Характеристики кармы
12-06-2009 15:07
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Карма — это отпечаток, который любое действие оставляет в нашем сознании. Любое действие, которое причиняет вред другим, называется негативной кармой, и оно приводит к страданиям. Это основная причина наших страданий. Любое действие тела, речи и ума, которое помогает другим, идет на благо других, называется позитивной кармой. И это — причина нашего счастья. Итак, механизм кармы можно проиллюстрировать на следующем примере: если вы, попав в горное ущелье, кричите: «Ты дурак!» — в ответ вы услышите то же самое: «Ты дурак!» И люди, которые не понимают, что это — эхо их собственных слов, думают, что там, в ущелье, сидит кто-то другой, кто кричит им: «Ты дурак!» И тогда они начинают кричать в ответ: «Ты сам дурак!» И в ответ они опять слышат: «Ты сам дурак!» И вот именно таким образом, с изначальных времен нашего существования в сансаре и по сей день, мы только и делаем, что отвечаем на эхо собственных слов.
Итак, на самом деле все, что вы слышите, есть ответ на ваши собственные слова. И в действительности даже малейшая ваша головная боль, если проследить ее происхождение, ее причины, — это ответ на некоторые действия, которые вы совершили в отношении других.
Закон кармы будет всегда. Это закон природы.
У кармы есть четыре характеристики. Первая характеристика:
карма определена. Что это значит? То есть если это негативная карма, то на все сто процентов она принесет только негативный результат. Негативная карма просто не может принести позитивный, положительный результат; и это — характеристика самой кармы. Например, если вы посеете в землю зернышко перца чили, из него никогда не вырастет яблоко. Из зерна чили вырастет только чили, невозможно, чтобы из него выросло яблоко. И когда вы узнаете, поймете, что негативная карма приносит только негативный результат, а позитивная карма приносит только позитивный результат, вы станете проявлять определенную осторожность в совершении негативной кармы. Потому что вы не хотите страдать, а все наши страдания — это следствие негативной кармы. Нет никакого ада, который где-то под землей находится, большой такой ад; ад — это проявление нашей негативной кармы.
Одна история была написана в коренном тексте, в сутре.
Жил-был один мясник. И всегда он занимался только тем, что убивал животных. Однажды к нему явился один мудрец и сказал: «Ты поступаешь неправильно. Твое будущее под большой угрозой, потому что каждый раз, когда ты убиваешь живое существо, ты создаешь очень тяжкую негативную карму. Когда эта негативная карма проявится, для тебя это будет очень плохо».
Мясник на это сказал: «Я знаю, что совершаю тяжкие проступки, что веду себя неверно, но у меня нет другого выхода. У меня есть жена, есть дети, мне нужно их кормить. Другую работу мне трудно найти, поэтому мне приходится этим заниматься, чтобы прокормить свою семью».
И тогда мудрец спросил: «А ты можешь отказаться от убийства в ночное время?» — «Да, это я могу». Тогда этот мудрец сказал: «Пожалуйста, дай мне обет, что никогда не будешь убивать в ночное время ни одно живое существо». И мясник обещал отказаться от убийств по ночам.
Итак, днем он убивал животных, а ночью соблюдал свой обет не убивать ни одно живое существо. И по ночам его ум всегда оставался чистым, без каких-либо негативных мыслей.
А когда этот мясник умер, проявилась карма. Но от кармы пощады не жди, то есть она не будет делать скидку на то, что у мясника не было другого выхода, что ему надо было кормить семью, детей; она не сделала никаких поблажек.
Здесь все работает очень строго, как причина и следствие. Когда есть причина, результат обязательно проявится и будет строго соответствовать этой причине. То есть у этого закона нет никаких намерений и мотиваций. Негативная карма не скажет: «Он хочет измениться к лучшему, поэтому лучше я не проявлюсь. Может, лучше посижу и избавлю его от страданий».
Итак, проявилась эта негативная карма, и он родился в аду. И вот в этом аду весь день он испытывал ужасные мучения; все было ужасно. Само место было ужасным, повсюду огонь, жар, ужасные звуки раздавались, бесчисленные чудовища все время резали его тело, пожирали его, жгли его. Но, как только наступала ночь, это адское место превращалось в прекрасный дворец. Те чудовища, которые резали его тело, превращались в его слуг, и все было очень прекрасно. Всю ночь он получал удовольствие. Но как только наступало утро, все преображалось.
Что это значит? Это указывает на то, что ад — это не какой-то внешний мир, а это лишь проявление вашей негативной кармы. И тогда это действительно обретает какой-то смысл, и мы начинаем задумываться о том, что подобное, действительно, по-настоящему реально. Например, если мы записываем на пленку какой-то фильм, то при соответствующих условиях возникает изображение, и в зависимости от того, что вы записали на эту пленку, изображение будет меняться. То же самое с адом. Ад — это проявление вашей собственной негативной кармы.
Вторая характеристика кармы. Она состоит в том, что вы никогда не испытаете результата той причины, которую не создали. Но если вы не создали причины счастья, то не надо рассчитывать на счастье. Вы никогда не испытаете результата той причины, которую не создали. А если же вы, с другой стороны, не создали причины страдания, то не надо бояться будущего, потому что в будущем вы не испытаете результат этой причины.
Итак, это вторая характеристика кармы — вы никогда не испытаете тот результат, причины которого не создали. А если не создали причину для того, чтобы пострадать от руки другого человека, то даже если этот человек попытается причинить вам вред, то он не сможет этого сделать. Даже если он попытается причинить вам вред, наоборот, это действие пойдет вам на пользу.
Жили-были два соседа, и они постоянно враждовали между собой, постоянно ссорились, ругались. У одного из этих соседей болела спина, и сколько он ни пытался вылечиться, ни один врач не мог ему помочь. И вот однажды, когда он вышел из дома на улицу, его сосед подглядел, что он выходит, и стал подкрадываться к нему сзади. Подкравшись к нему, он изо всей силы стукнул его по спине и убежал.
На следующее утро в дом того человека, который стукнул своего соседа по спине, кто-то постучался. Когда он открыл дверь, то увидел на пороге своего соседа, которого вчера ударил: тот с хадагом (белым ритуальным шарфом), с блюдом, полным фруктов, приветствовал его, протягивая эти дары. Он был удивлен: «Зачем ты сюда явился?» — спросил он его.
На что сосед сказал: «Спасибо тебе огромное! Столько врачей пытались вылечить мою спину, но никому это не удавалось. Вчера же ты ударил меня по спине, и теперь я совершенно здоров. Спасибо огромное!»
Итак, как видите, если вы не создали причину для того, чтобы пострадать от руки другого человека, даже если он попытается причинить вам вред, наоборот, его действие пойдет вам на пользу. С другой стороны, если вы создали причину для того, чтобы пострадать от руки другого человека, то даже если он попытается вам помочь, вместо помощи лишь навредит вам.
Третья характеристика — в том, что если вы создали какую-то причину, то на сто процентов испытаете результат. Сколько бы времени ни прошло с тех пор, как вы совершили этот поступок, накопили эту карму, рано или поздно она обязательно даст результат. Даже если пройдет миллиард жизней, эта карма никогда не исчезнет, не пропадет из вашего ума, и рано или поздно, когда она встретится с подходящими условиями, она стопроцентно проявится, даст свой результат. Если карма негативная, она на сто процентов приведет к негативному результату, а если она была позитивной, то на сто процентов результат будет позитивный. И сколько бы времени с тех пор ни прошло, карма никогда не пропадет. Вот это — третья характеристика кармы.
И четвертая характеристика заключается в том, что карма приумножается, растет.
Эти четыре характеристики, если разобраться, очень похожи на семена. Если нечто является семечком яблока и вы посадите его в землю, из него на сто процентов вырастет только яблоко, а никогда не вырастет перец чили. Это первая характеристика. Затем, если не посадить это яблоневое семечко в землю, то невозможно, чтобы из земли выросла яблоня, там нет этого семени. Если семени нет, сколько ни поливай это место водой, из него ничего не вырастет. Если вы не создали причину, вы не получите и результат. Если же вы посеяли в землю семя, сколько бы времени ни прошло с этого посева, если полить это место водой, когда-нибудь семя обязательно прорастет. Но вообще, честно говоря, пример семени не совсем точный, потому что семя, если пройдет много лет, может сгнить. То есть, если посадить его в землю и год или два не поливать это место (не будет условий, чтобы оно проросло), оно просто сгниет.
С кармой такого не бывает. Если вы посадите кармическое семя в почву своего ума, пройдет, может быть, даже миллиард лет с этого момента, но рано или поздно это семя обязательно прорастет, даст свои плоды. Поэтому кармические семена являются более прочными и долговечными, чем обычные. Простые семена состоят из грубых элементов, а карма отличается от них тем, что не состоит из материи, не состоит из этих элементов, поэтому она никогда не сгниет и не исчезнет.
Четвертая характеристика кармы заключается в том, что она приумножается, растет. Например, одно яблоневое семечко, когда оно превратится в яблоню, может дать тысячу плодов. И точно так же, когда проявится хотя бы одна негативная карма, она может принести огромное количество невыносимых страданий. Например, если вы в гневе кого-то обозвали собакой, когда эта негативная карма, встретившись с условиями, проявится, вам придется пятьсот жизней подряд рождаться собакой. Вот механизм кармы. И когда она проявится, это будет для вас самый настоящий ужас. С другой стороны, если вы с добрым сердцем сделаете что-то хорошее для других, то когда эта карма даст результат, это будет для вас невероятное благо.
При жизни Будды в одной деревне жили муж с женой, очень бедные люди. Они были настолько бедны, что у них была только одна одежда на двоих. Поэтому, когда муж выходил на улицу в этой одежде, жене приходилось сидеть дома. Такая ситуация тоже ведь возможна! И однажды в ту деревню пришел Будда. Ученики Будды обошли все дома с объявлением: «Сегодня в вашей деревне сам Будда, у вас у всех, жителей этой деревни, есть прекрасная возможность накопить благие заслуги, сделав подношение Будде».
Если сделать подношение подобному святому существу, которое заботится о других больше, чем о себе, заслуги от этого будут безмерные, невероятные. Будда сидел в медитации, в созерцании, а монахи обходили дома, делая это объявление, и когда эти муж с женой услышали об этом, то стали обсуждать.
Муж сказал: «В прошлой жизни мы с тобой не практиковали щедрость, не занимались благотворительностью. Поэтому в этой жизни мы и родились такими нищими. Если в этой жизни мы не будем щедры, особенно в такой ситуации, когда сюда пришел Будда и у нас есть такой шанс, то в будущей жизни нам придется еще хуже, еще тяжелее. Поэтому я готов преподнести Будде последнюю вещь, которая у нас осталась, — этот единственный кусок одежды. Я готов поднести его Будде, готова ли ты сделать это подношение?»
Жена сказала: «Конечно, готова! Это наша лучшая возможность накопить заслуги. Поэтому, — сказала она, — давай посвятим это подношение тому, чтобы никто в этом мире не страдал от бедности, от нищеты так, как страдаем мы».
И когда она сказала это, муж не смог сдержать слез. Он сказал: «Да, действительно, давай посвятим наше подношение тому, чтобы никто так не страдал от нищеты и бедности, как мы с тобой».
Итак, сделав такое подношение, они отдали свое подношение ламам. Они были последние из жителей деревни, кто сделал подношение. Монахи не отбросили в сторону этот кусок материи, не сказали: «Зачем нам эта грязная тряпка», — монахи с уважением и почтением приняли от них эту одежду и положили ее поодаль.
Затем, когда Будда вышел из медитации, вокруг него возвышалась целая гора подношений, среди которых были подношения от царя, и по существовавшей традиции в конце Будда сделал особое посвящение заслуг, молитву, для тех людей, которые делали ему подношение. И у Будды была такая традиция: он принимал подношение от людей, а затем раздавал их бедным. У него же самого никогда не было никакого имущества, он все время ходил лишь с пустой чашей для подаяний. Вы, наверное, все знаете, что Будда был царского происхождения, из царской семьи, но оставил свое царство, ушел из него. Зачем ему копить деньги?
Итак, он принимал подношения, для того чтобы эти же люди, которые сделали подношения, могли накопить заслуги, потом раздавал их всех бедным. И все присутствующие думали, что когда Будда начнет произносить молитву посвящения заслуг — обычно он при этом упоминал имя главного дарителя, — все думали, что сейчас он произнесет имя царя. Но он не назвал имени царя в этот раз, но вместо этого попросил монахов принести ему ту одежду, которая лежала дальше всех остальных подношений. И он сказал: «Я посвящаю заслуги таких-то и таких-то людей, а в особенности тех мужа и жены, которые отдали мне последнее, что у них осталось — последнюю одежду, и сделали посвящение, чтобы никто не страдал от нищеты в этом мире так же, как они. Посвящаю заслуги от этого подношения всем тем людям, а в особенности этим двоим. Благодаря такому подношению, которое они сделали с такими чистыми побуждениями, с чистой мотивацией, эти двое жизнь за жизнью в дальнейшем будут в течение шестидесяти четырех жизней рождаться людьми с особыми способностями, и будут безбедно жить своей жизнью в богатых семьях. В свою шестьдесят четвертую жизнь они встретятся с драгоценной Дхармой и освободятся от сансары»:
То есть, как видите, когда одно - единственное действие, одна - единственная благая карма проявляется, она дает невероятный результат. Такое действительно существует! Одно - единственное зерно, которое вы сажаете в землю, поливаете водой, когда оно прорастает и превращается в дерево, приносит огромное количество плодов, которыми вы можете пользоваться. Любое действие, которое вы совершаете с мотивацией принести счастье множеству живых существ, приносит совершенно потрясающий результат. Например, вы даете какому-нибудь бедному человеку, нищему, 10 долларов. Если вы даете эти 10 долларов бравируя, для того, чтобы показать другим, что вы очень богаты, то, значит, вы совершаете это из-за мирской дхармы, вами руководит мирская забота, а это — дебютная ошибка. Потому что вы даете 10 долларов из-за желания славы.
И если с такой же мотивацией вы читаете, например, мантры, то это чтение мантр тоже не дает позитивной кармы. Если вы читаете мантры, чтобы люди думали, что вы йогин, или если вы читаете мантры, надеясь, что в результате этого чтения мантры вы станете ясновидящим, или вы станете богаче, станете красивее, то все это ваше чтение мантр будет простым накоплением пустых бутылок и стаканов. Если вы читаете мантры, медитируете только ради имени, славы, репутации, временною счастья, похвалы других людей, высокого положения в обществе, то тогда, что бы вы ни делали, ваши занятия — накопление пустых бутылок и стаканов. Если в вашем уме скопилось уже большое количество пустых бутылок и стаканов, то в нем очень шумно, они производят большой шум.
Итак, какой бы духовной практикой вы ни занимались, если вы делаете это с заботой обо всех этих мирских вещах, то тогда ваша практика — это накопление пустых бутылок и стаканов. А если вы читаете мантры или практикуете щедрость, благотворительность с мотивацией обрести счастье в будущей жизни, думая, что «я могу умереть в любой момент, я ведь вообще не готовлюсь к счастью в будущей жизни», — если с такой мотивацией вы читаете мантры и практикуете щедрость, то это подобно накоплению серебра. Вы должны понимать: что бы вы ни делали, если вы это делаете с желанием достичь счастья в этой жизни, то это вообще не является практикой Дхармы. Минимально необходимая мотивация — это забота о счастье в будущей жизни. Минимальная мотивация, которая нужна для духовной практики. И тогда это становится накоплением серебра.
Затем хорошо, если у вас следующая мотивация: у вас есть понимание того, что до тех пор, пока ваш ум остается под властью омрачений, вы никогда не сможете испытать настоящее счастье. Вы постигаете Учение Четырех Благородных Истин, и с помощью этого понимаете: «До тех пор, пока мой ум остается под властью омрачений, — где бы я ни родился, где бы я ни оказался, я везде буду испытывать только страдания, никогда у меня не будет настоящего счастья, нигде». Настоящее же счастье — это ум, который полностью свободен от омрачений. И вот для того, чтобы достичь такого состояния ума — ума, полностью свободного от омрачений, — вы читаете мантры или практикуете щедрость, даяние. В этом случае ваша практика — это накопление золота. Та же самая практика — чтение мантр, щедрость, — но из-за того, что меняется мотивация, все меняется. Мотивация подобна алхимии. Она может изменить вещи до неузнаваемости. Если с такой мотивацией вы читаете мантры и практикуете щедрость, то это — накопление золота.
И третье — накопление бриллиантов. Что это за практика? Это понимание: «Я хочу счастья и не хочу страдать, и точно так же, как я, все живые существа, каждое живое существо тоже хочет счастья и не хочет страдать; пусть же никто не страдает в сансаре так, как я; пусть каждое живое существо будет свободно от страданий; пусть все живые существа обретут безупречное счастье». Итак, посвятите все свои заслуги, все, что у вас есть, счастью всех живых существ. Если вы сделаете это, то вы накопите заслуги, соразмерные с количеством живых существ.
Будда сам сказал своему ученику Ананде: «Ананда, один человек практиковал щедрость, благотворительность сотню кальп. А второй человек мгновение, но от всего сердца пожелал счастья всем живым существам. Кто из этих двоих накопил большие заслуги?» Ананда ответил: «Второй человек». Будда сказал: «Верно». Первый человек накопил большие заслуги, но по сравнению с заслугами второго его заслуги — ничто. Почему? Потому что второй человек от всего сердца пожелал счастья всем живым существам, а живых существ — бесчисленное количество. Поэтому он накопил заслуги, соответствующие количеству живых существ, то есть безмерные заслуги. Поскольку живых существ бесчисленное множество, то он накопил безмерные заслуги.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote