Аннотация:
"Бредли Пирсон, стареющий писатель, переживает творческий кризис. Окруженный требующими постоянного внимания и заботы родственниками, терзаемый бывшей женой, он пытается найти утешение в любви к молоденькой девушке, дочери его друа. Эта чистая любовь, обреченная с самого начала, неминуемо ведет его к котострофе.
Роман "Черный принц" вошел в золотой фонд мировой литературый и создал Айрис Мердок славу самой "английской" писательницы ХХ века".
Если подумать о чем этот роман сразу после прочтения, то на выходе вполне можно получить однозначный ответ - о Любви. Именно с большой буквы, потому что эта любовь чистая, светлая, но немного эгоистичная. И сам герой это понимает (не зря он вспоминает Черного Эрота). Возможно, это и привело его к катастрофе, если, конечно, принять версию общественности и его друзей и предположить, что именно он убил своего друга, Арнольда Баффина. Но в послесловиях других участниках этой трагической истории чувствуется фальшь. "Доктор" Марло рекламирует свою консультацию, жена умершего явного чего недоговаривает, дочь говорит о литературности книги. О правде говорит лишь намеками. Все чего-то недоговаривают. Но явно складывается двойственное впечатление. После прочтение задаешься вопросом: кто говорит правду? Но слова нужны для того, чтобы скрыть, как замечет один из героев.
Можно ли было избежать катастрофы? Кажется, если бы Бредли не признался бы любви Джулиан, то дальше река жизни потекла спокойно. Герои сами это понимают, понимали и осознано делали выбор. У каждого были свои мотивы, чтобы поступить именно так, но при этом кажется, что у них не оставалось другого выбора, будто за них кто-то руководит. Не зря же Джулиан и Бредли говорят друг другу, что любят уже давно. И что их уже была предрешена уже давно. Это уже тема Рока.
При этом книга еще и об ответственности. Об ответственности за своих близких. Бредли думал только о себе и совершенно не заботился о своей сестре. Даже когда он влюбился и весь мир изменился (чувства у писательницы прописаны совершенно превосходно), он о сестре заботился лишь номинально. Он ненавидел её и соглашался что-то сделать для неё лишь для того, что бы она не доставала его своими истериками. Он даже поехал за её вещами, лишь чтобы она успокоилась. Когда сестра приехала к нему поплакаться и сообщила, что ушла от мужа, это Бредли пытался её лишь спровадить её. Даже смерть сестры вызывает какую-ту странную реакцию: напоминающую облегчение что ли, смешенного с ужасом и с нотками Рока. Он думал, что её все равно невозможно было спасти.
Действительно: если человек решил покончить жизнь самоубийством, можно ли его спасти? Если бы её брат не ухал бы с Джулиан в загородный дом, а остался бы с ней, как она и просила? Может она и не наглоталась бы таблеток и была жива?..
Книга о человеке, о самом обычном человек со своими тараканами, который запутался в жизни. Ему представилась возможность изменить свою жизнь, пересмотреть свое прошлое, которое между прочим олицетворяла жена Кристиана, настоящее и будущее, но он лишь все запутал. Может во всём виноват лишь Рок? Книга о любви, жизни и смерти, слезах, прощении, дружбе, мечтах, творчестве (в частности литературе).
Послесловия других участников этой трагедии наводят на мысль о том, что не существует единого целостного мира: он состоит вот из таких взглядах на мир отдельных людей, которые могут не совпадать или могут идти вразрез с твоим мнением о мире.