В композиции есть вещь на которую мало кто обращает внимание. На одной из страниц о контрасте, я старался рассказать, как можно хаотичную массу привести в божеский вид. Речь шла о разбивки листа на части, которые придают выразительность композиции, делают её заметной.
Книжная миниатюра
часто демонстрирует этот приём, и вы можете его сами оценить.
Вторая группа
[511x698]
Апокалиптическая битва
975 г.
Архив собора Жероны
Миниатюра
Испания
Жерона
Романское искусство: Испания. Искусство Средних веков.
Ангелы возвещают Судный День
11 век
Национальная библиотека, Мадрид
Миниатюра
Испания
Собор Сан Изидоро, Леон
Романское искусство: Испания. Искусство Средних веков.
Апрель
Около 1180 г.
Королевская библиотека, Гаага
Миниатюра
Франция
Нормандия
Романское искусство: Франция. Искусство Средних веков.
Французская книжная миниатюра (1449 год.?)
Стыдно сказать, но я не знаю французский,
и не могу указать точные данные переснятой иллюстрации.
Уверен, рассматривая миниатюры, вы поймёте, что я имел ввиду, говоря о разбиении композиции на крупные части. Здесь особенно хорошо видна роль локальных тонов, сочетание разных по цвету площадей, на фоне которых и размещаются мелкие объекты композиции. Даже если миниатюру многократно уменьшить, она будет легко узнаваема по особенностям её цветового членения. И в этом главное достоинство метода.
Календарная страница. Октябрь
Бираго, Джованни Пьетро да
Add. 80800
Часослов Сфорца
Около 1490
13,1 x 9,3
Британская Библиотека
Лондон
Милан
Готическая миниатюра: Италия. Искусство Средних веков.



В контраст к представленным выше миниатюрам последняя картинка, заполненная множеством деталей, не имеет ясного цветового членения листа. Уменьшаем иллюстрации до предела и сравниваем их восприятие. Видно, что последний ярлычок явно проигрывает в выразительности, он узнаваем менее всех. Это не значит, что миниатюра плохая, нет, она очень интересна, её можно долго рассматривать, изучать детали. Просто, сейчас она оттеняет иной принцип организации объектов.
В детском творчестве подобный приём встречается довольно часто, но его не надо путать с композицией, основанной на силуэте объектов.
Показываю очень интересные примеры к сказанному.
Великая литания. Процессия святого Григория. Фрагмент
Братья Лимбург; Кломб, Жан
Folio 72 /Folio 71 v
Прекрасный Часослов герцога Беррийского
Около 1411 - 1416
Пергамент
Музей Конде
Шантильи
Готическая миниатюра: Франция. Искусство Средних веков.
1470 год. Франция.
В уменьшенном виде легче ощутить силу воздействия ясных и обобщенных по цвету силуэтов, созданных миниатюристами франции. Стоит один только раз на них взглянуть, и запоминаешь навсегда. Не многие современные художники способны соревноваться с ними в этом деле.
А теперь подскажите детям, что надо сделать, чтобы образ не растворился в фоне, чтобы его можно было заметить и оценить по достоинству. Мне это удаётся с огромным трудом.
Продолжение следует.