Шишкин. Утро в сосновом лесу
[700x358]
[700x474]
Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина "Утро в сосновом лесу". Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал её популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Чувствуется глубина оврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.
Замысел картины "Утро в сосновом лесу" был подсказан Шишкину Савицким, который выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат. Животные получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. Однако, когда картину приобрел Третьяков, он снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным, ведь в картине, говорил Третьяков, «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». Хотя существует и другая версия исчезновения подписи Савицкого под картиной. Если брать ее за правду, Савицкий сам пришел к Третьякову с просьбой снять с картины инициалы автора мишек.
Картина пользуется популярностью благодаря композиционному включению в пейзажное полотно элементов анималистической сюжетности. Картина детально передает состояние природы, увиденное художником на острове Городомля. Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны высоких деревьев. Чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев, солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата.
Кстати, мишки появились на картине чуть позже. Шишкин показал Савицкому законченный пейзаж и посетовал на то, что картине не хватает динамики. А Савицкий, дескать, предложил свою помощь в написании какой-нибудь лесной живности, которую великий Шишкин, к сожалению, писать не любил. Так, совместными усилиями, появилась одно из самых известных русских художественных полотен.
Серия сообщений "Картины русских и советских художников-5":
Часть 1 - Серов. Девочка с персиками
Часть 2 - Левитан. Над вечным покоем
...
Часть 33 - Перов. Птицелов
Часть 34 - Шишкин. Рожь
Часть 35 - Шишкин. Утро в сосновом лесу
Часть 36 - Савицкий. Ремонтные работы на железной дороге
Часть 37 - Клодт. На пашне
...
Часть 40 - Серов. Ленин провозглашает советскую власть (два варианта)
Часть 41 - Серов. Выступление В.И.Ленина на II съезде Советов
Часть 42 - Серов. С Лениным