Это цитата сообщения
Цирцис Оригинальное сообщениеВера без милосердия.
[580x395]
"Елена Белякова - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра истории религии и церкви Института Российской истории РАН и доцент кафедры истории церкви истфака МГУ им. М.В.Ломоносова, специалист в области истории церковного права. Участник научных и богословских конференций. Автор более 150 публикаций. Мать шестерых детей.
Историк религии Елена Белякова написала эту статью после приговора по "делу Pussy Riot". Предлагая вниманию читателей сайта Радио Свобода эту работу, мы надеемся на то, что она станет началом дискуссии о том, почему еще недавно гонимые верующие превратились в гонителей.
***
"Ну неужели твои церковники такие злые, что не отпустят девочек! Ну почему девочки должны сидеть в тюрьме? Неужели тебе не жалко?" - этими словами вновь встречает меня моя 83-летняя мама.
Мне безумно стыдно, и я пытаюсь объяснить себе, маме, внучкам Елизавете и Ксении, что происходит, каким образом еще недавно гонимые верующие превращаются в гонителей.
В истории церкви немало примеров участия ее иерархов в гонениях. Более того, они часто являлись инициаторами гонений на тех, кого признавали еретиками. Не хочется приводить эти примеры, потому что для некоторых соотечественников они могут стать сегодня руководством к действию. Такова наша реальность: любой исторический прецедент может быть воспринят как церковная норма.
Собор 1971 г. по поводу антистарообрядческих писаний св. Димитрия Ростовского постановил "считать их, аки не бывшими". Мне очень нравится эта формула, но что делать нам, историкам церкви? "Заглаживать тексты" ( это выражение идет еще от пергамента, когда текст можно было смыть и написать другой) - это призвание других (этим занимались в наших архивах ведомства, производя засекречивание и "чистку фондов").
Оправдание гонений и гонителей уже давно состоялось в историографии, поэтому остается напомнить общеизвестные факты.
Русские памятники конца XV века содержат призывы к расправе с еретиками. Архиепископ Геннадий Новгородский, которого уже тоже поместили в святцы, хвалит испанскую инквизицию за то, что еретиков "казнили немилостиво, да и сожгли... а животы их и имениа на короля поимали". И советует применить передовой опыт: "Да еще люди у нас простые, не умеют по обычным книгам говорити, таки бы о вере никаких речей с ними не плодили, токмо того для учинити собор, что их казнити - жечи да вешати".
Но по этой статье стали преследовать не иностранцев, а тех, кто хотел сохранить свою веру неизмененной. Страшные слова Указа 1684 года: "Буде кто явится еретик и раскольник...и в церковь Божию не приходит, и в домы свои ... священников не пускают, и на исповеди и к священникам не приходят, и меж христиан чинят соблазн и мятеж и таких людей...расспрашивать и пытать накрепко, и которые с пыток учнут стоять упорно ж, а покорения святой церкви не принесут, и таких будет не покорится, сжечь" применялись к староверам, преследование которых развернулось по всей стране.
Только в 2000 году и под влиянием Александра Солженицына Русская Православная Церковь за рубежом произнесла слова покаяния перед староверами и просила "простить оскорбивших безрассудным насилием". Эти слова не только не были повторены Церковью в России, но и остались здесь почти неизвестны.
Представители духовного сословия сами неоднократно подвергались репрессиям в Синодальный период, но сложившаяся система перемещения епископов открывала широкие возможности держать в столицах людей, удобных властям.
Гонения большевиков начали новую эпоху в истории Церкви. Мы до сих пор не осмыслили и эту эпоху гонений. На наших иконах – иная версия событий, торжествующая: патриарх Тихон шествует с царем Николаем II – то, чего никогда не было в истории! И если Поместный Собор 1917-1918 гг. стал собирать сведения о подвергнувшихся преследованиям и почитать их как новомучеников, то с 20-х гг. в церквах запрещали поминать арестованных и казненных епископов.
История Церкви в ХХ веке остается не написанной. Казалось бы, чего проще – попросить открыть архивы столь дружественные церкви и окормляемые ей органы...
В брежневский период шел очевидный процесс "советизации" иерархии, нашедший яркое выражение и обоснование в работах митрополита Иоанна Снычева. Особая ситуация была в Отделе внешних церковных сношений – сотрудники этого отдела писали отчеты, которые прочитывали курирующие их органы, но имели возможность выезда за границу и общения с иерархами других церквей.
Казалось бы, в постсоветский период канонизацией тех, кого преследовала и казнила советская власть, Церковь заявила о том, что она однозначно - Церковь гонимых. Канонизировали даже тех епископов, которые были отлучены митрополитом Сергием. Но одно дело позиционировать себя, а другое дело – реально идущие процессы. Священники с опытом арестов уже почти все умерли, у нового поколения – другой жизненный опыт.
В Церкви никогда не было дискуссии о гонениях и гонителях. Установление официального почитания новомучеников не помешало появлению "церковного сталинизма". В Церковь мощной струей влилась бывшая партийная и советская номенклатура, принеся с собой свою лексику, свое понимание прошлого, свой позаимствованный у графа Уварова "патриотизм".
Закон 1929 года о религиозных организациях ограничивал всю церковную деятельность стенами храмов: нельзя было совершать ни крещений, ни причастия за пределами храмов, благотворительность и социальная работа была запрещена.
Новые церковные постройки претендуют на то, чтобы стать и культурными центрами. Их пространство, как и пространство Храма Христа Спасителя или Собора в Екатеринбурге, не ограничивается помещениями для молитвы. Здесь есть и конференц-залы, здесь регулярно выступают певческие коллективы. Пространство церковной жизни расширяется. И нет ничего удивительного, что при этом расширении пространства могут быть и конфликты, и трагедии, и безобразия, и прямые столкновения. Но решать их нужно без СИЗО.
Когда девушки попытались использовать пространство храма для своего несанкционированного музыкального выступления, они нарушили пространство храма. (Заметим, что выступление на Красной площади им не инкриминировалось). Но ведь они не с погромом пришли, а с подготовленным выступлением в неделю масленицы (пусть оно и вызывает возмущение). Да, оно было провокативным, оно было несанкционированным – но это молодежный вызов, а не осквернение храма. И он по своей форме куда более целомудренный, чем то, что показывает ежедневно телевидение и смотрят миллионы православных. А.С.Пушкин, помнится, тоже не брал благословения на написание "Гаврилиады" и ему грозила ссылка на Соловки за этот текст.
Девушки приняли пространство храма как площадку, где можно заявить о себе. Они жестоко ошиблись, но, думаю, что они никак не ожидали, что им будет дан такой железный отпор. Этим хрупким девушкам решили отомстить за погромы церквей в 20-ые годы. Да почему же им??? Наконец-то православное сообщество призвали сплотиться перед угрозой: со стороны кого – этих девушек, молодежи вообще, современного искусства, надоедливых СМИ, которые ищут сенсаций, сумасшедших, которые повреждают не только иконы, но и Монну Лизу, картины Репина. Кто они , "враги веры"? Только не эти девушки - у них свое представление о вере, и они пришли, чтобы его показать, не понимая, что больших людей оно не интересует.
Я обращаюсь к юристу патриархии монахине Ксении Чернега, которую неоднократно консультировала по каноническим вопросам:
Оскорблять чувство верующих могут только их собственные грехи. Ну не переписывать же мне все Евангелие! Вспомните житие апостола Иоанна Богослова, как он, старик, бежал за юношей, ставшим разбойником (настоящим разбойником, а не романтическим!) и кричал: "Остановись, чадо! Я возьму на себя твои грехи, постой".
Христиане всегда просят о милости к себе и другим. Это также неотъемлемо от них, как и дыхание. Но вот я попросила одного уважаемого статусного человека выступить в защиту арестованных женщин, он сказал: "Не могу, патриарх уже сказал свое слово".
Я готова выступить в суде в качестве эксперта. Я прошу, чтобы выпустили на свободу арестованных Надю Толоконникову, Марию Алехину (тем более что их ждут дома дети), Екатерину Самуцевич, потому что в их действиях нет преступления и они не представляют опасности для общества. А уже после этого можно обсуждать их поведение.
Не могу я смотреть людям в глаза, пока эти женщины в тюрьме. Думаю, что не только мне стыдно, думаю, многие меня поддержат. И заранее прошу прощения у всех, кому покажется обидной моя статья. Простите ради Христа, благословите, а не кляните. В отличие от средневековых текстов, это теперь не этикетная формула, а попытка предотвратить вторжение на территорию тех, кто посмеет опубликовать этот текст".