Ренессанс: Неоклассика
На севере Италии зародился новый, более классический чем "белая лоза" стиль, выработанный поклонниками древнеримской культуры. Они изучали классические изречения, высеченные в камне, и собирали подлинные латинские тексты.
Членами этого движения были не только писцы Бартоломео Сан-Вито )1435-1518) и Феличе Феличиано (1433-1479), но и художники, в частности Андреа Мантенья (1431-1506) и Марко Цоппо (1422-1478). Художники оказали значительное влияние на формирование нового стиля. Для неоклассицизма характерны многогранные буквицы, оттененные так, чтобы походить на вырезанные из камня, и украшенные мотивами из древнеримского искусства. Мечи, копья, знамена, вазы и черепа, напоминавшие о героях войн за Республику, сочетались с менее воинственными мотивами листьев аканта, рогами изобилия, дельфинами, медальонами и гирляндами.
Вергилий. Энеида. Первая страница.
Италия, Рим, ок. 1499
Одна из работ Бартоломео Сан-Вито, с характерными для неоклассицизма элементами: архитектурный бордюр с классическими мотивами, в частности вазами и гирляндами из листьев, а также большими декорированными многогранными буквами. На рисунках можно разглядеть тончайшие мазки, с помощью которых писец добился яркости цвета. Шрифт слегка скошенный, напоминающий курсив более поздних ренессансных манускриптов.
В отличие от стиля "белая лоза", для неоклассицизма было нехарактерно использование однотонных, ровно закрашенных участков, хотя иногда они встречались и в весьма эффектном виде, скорее, здесь применялись тончайшие штрихи, часто перекрывающие друг друга, поверх размывки дополняющего цвета. Благодаря этому страница становилась удивительно яркой. Художники стремились к максимальной степени реализма, использовали блики и тени для создания трехмерного эффекта, что отражало достижения искусства этого периода.
Среди писцов этого периода особенно выделялся Бартоломео Сан-Вито: его элегантные квадратные заглавные буквы и беглый курсив дополняли тщательно выписанные бордюры. Он работал для Бернардо Бембо (1433-1519) и при папском дворе в Риме.
Евсевий: Хроники (Всемирная история)
Италия, Рим или Падуя, ок. 1480-1490гг.
"Св. Иероним со львом" - работа Сан-Вито, выполненная для его друга и соученика Бернардо Бембо. Это настоящее сокровище с великолепными декоративными элементами. Квадратные заглавные буквы на титульной странице написаны с большой степенью свободы, их окружают высокие колонны (напоминающие колонну Траяна в Риме), раскрашенные разными тонами сепии с бликами золотой краски, что придает им легкое сияние. Его стиль во многом схож с живописью Андреа Мантеньи.
Многие буквы данного алфавита основаны на тех, что встречаются в Георгиках Вергилия и Всемирной истории Евсевия - оба манускрипта написаны и, вероятно, декорированы Сан-Вито. Буквицы демонстрируют разнообразие мотивов и цветовых решений, свойственное этому стилю.
Профессиональные писцы, стремившиеся работать быстрее, разработали итальянский рукописный шрифт, или курсив, использовавшийся в то время вместе с такими буквицами.
Петрарка. Поэмы
Италия, Милан, конец XV в.
Граненая буква "N" на фоне розетки, написанной так, как будто она вырезана из камня. Бордюр с классическими мотивами украшает элементы, раскрашенные золотой краской. Стиль напоминает живопись Джован-Петро Бираго, работавшего при дворе герцога Сфорца в Милане.
Продолжение в комментариях ![]()
По материалам книги Маргарет Морган "Буквицы. Энциклопедия"