Первый год жизни малыша является чрезвычайно важным для развития его мышления, интеллекта, способностей. Особенно важно знать, что на первом году каждый месяц, каждая неделя имеют особое значение. Сейчас мы попробуем обсудить каждый месяц первого года жизни малыша: что для него характерно, что происходит с ребёнком, а также что могут сделать родители, чтобы развитие и взросление малыша на этих этапах было наиболее гармоничным.
Что происходит с ребенком в первый месяц после рождения? В первую очередь это этап знакомства с новым, большим, громким, неизвестным, ярким окружающим миром. С момента рождения на малыша обрушивается огромное количество информации: новых ощущений, звуков, запахов, образов, чувств. Известно, что непосредственно после рождения у ребёнка ещё не до конца развиты и не в полную силу функционируют все органы чувств. Это задумано природой именно для того, что бы мозг ребёнка мог справляться с таким большим объёмом информации. Помимо новых ощущений ребёнок получает первый опыт непосредственного общения (я не говорю – общения вообще, так как общаться с матерью и отцом он умел и мог ещё до рождения). Он познаёт мир через общение с матерью (подробнее об этом можно прочитать здесь). Сейчас основной язык общения для него – эмоциональный. Именно от качества общения сейчас будет зависеть то, насколько интересен будет для него мир, а, следовательно, с какой активностью он будет его изучать, насколько он будет смелым в познании. А от этого зависит уже развитие когнитивных (умственных, познавательных) функций: памяти, внимания, мышления, а также речи, моторики и характера.
Так что же могут делать родители на первом месяце жизни ребёнка для того, чтобы это способствовало его развитию?
Рекомендации здесь не сложные: для малыша необходимо создавать максимально комфортные эмоциональные условия: чем раньше он начнёт улыбаться, смеяться, гулить, зависит его дальнейшее интеллектуальное развитие. Тёплые, доверительные отношения с матерью в этот период – это лучшее, что Вы можете предложить! Понаблюдайте за своим поведением: когда Ваш ребёнок, например, плачет, как Вы к нему подходите? Насколько быстро? Многие мамы бегут на крик ребёнка, встревоженные, иногда испуганные, иногда растерянные. А теперь представьте себя на месте ребёнка: «Я мокрый. Мне плохо. Надо маму… А-А-А-А-А-А! У-А-А-А! У-А-А-А!... Топает… Мама… (и тут он видит над собой испуганное, встревоженное, с круглыми глазами лицо…) Наверное, если мама такая напуганная, то дело совсем плохо… УАААААААААААА!!!!!» Всё это, конечно, очень грубо и приближённо, естественно, ребёнок пока думать так не может, но мораль здесь такова: чем спокойнее, увереннее мама в общении с ребёнком, чем чаще она улыбается, чем больше теплого внимания уделяет ребёнку, тем полезнее этот месяц пройдёт для малыша и его развития!
Второй месяц исключителен тем, что ребёнок знакомится с репертуаром эмоций, у него расширяется опыт общения и познания. Он научается улыбаться в ответ на мамину улыбку, пародировать выражение лица, мимику тех, с кем общается. Общение становится для ребёнка основным источником информации. Основная задача этого возраста – побольше освоится в местах своего «обитания»: в кроватке, на пеленальном столике, в ванночке для купания. Во время совершения с ребенком тех или иных действий, обязательно озвучивайте то, что Вы делаете. Это нужно для того, чтобы у ребёнка устанавливались связи между словом и действием, словом и предметом. Он ещё не сможет сам их назвать, но он станет лучше понимать Вас, а также начнёт учиться понимать разнообразные взаимосвязи между предметами и явлениями, а это и есть сущность зарождающегося мышления. Кроме того, таим образом Вы пополните его пассивный словарный запас.
Третий месяц в некотором смысле является сложным для ребенка, так как он сталкивается со своеобразным конфликтом: окружающий мир становится ему чрезвычайно интересен, ему уже не хватает того опыта, который он может получить, лёжа в своей кроватке. Но при всём при этом у него ещё нет возможности к свободному перемещению. На этом этапе очень важно поддержать ребёнка, не дать угаснуть его познавательному интересу. Именно от него зависит его дальнейшая мотивация к развитию и обучению.
На этом этапе можно начинать развивать произвольное внимание. Показывайте ребёнку погремушку на расстоянии 30-40 см от глаз, когда он зафиксирует взгляд, поводите игрушку вверх – вниз, влево – вправо. Обязательно обращайте внимание на то, готов и предрасположен ли Ваш ребёнок к такому занятию! Если он сейчас сонный, или ему просто не хочется играть или общаться, ни в коем случае не заставляйте! все занятия должны приносить РАДОСТЬ малышу!
В развитии малыша большое значение начинает принимать слух. Ребёнок обучается интонациям, чувству ритма. Пойте ему песенки (только если сами имеете слух и чувство ритма, в противном же случае ставьте ему музыку). Знакомьте с разными звуками: так звучит дерево, так – лает собачка, так – проезжает би-би. Способствуйте развитию и усвоению интонаций. Для ребёнка очень полезно, если Вы будете копировать его интонации, подражать ему (если он радостно лепечет, повторите его интонацию, назовите его эмоцию: «Андрюшенька радуется, радуется Андрюшенька! Вкусная кашка!»). Это способствует развитию эмоционального интеллекта (да, есть и такой!), а Ваше повторение помогает ребёнку понять, КАК он делает так, что маме видно, что ему радостно. КАК это – когда он сердится, как это выглядит ос стороны и как это выглядит у других людей.
Этот этап – этап освоения двигательных навыков. Малыш уже поднимает головку, переворачивается со спины на живот, захватывает рукой игрушку, активно передвигает ножками. Двигательная активность играет чрезвычайно важную роль в интеллектуально развитии. Передвижение позволяет ребёнку получать максимум информации об окружающем мире, познавать свойства предметов, отношения между предметами и так далее. Как можно больше поощряйте его двигательную активность! Когда ребёнок лежит на животике, положите перед ним его любимую игрушку, отложите её чуть дальше, чтобы ему нужно было до неё дотянуться. Обязательно хвалите ребёнка за его успехи!
В развитии большое значение приобретают тактильные ощущения. Познакомьте ребёнка с разными поверхностями: гладкими, шершавыми, мягкими, твёрдыми, мокрыми, сухими, теплыми, холодными… В детских магазинах продаются специальные игрушки, на которые нашиты кусочки разных по свойствам материалов, но точно такую же Вы можете сделать и самостоятельно дома из всего того, что подвернётся Вам под руку. Проговаривайте свойства поверхностей, исследуйте и познавайте вместе с ребёнком!
Всё тянем в рот! Это, естественно, не дурная привычка и не голод, а способ познания. Дело в том, что наряду с кончиками пальцев кончик языка является самым чувствительным местом на теле человека! Плюс у малыша режутся зубки. Если до этого момента Вы всё делали правильно, у малыша будет развит стойкий познавательный интерес, он будет активно изучать окружающий мир. Очень большой прорыв в развитии – идентификация предметов по их названию – ребёнок может смотреть на те предметы, которые Вы называете.
Поощряйте познавательный интерес ребёнка: давайте ему книжки с картинками, меняйте игрушки. Боже упаси покупать ему каждый раз новые! Разделите все игрушки на две кучки. Одну половину дайте ребёнку на несколько дней. Когда эти игрушки надоедят, поменяйте кучки местами. Старые игрушки он воспримет как абсолютно новые. Эту процедуру Вы можете повторять очень большое количество раз.
Учите ребенка манипулировать предметами: покажите ему, что значит «положить», «поднять», «опустить», «кинуть». Покажите, что значит «на», а что значит «под» и так далее. Способствуйте развитию ползания – это не только расширит зону его познания, но и хорошо потренирует мускулатуру и координацию движений! А ещё, как ни странно, ползание укрепляет иммунитет и характер! (почему – ещё до конца не известно, но экспериментальные данные четко показывают разницу между ползающими (или ползавшими) детками и теми, кто не ползал в детстве).
Очень и очень важный этап в жизни ребёнка. Помните, мы говорили, что малыш воспринимает окружающий мир в первую очередь через общение с мамой? До 6 месяцев он даже не умеет идентифицировать себя отдельно от матери, он не осознаёт себя как отдельное существо. Начиная с 6 месяцев это представление начинает меняться. Ребёнок начинает активно изучать своё тело. всячески помогайте ему в этом! Дайте малышу зеркало, начинайте проговаривать названия частей тела. Сравнивайте свои и папины часи тела с частями тела малыша. Понимание, что у всех людей есть что-то общее, но что-то и отличается – это начало развития логического мышления.
Действия ребёнка начинают приобретать осмысленность. Например, он специально стучит игрушкой, чтобы услышать звук, или кидать игрушку, чтобы «изучить» дальность и характеристики её полёта, звук, с которым она падает на пол. Ему нравится всё новое и интересное. Знакомьте малыша с постоянством размера и формы: из куска пластилина слепите шарик, потом колбаску - и покажите малышу, потом снова скатайте шарик. Дайте проделать то же самое и ребёнку. Играйте с ним в кукольный театр, переодевайте и перекрашивайте игрушки, рисуйте цветными ладошками.
Этот этап предшествует активной речи. Ребёнок пополняет свой словарный запас, уже откликается на имя и знает некоторые слова. Он пытается сам их произносить. Речь связана с мышлением очень тесно, поэтому всячески способствуйте развитию речи, поощряйте его речь, разговаривайте с ним, пойте ему пословицы, прибаутки («По кочкам, по кочкам...»). Чаще используйте звукоподражательные слова: мяу, ав-ав, у-у-у и так далее. Мнение, что это только тормозит развитие речи – ошибочно.
К девяти месяцам ребёнок приобретает всё большую свободу в передвижении, некоторые уже встают на ножки. Помогайте ребёнку все больше и больше развивать свой интеллект. Ему можно предложить три коробки (или ведёрка), в одном из которых будут лежать лоскуточки тканей, платочки, шарфики, во втором – плюшевые игрушки, а в третьем – например, детали от конструктора. Когда малыш будет их перебирать, он начнёт понимать, чем предметы могут быть похожи. А чем различаться. Такое занятие развивает его способность к классификации.
В этом возрасте ребёнка начинает интересовать вертикальная плоскость передвижения. Он стремится достать то, что повыше, а, кроме того, начинает понимать, что мир гораздо больше того, что попадает непосредственно в его поле зрения. Он начинает понимать, что мама, вышедшая из комнаты, не пропала насовсем, а скоро вернётся, что предмет, положенный в коробку, не исчезает безвозвратно. У малыша начинает зарождаться ассоциативное мышление – способность устанавливать и понимать связи между предметами и действиями.
В этом возрасте ребёнку как нельзя кстати придутся игры-конструкторы: паззлы, пирамидки, конструкторы, кубики. Ребёнок будет осваивать отношения между предметами: большой - маленький, на – под, за – перед и так далее.
В этом периоде наиболее активно развивается речь. Даже если Ваш ребёнок ещё не заговорил, всё равно листайте с ним книжки, показывайте ему персонажей или предметы и называйте их вслух. Потом просите показать тех или иных персонажей. Если же малыш сам показывает пальчиком на что-то, то обязательно назовите этот предмет.
Почаще рассказывайте сказки, обсуждайте с ним что-то, рассказывайте о явлениях природы, о том, что видите. Это пойдёт на пользу как его речи, так и Вашему общению.
12 месяц.
К концу первого года жизни ребёнок уже достаточно развит. Он понимает речь, обращённую к нему, у него развивается память, он очень любит копировать поведение близких людей, он уже знает функции и свойства некоторых предметов. Не оставляйте малыша в его развитии. Играйте с ним в его любимые игры, не забывайте хвалить за любые успехи и не наказывайте за неудачи. В этом возрасте можно пробовать играть в ролевые игры: например, во врача, или в парикмахерскую, или магазин. Так ребёнок постепенно начнёт познавать мир взрослых, становиться всё более любознательным и активным в познании.
Исходное сообщение Детский_Психолог
Первый год жизни малыша является чрезвычайно важным для развития его мышления, интеллекта, способностей. Особенно важно знать, что на первом году каждый месяц, каждая неделя имеют особое значение. Сейчас мы попробуем обсудить каждый месяц первого года жизни малыша: что для него характерно, что происходит с ребёнком, а также что могут сделать родители, чтобы развитие и взросление малыша на этих этапах было наиболее гармоничным.
1 месяц.
Что происходит с ребенком в первый месяц после рождения? В первую очередь это этап знакомства с новым, большим, громким, неизвестным, ярким окружающим миром. С момента рождения на малыша обрушивается огромное количество информации: новых ощущений, звуков, запахов, образов, чувств. Известно, что непосредственно после рождения у ребёнка ещё не до конца развиты и не в полную силу функционируют все органы чувств. Это задумано природой именно для того, что бы мозг ребёнка мог справляться с таким большим объёмом информации. Помимо новых ощущений ребёнок получает первый опыт непосредственного общения (я не говорю – общения вообще, так как общаться с матерью и отцом он умел и мог ещё до рождения). Он познаёт мир через общение с матерью (подробнее об этом можно прочитать здесь). Сейчас основной язык общения для него – эмоциональный. Именно от качества общения сейчас будет зависеть то, насколько интересен будет для него мир, а, следовательно, с какой активностью он будет его изучать, насколько он будет смелым в познании. А от этого зависит уже развитие когнитивных (умственных, познавательных) функций: памяти, внимания, мышления, а также речи, моторики и характера.
Так что же могут делать родители на первом месяце жизни ребёнка для того, чтобы это способствовало его развитию?
Рекомендации здесь не сложные: для малыша необходимо создавать максимально комфортные эмоциональные условия: чем раньше он начнёт улыбаться, смеяться, гулить, зависит его дальнейшее интеллектуальное развитие. Тёплые, доверительные отношения с матерью в этот период – это лучшее, что Вы можете предложить! Понаблюдайте за своим поведением: когда Ваш ребёнок, например, плачет, как Вы к нему подходите? Насколько быстро? Многие мамы бегут на крик ребёнка, встревоженные, иногда испуганные, иногда растерянные. А теперь представьте себя на месте ребёнка: «Я мокрый. Мне плохо. Надо маму… А-А-А-А-А-А! У-А-А-А! У-А-А-А!... Топает… Мама… (и тут он видит над собой испуганное, встревоженное, с круглыми глазами лицо…) Наверное, если мама такая напуганная, то дело совсем плохо… УАААААААААААА!!!!!» Всё это, конечно, очень грубо и приближённо, естественно, ребёнок пока думать так не может, но мораль здесь такова: чем спокойнее, увереннее мама в общении с ребёнком, чем чаще она улыбается, чем больше теплого внимания уделяет ребёнку, тем полезнее этот месяц пройдёт для малыша и его развития!
2 месяц.
Второй месяц исключителен тем, что ребёнок знакомится с репертуаром эмоций, у него расширяется опыт общения и познания. Он научается улыбаться в ответ на мамину улыбку, пародировать выражение лица, мимику тех, с кем общается. Общение становится для ребёнка основным источником информации. Основная задача этого возраста – побольше освоится в местах своего «обитания»: в кроватке, на пеленальном столике, в ванночке для купания. Во время совершения с ребенком тех или иных действий, обязательно озвучивайте то, что Вы делаете. Это нужно для того, чтобы у ребёнка устанавливались связи между словом и действием, словом и предметом. Он ещё не сможет сам их назвать, но он станет лучше понимать Вас, а также начнёт учиться понимать разнообразные взаимосвязи между предметами и явлениями, а это и есть сущность зарождающегося мышления. Кроме того, таим образом Вы пополните его пассивный словарный запас.
3 месяц.
Третий месяц в некотором смысле является сложным для ребенка, так как он сталкивается со своеобразным конфликтом: окружающий мир становится ему чрезвычайно интересен, ему уже не хватает того опыта, который он может получить, лёжа в своей кроватке. Но при всём при этом у него ещё нет возможности к свободному перемещению. На этом этапе очень важно поддержать ребёнка, не дать угаснуть его познавательному интересу. Именно от него зависит его дальнейшая мотивация к развитию и обучению.
На этом этапе можно начинать развивать произвольное внимание. Показывайте ребёнку погремушку на расстоянии 30-40 см от глаз, когда он зафиксирует взгляд, поводите игрушку вверх – вниз, влево – вправо. Обязательно обращайте внимание на то, готов и предрасположен ли Ваш ребёнок к такому занятию! Если он сейчас сонный, или ему просто не хочется играть или общаться, ни в коем случае не заставляйте! все занятия должны приносить РАДОСТЬ малышу!
В развитии малыша большое значение начинает принимать слух. Ребёнок обучается интонациям, чувству ритма. Пойте ему песенки (только если сами имеете слух и чувство ритма, в противном же случае ставьте ему музыку). Знакомьте с разными звуками: так звучит дерево, так – лает собачка, так – проезжает би-би. Способствуйте развитию и усвоению интонаций. Для ребёнка очень полезно, если Вы будете копировать его интонации, подражать ему (если он радостно лепечет, повторите его интонацию, назовите его эмоцию: «Андрюшенька радуется, радуется Андрюшенька! Вкусная кашка!»). Это способствует развитию эмоционального интеллекта (да, есть и такой!), а Ваше повторение помогает ребёнку понять, КАК он делает так, что маме видно, что ему радостно. КАК это – когда он сердится, как это выглядит ос стороны и как это выглядит у других людей.
4 месяц.
Этот этап – этап освоения двигательных навыков. Малыш уже поднимает головку, переворачивается со спины на живот, захватывает рукой игрушку, активно передвигает ножками. Двигательная активность играет чрезвычайно важную роль в интеллектуально развитии. Передвижение позволяет ребёнку получать максимум информации об окружающем мире, познавать свойства предметов, отношения между предметами и так далее. Как можно больше поощряйте его двигательную активность! Когда ребёнок лежит на животике, положите перед ним его любимую игрушку, отложите её чуть дальше, чтобы ему нужно было до неё дотянуться. Обязательно хвалите ребёнка за его успехи!
В развитии большое значение приобретают тактильные ощущения. Познакомьте ребёнка с разными поверхностями: гладкими, шершавыми, мягкими, твёрдыми, мокрыми, сухими, теплыми, холодными… В детских магазинах продаются специальные игрушки, на которые нашиты кусочки разных по свойствам материалов, но точно такую же Вы можете сделать и самостоятельно дома из всего того, что подвернётся Вам под руку. Проговаривайте свойства поверхностей, исследуйте и познавайте вместе с ребёнком!
5 месяц.
Всё тянем в рот! Это, естественно, не дурная привычка и не голод, а способ познания. Дело в том, что наряду с кончиками пальцев кончик языка является самым чувствительным местом на теле человека! Плюс у малыша режутся зубки. Если до этого момента Вы всё делали правильно, у малыша будет развит стойкий познавательный интерес, он будет активно изучать окружающий мир. Очень большой прорыв в развитии – идентификация предметов по их названию – ребёнок может смотреть на те предметы, которые Вы называете.
Поощряйте познавательный интерес ребёнка: давайте ему книжки с картинками, меняйте игрушки. Боже упаси покупать ему каждый раз новые! Разделите все игрушки на две кучки. Одну половину дайте ребёнку на несколько дней. Когда эти игрушки надоедят, поменяйте кучки местами. Старые игрушки он воспримет как абсолютно новые. Эту процедуру Вы можете повторять очень большое количество раз.
Учите ребенка манипулировать предметами: покажите ему, что значит «положить», «поднять», «опустить», «кинуть». Покажите, что значит «на», а что значит «под» и так далее. Способствуйте развитию ползания – это не только расширит зону его познания, но и хорошо потренирует мускулатуру и координацию движений! А ещё, как ни странно, ползание укрепляет иммунитет и характер! (почему – ещё до конца не известно, но экспериментальные данные четко показывают разницу между ползающими (или ползавшими) детками и теми, кто не ползал в детстве).
6 месяц.
Очень и очень важный этап в жизни ребёнка. Помните, мы говорили, что малыш воспринимает окружающий мир в первую очередь через общение с мамой? До 6 месяцев он даже не умеет идентифицировать себя отдельно от матери, он не осознаёт себя как отдельное существо. Начиная с 6 месяцев это представление начинает меняться. Ребёнок начинает активно изучать своё тело. всячески помогайте ему в этом! Дайте малышу зеркало, начинайте проговаривать названия частей тела. Сравнивайте свои и папины часи тела с частями тела малыша. Понимание, что у всех людей есть что-то общее, но что-то и отличается – это начало развития логического мышления.
7 месяц.
Действия ребёнка начинают приобретать осмысленность. Например, он специально стучит игрушкой, чтобы услышать звук, или кидать игрушку, чтобы «изучить» дальность и характеристики её полёта, звук, с которым она падает на пол. Ему нравится всё новое и интересное. Знакомьте малыша с постоянством размера и формы: из куска пластилина слепите шарик, потом колбаску - и покажите малышу, потом снова скатайте шарик. Дайте проделать то же самое и ребёнку. Играйте с ним в кукольный театр, переодевайте и перекрашивайте игрушки, рисуйте цветными ладошками.
8 месяц.
Этот этап предшествует активной речи. Ребёнок пополняет свой словарный запас, уже откликается на имя и знает некоторые слова. Он пытается сам их произносить. Речь связана с мышлением очень тесно, поэтому всячески способствуйте развитию речи, поощряйте его речь, разговаривайте с ним, пойте ему пословицы, прибаутки («По кочкам, по кочкам...»). Чаще используйте звукоподражательные слова: мяу, ав-ав, у-у-у и так далее. Мнение, что это только тормозит развитие речи – ошибочно.
9 месяц.
К девяти месяцам ребёнок приобретает всё большую свободу в передвижении, некоторые уже встают на ножки. Помогайте ребёнку все больше и больше развивать свой интеллект. Ему можно предложить три коробки (или ведёрка), в одном из которых будут лежать лоскуточки тканей, платочки, шарфики, во втором – плюшевые игрушки, а в третьем – например, детали от конструктора. Когда малыш будет их перебирать, он начнёт понимать, чем предметы могут быть похожи. А чем различаться. Такое занятие развивает его способность к классификации.
10 месяц.
В этом возрасте ребёнка начинает интересовать вертикальная плоскость передвижения. Он стремится достать то, что повыше, а, кроме того, начинает понимать, что мир гораздо больше того, что попадает непосредственно в его поле зрения. Он начинает понимать, что мама, вышедшая из комнаты, не пропала насовсем, а скоро вернётся, что предмет, положенный в коробку, не исчезает безвозвратно. У малыша начинает зарождаться ассоциативное мышление – способность устанавливать и понимать связи между предметами и действиями.
В этом возрасте ребёнку как нельзя кстати придутся игры-конструкторы: паззлы, пирамидки, конструкторы, кубики. Ребёнок будет осваивать отношения между предметами: большой - маленький, на – под, за – перед и так далее.
11 месяц.
В этом периоде наиболее активно развивается речь. Даже если Ваш ребёнок ещё не заговорил, всё равно листайте с ним книжки, показывайте ему персонажей или предметы и называйте их вслух. Потом просите показать тех или иных персонажей. Если же малыш сам показывает пальчиком на что-то, то обязательно назовите этот предмет.
Почаще рассказывайте сказки, обсуждайте с ним что-то, рассказывайте о явлениях природы, о том, что видите. Это пойдёт на пользу как его речи, так и Вашему общению.
12 месяц.
К концу первого года жизни ребёнок уже достаточно развит. Он понимает речь, обращённую к нему, у него развивается память, он очень любит копировать поведение близких людей, он уже знает функции и свойства некоторых предметов. Не оставляйте малыша в его развитии. Играйте с ним в его любимые игры, не забывайте хвалить за любые успехи и не наказывайте за неудачи. В этом возрасте можно пробовать играть в ролевые игры: например, во врача, или в парикмахерскую, или магазин. Так ребёнок постепенно начнёт познавать мир взрослых, становиться всё более любознательным и активным в познании.
Удачи Вам и любви!