Это цитата сообщения
Парашутов Оригинальное сообщениеКазалось бы, о творчестве Карла Брюллова известно все, есть монографии и исследования, в интернете – сайты, посвященные его творчеству и картины в интернет-галереях. Поэтому радостней вдвойне, что находишь то, о чем раньше не знал (или просмотрел, не обратил внимания). Вот и сейчас хочу представить вам две исторические картины Брюллова, которые у меня в памяти не отложились, хотя, наверняка, я их встречал, блуждая на просторах инета. Точно я их не видел в Третьяковской галерее, где они обе находятся, поскольку, как и огромное количество других картин известных мастеров, они спрятаны в запасниках. Поэтому, если не разделите со мной восторг по поводу моих находок, прошу – не обессудьте!
Первую из представленных картин, которую Брюллов начал писать тоже в Италии, конечно же, затмила слава «Последнего дня Помпеи» (1833), над которой художник работал больше шести лет.
[показать]
Карл Брюллов Нашествие Гензериха на Рим. 1833-35 гг. Третьяковская галерея
«Нашествие Гензериха на Рим» рассказывает о временах разрушения одряхлевшей Римской империи под напором грабительских походов воинственных варварских племен. Сюжет был взят художником из статьи Н.В.Гоголя "О движении народов в конце V века". Страшное нашествие вандалов на Рим произошло весной 455 года в момент государственного переворота. Узнав, что император Валентиниан III убит, остготский король Гензерих отправился в Рим. Тогдашний Римский Папа уговорил варваров не рушить город, взамен его безапелляционной сдачи. Город был взят без боя, но почти две недели завоеватели грабили Рим, после чего в обиход вошло слово «вандализм».
Брюллов изобразил момент хаотического растаскивания ценностей. Из картины видно, что уносились ценности и забирались женщины. В плен забрали тысячи людей, в надежде на хороший выкуп.
Центром композиции является сам Гензерих на черном коне, приказывающий своим африканским воинам схватить вдовствующую императрицу Евдоксию и ее дочерей. В глубине – группа вандалов тащит в качестве трофея семисвечник из иерусалимского храма, который римляне вывезли в 70 году при разграблении Иерусалима. Справа изображен человек в одеждах священника, возможно, это Папа Лев I Великий.
Гензерих, огнем и мечом прошедший по Риму, не пощадивший императорскую семью, предстает здесь такой же стихийной силой, гибельной для античного мира, как и природные катаклизмы в "Последнем дне Помпеи".
«После всех этих событий Италия не походила и на тень прежней своей славы. Цветущая, прекрасная — венец европейской природы, она представила дикий вид опустошенной, уничтоженной страны...» - писал Гоголь в статье «О движении народов в конце V века».
Брюллов задумал картину еще в Италии, однако эскиз писал уже в Москве по заказу писателя Антония Погорельского (псевдоним А.А. Перовского). Эскиз долгое время пылился на мольберте в доме Перовского, и Алексей Алексеевич, страстно желая вновь возбудить интерес живописца, читал художнику вновь и вновь статью Гоголя, прославлял и эскиз, и самого Брюллова, твердил, что «Гензерих» будет стоить «Помпеи»..
В мыслях же почем зря ругал художника, этого Аполлона несносного, который умудрился таскать в обозе такой эскиз, а теперь безучастно взглядывает на него припухшими глазами.
Известно, что этот эскиз вызвал восхищение А.С.Пушкина, поэт писал жене: «…Перовский показывал мне "Взятие Рима Гензериком", приговаривая: … Как он умел, эта свинья, выразить свою канальскую, гениальную мысль, мерзавец он, бестия. … Умора».
Но в Москве Брюллову не пишутся Рим и Гензерих. Художник не стал продолжать работу над картиной, понимая, что эта тема уже исчерпана его "Помпеей".
Кстати, на полотне можно найти некоторые "отголоски" "Помпеи" в позах и даже лицах персонажей.Так, группа императриц в центре картин аналогична такой же группе в правой части Помпеи. Один из варваров, который пытается утащить женщину, похож на сына, пытающегося увести мать в "Помпеях".
А еще историки пишут, что на уровне замысла сюжет эскиза Брюллова сопоставим с идеей картины Делакруа «Взятие крестоносцами Константинополя», но нужно отметить, что француз написал картину семью годами позже.
[показать]
Эжен Делакруа Взятие крестоносцами Константинополя. 1840-41 гг.
Для того, чтобы рассказать о второй картине, нужна небольшая предистория.
Напомню, что осенью 1833 года Брюллов представил «Помпеи» публике, после чего началось триумфальное шествие картины по выставкам разных городов Европы - Рима, Милана, Парижа, Петербурга. Успех был поистине колоссальным. Пушкин посвятил художнику стихотворение. Глава итальянской художественной школы Каммуччини объявил Брюллова художником-колоссом. Вальтер Скотт, посетивший его мастерскую, назвал это творение эпопеей. Брюллова избирают почетным членом Миланской Академии изящных искусств, Академий Болоньи, Флоренции, Пармы. В Париже автору присуждается Большая золотая медаль. Восторжено была встречена картина и в России.
25 декабря 1835 года художник возвращается в Москву, а в мае 1836 года приезжает в Петербург. Пушкин, с которым Брюллов подружился в Москве, пишет жене: "Брюллов сейчас у меня. Едет в Петербург, скрепя сердце, боится климата и неволи".
Жизнь в Петербурге действительно была для художника нелегкой и не независимой. Профессорство в Академии художеств невольно стало чиновной службой с бесконечной опекой царского двора. Императорская Академия художеств, предложила Брюллову руководство историческим классом и возвела его в звание младшего (2-й степени) профессора. Для получения звания старшего профессора художнику необходимо было написать большую картину на тему, утвержденную Академией. Ведь картина «Последний день Помпеи» была написана по собственной инициативе Брюллова, поэтому была недостаточно весомым аргументом для получения звания старшего профессора, не говоря уже о звании академика, которое Брюллов так никогда и не получит. Поговаривали, что это было высочайшее повеление императора Николая I.
Почетный член многих академий Европы был озадачен такой постановкой вопроса, но, тем не менее, принял заказ Академии на историческое полотно «Осада Пскова». Сюжет был взят из истории Карамзина.
Из этой самой истории было известно, что в 1581 году польский царь Баторий предпринял поход на Псков. Взятием Пскова он рассчитывал принудить Ивана IV согласиться на тяжелые условия мира и отдать Польше северозападные русские земли. Баторий надеялся на легкую победу, так как двинулся к Пскову со сравнительно небольшим войском (около 50 тысяч человек) и довольно слабой артиллерией. Он знал, что Москва не сможет оказать псковичам существенную помощь. В самом Пскове тогда находился гарнизон численностью около 4,5 тысячи воинов и около 12 тысяч посадского ополчения. Но вся Псковская земля готовилась встретить врага. Многие псковские крестьяне покидали свои дома и пробирались либо в Псков, либо в Опочку. Жители пригорода Красного понимая, что не могут отстоять свою маленькую крепость, сожгли ее и ушли в Псков.
[показать]
Карл Брюллов Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году. 1836-37 гг. (эскиз) ГРМ (Санкт-Петербург)
Увы, картина так и не была завершена. Брюллов затеял ее по размеру больше «Помпеи», но автор сам видел фальшивый посыл сложнейшей композиции огромного холста, сюжет никак не укладывался в заданные историей Карамзина рамки. Кроме того, художнику были ненавистны нажим и опека, оказываемые Академией и царским двором. По словам самого Брюллова, работа над полотном превратилась в "Досаду от Пскова".
[показать]
Карл Брюллов Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году. 1839-43 гг. (неокончена) Третьяковская галерея, Москва
Знакомый мне и уважаемой мною искусствовед считает, что ""Осада Пскова" является прямой предшественницей псевдоисторических (православно-патриотических) картин позднего И.С. Глазунова. И если в эскизе еще присутствует некая динамика и экспрессия, то окончательный вариант из Третьяковки (размеры картины вполне "глазуновские" - 482 х 675 см.) отличает натужность композиции и художественная слабость в изображении фигур".
В 1843 году художник оставит работу над картиной, весной 1849 года Брюллов уедет лечиться за границу, а 23 июня 1852 года скончается в местечке Марчиано близ Рима.
И все же работа над «Осадой Пскова» стала своеобразной страничкой в его многогранном и гениальном творчестве.
Источники -
сайт о Брюллове и
сайт "Художникам.ру".