Для воплощения в жизнь своих коварных планов, любой уважающий себя агрессор сосредоточивает свои войска на том стратегическом направлении, на котором он в ходе подготовки к войне спланировал свои подлые удары.
Поэтому потенциальную опасность вероятного противника оценивают, в том числе, исходя из его возможностей по созданию таких группировок.
Может создать?
Значит, когда-нибудь создаст!
А наших группировок мирного времени, (точнее - наличных соединений постоянной готовности, имеющихся на конкретном стратегическом направлении), может оказаться недостаточно для ведения на нем успешных оборонительных действий.
Кстати, если исходить из оценки возможностей наших вероятных «друзей» по созданию ударных группировок вблизи наших границ, то войск у нас в мирное время недостаточно для создания оборонительной группировки на любом стратегическом направлении!
Но!
Войск недостаточно было и в «старом облике». И в советское время тоже!
Ибо, учитывая размеры нашей страны, еще в мирное время прикрыть все и сразу - невозможно в принципе.
Следовательно, для адекватного реагирования на создавшуюся угрозу при обострении обстановки на каком-либо стратегическом направлении, возникает необходимость усиления существующей на нем группировки войск.
Короче. По мере обострения обстановки оборонительные группировки должны наращиваться.
За счет чего?
Строго говоря, в «старом облике» было три способа решения этой проблемы:
1. Переброска боеготовых соединений (войск) с других стратегических направлений.
2. Мобилизационное развертывание войск, содержащихся в сокращенных и кадрированных штатах на данном стратегическом направлении.
3. Комбинация первых двух способов.
В настоящее время, ввиду длительности процесса отмобилизования формирований "второй очереди", созданных в «новом облике» под названием «Базы хранения и ремонта военной техники» (БХиРВТ), реальностью будет только первый способ.
Примечание для желающих странного:
Научно-фантастический вариант с переброской по воздуху личного состава бригад постоянной готовности (без техники) в район назревающего конфликта с последующим «пересаживанием» этого личного состава на технику БХиРВТ рассмотрен здесь:
http://dragon-first-ru.livejournal.com/3244.html
В современных условиях перегруппировка войск с других, менее опасных в данный момент направлений, проводимая в целях усиления группировки на угрожаемом направлении, должна и будет осуществляться со всем штатным вооружением и боевой техникой.
В полном составе!
Но, в силу огромности нашей страны, сделать это в приемлемые сроки (до начала агрессии) только за счет совершения маршей своим ходом не удастся.
А уж в военное время – тем более.
Поэтому, главным (и наиболее быстрым) видом передвижения войск на большие расстояния в Российской Федерации была и остается железная дорога.
Воинский эшелон при движении по двухпутному ж/д направлению способен «сделать» до 1000 км в сутки.
За трое суток он, при благоприятных условиях, преодолеет расстояние в три тысячи километров.
Для сравнения.
Войсковая колонна, совершая марш своим ходом по дорогам и колонным путям, затратит не менее пяти суток что бы преодолеть примерно 1200 км. При этом израсходуется почти половина(!) остающегося до среднего (капитального) ремонта запаса моторесурса тяжелой гусеничной техники.
Перевозка железнодорожным транспортом более чем в три раза превышает скорости передвижения войск (на расстояниях свыше 1000 км), существенно экономит моторесурсы и запасы материальных средств, а также сохраняет силы личного состава, особенно механиков-водителей и водителей машин.
Поэтому, данный способ передвижения войск при реализации концепции наращивания группировки войск на стратегическом направлении за счет переброски их из других военных округов в угрожаемый период, - будет являться ОСНОВНЫМ.
Оставим проведение расчетов стратегических и оперативных возможностей наших железных дорог и другого транспорта по перевозке войск офицерам Генерального штаба ВС РФ.
А мы с вами, уважаемые читатели, все свое внимание сосредоточим на рассмотрении особенностей перевозки всего лишь одного батальона из состава «новейшей» бригады.
Одним из главных требований к перевозке войск железнодорожным транспортом является сохранение целостности тактических подразделений в процессе формирования воинских эшелонов.
То есть, при распределении подразделений по эшелонам должно соблюдаться правило: «один батальон - один эшелон». Я полагаю, что последствия «отрыва» даже целого подразделения типа «рота-батарея» от органов управлении и подразделений обеспечения своего батальона (дивизиона), объяснять не надо.
При формировании воинского эшелона есть и еще одна «загогулина».
Максимальная длина эшелона не должна превышать 53 так называемых «условных» вагона. Длина «условного» вагона на наших железных дорогах соответствует длине стандартного четырехосного полувагона и составляет 14 метров.
Это ограничение обусловлено стандартной длиной ж/д путей на станциях погрузки и разгрузки (приемо-отправочных станционных путей, ведущих к погрузочно-разгрузочным аппарелям).
Грубо говоря, эшелон при погрузке-выгрузке не должен перекрывать своим «хвостом» главный магистральный путь железнодорожной станции.
Теперь попробуем «усадить» на стандартные четырехосные платформы технику одного мотострелкового батальона, в котором, как мы помним, насчитывается до 120 единиц автомобильной и бронетанковой техники.
Расчет погрузки мотострелкового батальона на железнодорожный эшелон [1533x740]
Мы видим, что для размещения техники (с учетом прицепов) потребовалась 63 платформы.
Длина стандартной платформы составляет от 14,2 до 15,4 метров и соотносится к длине условного вагона с коэффициентом 1,1.
Умножаем 63 на 1,1 - получаем 69,3 условного вагона.
69,3 – 53 = 16,3
Превышение (пока только по технике!) уже составило 16,3 условного вагона!
А в как повезем людей?
При перевозке личного состава в мирное время в одном "классном" (плацкартном) вагоне размещается 54 человека. В военное время в таком вагоне допускается перевозка 78 человек.
Следовательно, для перевозки 534 человек в мирное время потребуется еще 9,8 вагонов. Округляем. Получаем 10 «классных» людских вагонов. Каждый людской вагон – это 1,6 условного вагона.
Значит, добавим к длине эшелона еще 16 условных вагонов.
Это много.
Но в военное время 534 человека можно уместить в 6,8 вагона. Округляем. Получаем семь классных вагонов, или 11,2 условных вагона.
Все равно много.
Кроме использования «классных» вагонов, для перевозки личного состава в военное время допускается использование крытых (товарных) вагонов из расчета 95 человек на вагон.
Да-да, уважаемые читатели!
Если в XXI веке перевозить людей, как скот, в крытых вагонах (т.н. «теплушках»), то можно еще «подсократить» длину эшелона - разместив 534 человека в 5,6 крытых вагонов.
Округляем число вагонов до шести.
Не забудем, что для размещения караула выделяется отдельный вагон.
Значит, всего потребуется семь крытых вагонов.
Крытый вагон – это коэффициент 1,2. Всего – 8,4 условных вагона.
Итого:
Для перевозки техники потребуется 69,3 условного вагона
Для перевозки людей (в том числе – караула) – 8,4 условных вагона.
Всего:
69,3 + 8,4 = 77,7 условного вагона.
От этого числа отнимаем заветные 53,0
Получаем 24,7 !
Вывод:
При попытке перевезти мотострелковый батальон бригады "новейшего облика" превышение длины эшелона от нормативного (53 условных вагона) составит не менее 24,7 условного вагона!
Кстати, батальон при перевозке его железнодорожным транспортом должен иметь хотя бы минимальное прикрытие от ударов с воздуха. Обычно это или 1-2 отделения ПЗРК (две БМП), или взвод «Тунгусок» (2 ед.). То есть – нужна еще одна платформа для двух единиц техники.
Что делать?
Формировать еще один эшелон, грузить на него в нарушение всех правил одну из мотострелковых рот с артиллерийской батареей, организовывать караульную службу, выделять им средства приготовления пищи из состава роты обеспечения, а также коротковолновые средства связи из батальона управления бригады, прикрывать этот эшелон средствами ПВО...
....И молиться о том, что бы он благополучно прибыл на предусмотренную планом станцию разгрузки.
Как показала многолетняя практика совершения марша мотострелковой дивизией «старого облика», для организации комендантской службы на двух маршрутах требовался личный состав в количестве до трех мотострелковых рот (примерно 300 человек).
Грубо – батальон.
Если вы, уважаемые читатели, помните, - мотострелковая дивизия в своем составе насчитывала 10 мотострелковых батальонов. То есть, при совершении марша «тратила» на выполнение задач комендантской службы одну десятую часть «наличной пехоты».
Бригада «Новейшего облика» также будет вынуждена совершать марш по двум маршрутам, по причине, того, что если заставить ее совершать марш одной колонной, то длина такой колонны на одном маршруте будет составлять около 150 -160 км.
Напомню, что для совершения марша, как правило, используется темное время суток. Начинать марш после захода солнца при длине колонны в 160 км – это значит обречь несколько крайних колонн подразделений на завершение марша уже после наступления рассвета!
Короче. При указанной длине колонны бригада просто не сможет завершить суточный переход в установленные сроки (в течении темного времени суток).
Поэтому, бригада будет совершать марш не одной, а двумя колоннами. Глубина ее походного порядка (в две колонны по двум маршрутам) будет составлять около 75 км.
Следовательно, для организации комендантской службы потребуется все тот же мотострелковый батальон. Но уже составляющий половину(!) всей наличной пехоты бригады.
Теперь о колоннах собственно подразделений.
Объединение ремонтного батальона и батальона материального обеспечения в одну структуру является, на мой взгляд, прогрессивным явлением, однако, длина походной колонны такого «объединенного» формирования будет просто монструозной!
В своих подсчетах я исходил из того, что в батальоне имеется по штату 656 человек, а из них - три четверти являются водителями различных видов техники. При этом длина колонны (при дистанции между машинами 50 метров) будет составлять около девяти с половиной километров! Точнее – 9840 метров.
Лично я слабо представляю себе, как командир этого батальона будет управлять на марше такой армадой.
Кстати, на мой неискушенный взгляд, в современных условиях совершение марша в существующих организационно-штатных структурах, как минимум нецелесообразно.
С точки зрения быстроты развертывания и вступления во встречный бой (занятия назначенного района обороны), распределение сил и средств усиления, поддержки и прикрытия общевойсковых подразделений следует производить до совершения марша - еще в исходном районе. И сразу включать эти силы и средства в походные колонны мотострелковых (танковых) батальонов.
Исходя из данного варианта формирования походных колонн, длина колонны мотострелкового батальона тоже будет отнюдь не маленькой!
Более-менее стандартными средствами усиления (поддержки) мотострелкового батальона в бою могут быть: одна танковая рота, один артиллерийский дивизион (артиллерийская батарея), отделение ПЗРК, взвод зенитных ракетно-артиллерийских установок «Тунгуска», разведывательный взвод, отделение радиационной, химической и биологической разведки, инженерно-саперный взвод инженерно-саперной роты.
Предоставляю читателям самим посчитать количество машин в такой колонне и ее длину. Ну, а заодно, оценить степень ее управляемости на марше и в ходе развертывания в боевые порядки по критерию «количество объектов управления».
Продолжение следует.