
Источник: trademan.ru
Поиск экономических ориентиров во время кризиса – вещь непростая. Официальная статистика может неожиданно поведать о начале роста, как случилось два месяца назад с рассчитываемым Росстатом индексом выпуска в базовых отраслях экономики, а потом окажется, что все опять вернулось на круги стагнации. Вот и приходится искать косвенные ориентиры, причём, желательно выраженные не в ценах и процентах, а в каких-либо более осязаемых единицах.
Мировой опыт говорит о том, что наиболее объективными индикаторами являются энергопотребление и погрузка. Но в начале года, на Новогодние праздники, хочется увидеть что-нибудь более весёлое, чем киловатты и тонны. Например, подарки. Недавно один опытный полиграфист рассказывал, что в этом году принципиально изменился подход к корпоративной полиграфии: «Те, кто раньше заказывал 2000 корпоративных календарей к Новому году, сегодня ограничиваются 500. То же самое происходит с поздравительными открытками: вместо 1500-3000 заказывают 300-500. Соответственно, идёт почти повальный переход с офсетной печати на цифровую. А ещё, если раньше типографии гонялись за крупными рекламными агентствами, как заказчиками, то сегодня с превеликим удовольствием работают со средним и даже мелким клиентом».
Конечно, можно все списать на существенно съёжившиеся бюджеты. В прошлом году по инерции освоили то, что было заложено ещё до кризиса, а в этом просто не стало денег. Но это – самое лёгкое объяснение. Думаю, что просто количество потенциальных получателей новогодних подарков за год стало существенно меньше, а печатать заведомо в корзину не хочется, да и денег на это никто не выделит. Чтобы проверить эту нехитрую догадку, позвонил нескольким своим старым приятелям, работающим в крупных и не очень компаниях. Оказалось, что моя версия верна. Бизнес среда существенно сузилась.
Получается, что количество корпоративных новогодних подарков также может служить вполне реальным физическим индикатором того, что происходит в реальном секторе экономики. Впрочем, масштабы новогоднего падения сложно рассчитать. Решил посмотреть, что на эту тему говорит Росстат. Последние данные по промышленному производству изоизданий (листы-оттиски в млн. шт.) говорят о том, что за 11 месяцев нынешнего года их стало меньше на 17,2%.
Впрочем, как и во всех данных по физическим объёмам производства отечественная статистика не принимает во внимание малый и средний бизнес, что в данном случае, по-видимому, играет существенную роль. Конечно, не стоит слишком серьёзно относиться к «индикатору новогодних подарков», но примечательно, что эта цифра почти в полтора раза выше, чем уровень падения индекса промышленного производства в стране (по итогам января – ноября он потерял 12%).
Согласно расчётам Института экономики РАН, по итогам года падение промышленного производства будет несколько меньшим, чем сегодня, и составит 10,5%. На столько же упадёт и индекс выпуска продукции базовыми отраслями экономики. Впрочем, эти оценки получены математическим путем и основаны на анализе официальных статистических тенденций.
А вот ещё один физический показатель, на основании которого можно оценивать состояние реального сектора российской экономики, – погрузка железных дорог, выглядит менее оптимистичным. В октябре РЖД оценили масштабы падения в 15-16% от уровня прошлого года. Предварительные итоги расчёта годового значения КАРГО-индекса показывают, что снижение погрузки составляющих его расчётную базу девяти ключевых для российской экономики грузов, будет примерно 14%. При этом практически на том же уровне, что и год назад, останется погрузка нефтяных грузов (98,3% в сравнении с 2008 годом). Минимальный объем падения будет зафиксирован в погрузке зерна (94,8%), каменного угля (93,2%) и удобрений (93%). В то же время заметно снизилась погрузка черных (82%) и цветных металлов (86,5%), а также цемента (81,8%). Максимальное же падение по итогам года продемонстрировали лесные (72,9%) и строительные грузы (65,4%).
В целом же значение транспортного индикатора по итогам последнего месяца года превысит кризисную отметку на 6,3%. Эта цифра может вселять определённый оптимизм, так как свидетельствует пусть о робком, но подъёме в реальном секторе. Но при этом не стоит забывать, что в декабре прошлого года индекс потерял свыше 22% по отношению к последнему месяцу докризисного 2007 года.
Если сопоставить сегодняшнее значение транспортного индикатора с последним докризисным уровнем, то масштабы потерь составят 18,7%. Так что величина падения примерно такая же, как и у «индекса Деда Мороза». Окончательные итоги работы реального сектора экономики официальная статистика подведёт уже тогда, когда новогодние торжества начнут забываться, а новым ориентиром станет обещанный Минэкономразвития рост промышленного производства в 2010 году в 2,8%. Насколько новогодние пожелания нынешнего года воплотятся в подарки-2011, ровно через год опять продемонстрирует «индекс Деда Мороза».
Анатолий Ходоровский, Slon.ru