Эстетика ар-нуво, воплощённая в декорациях и костюмах, похожий на маску белый грим, душераздирающие песни Далиды и изящно воплощённые женские образы без единой женщины на сцене. Всё это и многое другое уместилось в два с половиной часа, воплотившись в легендарной постановке театра Романа Виктюка - «Служанки». Кого-то эти определения могут отпугнуть и заставить трижды подумать, чем купить билет. Но...
Кого-то и отпугнуло. Никогда не понимал этой странной особенности российского зрителя — вставать во время спектакля и уходить из зала, сбивая с мысли и актёров и тех, кто погружён в действие пьесы. Конечно, подобные постановки не для всех. И речь идёт не о какой-то особой избранности и интеллектуальных особенностях зрителя. Спектакли, наподобие «служанок» - истинный рай для «визуалов», воспринимающих мир через пластичные образы, правильные акценты ярких цветов и общей композиции всего, что происходит на сцене. Здесь нет лихо закрученных сюжетов, да и первоисточнику отведена далеко не главная роль. Зато на сцене главенствует Эмоция, искажённая красотой и безумием в её гротескных формах, мелодией голоса, то расплывающегося в нотах, то звучащего монотонно.
Здесь нет нарочитых попыток шокировать и напугать. А тем, что в своё время свергло границы привычных рамок театра и стало отличительной чертой, сейчас вряд ли кого-то удивишь. «Дети интернета» видали и не такое. Да и не это сделало спектакль легендарным. А о том, что женские роли играют мужчины забываешь в первые минуты действия, погружаясь созданный режиссёром мир.
Вот только выйдя из зала, мы так и не смогли понять, в чём была высшая цель показавшихся нам неуместными танцев по завершению основной части пьесы. Какой-то абсурдный балаган, резко контрастировавший с тем, что происходило до него. То ли желание актёров показать, то что не вместилось в рамки сюжета, то ли непонятый нами тайный посыл, понизивший, но не убивший, общее впечатление от спектакля.
Конечно, это не самый яркий спектакль «театра Романа Виктюка», тем более, что и не он указан в качестве режиссёра в афишах и программках. Но этот спектакль вполне заслуживает, чтобы его смотрели.
Иллюстрация к рецензии взята с официального сайта театра (http://teatrviktuka.ru). Авторство принадлежит Ольге Кузнецовой