Изощренная форма каннибализма
Галерея Трейлер
После премьеры фильма «Джонни Д.» состоялась встреча корреспондента нашего печатного издания и известного критика Криспина Александра. Господин Александр любезно согласился дать некоторый комментарий по поводу новой картины Майкла Манна, который является далеко не последним режиссером в ряду современных королей съемочной площадки. Мистер Александр, первый вопрос достаточно тривиальный: каково Ваше впечатление от фильма? Сказать по правде, Манн испек настоящий пирог. С гангстерской начинкой в виде напильника и мазками крема на корке. Я думаю, вы знаете, что сценарий неоднократно откладывался, менялись актеры (роль Диллинджера первоначально должен был сыграть Леонардо Ди Каприо, но предпочел новый фильм Скорсезе – прим. корреспондента) – режиссер долго готовился к этому проекту. Как любой фильм-тяжеловес, «Джонни Д.» претендовал на лавры кинохита, учитывая статус режиссера актеров. Но, признаться, пирог вышел суховат, а напильник… Вот видите у меня зуб сколот (смеется).
Вы считаете, Манн не справился со своей задачей? Режиссер Майкл Манн известен в киномире благодаря «Схватке», которую цитируют многие режиссеры, снимающие боевики. Например, в последнем фильме Кристофера Нолана («Темный рыцарь» - прим. корреспондента) начало – прямая цитата фильма Манна. Мое мнение, как критика, и я об этом уже писал, что кроме цитируемых сцен в «Схватке» нет ничего необычного. Все самое лучшее оттуда растащили в другие фильмы. Это буквально несколько сцен. Досадно, что сам Майкл Манн цитирует себя в «Джонни Д.». Уже по этому показателю видно, что фантазия подвела режиссера. Бывает, конечно, что кто-то у кого-то что-то заимствует. Очень много неопределенности, правда? А Манн цитирует сам себя, что напоминает изощренную форму каннибализма. Даже отдает легким самолюбованием.
В чем же заключается самоцитирование Майкла Манна в «Джонни Д.»? Удивляюсь, что вы не заметили. Неужели не смотрели «Схватку»?
Ну как же. Видел. Просто цитаты Манна не бросились в глаза. Я думаю, у многих зрителей не было никаких подозрений, что режиссер что-то позаимствовал у себя же. Манн позаимствовал у себя не только прямые цитаты, как, например, фраза Джона Диллинджера – «Мы пришли не за вашими деньгами, а за деньгами банка». Я не берусь цитировать дословно. Роберт Де Ниро сказал то же самое. Было еще в «Схватке» рукопожатие Де Ниро и Аль Пачино, которое Манн зеркально отобразил. Помните сцену, где Диллинджер выбрасывает своего «товарища» из машины? Опять крупный план сцепленных рук – рукопожатие «наоборот». Акцент с уважения перенесен на презрение. Еще одним грамотным «перевертышем» стало отношение характеров Перкинса и Диллинджера. Обычная ненависть, помноженная на благородность… В фильме не показано, что полицейские хорошие, а бандиты плохие. И обратное не показано. Выстрел в спину – это трусость, если так уж судить. Противостояние Диллинджера и Перкинса перебросилось на противостояние Бэйла и Деппа. Многие отмечают, что Кристиан вновь остался в тени. А в «Терминаторе» его затмил Уорингтон. Как Вы думаете? Начнем с того, что роль Бэйла уже подразумевала некоторую вторичность. Суровый страж порядка с непроницаемым лицом, чуть эмоциональным, чем у героя «Эквилибриума». Роль Деппа это шажок в сторону от Джека Воробья, который будет еще долго преследовать актера. Мимика, жесты – в Диллинджере больше Джека, чем в Вили Вонке, скажем. Джонни Депп тоже не прыгнул выше головы, как говорил Майкл Манн. Вот кто действительно переиграл всех, так это Марион Котияр. Наиболее живой персонаж. Проблема остальных актеров в том, что они играют на одной планке. Чаннинг Татум до нее поднялся в своем минутном эпизоде, а Бэйл и Депп опустились. Это относится ко всей картине Манна – общий уровень неплохой, но средний.
Значит, Майкл Манн промахнулся? Печально, но факт. Майкл Манн промахнулся из новенького револьвера, который приставил вплотную к затылку жертвы. Все шесть пуль прошли мимо. Может едва задели.
Какие шесть пуль присутствуют в фильме «Джонни Д.»? Из того, что я уже перечислил… Актеры – раз (загибает пальцы). Режиссер – два. Музыка – три. Самый динамичный трек – "Ten million slaves" – был использован в самой нединамичной сцене. Уже после этого кусок из песни исполнили в другом моменте фильма – вышло намного лучше. Образцом для использования музыкального сопровождения и динамичности служит трейлер. Фильм «Джонни Д.» должен был быть расширенной версией трейлера. По сути, вышло, что все динамические сцены показали в ролике. Динамика – четвертый холостой. Пятый и шестой – сюжет и антураж. Местами интерьер голый, как и сюжет. Эпизод в полицейском участке – весьма странное решение, а все декорации, костюмы и машины, в отличие от того же «Авиатора», смотрелись в кадре немного чужими. Атмосфера воссоздана не до конца.
Мистер Александр, судя по шести промахам – фильм вышел неудачный. Но… Я бы поднял планку до уровня – «средний». Многое сделано качественно, хотя, как видите, при разборе полетов обнаруживается много минусов. Делая хронометраж два с половиной часа, Манн рисковал, что фильм выйдет немного скучным. Риск не оправдал себя. В тексте упоминается прокатное название фильма "Джонни Д.". В интервью использовалось название оригинала - "Public enemies". |