ЕЩЕ ШЛА ВОЙНА — в железных тисках голода и холода сражался Ленинград.
«Подвигом века» назовут позже эту героическую эпопею. А тогда « подвиг свой ежедневный » ленинградцы «совершали достойно и просто».
Особыми стимулами жизни были Вера и Надежда в Победу.
В те героические дни как никогда была велика сила Искусства, выражавшего многосторонность человеческих чувств, крылатая муза скорби и света».
Она была любовью к Ленинграду
И верою в победу над врагом,
Надеждою... Всего не перечесть,
Такой она была...
Ольга Берггольц, Вера Исаева, Всеволод Лишев, Александр Никольский и многие-многие другие бескорыстные служители музы своим искусством приближали День Победы...
Но в этот день мы встанем и пойдем
Воительнице-армии навстречу.
Как равные приветствуя войска...
И, крылья мечевидные расправив,
Над нами встанет бронзовая Слава.
Держа венок в обугленных руках...
Более трех лет оставалось еще до этой встречи. В те трудные дни готовился к ней и академик архитектуры Никольский, который записал в блокадном дневнике:
«Я начал думать о проекте триумфальных арок для встречи Героев». И хотя прославленный зодчий в своей палитре имел образцы классических арок Победы, но эта должна была стать особенной: напоминала бы силуэт радуги, как признак счастливого предзнаменования.
И, когда пришел этот день, на дорогах, при входе в город, были возведены арки Встречи, арки Победы — с полным соблюдением старинных традиций.
КАЖДЫЙ ВЕК истории имел свой Подвиг и свое образное его отражение. Именно здесь, на берегах Невы, в новой, по словам Пушкина, «военной столице», арки триумфа и торжества нашли свое место.
Двадцать один год продолжалась Северная война. Первые неудачи сменили блистательные победы. Россия возвращала старинные дедовские земли, а с ними — необходимый стране выход к морю.
9 августа 1704 года русские войска одержали победу под Нарвой, и в знак этого события в том месте крепостной стены, где была пробита «брешь», через которую ворвались в город победители, по проекту Трезини были установлены Триумфальные ворота — как „память о Победе. Они не сохранились, однако известно, что, «подобно Нарвским» в нашем городе, были созданы в 1707—1708 годах первые деревянные Петровские ворота, ведшие в крепость. Представление о них дает гравюра Зубова.
[показать]
Петровские ворота Петропавловской крепости.Триумфальные ворота Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, находящиеся в Петровской куртине между Государевым и Меншиковым бастионами. Памятник петровского барокко. Фрагмент «Панорамы Санкт-Петербурга».1716
Удивительный парадокс: крепостные ворота, которые должны были устрашать и замыкать вход в крепость, оказались лишенными своего главного качества — они открылись к городу. Ворота могли бы стоять и отдельно, а украшавшая их скульптура указывала на их триумфальность. Хотя до триумфа было еще далеко: еще не было Полтавской баталии — перелома в ходе войны в пользу России, И как некий прогноз на будущее оформляли ворота статуи Веры и Надежды...
Примерно через десять лет деревянные ворота заменили каменными. Раздвиньте сегодня полосу более поздних стен с Иоанновскими воротами -— и перед вами предстанут те, первоначальные. Они тогда были хорошо видны со стороны административной Троицкой площади.
На безусловность будущей Победы указывал и сохранившийся барельеф: «Низзержение Симона волхва» — символ единоборства Петра I и Карла XII.
Победителем из этого поединка вышел Петр I, он и представлен в группе с соблюдением внешнего сходства. Символически в этом барельефе, как и в скульптуре ворот, была выражена уверенность в Победе. Да и весь ансамбль Петропавловской крепости словно пронизан этой идеей: очертаниям ворот вторил силуэт восточной стены собора, а им — иконостас, блестяще выполненный из дерева...
[показать]
Нарвские ворота, триумфальная арка, воздвигнутая у Нарвской заставы в 1827-34гг.по проекту В.П.Стасова для встречи гвардейских полков, возращавшихся из Франции после победы над Наполеоном.
В ВИДЕ ТРИУМФАЛЬНОЙ арки были выполнены и первые Невские ворота. В конце XVIII века их сменили каменные, по проекту Львова, которые торжественно оформили просторы главного «проспекта» Невы.
В 1714 году в честь Гангутского морского сражения была возведена триумфальная арка на Троицкой площади: автором ее тоже был Трезини. А старинные гравюры тех лет воскрешают в нашей памяти торжественный парад войск... Спустя восемнадцать лет им на смену пришли ворота каменные. Напомним, что в честь второй морской победы в 1720 году неподалеку была установлена Гренгамская пирамида. И когда победоносно завершилась Северная война, триумфальные сооружения в Петер-
бурге уже существовали — прогноз на Победу, переданный средствами искусства, оказался безошибочным.
В начале 30-х годов XVIII века триумфальными арками украсили Невский проспект. Некто Тремер заметил тогда:
Когда въезжали мы в него через аллею.
То целых полчаса я любовался ею:
Замощена она покровом из камней.
И арии праздничные высятся над ней...
Въезжали в город тогда со стороны Литовского проспекта: здесь вступала в Петербург московско - новгородская дорога. Арки поднялись ко дню торжественного въезда царского двора — столица возвращалась на берега Невы. Одни ворота — Аничковские. выполненные Трезини и Земцозым, были у Фонтанки, другие — Адмиралтейские, по проекту Коробова, у Мойки.
ТАК ПОСТЕПЕННО в образе нашего города нашла свое место и утвердилась новая архитектурная тема — триумфальная арка.
Наступило XIX столетие. Подвигом века стала Отечественная война 1812 года. Этот триумф тоже получил своеобразное отражение в памятниках города. Вспомним Казанский собор, заложенный в 1891 году: в виде своеобразных арок выполнены боковые крылья колоннад, которые стали необходимым фоном для памятников героям войны — Кутузову и Барклаю де Толли.
В 1806 году Андреян Захаров начал перестраивать прежнее Адмиралтейство. Сохранив силуэт, характер первых зданий и их предназначение — верфь-крепость, о чем повествует скульптура, он насытил строение идеей Триумфа своего времени.
За четыре года до окончания строительства Адмиралтейства, в 1819-м, на Дворцовой площади началось возведение Главного штаба, ставшего подлинным гимном победы в войне 1812 года. Автор — Карл Росси.
А знаете ли вы, что еще в 1790-е годы он выполнил проекты «Памятника великим людям» и «Триумфальную арку»? В этих ранних работах архитектор был многословен. В арке же Главного штаба добился лаконизма форм и блестящей связи с окружением. К ней в полной мере могут быть отнесены слова автора, сказанные по поводу проекта оформления невской набережной перед Адмиралтейством: «Памятник этот должен превзойти все, что сделали европейцы нашей эры», «он должен стать вечным» и «ознаменовать эпоху».
[показать]
Первоначальный проект, 1820 год, вид с Невского. Лит. К. Беггрова
[показать]
"Александровская колонна и Главный штаб". Литография Л. Ж. Арну. 1840-е гг.
[показать]
Триумфальная арка Главного штаба на Дворцовой площади.
[показать]
Триумфальная арка Главного штаба на Дворцовой площади. Воздвигнута в 1819-29 по проекту К.И.Росси- памятник победы России в войне 1812 г.
Пророческими оказались слова величайшего зодчего. Симфоническим звучанием проникнуто это более чем полукилометровое полукружие Главного штаба, в котором акцент нарастает к арке в виде мажорного аккорда — колесницы Славы.
В 1814 ГОДУ по проекту Кваренги были установлены триумфальные ворота для встречи воинов, возвращавшихся с фронтов Отечественной войны. Затем их сменили новые, выполненные Стасовым. Далеко к юго-западу шагнули современные границы города, сегодня ворота оказались ближе к центру, чем к окраинам. Выполненные в прочном материале, очи призваны к тому, чтобы стоять вечно. Осененные славой своих предков, в грозные годы блокады здесь проходили воины на передовую, которая была всего в нескольких километрах...
[показать]
Московские триумфальные ворота расположены на одноименном проспекте. Сооружены в 1834-38 гг.в память победы в русско-турецкой войне 1828-29гг.
Московские ворота, установленные в 1837 году и возрожденные после Великой Отечественной, — тоже веха отечественной истории, памятник победам русского оружия на Кавказе и Балканах. К тому же они должны были стать въездом в город со стороны Московской заставы. Сегодня ворота прекрасно вписались в общую триумфальную направленность Московского проспекта: от площади Мира — к Московскому парку Победы, к площади Победы — парадному въезду в Ленинград со стороны Москвы и Киева.
В годы героической обороны и в первые послевоенные годы памятники из прочного материала оставались мечтой нереальной, а желание увековечить подвиг века было велико как никогда... И вот блокадная идея Никольского получила претворение в жизнь летом 1945 года.
Через два месяца после Великой Победы, 8 июля, ленинградцы встречали воинов-победителей.
Войска должны были войти с трех сторон: со стороны районов Володарского (Невского), Кировского и Московского. Здесь и надлежало установить арки Триумфа в небывало короткий срок, используя простейшие материалы—дерево и гипс. Арки задуманы были как однопролетные и чем-то напоминали идею арки-радуги Никольского. В их создании приняли участие архитекторы Каменский, Геголло, Гольдгор, Фомин... Праздником торжества и триумфа стала встреча воинов фронта и воинов тыла под сводами традиционных триумфальных ворот.
Сейчас эти арки — история подвига народа в Великой Отечественной. За прошедшие годы появились разнообразные памятники, увековечившие Победу: парки Победы, зеленый пояс Спавы, памятники «Дороги жизни»,..
Однако можно не сомневаться, что еще не раз в палитре ленинградских зодчих найдет свое место арка Триумфа — как неизменный символ города-героя и его незабываемой истории.