Это цитата сообщения
gregoryh Оригинальное сообщение АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович (1817-1900) Часть 6
1.
[700x459]
1-1.
[700x399]
1-2.
[670x520]
1-3.
[700x441]
1-4.
[700x525]
1(блок).
[700x563]
2.
[678x500]
2-1.
[505x700]
2(блок).
[637x700]
На марках:
1-1. Смотр войск Черноморского флота в 1849 году. 1886. Санкт-Петербург. Центральный военно-морской музей.
Смотр флота происходил на Севастопольском рейде. Линию боевых кораблей Черноморского флота возглавляет 120-пушечный линейный корабль «Двенадцать апостолов», за ним следуют 84-пушечные «Ростислав», «Святослав» и «Ягудиил». В правом нижнем углу полотна изображён император Николай I, принимающий парад на борту пароходофрегата «Владимир». На «почтительном расстоянии» от императора художник поместил группу офицеров, окружающих командующего Черноморским флотом адмирала М. П. Лазарева. За правым плечом адмирала изображён начальник штаба флота В. А. Корнилов, за левым плечом — П. С. Нахимов и крайним слева — В. И. Истомин.
1-2. Большой рейд в Кронштадте. 1836. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.
Написать эту картину Айвазовского побудили впечатления от поездки в летнее учебное плавание кораблей Балтийского флота по Финскому заливу, куда молодой художник отправился в 1836 году. Для написания картины автор использует традиционные для голландской живописи приемы. С этого момента особенно заметно, что в его творчестве сильнее передаются величественные образы военных кораблей. После путешествия Айвазовский все больше внимания начал уделять морским пейзажам, написанию которых в итоге он посвятит практически всю свою жизнь.
1-3. Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими кораблями. 1892. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского.
Картина лаконична в композиционном и колористическом отношении. Движение кораблей развернуто по диагонали, что позволяет охватить глазом поле битвы. Художник нашел великолепное соотношение сине-голубых тонов моря с серо-жемчужными оттенками неба. Чётко выделяются на их фоне серебристо-белые, наполненные ветром паруса боевых кораблей, а вкрапления красного цвета (турецкие флаги с полумесяцами) еще более оживляют несколько холодноватый колорит произведения.
1-4. Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года. 1848. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского.
Самым напряженным моментом этого боя стала схватка флагманских кораблей «Св. Евстафий» и «Реал–Мустафа». "Св. Евстафий" под командованием Спиридова начал дуэль с флагманским кораблем турецкой эскадры "Реал Мустафа" под командованием Гассан-паши, а затем попытался взять его на абордаж. После того, как горящая грот-мачта "Реал Мустафы" упала на "Св. Евстафий", тот взорвался. Через 10-15 минут взорвался и "Реал Мустафа". Адмирал Спиридов и брат командующего Федор Орлов покинули судно еще до взрыва. Спиридов продолжил командование с корабля "Три Святителя". К 14.00 турки обрубили якорные канаты и отступили в Чесменскую бухту под прикрытие береговых батарей.
1(блок). Бурное море. 1868. Москва. Государственная Третьяковская галерея.
2-1. Корабль среди бурного моря. 1887. Санкт-Петербург. Эрмитаж.
В картине ясно читается романтический характер. Прошедшая буря нанесла непоправимый ущерб кораблю, его канаты перепутались и безвольно повисли среди мачт. Судно скрипит и стонет, еще держится на плаву, но жестокие волны постепенно сломят сопротивление и увлекут его ко дну. Осиротевший корабль в спешке покидают сидящие в шлюпке люди, отчаянно гребущие к берегу. Грозовое небо не до конца распогодилось, чуть проблескивают лучи солнца, озаряя холодную и пенящуюся поверхность морской глади. Зритель видит сквозь безбрежные просторы голубых волн обломки погибших кораблей. С каждым мазком мастера полотно становится все более драматичным.
2(блок). Автопортрет. 1874. Флоренция. Уффици.
Уффици знаменита своей коллекцией автопортретов, которая находится в так называемом «Коридоре Вазари» и насчитывает около 1500 картин. Среди корифеев живописи в Коридоре Вазари есть и русские имена, в том числе: Орест Кипренский, Карл Брюллов, Иван Айвазовский, Борис Кустодиев. Есть ещё и другие художники русского происхождения - эмигранты.