• Авторизация


Без заголовка 26-06-2011 17:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Я тут нашла наше с Леночкой эссе... Мы проводили разбор личности, чтобы разобраться в различных типах личностных расстройств.

Текст полностью gисала я, Леночке спасибо за её способности.

В общем кому интересно прочтёте.

Книги я не читала, но чувуствую она ЕЩЁ глубже, чем фильм...

 

Психоаналитический разбор главного героя фильма «Жестяной барабан»

 

Целью нашей работы служит психоаналитический разбор феноменологии личностных черт главного героя фильма «Жестяной барабан». Фильм, который мы выбрали, является работой режессера ФолькераШлендорффа по одноименной книге Гюнтера Грасса, в котором повествование идет накануне Второй Мировой Войны; в Германии рождается необычный ребенок, наделенный незаурядными умственными способностями. Уже в свой третий день рождения он решает никогда не взрослеть, так как мир вокруг просто сошел с ума. Он бьет в свой жестяной барабан в знак протеста против мира взрослых, против мещанской психологии своих родителей, но его никто не слышет.

Главному герою Оскару присущи такие личностные качества как аутистичность, витиеватость рассуждений. Редко Оскар склонен к вспышкам гнева, в момент которых, не понятно, что от него можно ждать и как реагировать. Главный герой тонко чувствует своё окружение, он никак не может смириться с тем, что происходит в его окружении среди взрослых; он  так презирает мир взрослых, что решает никогда не расти. В его характере усматриваются амбивалентные тенденции, так как с одной стороны - он тонко чувствует своё окружение, а с другой - не проявляет интереса к нему. А также Оскар проявляет абсолютную безэмоциональность, например: о жизненных трагедиях своей семьи он способен рассуждать сухо, критически настроено, в этом можно усмотреть его превознесение себя над другими. Оскар необычный мальчик, своим криком он способен разбивать стекло, наш герой гордиться своей уникальностью, ему нравится, когда о нём говорят, он был счастлив, что его случай опишут в медицинской газете. Единственное к чему Оскар действительно эмоционально привязан это его жестяной барабан, который полностью занимает мир его увлечений.

Основными драйвами и аффектами, преобладающими у Оскара, мы считаем, его удаление, избегание, отклонение от физического вещественного мира и людского окружения, что обуславливается отсутствием чувства безопасности  собственного «Я» героя, так как окружающий мир ощущается им как пространство, полное потребляющих, извращающих, разрушающих сил, угрожающих безопасности и индивидуальности.

Защитными механизмами, с помощью которых Оскар старается справиться со своей базальной тревогой безопасности собственного «Я», являются ярко выраженное обесценивание собственных родителей и мира в целом, регрессия. Защитный механизм обесценивания активно работает в бессознательном героя, что помогает ему держаться в стороне от собственных родителей, не идентифицировать себя с ними, а, следовательно, защищать собственное «Я». Регрессия проявляется у Оскара в том, что он отказался расти, он фактически решил остаться в детстве, стараясь уменьшить чувство тревоги.Так как основным механизмом защиты у главного героя являетсярегрессия, мы делаем вывод о том, что Оскар избегаетразрешения своего конфликта. Это приводит нас к мысли о том, что он не признает у себя наличия конфликта, а следовательно мы можем наблюдать такой механизм защиты как репрессия или вытеснение.  Оскар часто и много говорит о своих чувствах, он склонен рассуждать о них в своём внутреннем пространстве, но при этом его вид остается безучастным, это не является признаком психопатических тенденций, скорее здесь прослеживается интеллектуализация как один из важнейших механизмов защиты в поведении героя. Адаптивным поведением у Оскара является крик  и игра на барабане – это две его уникальные черты, которые присущи только ему, а следовательно уникальны, они помогают ему адаптироваться и снимать напряжение, тревогу.

Такое развитие личности Оскара можно легко объяснить протеканием его детства, особенностями отношений с родителями. В детстве Оскар несколько раз становился свидетелем  сексуальных сцен между своей матерью и своим дядей. «Эта троица произвела меня, Оскара» - так говорил герой, рассказывая о своём рождении; из этой фразы становится понятно, что неизвестно кто приходится настоящим отцом героя: толи его собственный дядя, толи муж его матери. С самого детства, Оскар знал, что не может на 100% назвать кого-то из них своим отцом; мальчик видел, что мать отдаёт явное предпочтение не своему мужу, который официально считался отцом ребёнка. На протяжении детства Оскара, мать была поглощена своими любовными переживаниями, взаимоотношениями с мужчинами (со своим мужем, который не мог удовлетворить ее как женщину, и свои двоюродным братом). Мать не проявляла к Оскару особого интереса до падения его с лестницы. Однако после этого происшествия она начала участвовать в его жизни, постоянно при нём обвиняя своего мужа, предполагаемого отца Оскара, в случившемся падении, она как бы втянула Оскара в свой конфликт с мужем. Были сцены, когда мать оставляла Оскара в магазине с продавцом игрушек, в то время как сама бежала на свидание в  дешевую гостиницу  к своему двоюродному брату, абсолютно не думая о сыне.

В фильме описывалась и бабушка Оскара.  Её четыре юбки выступали в качестве метафоры безусловно принимающего лона матери. До трёх лет Оскар постоянно прятался под юбки бабушки, так он искал спасения и безопасности. Но в его третий день рождения бабушка резко отказала в своём принятии, запретив прятаться под своими юбками, аргументируя это тем, что он стал взрослым. Оказавшись без защиты, наблюдая всю грязь своего самого близкого окружения, Оскар решил скинуться с лестницы, чтобы больше не расти.

В детстве нашего героя ярко проявляются амбивалентные паттерны воспитания, с одной стороны безусловное принятие – бабушкины юбки, с другой отталкивание – безразличие матери и отказ бабушки от защиты. Из-за чего в качестве основного конфликта выступает чувство незащищенности собственного «Я» Оскара от угрожающей реальности. Так как основным механизмом защиты являлась регрессия, мы делаем вывод о том, что Оскар избегает разрешения своего конфликта.

В отношение к собственному «Я» у героя наблюдается амбивалентность, что видно из его реплики: «…  моё место между чудом и разочарованием». Обесценивание его окружения, позволяют Оскару относиться к своему «Я», как к Великолепному, Индивидуальному «Я», он считает себя лучше и умнее других. Оскар протестует с помощью своего крика против того, что кто-то не принимает его «Я». Так же его «Я» носит Нонконформный тип. Нонконформное «Я» подчеркивает его индивидуальность другим, что является способом поддержания самоуважения.

 

При подведении итога необходимо уточнить всё выше сказанное. А именно:

- у героя защиты носят как зрелый (интеллектуализация, вытеснение, регрессия), так и примитивный (обесценивание) характер, 

– способность тестирования реальности.

 - интеграция идентичности: четкая граница между «Я» и другими.

- Отсутствие зрелых форм сублимирования тревоги

На основании вышеописанного, мы считаем, что у героя присутствует шизоидная структура личности пограничного уровня. Мы предлагаем следующие гипотезы о тактиках и мишенях психотерапевтической работы с Оскаром: на ранних фазах терапии следует избегать интерпретации, т.к. герой будет испытывать страх подвергнуться вторжению. Терапевтические комментарии следует делать с использованием слов самого героя, чтобы укрепить его чувство реальности и внутренней целостности. Важная часть – нормализация, показать что внутренний мир героя доступен пониманию, при этом лучше использовать художественные и литературные образы. Необходимо как бы вытащить героя из его «кокона» не только на психотерапевтических сессиях, но и в повседневной жизни. Необходимо дать понять герою, что терапевт не просто трансферентный объект, но настоящий человек.

 

 

* Мы ещё думали о психопатических/асоциальных паттернах поведения героя. Я склонна всё же считать, что он чистой воды шизоид. Так же спорный вопрос насчет пограничного уровня расстройства. Всё же я склоняюсь к тому, что у Оскара психотический уровень. Хочу добавить, что разбор проводился в рамках психоаналитической концепции драйвов, Эго-психологии, теории объектных отношений, self-психологии, психиатрические классификации болезней ни МКБ ни DSM мы не используем, так как не считаем их полными и расскрывающими глубинные тенденции личности. Нашей целью не являлась постановка диагноза.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Ай_Триста_Тридцать - Personal effects | Лента друзей Ай_Триста_Тридцать / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»