпиц поставить...»
Подготовка соответствующего проекта и все руководство перестройкой также были поручены И. К. Коробову.
Иван Кузьмич Коробов (род. в 1700 г.)-талантливый русский зодчий. В числе других молодых людей он был направлен за границу для «обучения художествам». Сперва в Брабанте (Антверпен), а затем в Голландии он совершенствовался в области архитектуры, строительства шлюзов, садоводства, сооружения фундаментов на сваях.
Вернувшись в 1727 году в Россию, широко образованный инженер-архитектор вскоре принял должность главного архитектора адмиралтейских строений и все свое внимание сосредоточил на них. Уже год спустя он разработал проект перестройки Петербургской верфи, который рассматривался комиссией. Кроме того, им были поданы два варианта: в соответствии с одним из них башня должна была завершаться шпилем. Приступив вплотную к работе после издания указа императрицы, Коробов продолжил начатую еще до него перестройку внешней линии адмиралтейских «магазейнов». Фасады их были элементарны и не подвергались архитектурной обработке.
Зато башня, которая вошла в историю русской архитектуры как монументальный памятник Петербурга- Ленинграда, полностью принадлежит Коробову.
Зодчий выполнил проектные чертежи перестройки башни в двух вариантах. В одном варианте предусматривалось восстановить башню с высоким шпилем, а в другом - снизить шпиль на пятнадцать метров (башня должна была заканчиваться небольшой главкой), что якобы будет способствовать увеличению прочности башни и предохранять стены от повреждения.
Со вторым вариантом не могли согласиться старые моряки - сподвижники Петра, для которых высокий шпиль с плывущим в небе корабликом олицетворял славные свершения Петровской эпохи, и прежде всего - превращение России в великую морскую державу. Под 22
их влиянием был утвержден вариант с высоким шпилем, предусматривавший не только сохранение прежних силуэтов башни, но и увеличение ее высоты.
Одобряя этот проект, императрица повелела «тот шпиц построить против того, какой прежде был и оббить оной шпиц и купол медью и вызолотить добрым мастерством».
Коробов работал вдохновенно. Он проявил немало изобретательности в конструировании всей верхней части башни, чтобы обеспечить ее устойчивость. В частности, с этой целью каркас шпиля был опущен внутрь объема каменной башни на двенадцать метров, а для сооружения шпиля использовали мачтовые леса 11-саженной длины. Высотные работы, сложные и трудные, производились артелью плотников под руководством олончанина Артемия Филиппова.
В центре башни был устроен арочный проезд с двумя окнами по бокам и углам. Завершал башню восьмигранный купол своеобразного очертания, с круглыми часами по четырем сторонам. А от него убегал вверх восемью суживающимися гранями шпиль, увенчанный, как и предыдущий, яблоком, короной и трехмачтовым корабликом.
На позолоту купола и шпиля использовали 5081 червонец общим весом 43,5 фунта (то есть больше пуда), что по тогдашнему курсу составляло 11076 рублей
38 копеек.
Созданная Коробовым башня отличалась стройностью и изяществом очертаний. Это было первоклассное произведение русского зодчества, ставшее украшением
Петербурга.
Адмиралтейств-коллегия осталась весьма довольна работой Коробова и ходатайствовала о том, чтобы его «пожаловать полковничьим рангом, понеже тому награждению за прилежание его и труды он быть др-стоин». Но сенат не утвердил ходатайство, и лишь
десять лет спустя, уже при Елизавете, выдающийся архитектор-строитель был произведен в полковники.
В 1737 году Ивана Кузьмича Коробова пригласили в «Комиссию по устроению Санкт-Петербурга», в которой главную роль играл известный архитектор П. М. Еропкин. Комиссия сделала немало для упорядочения городской застройки. Совместно с П. М. Еропкиным и М. Г. Земцовым Коробов участвовал также в составлении первого русского архитектурного трактата-кодекса «Должность архитектурной экспедиции».
В 1741 году зодчий был переведен в Москву (причины перевода до сих пор неясны), где шестью годами позже умер.
И. К- Коробов оставил в истории русской архитектуры яркий след - и как выдающийся мастер, вместе с другими подготовивший расцвет русского зодчества второй половины XVIII века, и как талантливый педагог-воспитатель. Учениками Коробова были архитекторы Д. В. Ухтомский, А. Ф. Кокоринов, С. И. Чевакин-ский и другие.
С перестройкой Адмиралтейства Коробовым завершился второй этап в истории создания этого шедевра русской архитектуры.
Ни здание самого Адмиралтейства, ни его башня в течение всего XVIII века более не подвергались перестройкам, если не считать внутренних перепланировок'. Но зато в районе, примыкающем к Адмиралтейству, происходили значительные изменения, вызванные ростом и благоустройством Петербурга.
1 В 1747 году в башне под шпилем была устроена церковь, для которой использовали зал заседаний Адмиралтейств-коллегий.
Зимний дворец и Адмиралтейство.
С акварели Аткинсона. Вторая половина XVIII века.
По соседству с Адмиралтейством выросло величественное здание - Зимний дворец, созданный зодчим Растрелли. Изменилась западная часть Адмиралтейского луга, ставшая Сенатской площадью, которую украсил прекрасный памятник Петру I - «Медный всадник». Напротив, на Васильевском острове, тоже появились красивые сооружения. Невская перспективная дорога, обсаженная деревьями и вымощенная, превратилась в нарядную городскую магистраль.
И только Адмиралтейство со своими казенными корпусами, окруженное валами и рвами, сохраняло прежний вид, все более и более диссонируя с соседними пышными строениями. Даже изящная коробовская
башня с ее золоченым шпилем выглядела инородным телом среди эллингов, «магазейнов» и кузниц...
После сильного наводнения 1777 года в Адмиралтействе располагалась служба оповещения о подъеме воды в Неве. Во время опасности на углах средней башни днем выставлялись флаги, а ночью фонари; кроме того, стреляли из пушки. Эта традиция просуществовала более ста лет.
Со двора Адмиралтейства производился и пушечный выстрел, возвещавший о наступлении полудня. Время для выстрела сначала определялось по часам колокольни Петропавловского собора. Во второй половине XIX века было решено производить выстрелы по астрономическому времени. В 1865-1866 годах к пушке был подведен электрический кабель, и она стреляла по сигналу, передававшемуся непосредственно из Пулковской обсерватории. На крыше правого павильона Адмиралтейства (обращенного к Зимнему дворцу) тогда же был установлен оптический сигнал точного времени, действовавший одновременно с пушкой.
Лишь в сентябре 1873 года сигнальная пушка была перенесена на Нарышкинский бастион Петропавловской крепости, где она находится и поныне и ежедневно производит выстрел в двенадцать часов по московскому времени.
* * *
Колоссальный пожар, случившийся в Адмиралтействе в 1783 году, сильно перепугал Екатерину II, и она распорядилась немедленно перевести весь комплекс верфи (кроме Галерной гавани) в Кронштадт, где имелись небольшие ремонтные и судостроительные мастерские. Здание же Адмиралтейства предполагалось приспособить для сената и синода.
Однако Адмиралтейств-коллегия воспротивилась решению императрицы и предприняла все для оттяжки 26
Балаганы на Адмиралтейской площади. С картины Федотова. Начало XIX века
его реализации. Истощение государственных финансов постоянными войнами также значительно способствовало этому. В результате за десять лет в Кронштадт перевели лишь канатный завод да постепенно ликвидировали так называемый Морской полковой двор.
После смерти Екатерины и воцарения Павла перевод адмиралтейских предприятий из Петербурга в Кронштадт и вовсе прекратился, а наиболее пострадавшие от пожара корпуса мастерских были капитально отремонтированы и частично перестроены.
Хотя Адмиралтейство еще при Петре полностью утратило свое значение как крепость, Павел, вместо придания верфи большего архитектурного изящества, занялся... фортификационным укреплением ее. Одержимый манией преследования и страхом перед насиль-
ственной смертью, Павел возводил для себя замки, которые, впрочем, не спасли его от бесславного конца.
Желая и Адмиралтейство превратить в замок, вопреки логике и исторической необходимости, Павел приказал инженер-генералу Герарду внести «поправки» в это сооружение. В течение года валы, окружавшие верфь, были срыты, а вместо них сделаны новые, гораздо выше. Все место окружили палисадом, который ограничивался гласисом. На двух угловых, выходящих к площади, бастионах, поставили новые срубы с флагштоками. Адмиралтейскую площадь превратили в место учений и солдатской муштры.
Однако жизнь диктовала другие требования. Не крепость, не замок на месте Адмиралтейства требовались Петербургу, - нужно было здание, которое гармонировало бы с окружавшими его строениями и площадями, которое было бы достойно столичного города великой морской и сухопутной державы.

[показать]
И.Барт. Вид от Дворцовой площади на Адмиралтейство. Гуашь. 1810-е гг

[показать]
Адмиралтейская набережная

[показать]
Зима. Петербургский вид. 1859 г. Н.Абутков.

[показать]
Вид зимнего дворца и старого Адмиралтейства. Раскрашенная гравюра с акварели Аткинсона.

[показать]
А.Кювильер. Выгрузка с судна двух колонн возле Адмиралтейства. Литография по рисунку Монферрана. 1825 г.

[показать]
П.А.Александров. Исаакиевский мост и новая церковь. Литография. 1825 г.

[показать]
Проект однопролетного, деревянного моста через Неву. Механик Кулибин.

***

[показать]
Открытие памятника Петру I 7 августа 1782 г. А.Мельников. Гравюра.

[показать]
Памятник Петру I на Сенатской площади. 1824-1827 гг. Лист из серии видов Петербурга, изданных.

[показать]
Гром-камень

[показать]
Перевозка Гром-камня.

[показать]
Сенатская (Петровская) площадь. 1810-е гг. И.Барт. Гуашь.

[показать]
Исаакиевский собор. Середина XIX в. Литография Бишбуа, фигуры В.Адама.

[показать]
Английская набережная

[показать]
Вид на Английскую набережную. 1850-е гг. А.Жакотте с оригинала И.Шарлеманя.

[показать]
Набережная Невы у Сената. 1801 г. Б.Патерсен. Акварель.

[показать]
Открытие памятника Николаю I. 1857 г. В.Садовников. Акварель.

[показать]
Памятник Николаю I. 1860-е. Акварель

[показать]
Памятник Николаю I. 1860-е. Акварель

[показать]
В.Садовников. Парад при открытии памятника Николаю I на Исаакиевской площади. Акварель. 1856 г.

[показать]
В.С.Садовников. Вид Исаакиевской площади с Малой Морской улицы. Акварель. 1841 г.

[показать]
Ж.Арну. Мариинский дворец (дворец герцога Лейхтенбергского). Литография. 1840-е гг

[показать]
Вид Мариинского дворца от Синего моста. Акварель. 1860-е гг..

***

Санкт-Петербург и пригороды

Инженерный (или Михайловский) замок
Адмиралтейство. Санкт-Петербург
Смольный институт благородных девиц
Строгановский дворец
Гатчинский дворец.Часть 1.
Гатчинский дворец .Часть 2
Гатчинский дворец.Часть 3(1)
Гатчинский дворец.часть 3(2)
Гатчинский дворец.Часть 4.
Приоратский дворец
ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ ПЕТРОДВОРЕЦ
Готическая капелла. Петродворец.
Большой Петергофский дворец.Часть 1.
Большой Петергофский дворец.Часть 2.
Павловский дворец.Часть 1.
Павловский дворец .Часть 2.
Павловский дворец.Часть 3.
Павловский дворец.Часть 4.
Павловский дворец и парк. Часть 5.
Императорский Царскосельский лицей
Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. часть 1
Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. Часть 2.
Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. Часть 3.
Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. Часть 4.
Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. Часть 5.
Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. Часть 6.
Михайловский замок (Русский музей)

Памятники Петербурга.Памятник Носу майора Ковалева
Памятники Петербурга.Памятник Чижику-Пыжику.
Памятник кошкам на Малой Садовой.
Памятник фонарщику
Памятник фотографу
Памятник городовому
Памятник водовозу
Памятник Охтинской молочнице.
Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге
ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ: Памятник Екатерине II . Санкт-Петербург.
Памятник Петру I. Медный всадник.
Памятник Николаю I
Памятник Конке
Памятник дворнику

Легенды и мифы Санкт-Петербурга
Легенды и мифы Санкт-Петербурга
Легенда" Ангел смерти"
Легенды городских названий
Легенды о императрице Екатерине I

Дом "Пиковой дамы"
Дом Мурузи. Архитектура Санкт -Петербурга.
Дом Розенштейна .
Ботанический сад . Санкт-Петербург.
Дом Троекурова.
Дом Глуховского.

Музей-квартира А.С. Пушкина
Казанский собор
АНИЧКОВ ДВОРЕЦ.
Петербург начала XIX века
Питер пушкинской поры

Дворцово-парковый ансамбль "Ораниенбаум".Часть 1.
Дворцово-парковый ансамбль "Ораниенбаум".Часть 2.
Александр Данилович Меншиков.Часть 3.
Петр III.Часть 4.
Екатерина II.Часть 5.
Петр III.
Павел I
Архитектура Петербурга. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы .
БУДДИЙСКИЙ ХРАМ "ДАЦАН ГУНЗЭЧОЙНЭЙ" . Санкт-Петербург
ЦЕРКОВЬ СЕРАФИМА САРОВСКОГО .Санкт -Петербург.
Храм святых апостолов Петра и Павла. Петергоф.
Исаакиевский собор. Часть 1.
Исаакиевский собор. Часть 2.
Петропавловская крепость . Часть 1.
Петропавловская крепость . Часть 2.
Петропавловская крепость . Часть 3.
Петропавловская крепость . Часть 4.
Дворцовая площадь
Виртуальная экскурсия. Дворцовая площадь.

ЭРМИТАЖ.Павильонный зал.
Картины Эрмитажа. Мадонна Литта.
Эрмитаж
«Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи
СКУЛЬПТУРА ЭРМИТАЖА
Эрмитаж.Зал Древнего Египта.

Царскосельская железная дорога
Домик Петра I
Александровская колонна
Нарвские триумфальные ворота.
Мариинский дворец
Английская набережная
Таврический дворец
Каменностровский дворец
«Бермудский треугольник» Санкт-Петербурга
Кикины палаты
Основание Санкт-Петербурга
Чесменский дворец
Чесменская церковь
Сервиз для русской императрицы.Часть 1.
Сервиз для русской императрицы.Часть 2.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове
Кунсткамера.Часть 1.
Кунсткамера.Часть 2.
Аничков мост
Дворец Белосельских-Белозерских. Часть 1.
Дворец Белосельских-Белозерских.Часть 2.

Изборская крепость и окрестности
Здание «Двенадцати коллегий»
История «Книжной лавки писателей»
Триумфальные арки
г.Пушкин.Царское Село.Часть 1.
Царское Село. г. Пушкин.Часть 2.
Ансамбль Екатерининского дворца и парка.Часть 3.Екатерининский дворец.
Ансамбль Екатерининского дворца и парка.Часть 4. Комплекс Камероновой галереи.
Ансамбль Екатерининского дворца и парка.Часть 5.Старый сад
Ансамбль Екатерининского дворца и парка.Часть 6. Собственный садик и Вечерний зал.
Ансамбль Екатерининского дворца и парка.Часть 7. Верхние пруды и Рамповая аллея.
Ансамбль Екатерининского дворца и парка.Часть 8. Большой пруд.
Ансамбль Екатерининского дворца и парка.Часть 9. Юго-западная часть парка.
Ансамбль Екатерининского дворца и парка.Часть 10.Адмиралтейство и Каскадные пруды.
Петербургские мотивы
Диаскуры.
«СОЙТИСЬ В КОНДИТЕРСКОЙ ВОЛЬФА...»
ДОМ С ОКНАМИ НА МОЙКУ
На Галерной в доме Брискорн...
Особняк Кочубея (Дом с маврами)
Пять углов
Зимняя канавка
Дом Энгельгардта
Маскарад У Энгельгардта.
Партикулярная верфь
Трёхколенный мост
В НЕКРАСОВСКОМ ПЕТЕРБУРГЕ
Спас на крови.Часть 1
Спас на крови.Часть 2
Спас на крови.Часть 3
Дом Лаваль. «Высокий дом на берегу Невы…»
Дом Чичерина. Невский пр., 15
Голландская церковь.
Храм Спаса Нерукотворного образа
Здание Сената и Синода
ТУЧКОВ БУЯН
Дом А. С. Рогова - Гостиница "Европейская"
С Пушкиным по Невскому
МУЗЕЙ-КВАРТИРА Н. А. НЕКРАСОВА
Соборная мечеть Санкт-Петербурга
Троицкий собор
Летний дворец Елизаветы Петровны
Сенатская площадь
Дворцово-парковый ансамбль "Александрия" .Часть 1
Дворцово-парковый ансамбль "Александрия" .Часть 2.Коттедж.
Дворцово-парковый ансамбль "Александрия" .Часть 3.Фермерский дворец.
Дворцово-парковый ансамбль "Александрия" .Часть 4.Нижняя дача.
Лютеранская церковь Святых Петра и Павла (Петрикирхе)
Петербург в миниатюре
Пантелеимоновская церковь
Петродворец. Фонтаны.Прогулка.Часть 1
Петродворец. Фонтаны.Прогулка.Часть 2
Прогулка по рекам и каналам Санкт - Петербурга.Часть 1
Прогулка по рекам и каналам Санкт - Петербурга.Часть 2
Никольский морской собор
Меншиковский дворец

ПИТЕР глазами художников

Сбитенщик
Басин Яков Иванович.Национальные изображения промышленников
Гравюры Санкт-Петербурга.1753г.
Русские низких сословий в начале XIX века в гравюрах Гейслера. Часть 1.
Русские низких сословий в начале XIX века в гравюрах Гейслера. Часть 2.
Русские низких сословий в начале XIX века в гравюрах Гейслера. Часть 3.
Акварели Балтазара де ла Траверса
ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ РОССИЯ В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ
Собрание видов местностей острова Валаама (1863)

Открытки блокады
Блокада Ленинграда в изобразительном искусстве .Часть 2.
Блокада Ленинграда в изобразительном искусстве .Часть 1.
27 января - День Снятия блокады Ленинграда
Фотографии Санкт-Петербурга конца XIX века
Старый Петербург.Часть 1



Ильясов Александр Борисович.Питер
Колбасов Владимир Николаевич
Шилов Виктор Викторович.Виды Петербурга.
Петербургские мотивы -2
Петербургские мотивы-1
Петербургские мотивы
Семен Кожин.Часть 2
Масиянская Любовь
Выставка скульптур в Ломоносове. Александр Таратынов


[показать]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Старый Петербург. Часть 2 | Надоело_искать - Дневник Надоело_искать | Лента друзей Надоело_искать / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»