Отто Дикс. Объявление войны
Зинаида Гиппиус
Без оправданья
М. Г[орько]му
Нет, никогда не примирюсь.
Верны мои проклятья.
Я не прощу, я не сорвусь
В железные объятья.
Как все, пойду, умру, убью,
Как все — себя разрушу,
Но оправданием — свою
Не запятнаю душу.
В последний час, во тьме, в огне,
Пусть сердце не забудет:
Нет оправдания войне!
И никогда не будет.
И если это Божья длань —
Кровавая дорога —
Мой дух пойдет и с Ним на брань,
Восстанет и на Бога.
Апрель 1916, Санкт-Петербург
Отто Дикс. «Смерть сапёра на посту», 1924
Отто Дикс. Кричащий мальчик, 1919
Марина Цветаева
|
1920
Отто Дикс. Позиционная война
Отто Дикс. Автопортрет как мишень
Отто Дикс. Торговец спичками. 1921
Анна Ахматова
Лондонцам
И сделалась война на небе.
Апок.
Двадцать четвертую драму Шекспира
Пишет время бесстрастной рукой.
Сами участники чумного пира,
Лучше мы Гамлета, Цезаря, Лира
Будем читать над свинцовой рекой;
Лучше сегодня голубку Джульетту
С пеньем и факелом в гроб провожать,
Лучше заглядывать в окна к Макбету,
Вместе с наемным убийцей дрожать,—
Только не эту, не эту, не эту,
Эту уже мы не в силах читать!
1940
Из цикла "В сороковом году".
В обращении к лондонцам, написанном по поводу бомбардировок фашистской авиацией столицы Великобритании, Ахматова привлекает шекспировскую тему.. Обращение к лондонцам ценно само по себе, но… в такой же степени она обращается и к своим соотечественникам. Она представляет современность в виде новой, ненаписанной драмы Шекспира.
Ахматова как бы меняет местами реальность и литературу: литературные факты воспринимаются в реально-жизненном ключе. А жизнь интерпретируется как шекспировская трагедия… Самые мрачные и кровавые страницы Шекспира оказываются предпочтительнее драмы, написанной жизнью, временем.
Кихней Л.Г. Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла
http://www.akhmatova.org/bio/kihney/kihney04.htm
Отто Дикс. Триптих «Война»
Анна Ахматова
In memoriam
А вы, мои друзья последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.
Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,
А крикнуть на весь мир все ваши имена!
Да что там имена!
Ведь все равно — вы с нами!..
Все на колени, все!
Багряный хлынул свет!
И ленинградцы вновь идут сквозь дым
рядами —
Живые с мертвыми: для славы мертвых нет.
Август 1942, Дюрмень
Во время Великой Отечественной войны тема Родины становится ведущей в лирике Ахматовой.
Анна Ахматова
Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
1942