Это цитата сообщения
Гелла_Чара Оригинальное сообщениеДРАГОЦЕННЫЙ ОКЛАД
Оклад (риза) - накладное украшение на иконах.
Обычай украшать святые образа драгоценными окладами имеет многовековую историю. Издавна на Руси по примеру Византии особо почитаемые иконы облачали в серебряные и золотые ризы с эмалями, жемчужной обнизью и драгоценными камнями.
[показать]
Оклады воспринимались не просто как богатое украшение. Они имели глубокое символическое значение, были подношением Господу, Пресвятой Богородице и святым
Царственное сияние золота символизировало Божественную благодать, белизна серебра - святость и духовную чистоту.
Яхонты, изумруды и другие самоцветы олицетворяли многочисленные добродетели, а цветочные и травные узоры, исполненные эмалью, напоминали о райских садах.
Оклады встречаются на православных иконах всех стран, а также на ряде католических икон
На фото: Византийская икона Богоматери в католическом кафедральном соборе Таормины, Сицилия
Но наибольшая роскошь и размах производства свойственна русским произведениям, и только в отечественном искусстве их создание выделилось в отдельную ветвь декоративно-прикладного искусства.
Оклады (ризы) на иконах - значимый вид русского декоративно-прикладного искусства. Их делали из золота и серебра, также из латуни, меди и даже белой жести; шитые: бисером или жемчугом («жемчужная обнизь» и «бисерное шитьё»)
Украшали эмалью, с драгоценными камнями, цветными стёклами и накладными деталями. С обратной стороны порой обивались красным или малиновым бархатом.
[показать]
На фото: Тихвинская икона Божьей Матери в окладе, украшенном жемчугом, Тихвинский монастырь: “на которой оклад поля и венцы серебряные вызолоченные, в венцах пять штучек финифтяных, онаго же образа риза вынизана китайским жемчугом, с верху звезда алмазная, по бокам две звездочки бирюзовыя, в средине по бриллианту маленькому, около лику местами вынизано настоящим жемчугом"
С начала ХХ века традиция изготовления риз и обкладывания ими икон приходит в упадок, но сейчас возрождается вновь, благодаря мастерам декоративно-прикладного искусства, ювелирам, иконописцам, которые возрождают традиции Овчинникова, Курлюкова, Хлебникова, Фаберже и других мастеров прошлого и создают поистине шедевральные вещи!
Современные мастера создают русские православные иконы, драгоценные оклады с горячими эмалями, складни, киоты, пасхальные яйца и т.д.
На фото: Икона святых Петра и Февронии, серебряный оклад (серебро 925 проба) камни: топазы, аметисты, алпаниты;
Иконописцы работают в различных исторических стилях иконописи (например, Византийский стиль, стиль 18 века и т.п.)
На фото: Икона Георгия Победоносца
Представленная икона Георгия Победоносца написана в традиционной иконописной технике. Икона имеет серебряный оклад из серебра 960 пробы. живопись: темпера, оклад: серебро 960 пробы, гранаты
[показать]
Современная икона Георгия Победоносца - эксклюзивная авторская ручная работа, а серебряные оклады - редкие коллекционные изделия.
Русские иконы выполняются в различных материалах: темпера, финифть, горячие эмали, резьба по дереву, вышивка икон (золотное шитье).
Ювелирные оклады на иконы и складни выполняются из благородных металлов: серебрянные оклады с золочением или без или только золотые.
[показать]
Иконы могут быть облачены в оклады из благородных металлов, золотой или серебряный оклад, с венцами в виде корон, с жемчужными украшениями, с привесами из драгоценных камней.
На фото: Венец с оклада иконы "Богоматерь Боголюбская"
[показать]
Драгоценные оклады на иконы создаются мастерами в различной технике: перегородчатая эмаль, ювелирные художественные эмали по скани, филигрань, горячие эмали, финифть (художественная роспись по эмали - живопись), чеканка по сусальному золоту, художественное эмалирование по сканому орнаменту, басма (басменные оклады), гравировка по металлу.
На фото: Икона Николая Чудотворца, серебряный оклад (серебро 925 пробы), золочение
Применяются поделочные, полудрагоценные и драгоценные камни - кораллы, лазурит, малахит, кварц, речной жемчуг, топазы, аметисты, алпаниты, гранаты и.д.
На фото: Еще одна Икона Николай Чудотворец
живопись: финифть, оклад: серебро 960 пробы, золочение, камни: аметист, коралл, речной жемчуг
И еще одна Тихвинская икона Божьей Матери Оклад к этой иконе был сделан ювелиром Валерием Игошевым в 1990 году Посмотрите какая красота!
[341x539]