• Авторизация


Тупик прямого продолжения 14-03-2012 16:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать]
Есть в современной гуманитарной мысли и даже уже – публицистике такое модное выражение-понятие: «тупик прямого продолжения». Выражение это встречается у Сергея Аверинцева и у многих других современных мыслителей, мыслящих в том же русле.
Иногда кажется, что человечество снова открыло для себя очередной «велосипед» и носится со своим изобретением. На самом деле, мысль эта, конечно, не нова, но спасибо тем, кто снова обратил наше внимание на азбучные истины и заставил о них думать, введя в моду.
Так что же такое «Тупик прямого продолжения», словцо, которым любит сейчас бравировать «болтающий класс»? А понять это было бы для всех нас полезной штукой.

Это очень распространённая ошибка нашего ума, который неверно усвоил одну хорошую заповедь всех учителей:
«Будь последовательным!»


Действительно, “непоследовательно” мыслящий и поступающий человек производит впечатление легкомысленного идиота. Он как друг Винни-Пуха, Пятачок «сам не знает, чего  хочет» и вообще у него «семь пятниц на неделе».


Те же друзья, которые наблюдают нашу жизненную суету и наши попытки рассуждать, очень любят «ловить» нас на непоследовательности, крича злорадно: «Ага! Вот тут-то ты и попался! Ты же сам себе противоречишь!»


И нам в очередной раз становится стыдно и мы закрываем рот, не в силах понять: как доказать свою правоту...


На самом деле, наши учителя, уча нас «последовательности», забыли рассказать о том, в чём же состоит подлинная суть подлинной последовательности. Внимание, вот как объяснял это наш современник, философ Сергей Аверинцев:


«Ты должен быть последовательным и непоследовательным одновременно — в этом и состоит суть твоей ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ»


Ну а теперь давайте сразу же перейдём к череде конкретных примеров, чтобы было понятно — о чём идёт речь.


Тупик прямого продолжения: пример 1
Любовь к высокой симфонической музыке и... пляски в кабаках


В 19 веке, когда писались все основные симфонии, оперы и балеты, высококультурных джентльменов-композиторов очень часто можно было встретить не в салонах музыкальных дам и не в стенах консерваторий... А где? А в шинке-кабаке, в гуще деревенского праздника, среди «пьяных и необразованных дикарей», игравших свою незамысловатую плясовую музыку и певших свои незамысловатые, часто нецензурные песни.


Казалось бы, где последовательность в поведении джентльменов? Те, кто должен учреждать «высокую культуру», лаская свой и чужой слух идеальными гармониями, прозябают в гуще народа... Лучше бы сидели в пыльных библиотеках и разбирали партитуры великого Баха!


Но если вы когда-нибудь учили такой предмет как «Музлитература» и вообще интересовались классикой, вы не можете не знать: вся «высокая» симфоническая музыка питалась исключительно живыми народными напевами, с народных напевов музыка-то как таковая и началась! Так что без романа с «живым сырым материалом» симфонии не напишешь, вот так. Хорошей симфонии...
Тем не менее, я помню свою встречу с дамой из семьи музыкантов, которая признавалась: «Я ненавижу фольклор — все эти «русские народные», «украинские народные», все эти волынки, дудки, балалайки. То ли дело — Моцарт, Бетховен».
Дама полагала, что последовательность её любви к высокой музыкальной культуре подразумевает (нет, даже требует от неё!) презрение к народным мотивам. С такой позицией — великим композитором даме было точно не стать, но к её чести — она и не стремилась. Дама была просто выразителем поверхностной, потребительско-обывательской точки зрения на то, что есть «классическая музыка». (Ага: дяди во фраках и люстры с подвесками)...


Куда же может завести «тупик прямого продолжения» в случае с симфонической музыкой? А вот туда, куда он и завёл — живая народная культура по разным причинам исчезла, а вместе с ней исчез и источник, родник, питавший реки культуры — высокой. Последние полвека мы только и делаем, что — цитируем, заимствуем, пародируем — перешиваем старое наследство, сочиняем невообразимую муть.


Тупик прямого продолжения: пример 2
Любовь к детям и малодетность (бездетность)


Часто от любителей спорить ради спора (троллей) можно услышать такой упрёк на форумах интернет-сообществ в адрес любой девицы, имевшей неосторожность заявить о том, что она любит детей: «Если вы говорите, что любите детей, почему же у вас самих в семье — только один ребёнок?» (Вариант: «Почему у вас до сих пор нету детей вообще?»


Да, кажется, что последовательность нарушена и здесь — «любишь детей? Тогда почему у тебя по дому не бегает их 19 штук? Я вот, например, люблю платья — так у меня их много...»


В этом примере очень отчётливо видна вся глупость и несуразность ведущей в тупик «логики прямого продолжения». Стоит ли напоминать, что любовь к живому существу подразумевает (в том числе) создание ему комфортных условий для произрастания — как условий психологических, так и условий бытовых?


Тупик прямого продолжения: пример 3
Любовь к родине и... жизнь в эмиграции


От некоторых людей, усвоивших себе прочно “логику прямого продолжения”, часто слышу упрёки в адрес великих людей, много сделавших для своей родины, но большую часть жизни проживших в иных странах, в эмиграции.


Эти критики говорят так: “Хорошо им было родину любить, сидя в своих Парижах”. Но ведь чаще всего именно деятельные эмигранты, находясь в мировых центрах политики и мировых центрах бурлящего общественного мнения, приносят стране пользу. (А иногда эмигранты приносят пользу своему неблагодарному отечеству просто одним фактом своего существования на земле, неважно в какой стране. Лучший пример – Шопен, которого все считают поляком, но который не жил в Польше).


***


Примерно так многие современные матери-одиночки, выросшие в страшных провинциальных городах и сёлах, оставляют своего любимого ребёнка на руках у бабушки, и едут в столицу (или куда подальше) зарабатывать деньги и социальный статус, который дают деньги, – чтобы ребёнок не повторил их судьбу...


Тупик прямого продолжения: пример 4
Любовь к Добродетели и общение с... людьми презренными


Когда-то давно и исторические фарисеи (тоже носители “логики последовательности во всём”) пеняли самозванному “равви Иисусу” за то, что он проповедует высокие духовные ценности, а сам общается с “мытарями и блудницами”. По их недалёкому мнению, проповедник-моралист должен бы был тщательнее подбирать себе компанию и общаться исключительно с высоконравственными дамами из высшего общества...


Ну, предположим, вы – врач, который борется с эпидемией, ратует за гигиену... С кем вы будете общаться больше всего? С представителями среднего класса, где с детства моют руки и кипятят воду для умывания? Или всё-таки направитесь в бараки – лечить немытых не по своей вине?


***


Все эти соображения, однако, редко приходят в голову тем, кто выдрессировал свой ум только на логику прямого продолжения. Логику, заводящую нас в тупик.


***


Последовательность приводит нас иногда – к фанатизму. А иногда она приводит нас просто ... к обратному результату. Обратному от того, чего мы хотели добиться вначале. Поэтому – будьте непоследовательны. Логика прямого продолжения ведёт прямо в тупик.


Я надеюсь, что приведённые мною примеры, дадут вам аргументы в спорах с доктринёрствующими и очень недалёкими любителями “порассуждать”.



Елена Назаренко
© www.live-and-learn.ru


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
http://www.youtube.com/watch?v=6RLR8F-4NTQ
Д. Соло "Принципы Рационализма"
Просто люблю ... Поздравление с весной. Д.Соло
Саббина 15-03-2012-12:46 удалить
Ответ на комментарий Гена_Крокодилов # =) Благодарю!
Саббина 17-06-2012-09:47 удалить
Ответ на комментарий Ева_Козырева # [показать]


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Тупик прямого продолжения | Саббина - Дневник Саббины | Лента друзей Саббина / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»