• Авторизация


"У нации, забывшей свое прошлое, нет будущего" (с) 16-01-2018 07:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Исторические и любые другие споры присутствуют между соседствующими государствами практически везде на нашей планете. Возьмите два любых соседних государства, и вы обязательно найдете в каждом из них чувство неприязни жителей друг к другу. Подобные чувства могут вызываться историческими, культурными, политическими, языковыми и любыми иными причинами, каждый раз они сложны, запутаны, иногда не очевидны на первый взгляд. Хорошо их понимают только жители самих стран. Ну, и иностранцы, прожившие там достаточно много времени. И еще специалисты по данному конкретному региону. А для обычного обывателя все это может казаться "местной песочницей", зачастую слабо понятной. Сможете вот прямо сейчас внятно и кратко объяснить, отчего непальцы так не любят индусов или почему аргентинцы недолюбливают бразильцев?
Тем не менее, знать подобные моменты иногда бывает не просто интересно, но и важно, особенно при написании более-менее серьезных статей, если вы претендуете хоть на сколько-нибудь точный и серьезный анализ ситуации в описываемой стране. Любая статья про корейско-японские отношения будет далека от реальности, если вы не понимаете историю и причины взаимной нелюбви корейцев и японцев.
Для заезжего туриста, не слишком разбирающегося в сложных хитросплетениях истории Восточной Азии, или любого иного неспециалиста иногда бывает тяжело понять, отчего между Южной Кореей и Японией такие плохие отношения, и отчего корейцы так не любят японцев.Специалисты по Корее с вопросом знакомы, конечно, намного более близко, и причины понимают более точно. Но и здесь тоже далеко не все так однозначно и просто. Разумеется, человек, изучавший историю, знает, что Корея была колонией Японией в начале 20 века, поэтому может предположить (и весьма логично), отчего же колонизированные не испытывают особой страсти к своим колонизаторам. Но даже здесь есть свои подводные камни. Сколько я не разговаривал с разными иностранцами, со специалистами, журналистами и учеными, мало кто до конца понимает степень этой нелюбви. Особенно это, конечно, касается жителей стран, которые исторически никогда ничьими колониями не были. Что и говорить, важность исторической памяти народа могут понять только те, у кого такая память тоже имеется.
Я и сам всегда относился к подобным чувствам корейцев со снисходительностью, с легкой усмешкой наблюдая за тем, как они глубоко переживают футбольные матчи между сборными Кореи и Японии, и болезненно реагируют на политические проблемы, вроде названия Японского моря, юридической принадлежности островов Токто и прочих "пережитков" взаимной истории, считая все это детской возней и не придавая этому слишком уж большого значения. Вроде зная все причины в теории, сам я не мог понять всей той глубины негатива, который, по их словам, они испытывают к Стране Восходящего Солнца. Ну-ну, история у вас двоих, конечно, не самая безоблачная, но ворошить вопросы, которыми скоро будет век, тоже не самый умный поступок. К тому же, все эти заявления смотрелись, на мой взгляд, немного лицемерно на фоне тех переполненных корейскими туристами самолетов, выполняющими десятки рейсов в день между Сеулом и Токио. Если ты так ненавидишь Японию, что ж у тебя наушники-то Sony, а не Samsung.
Однако со временем моя точка зрения стала постепенно меняться.
Причин у этого несколько, и все довольно естественны. Прожив в Южной Корее половину своей жизни, выучившись здесь и работая каждый день среди корейцев, постоянно сталкиваясь в том числе и с этим вопросом, не поменяться мое мнение, наверное, и не могло. Чем больше я погружаюсь в культуру, тем больше я понимаю это отношение к Японии, и тем больше я понимаю его значимость для корейского общества. А сейчас, когда корейско-японский вопрос стал, в том числе, и одним из факторов сильнейшего политического потрясения прошлого года в виде импичмента президента, эта проблема вдруг предстала передо мной довольно отчетливо. И теперь я вижу, насколько сильно ошибался я сам, и насколько ошибаются многочисленные комментаторы и специалисты по Корее, когда недооценивают значение нерешенных вопросов между Кореей и Японией и их влияние как на внешнюю, так и на внутреннюю политику страны. Можно сколько угодно рассуждать о важности или неважности этой проблемы, говорить о том, что корейцы "перегибают палку", что проблема надумана, корейцы обидчивы, как дети, и т.д. и т.п., но факт остается упрямым фактом: проблема есть, она никуда из повестки дня не ушла и продолжает оказывать большое влияние на современное южнокорейское общество вне зависимости от того, как на нее смотрят сторонние наблюдатели.
Корейско-японские отношения в настоящий момент омрачают несколько исторических моментов. Прежде всего, разумеется, это проблема "вианбу" или так называемых "женщин для утешения". Честно признаюсь, в университете нам про них не рассказывали, на парах по истории Кореи что-то такое вроде промелькнуло, но как-то это прошло мимо меня и внимания на сей факт я не обратил никакого. Как выясняется сейчас, совершенно зря. Потому что без понимания причин и следствий этой проблемы вообще нельзя рассуждать о корейско-японских отношениях и, шире, внешнеполитических отношениях современной Южной Кореи. Разумеется, есть еще споры вокруг принадлежности острова Токто, драка за название "Японское" или "Восточное" море и еще целый ряд инцидентов, связанных с взаимной историей (в первую очередь, конечно, за период колонизации). Но именно проблема "женщин для утешения" снова вышла на первый план в последние годы, в первую очередь, из-за той роли, которую она сыграла в деле импичмента предыдущего президента Южной Кореи.
В чем, собственно, проблема? Корейцы требуют официальных извинений от японцев за преступления, совершенные во время колонизации Корейского полуострова и за "вианбу" в частности. Японцы считают, что они такие извинения уже принесли, причем даже не один раз. Кто прав в этой ситуации сказать, на самом деле, сложно. С точки зрения японцев, вопрос закрыт. Причем в 2015 году – окончательно и бесповоротно. Извинения принесены, деньги пострадавшим выплачены, что еще надо? С точки зрения корейцев же, все, что было сделано – всего лишь насмешка, а не извинения, вопрос не будет решен, пока сами корейцы не решат, что он решен. По мнению корейцев, они имеют право на такое требование, поскольку являются пострадавшей стороной. Японцы считают такие претензии явно завышенными и не имеющими под собой никакой логической основы. Вот и все, политический тупик.
Проблема бабушек "вианбу", разумеется, является хорошим примером того, какие зверства устраивали японские солдаты в Корее во время ее оккупации, хотя и без преувеличений со стороны корейцев тоже не обошлось. Проблема довольно сильно политизирована и активно используется левыми для продвижения своих идей в массы. Однако осуждать корейцев за это, как мне кажется, сложно. Проблема действительно существует и просто закрывать на нее глаза тоже неправильною. Корейцев упрекнуть в чем-то сложно, они хотят, на самом деле, немного – чтобы японцы просто по-человечески извинились, по примеру немцев. Каких-то несусветных требований и миллиардных репараций у японцев никто и не требовал, денежные переводы бабушкам от японского правительства – японская инициатива (против которой корейцы, понятное дело, возражали не сильно). Проблема уже давно перешла в культурно-моральную плоскость и прочно вошла в корейский дискурс, я бы даже сказал, на генетическом уровне. Бабушек вспоминают и уже пожилые люди и школьники, которые за свою жизнь вообще ничего, кроме как хорошего, от Японии не видели. Частично - справедливо, частично – искусственно, но проблема "вианбу" прочно обосновалась в национальном сознании, культуре страны, восприятии мира самими корейцами. Да, ездить в Осаку на шопинг или в Саппоро на горячие источники современным корейцам она не мешает, но из национального самосознания и исторической памяти она никуда не делась. Русские тоже с большим удовольствием ездят в Германию на октоберфест, но это же не значит, что все забыли 22 июня 1941 года.
Предыдущий президент Южной Кореи Пак Кын Хе в декабре 2015 года попыталась поставить точку в многолетнем споре и заключила соглашение с Японией, которое призвано было полностью и навсегда разрешить этот вопрос. И все бы замечательно, но то, как она это сделала (приняв все условия японцев и ничего не потребовав взамен), вызвало ничем не прикрытую ярость простого народа. Чисто с юридической точки зрения она, конечно, не нарушила ни одного закона. Она – законно и демократически избранный президент и имеет полное право заключать любые международные договоры, которые она посчитает хорошими и выгодными для своей страны. Но вот с точки зрения корейской культуры и национальной памяти она совершила просто непростительную и грубейшую ошибку. Возможно, она искренне пыталась сделать как лучше. Взяла самый болезненный национальный вопрос и попыталась его разрешить раз и навсегда. Однако, думаю, все русские отлично помнят народную поговорку про то, что получается, когда хотели как лучше. Что в итоге вышло из ее попытки – думаю, знают все. Конечно, этот ее шаг не стал основной и даже самой главной причиной ее дальнейших приключений, но свою лепту он определенно внес.
Именно поэтому нынешняя администрация в попытках хоть как-то справиться с тем хаосом, что оставили ей предшественники, очень хорошо понимает сложность вопроса и ту ловушку, в которой они оказались. С одной стороны, гневные улицы требуют решить вопрос так, как его надо решить, по справедливости, в соответствие с исторической памятью. С другой, нельзя просто так взять и нарушить взятые на себя же обязательства. Нельзя просто взять и разорвать международный договор, нельзя менять официальную позицию страны каждый раз, когда к власти приходит новый президент, здесь японцы совершенно правы. Падать до уровня нынешних США не хочется никому. Поэтому Мун Чжэ Ин и принял единственное верное решение, которое он мог принять в такой ситуации: договор в силе оставить, но в то же самое время и показать, что договор этот ужасен – деньги японцам вернуть (пусть и не прямым переводом, а опосредованно), и извинения продолжать требовать. Чем, ясен пень, вызывал резкое неприятие японской стороны.
Я уже высказал эту мысль в начале и снова повторю ее здесь: иностранные специалисты по Корее зачастую недооценивают масштаб данной проблемы и ее влияние на политическую повестку страны. Я и сам никогда особо всерьез ее не воспринимал до недавнего времени. С одной стороны, это и понятно: проблема кажется довольно местячковой, устаревшей, сложной для понимания человека с западным мышлением, не до самого конца понятными требованиями сторон и в целом незначительной. В западном мире, где все моральные, этические, политические и экономические последствия Второй Мировой уже давно в той или иной мере разрешены, корейские претензии к своему соседу кажутся никому не нужными рудиментами, пережитками прошлого, которое уже давно пора перешагнуть и двигаться вперед. И ситуация, когда за памятник девочки перед посольством страна отзывает своего посла для консультаций может показаться, как минимум, непонятной. Самый частый вопрос, с которым сталкиваюсь я, это – "Так чего корейцы еще хотят? Японцы же извинились! Каких еще извинений им надо?".
Для ответа на этот вопрос надо понимать корейцев. Хорошо их надо понимать. Потому что если их не понимать, то претензии и требования кажутся детскими и глупыми. Хотят корейцы, в общем-то, совсем немного: чтобы извинения были принесены официально и лично (а не в сухом письме за подписью, как сейчас), в Сеуле (а не из офиса в Токио), перед бабушками лично премьер-министром Японии (а не его секретарем) перед телекамерами (а не задним числом с мимолетным упоминанием в газетах). Понятное дело, что никакой премьер-министр Японии на такое никогда не пойдет. А поэтому проблема так и останется неразрешенной. Глупое ли это и нелогичное требование? На взгляд человека, плохо понимающего корейское общество – наверное, да. На взгляд самих корейцев это требование вполне естественно. Не нам судить. В конце концов, не нас японцы колонизировали.

IMG_0795
P.S. Было бы также очень интересно услышать мнение японистов по данному вопросу.

https://astra-wizard.livejournal.com/52078.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "У нации, забывшей свое прошлое, нет будущего" (с) | lj_astra_wizard - Умом Корею не понять... | Лента друзей lj_astra_wizard / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»