• Авторизация


Советские танки начала войны (02). Легкие танки 1941-1942 гг. 09-12-2022 08:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!


01 Рў-26 РІ Р±РѕСЋ (576x360, 189Kb)

Как уже говорилось ранее, в начальный период Великой Отечественной войны основой танковых парков и Германии, и СССР являлись легкие танки - класс, подразделявшийся на три подкласса. О подклассах танкеток и малых танков я рассказывал в предыдущей статье; теперь настал черед собственно легких танков - более «весомых», чем танкетки, башенных машин массой от 5 до 15 тонн, как правило, вооруженных пушками малого калибра (от 20 до 45 мм).

Именно эти легкие танки вынесли на себе всю тяжесть боев начального периода Великой Отечественной, и они доминировали на полях сражений вплоть до осени 1942 г., поддерживая в боях свою пехоту и кавалерию. Лишь в 1943 году, когда на поле боя стали господствовать более мощные средние и тяжелые танки, легкие уступили им свое место, «переквалифицировавшись» в разведывательные машины.
Самым массовым советским легким танком 1941 г. был танк сопровождения пехоты Т-26; вторым после него – скоростной «кавалерийский» танк БТ. Обе эти машины были созданы и производились еще в 30-е гг. В 1940-м был разработан «лучший советский предвоенный легкий танк» Т-50; планировалось, что он станет основным и самым массовым легким танком РККА. Однако по целому ряду причин его производство так и не удалось наладить (смогли изготовить всего 65 танков). Зато в большом количестве был выпущен спешно разработанный в июле-августе 1941 всего за 2,5 недели (!) танк Т-60, а за ним с весны 1942 - еще более многочисленный Т-70. Вот эти танки и описаны в данной статье - за исключением не влиявших на ход войны «малосерийников» Т-50 и Т-80 (запоздавшего развития Т-70, выпущенного всего в 75 экземплярах).
Легкий танк Т-26
02 Т-26 проекции (568x393, 179Kb)

Конструкция, производство:
Легкий танк сопровождения пехоты; самый массовый танк Красной Армии в предвоенные годы. Создан на основе английского танка «Виккерс-Армстронг» Mk.Е модели А (в 1930-1931 годах закуплено 15 машин). Серийное производство с 1931 по 1941 год; всего изготовлено 11.218 танков в четырех основных модификациях.
ТТХ танка Т-26 обр. 1933 г.:
Вес 9,4 т. Бронирование: лоб, борт, корма корпуса —15мм, башня — 6-15мм, крыша — 10мм, днище — 6мм. Вооружение: 1х45-мм пушка, 1-2х7,62-мм пулемета ДТ. Двигатель: Т-26 (типа «Армстронг-Сиддлей»), 4-цилиндровый, карбюраторный воздушного охлаждения, рядный с горизонтальным расположением цилиндров, мощностью 90 л.с. Скорость: 30 км/ч. Запас хода: 120 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема – 40 градусов, ширина рва – 2,0 м, высота стенки – 0,75 м, глубина брода 0,8 м. Средства связи: радиостанции на командирских машинах с поручневой антенной вокруг башни. Экипаж: 3 человека.
Основные серийные модификации:
Т-26 обр.1931 г. (изготовлено 1.626 единиц): 8-тонный двухбашенный вариант, близкий английскому прототипу. Корпус и башни клепанные; в каждой башне находилось по одному 7,62-мм пулемету ДТ. С 1932 года выпускались так же радиофицированные машины для командиров взводов и рот; эти танки имели в правой башне вместо пулемета 37-мм пушку Гочкиса, и выделялись наличием рамочной антенны вокруг корпуса.
03 танки т-26 1931 и 1933 гг (649x339, 173Kb)

Т-26 обр.1933 г. (изготовлено 6.065 танков) : однобашенный вариант; цилиндрическая клепаная башня с развитой нишей, вооруженная 45-мм пушкой и спаренным с ней пулеметом ДТ. С 1935 года корпус и башня стали сварными; с 1936 года в нише башни устанавливали второй пулемет ДТ; с 1937 года на части машин на башне появились зенитный пулемет ДТ и пушечный прожектор (правда, экипажи его почти не использовали – прожектор не столько «высвечивал» противника, сколько демаскировал свой же танк). Командирские машины оснащалась радиостанцией с рамочной антенной вокруг башни.
Версия Т-26 обр. 1938 г. получила новую башню конической формы. Вооружение прежнее; объем топливных баков увеличился, и запас хода стал 225 км. В 1939-м эту версию усовершенствовали: на Т-26 обр.1939 г. подбашенную коробку сделали с наклонными бронелистами; на части машин изъяли кормовой пулемет. Поставили более мощный двигатель на 97 л.с. Танков с конической башней изготовлено 1.975 единиц.
Кроме того, на базе Т-26 изготовили 65 «артиллерийских» танков Т-26А с 76,2-мм пушкой в цилиндрической башне, а так же большое количество боевых машин специального назначения: огнеметные танки ОТ-26, ОТ-130 и ОТ-133 (1.336 шт.), мостоукладчики СТ-26 (65 шт.), самоходно-артиллерийские установки и артиллерийские тягачи (183 шт.).

Боевые качества:
По своим боевым качествам танки Т-26 могли успешно противостоять всем типам легких танков Вермахта; но вот средние Pz.III и Pz.IV представляли для них серьезного противника. Т-26 имели мощное для своего класса вооружение, однако их броня легко пробивалась даже противотанковыми ружьями немцев.
Боевое применение:
До Великой Отечественной войны танки Т-26 активно использовались в локальных конфликтах у озера Хасан, у реки Халхин-Гол, а так же в гражданских войнах в Испании (послано около 300 машин) и Китае (отправлено 82 танка). Так же Т-26 участвовали в освободительном походе в Западную Украину и Западную Белоруссию. А в советско-финской Зимней войне 1939-1940 гг. танки Т-26 понесли большие потери, из-за чего в период 2МВ на вооружении финской армии состояло значительное число трофейных Т-26.
К началу Великой Отечественной войны РККА располагала 9.665 танками Т-26, размещенными по всей территории Советского Союза. Значительная их часть находилась в механизированных корпусах Западных приграничных военных округов, составляя в них большинство имеющихся боевых машин: от 35 процентов (1.316 Т-26) в Одесском и Киевском, до 52 процентов (1.136 Т-26) в Западном особом военном округе. Накануне войны Т-26 состояли на вооружении отдельных легкотанковых бригад (по 256 — 267 танков в каждой), и отдельных танковых батальонов стрелковых дивизий (по одной роте).
За первые месяцы Великой Отечественной было потеряно большинство Т-26 - в основном от огня артиллерии и ударов авиации; но много машин вышло из строя по техническим причинам - вследствие сильного износа материальной части. Но остававшиеся в строю Т-26 принимали участие в боях с немецкими войсками вплоть до 1944 года (правда, к тому времени они имелись уже только на Ленинградском фронте). А вот танки Т-26, охранявшие границу на востоке страны, приняли участие в боях даже в августе 1945 – при разгроме японской Квантунской армии.

Легкий колесно-гусеничный танк БТ
05 БТ-7 проекц (582x394, 165Kb)

Конструкция, производство:
Легкий скоростной колесно-гусеничный танк крейсерского типа. Второй по массовости и наиболее популярный советский танк 30-х гг. Создан на базе колесно-гусеничного танка М.1931 американского конструктора У.Кристи. Серийное производство с 1932 по 1940 год; всего изготовлено 8.060 единиц в пяти основных модификациях.
ТТХ танка БТ-7 обр.1935 г.:
Вес 13 т. Бронирование: лоб корпуса — 20мм, борт и корма корпуса – 13мм, башня — 15мм, крыша — 10мм, днище — 6мм. Вооружение: 1х45-мм пушка, 1-2х7,62-мм пулемет ДТ. Двигатель: М-17Т, 12-цилиндровый, карбюраторный V-образный, жидкостного охлаждения, мощностью 400 л.с. Скорость: 53 км/ч на гусеницах, 73 км/ч на колесах. Запас хода: 375 км на гусеницах, 500 км на колесах. Преодолеваемые препятствия: угол подъема – 40 градусов, ширина рва – 3,5 м, высота стенки – 0,55 м, глубина брода 0,9 м. Средства связи: радиостанции на командирских машинах с поручневой антенной вокруг башни. Экипаж: 3 человека.
Основные серийные модификации:
БТ-2 обр.1931 г. (изготовлено 620 единиц):
первый серийный вариант; практически копия американского прототипа, но с цилиндрической башней, разработанной в СССР. Корпус и башня на заклепках. Вооружение: 37-мм пушка Б-3 и пулемет ДТ. Боевая масса 11,3 т. Двигатель М-5 или «Либерти» мощностью 400 л.с.
БТ-5 обр.1933 г. (изготовлено 1.884 танка): тот же БТ-2, но с новой башней (с развитой кормовой нишей), и усиленным вооружением: 45-мм пушка 20К и спаренный с ней пулемет ДТ. Командирские машины оснащалась радиостанцией с рамочной антенной вокруг башни. В остальном конструкция танка существенных изменений не претерпела.

БТ-7 обр. 1935 г. и БТ-7 обр. 1937 гг. (изготовлено 4.613 танков): эти модификации получили новый сварной корпус и увеличенный объем топливных баков, повысивший дальность хода. Башня и вооружение у образца 1935 г. остались без изменений (но часть машин получила дополнительный пулемет в кормовой нише). Версия 1937 г. получила башню конической формы; на части танков устанавливался зенитный пулемет. Так же на обр. 1937 г. появилась трехскоростная коробка передач, и были внесены изменения в трансмиссию и ходовую часть. Боевая масса возросла до 13,9 т.
Кроме того, на базе БТ-7 были выпущены: артиллерийский танк БТ-7А с 76-мм пушкой КТ-26 и двумя пулеметами ДТ (изготовлено 156 единиц); и 787 танков БТ-7М с дизельным двигателем В-2 мощностью 400 л.с. (его масса возросла до 14,65 т).

Боевые качества:
Американский двигатель «Либерти», стоявший на БТ-2, отличался капризностью, с трудом заводился и был пожароопасен – из-за этого даже приходилось при запуске мотора ставить снаружи одного из танкистов с огнетушителем. Советский мотор М-5 был точной копией «Либерти», но похоже, что при копировании с проблемой пожароопасности более-менее справились – на БТ-5 вроде бы проблем с этим уже было меньше. А двигатель М-17Т (копия немецкого BMW), стоявший на БТ-7, вообще имел повышенную надежность.
Танки БТ успешно противостояли всем типам легких танков Вермахта; однако со средними «немцами» им справиться было тяжело. Вооружение БТ для класса легких танков было мощным; но вот броня их легко пробивалась даже германскими противотанковыми ружьями. Заметным преимуществом БТ перед всеми танками противника была высокая скорость, позволявшая ему даже «перепрыгивать» через разрушенные мосты (в войсках о БТ говорили: «когда нужно, советские танки летают!»)…
Боевое применение:
Танки БТ поступали на вооружение механизированных и танковых бригад и корпусов, предназначавшихся для решения самостоятельных боевых задач, а также в механизированные полки кавалерийских дивизий.
Впервые вступили в бой в 1937 в Испании (туда отправлены 50 БТ-5). В 1938 БТ-7 приняли участие в боях у озера Хасан (разведбатальон 2-й мехбригады); в мае-августе 1939 у реки Халхин-Гол сражались около 400 БТ-5 и БТ-7 (6-й и 11-й танковых бригад). Так же 1.617 БТ-7 принимали участие в освободительном походе на Западную Украину и в Белоруссию (два танковых корпуса и три бригады). Около 800 танков БТ всех модификаций участвовало в Зимней войне с Финляндией, где они понесли значительные потери. После этого во время 2МВ некоторое количество трофейных БТ состояло на вооружении финской армии.
На 1 января 1941 года в РККА насчитывалось 7.463 танка БТ всех модификаций; из них в западных приграничных военных округах - 197 БТ-2, 507 БТ-5 и 2.785 БТ-7. Они активно использовались в сражениях Великой Отечественной войны. вплоть до 1944 года, а в 1945 эти танки приняли участие в разгроме японских войск в Маньчжурии.

Легкий (малый) танк Т-60
[585x393]

Конструкция, производство:
Промежуточный между малым и легким танк, спешно разработанный всего за 2,5 недели июля-августа 1941 г. на базе малого плавающего танка Т-40. Серийный выпуск с сентября 1941 по июль 1942; всего произведено 5.839 танков Т-60.
ТТХ танка Т-60:
Вес 6,4 т. Бронирование: лоб корпуса — 35мм, борт и корма корпуса – 25мм, башня — 35мм, крыша — 13мм, днище — 10мм. Вооружение: 1х20-мм пушка ТНШ-20, 1х7,62-мм пулемет ДТ. Двигатель: ГАЗ-202, 6-цилиндровый, карбюраторный рядный, жидкостного охлаждения, мощностью 76 л.с. Скорость: 44 км/ч; запас хода: 455 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема – 35 градусов, ширина рва – 1,7 м, высота стенки – 0,65 м, глубина брода 0,9 м. Средств связи нет. Экипаж 2 человека.
Боевые качества:
В мощи огня Т-60 значительно уступал танкам Т-26 и БТ (его 20-мм пушка поражала легкобронированные цели только до 500 м, а средние немецкие танки всего на 50 м). Однако по бронезащите, скорости, маневренности и дальности хода миниатюрный «шестидесятый» превосходил основной (более грузный) Т-26. В сравнении с немецким легким танком Pz.II Т-60 при равенстве огня был защищен более толстой броней (при меньшем весе!) и вдвое превосходил его по дальности хода. С лучшим легким танком противника - 38(t) чешского производства – Т-60 был равен по толщине брони и так же превосходил его в дальности хода; правда, сила огня ТНШ-20 все же несравнима с огневой мощью 37-мм пушки «Праги»…
Несмотря на довольно слабое вооружение Т-60 сыграл весьма важную роль в войне. Быстро «наштампованный» (благодаря простоте и дешевизне его производства) в тысячах экземплярах в самый отчаянный период начальных поражений Красной Армии, Т-60 уже к Битве за Москву составил основной резерв советских бронетанковых сил, и способствовал перелому хода боевых действий в нашу пользу…
Боевое применение:
Первое массовое применение Т-60 - в битве за Москву; они имелись почти во всех танковых бригадах и отдельных танковых батальонах, защищавших столицу. На Ленинградский фронт Т-60 начали прибывать весной 1942 - для формирования 61-й танковой бригады прибыли 60 машин с экипажами. На Южном фронте Т-60 активно воевали с весны 1942 - в Крыму, затем в Харьковской операции, в обороне Сталинграда и в контрнаступлении Сталинградского, Донского и Юго-Западного фронтов (осенью — зимой 1942/43 года). Последней крупной операцией для Т-60 стало снятие блокады Ленинграда (в январе 1944) - в составе 1-й и 220-й танковых бригад Ленинградского фронта.

Легкий танк Т-70
[601x392]

Конструкция, производство:
Т-70 был разработан осенью 1941 для будущей замены «скороспелого танка отчаяния» Т-60, и серийно строился с марта 1942 по осень 1943 г.; всего произведено 8.226 танков Т-70 в двух модификациях (версия Т-70М отличалась усиленной ходовой частью и наличием перископа наблюдения). Так же на базе танка Т-70 выпускались легкие САУ и ЗСУ.
ТТХ танка Т-70:
Вес 9,2 т. Бронирование: лоб корпуса — 35-45мм, борт – 15мм, башня — 35мм, крыша и днище — 6-15мм. Вооружение: 1х45-мм пушка 20К, 1х7,62-мм пулемет ДТ. Двигатели: 2 ГАЗ-203, 6-цилиндровые, карбюраторные рядные, жидкостного охлаждения, суммарной мощностью 140 л.с. Скорость: 45 км/ч; запас хода: 250 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема – 28 градусов, ширина рва – 1,6 м, высота стенки – 0,6 м, глубина брода 0,9 м. Средства связи: радиостанция. Экипаж 2 человека.
Боевые качества:
По защите, вооружению и маневренности Т-70 превосходил легкие танки Вермахта. Но имел и существенный недостаток — перегруженность командира, одновременно выполнявшего как свои обязанности, так и функции и наводчика, и заряжающего.
Боевое применение:
Т-70 состояли на вооружении танковых бригад и полков смешанной организации совместно с Т-34, а во второй половине войны использовались в самоходно-артиллерийских дивизионах, полках и бригадах СУ-76 в качестве командирских машин. Т-70 принимали участие в боевых действиях вплоть до конца Великой Отечественной войны как в составе Красной Армии, так и Войска Польского (передано 53 танка Т-70), и Чехословацкого корпуса (10 Т-70).
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Советские танки начала войны (02). Легкие танки 1941-1942 гг. | Ретрофан - Дневник Ретрофан | Лента друзей Ретрофан / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»