Встреча мастера и мальчика.
Мастер заметил, что мальчик сведущ в доктрине и спросил его: "Кто твой
учитель? Какую медитацию ты практикуешь? Что у тебя в сумке? Почему ты
ведешь себя таким образом? И куда ты идешь?"
Ньелег ответил: "Великая идея - мой учитель. Я практикую состояние,
свободное от всех концепций. Я медитирую на все, что вижу в трех
измерениях (существования). В сумке я несу свои мысли. Поведение мое
основано на стремлении служить живым существам. И я иду в никуда". Мастер
был разочарован. Он был очень горд тем, что является выдающимся учителем и
ему показалось, что в ответе ребенка прозвучало неуважение. Он скептически
возразил: "Если великая идея является твоим учителем, то это значит,
что учителя у тебя нет. Если твоя практика состоит в пребывании в
бесконцептуальном состоянии, это значит, что ты не нуждаешься в пище и
одежде. Если ты медитируешь на все видимое в трех измерениях, это значит,
что тебе не нужно медитировать: и без медитации ты достигнешь полной
реализации. Если свои мысли ты несешь в сумке, значит у тебя нет никаких
желаний". На это мальчик ответил: "Если вы не понимаете, что великая идея
может быть учителем, то скажите - кто обучал Будду?" Он имел в виду то,
что для понимания истинного состояния нет необходимости в мастере; учитель
объясняет практикующему и подтверждает его собственные переживания
врожденной мудрости, то, что практикующий и так уже знает, ничему
новому он его научить не может. "Моя практика состоит в пребывании в
бесконцептуальном состоянии, ибо это та основа, в которой нет мыслей:
концептуальные идеи не являются медитационной практикой. Моя медитация -
это в'идение трех миров: в истинной природе нет пристрастий. Если бы они
были, это не было бы медитацией. Если я несу свои мысли в сумке, это
значит, что с желаниями покончено, поэтому нет и мыслей. Если вы свободны
от концепций, вы понимаете значение этого. Если моя практика состоит
в том, чтобы служить всем существам, это значит, что все переживания
блаженства и страдания имеют один вкус, и неразделение на хорошее и плохое
- вот моя практика". Нангжер Лодпо почувствовал досаду и сказал: "Если ты
такой умный, завтра мы должны устроить дебаты в присутствии царя". Мальчик
громко засмеялся и сказал: "Причина и следствие - неверное понимание.
Великие практики, удерживающие мысли под жестким контролем, дремлют или
спят во время медитации. Язык и логика философии подобны оружию и темным
сетям. Дебаты - это лишь словесные концепции, а тантрическая практика,
преобразуя ум, не позволяет ему пребывать в его истинной природе.
Ученые мужи имеют бессмысленное понимание, их видение и медитация подобны
пузырям, это просто слова без приложения на практике. Все это не истинная
практика, конечное состояние ничем необусловлено. Нет никакой практики,
которую следовало бы выполнять, нет никаких затмевающих факторов, и как
только вы достигли истинного понимания, нет больше ничего, что следовало
бы изменить или к чему следовало бы прикладывать усилия".