• Авторизация


Хачатурян. «Маскарад» 27-04-2014 16:44 к комментариям - к полной версии - понравилось!


«... НЕ ТО, ЧТОБЫ ПЕЧАЛЬ, НЕ ТО ЧТОБ РАДОСТЬ...»

[430x288]

[показать]

Уже первые такты этой удивительной музыки, ещё до появления темы, когда, словно на качании высокой волны, вздымается суровое, бурное звучание оркестра, - уже начало этого вальса мгновенно захватывает нас. И вот оно уже увлекло вашу мысль, сообщило ритм дыханию, отразилось у вас на лице. Оно уже полюбилось вам. Без подступов. С первого такта. С первого раза. И навсегда ...
Этот вальс знают решительно все. Он нравится музыкантам, и просто людям со слухом, и людям даже не музыкальным; и старым, и молодым, и восторженным, и скептикам, не признающим «серьёзной» музыки. Звучит ли он с концертной эстрады, по радио или на патефонной пластинке, вальс этот отвечает каждому сердцу, каждой аудитории, в каждом доме и даже в каждой стране, ибо, возникший в 1940 году как музыка к постановке драмы Лермонтова «Маскарад» в московском Театре имени Евгения Вахтангова, он давно уже перешагнул пределы драматической сцены и звучит теперь в концертных залах едва ли не всего мира».
И. Андроников

[показать]




Музыка Театром имени Вахтангова была заказана Хачатуряну, который успел проявить себя как яркий театральный композитор, прекрасно чувствующий сцену. «Моя страсть к театру такова, что если бы музыка в свое время не заполнила мои думы, я, наверное, стал бы актером», — говорил Хачатурян. Он с радостью принял заказ. «Я никогда не перестану удивляться чуду, которое являет собой драма "Маскарад", написанная Лермонтовым, когда ему был 21 год, — рассказывал позднее композитор.

— К работе над музыкой я отнесся очень серьезно. Было тому несколько причин. Во-первых я любил Театр имени Вахтангова, заказавший мне эту музыку, часто бывал в нем. Во-вторых, я знал, что много лет назад к постановке "Маскарада", которую осуществил в Петербурге Всеволод Мейерхольд, музыку писал Александр Константинович Глазунов. Когда спектакль этот был в 1938 году восстановлен и я увидел его, то был удивлен: в музыке Глазунова не оказалось вальса, "заданного", как мне представляется, самим Лермонтовым. Мне глубоко запали в душу слова Лермонтова, вложенные им в уста Нины, когда, вернувшись с рокового бала, она вспоминает:
Как новый вальс хорош! в каком-то упоеньи
Кружилася быстрей — и чудное стремленье
Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,
И сердце сжалося: не то, чтобы печаль,
Не то, чтоб радость...

По указанию Глазунова Мейерхольд использовал знаменитый Вальс-фантазию Глинки. Признаться, именно Вальс доставил мне больше всего хлопот при сочинении музыки к "Маскараду". Я бесконечно повторял лермонтовские слова и не мог найти темы, которая была бы, по собственному моему представлению, и "новой", и "хорошей", иными словами, достойной... Я буквально потерял покой, едва ли не бредил вальсом.
В то время я позировал для портрета художнице Евгении Владимировне Пастернак. И вот в один из сеансов я неожиданно "услышал" тему, ставшую второй темой будущего моего Вальса. Могу ли я объяснить, как она родилась во мне? Вряд ли...»
И заметьте-у А. Хачатуряна – постоянное стремление к верхнему звуку!
У Глинки в вальсе есть надежда, а у Хачатуряна – сила, страсть, и музыка его более современная.
Музыка создавалась быстро и увлеченно. Спектакль состоялся 21 июня 1941 года, в канун начала Великой Отечественной войны. Это и определило его участь: очень быстро спектакль сошел со сцены. Музыка Хачатуряна осталась жить на симфонической эстраде в виде сюиты, скомпонованной композитором в 1943 году (по другим источниками — в 1944-м).
[555x440]

Действительно, нельзя не поддаться влиянию этой не­повторимой, ошеломляющей своим темпераментом, энер­гией оркестровой музыки.
Однажды Арам Ильич получил трогательное послание от одной почитательницы его таланта. В конце письма она, видимо, постеснявшись своих чрезмерно эмоциональных выражений, вдруг начала оправдываться: «Не подумайте, что вам пишет какая-нибудь восторженная девчонка. Мне 80 лет. Слушая ваш вальс, я вспоминаю старый Петербург, свой первый бал...»

Источник - http://www.belcanto.ru/khachaturian_masquerade.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (18):
сил (моральных) нет слушать это сейчас..

а жаль)..
Вальс Хачатуряна не счем не перепутаешь!Спасибо Ника,послушал с удовольствием!
Nika_Nikol 27-04-2014-18:43 удалить
Такахаши_Омояра, Музыка даёт силы жить,чтобы не пропасть (прОпасть)
А сил действительно можно лишиться,если оставаться наедине с той безнадёжной ментальностью большинства, о которой Вы пишите в сегодняшнем посте.
Вечером собиралась вернуться к теме и зайти снова в гости.
Примите ?
Nika_Nikol 27-04-2014-18:47 удалить
Серж_Орлов, Спасибо,Серёженька!
Я верная поклонница и Лермонтова, и Хачатуряна.
Как верно композитор угадал Лермонтова в „Маскараде“!
Nika_Nikol 27-04-2014-18:50 удалить
Ольга_Кулакова, Хорошего вечера,Олечка!
Когда спадает тень на душу - слушаем классику...Лечит
Ответ на комментарий Nika_Nikol # Действительно лечит! Я слушала, затаив дыхание. Душа вслушивалась в музыку. И что-то необычное в душе творится, когда слшу именно эту музыку...)
Ответ на комментарий Nika_Nikol # Согласна!!!
Barucaba 27-04-2014-22:32 удалить
Спасибо большое за прекрасную музыку и интересный рассказ! Замечательный пост!
neppeldoffer 28-04-2014-11:37 удалить
Отличная иллюстрация в посте! Спасибо.
Музыку Хачатуряна люблю, разумеется.
Nika_Nikol 28-04-2014-12:15 удалить
neppeldoffer, Спасибо,что зашли в гости .Рада
Благодарю от всей души!
Tatjanuschka 28-04-2014-22:57 удалить
Спасибо,Ника! Очень интересно было узнать историю создания. МУЗЫКА НА ВСЕ ВРЕМЕНА! Цитирую.
Nika_Nikol 28-04-2014-23:07 удалить
Tatjanuschka, Благодарю Вас,Танечка!


Комментарии (18): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Хачатурян. «Маскарад» | Nika_Nikol - Дневник Nika_Nikol | Лента друзей Nika_Nikol / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»