Ангелы в Четвероевангелии.
(Сочинение по предмету: Священное Писание Нового Завета. Ч. 2.)
План:
Введение.
- Свойства ангельской природы (по синоптикам и Ин.).
1.1. Природа ангелов.
1.2. Добрые и злые ангелы
1.3. Участие ангелов в делах человека.
- Роль ангелов в Четвероевангелии.
2.1. Служение ангелов Спасителю.
2.2. Участие ангелов в делах человека.
2.3. Демонские козни и их ненависть, ложь и злоба.
Заключение.
Введение.
Есть в Писании одно место, которое раскрывает перед нами таинственные взаимоотношения Бога, ангела и человека. Это книга Соломона под названием «Песнь песней». В Песни разыгрывается вселенская драма, в которой участвует Жених, Невеста, друзья Жениха и дщери Иерусалимские, а также и многие другие персонажи (стражи, сыновья), которые выполняют эпизодические роли. Но, что же мы должны разуметь о Женихе, Невесте, друзьях Жениха и тех дщерях. «Разумей, - говорит Ориген, - Жених – Христос, Невеста… - Церковь»[1,50]. Такое толкование общепринято в традиции (Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Феодорит, Нил, Максим Исповедник, Матфей Кантакузен) исключение представляет Михаил Пселл, который под Невестой подразумевает душу «любящую Христа»[2,123]. Друзья Жениха – по одним – Ангелы (Ориген, Григорий Нисский, Максим), по Пселлу – помощь и благодать от Бога, подаваемая чрез ангелов [2, 141,143]. Дщери Иерусалимские – по Пселлу – Ангелы[2,130], по Оригену – души идущие по пути спасения[1, 51], по Отцам – уверовавшие из среды Израиля [2,129]. Есть еще дети матери моей – демоны. Наблюдая перипетии между ними: диалог Жениха и Невесты, монолог Жениха к дщерям и друзьям. Монолог Невесты к дщерям и друзьям. Хор друзей, хор дщерей. Нельзя не подивиться тому, как просто изложил Соломон взаимоотношения между Богом, ангелами и людьми.
В нашу задачу входит рассмотрение вопроса об ангелах в Четвероевангелии. Для раскрытия темы мы будем пользоваться первоисточником, т.е. Евангелием, комментариями Св. Отцов и работами современных богословов. Ход работы намечен по следующему плану: 1) Рассмотреть вопрос о природе ангелов, на основании Св. Писания (Четвероевангелия), их свойства, место обитания и самоопределение; 2) Рассмотреть роль Ангелов, каковая им определена в служении Господу и людям.
1. Свойства ангельской природы.
1.1. Природа Ангелов.
Природу Ангелов св. отцы определяют как бестелесную и духовную, а, следовательно, невидимую [3, 196; 4, 177, 180]. Ангелы разумны и обладают свободной волей (самоопределением), они бессмертны (Лк. 20: 36) и совершеннее людей и по естеству, и по уму, и по воле, и по крепости, и по силе (Пс. 8, 5 – 7; Евр. 2:7; 2Пет. 2:11; Пс. 102: 20). Но, несмотря на их духовную природу и совершенство, они (в своей духовности) не единосущны (духовности) Бога, т.е., они – существа относительно духовны, бесплотны, по отношению к Богу [3, 197; 5, 187 – 188]. Об Ангелах нельзя утверждать, что они делятся на мужеский и женский пол, являются творцами и совечны Богу [5, 190; 6, 27]. Как известно, Св. Отцы, говоря о природе Ангелов, говорили не от себя, но всегда опирались на Св. Писание. Поэтому все, что они говорят о бессмертии, бесплотности, разумности, ограниченности во времени и пространстве Ангелов и т.п., имеет корни в Св. Писании
[1].
1.2. Добрые и злые ангелы
Священное Писание свидетельствует, что существуют не только добрые Ангелы, но и злые ангелы – бесы, демоны, которые не были сотворены злыми изначально, но развратились и выбрали зло (которое и произвели в себе, дав ему начало) добровольно. Их глава и вождь зовется по-еврейски Сатана (противник, непослушный), а по-гречески Диавол (клеветник) (Мф. 4:1; 13: 39; 25: 41; Лк. 4: 2 – 3; 8: 12; Ин. 8: 44; 13: 2). Он является князем мира сего (Ин. 12:31; 14:30), но он не имеет власть над миром – Творцом которого является Бог, но над миром в теперешнем его состоянии, или лучше сказать над злом, которое, как паразит, ныне пребывает в мире сем. Он обитает в области воздушной (Еф. 2: 2), но не на небе (духовном мире, где пребывают, восхваляя Бога, все святые Ангелы), с которого он, по словам Спасителя, ниспал как молния (Лк. 10:18). Он царствует над всеми сынами погибели и над послушными, покорившимися ему духами (Мф. 9:34; 12: 24; 25: 41; Мк.3: 22; Лк. 11:15). Диавол и его ангелы всячески искушают человека, ища его погубить (Мф.13:28, 38 – 39; Лк. 11: 24 – 26; 1Пет. 5:8; Еф. 2:2 и др.), но в этом они ограничены, т.к. они связаны Божиим гневом и не имеют полной свободы, но по Божиему попущению (так как суд над ними, хотя, уже провозглашен, но еще не приведен в исполнение), они производят свои лукавые дела (Мф. 25: 41; 2Пет. 2: 4; Откр. 20:10; Иов.1:12; 2:6;). Кирилл Иерусалимский говорит, что диавол является подстрекателем ко греху «он подстрекает всех, однако же не может одолеть тех, которые ему не покоряются» [Цит. по 4, 207]. Святые же Ангелы, напротив, всячески помогают человеку в его жизни и на пути спасения. При служении Ангелов был вручен Закон Моисею (Втор. 33: 2; Деян. 7: 53), Архангел Михаил спорит с сатаной о теле Моисея (Иуд. 9). Господь заповедует Ангелам сохранять человека и охранять его на всех путях его (Пс. 90: 11; Мф. 4:6). Ангелы водят и ободряют служителей Божиих (Мф. 28: 5 – 7; Деян. 8: 26 и т.д.). Они относят души спасенных на «лоно Авраамово» (Лк. 16: 22). Каждый человек имеет Ангела-хранителя, который всегда предстательствует за такового человека пред Богом (Мф. 18: 10).
2. Роль ангелов в Четвероевангелии.
2.1. Служение ангелов Спасителю.
Когда настала полнота времен, Бог послал Сына Своего Единородного в мир, дабы совершил Он суд миру сему и приговор Диаволу и ангелам его. И возвестил Евангелие спасения, дабы всякий верующий в Сына не погиб, но имел жизнь вечную. И Тот, Кто не хищением и обманом был равен Отцу, умалил Себя явившись в образе раба (ср. Флп. 2: 6 - 7). И был явлен во плоти, Кого увидев, среди людей, возрадовались Ангелы, первыми воспев песнь благовестия: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (1 Тим. 3:16; Лк. 2: 14). При Рождестве Владыки ангелы дивятся, воспевая в радости (Лк. 2: 14), в пустыни служат Ему (Мк. 1:13), в Гевсимании утешают в тоске смертельной (Лк. 22: 43), при Кресте ужасаются (ср. Игнатий Богоносец. Трал. 9). Христос нисходит во ад и ангелы ада повергаются, восстает из гроба и ангелы благовествуют о воскресении (Мф. 28: 5 – 7; Мк. 16: 5 – 7; Лк. 24: 4 – 7; Ин. 20: 11 – 13), Христос возносится на небо и ангелы предстоят (Деян. 1: 10). И ныне восседает одесную Отца в окружении Серафимов и Херувимов, Престолов и Господств. И се, грядет еще во славе и силе великой Тот пред именем Которого преклонилось всякое колено небесных, земным и преисподних (Флп. 2: 9 – 10), и сонм святых Ангелов с велегласными трубами грядет с ним.
2.2. Участие ангелов в делах человека.
«В новозаветной истории человечества Ангелы участвуют с самого начала и вплоть до ее апокалиптического завершения, - говорит прп. Иустин (Попович), - …сообщаются с людьми, как братья по вере, любви и надежде» [3, 193]. Выше мы уже говорили о служении Ангелов на благо человека в древнем Израиле, что посредством и при служении Ангелов был дан Закон (Деян. 7:38 ; Гал. 3:19 ; Евр. 2:2), что они защищают богоизбранных людей и служат ангелами-хранителями (Пс. 90:11 ; Дан. 6:22 ; Деян. 12:7-10; Мф. 18:10 ; Деян. 27: 23, 24) и т.п. Теперь рассмотрим, как они участвовали в икономии нашего спасения. Вы видим, что Гавриил, Ангел Бога Всевышнего, «Архистратиг ангельских сил» [7] посылается к Захарии и говорит ему, что Елисавета зачнет и родит сына, который будет велик пред Богом и предъидет пред Господом в силе и духе Илии (Лк. 1: 5 – 25). Тот же Ангел посылается и к Деве Марии и благовествует Ей с превеликой радостью, «нетленное рождение»[8] Сына, Который будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и возьмет престол Давида, и будет царствовать, и царству Его не будет конца. А на удивление Девы, как же сие будет, как можно, чтоб от Девы, не познанной мужем, родится Сын. На сие говорит Ей Гавриил: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя»(Лк. 1: 26 – 35). И когда зачала Блаженная Мария, вечно ублажаемая всеми родами (Лк.1: 48), и уже не могла таиться, то была увидена мужем Ее Иосифом, человеком праведным и святым, который опечалился весьма тем, что узнал и заподозрил Деву в беззаконии. Но не хотел предать Ее огласке, и на побитие камнями [9, 22], но решил тайно отпустить. Тогда явился ему Ангел и утешил его, сказав, что зачатый Марией есть от Духа Святого (Мф. 1: 18 – 25). С трепетом следили Ангелы за Тайной Рождества Предвечного, когда «Ветхий денми стал младенцем» [10, 154 – 155] а, услышав первый крик Младенца, с радостью великой идут благовестить пастухам (Лк. 2: 8 – 14). Не без Божия вдохновения и водительства Ангелов идут и маги с далекой Восточной страны, ведомые Звездой, дабы узреть Царя родившегося в Иерусалиме (Мф. 2:1 – 2). И от Ангела получают во сне откровение, дабы сторониться лукавых сетей Ирода, и, встав, тайно уходят в свою страну (Мф. 2: 12). Ангел же предупреждает Иосифа поспешно бежать в Египет, дабы спасти Младенца от злоумышления Иродова (Мф. 2: 13), а после смерти тирана, Ангел возвещает Иосифу о том, чтобы он вернулся в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души младенца (Мф. 2: 20). Ангел, посланный Воскресшим Спасителем, Который восстал рано (ср. Пс. 56: 9) и «оставил гроб запечатленным … уйдя из него так, как это известно только Ему одному» [11], отваливает тяжелый камень гробницы, в которой Он лежал (Мф. 28: 2), дабы узрели люди чудо, ибо пустой гроб возвещает радость вечной жизни. Ангелы возвещают пришедшим искать Живого среди мертвых, что Господь воскрес (Мф. 28: 5 – 7; Мк. 16: 5 – 8; Лк. 24: 4 – 8; Ин. 20: 12). При славном вознесении Владыки Ангелы предстают апостолам, изъясняя им тайну вознесения и второго Пришествия Спасителя (Деян. 1: 10 – 11).
2.3. Демонские козни и их ненависть, ложь и злоба.
Демоны, шагнув в бездну, в сторону от Бога, но связанные, как и все твари Божием промыслом и Божией благодатью (ибо и они живут только потому что благоволит Бог не забирать их жизни), непрестанно, упражняясь во зле, чинят и человеку всякие злодеяния и искушения. Дьявол в образе змия искушает первых людей (Быт. 3: 1, 6, 14; Откр. 12: 9), наводит всякие козни на Иова и домогается его души (Иов. 1: 6, 12; 2: 2, 6). Злой дух мучает Саула (1Цар. 16: 14 – 15), приступает к Давиду и искушает его (1Пар. 21:1). Демоны связывают человека болезнями, беснованием, лунатизмом и т.п. (Мф. 9: 32; Мк. 1: 23; 9: 17; Лк.13:11). Но более всех показателен один эпизод из Евангелия, на котором демонстрируется вся злоба демонов и вся власть, которую имеет над ними Господь. Это исцеление бесноватых на Гадаринском берегу Галилейского моря (Мф. 8: 28 – 34; Мк. 5: 1 – 20; Лк. 8: 26 – 39). Ибо когда Господь прибыл в это место Его встретили два (по Мф. или один – по Мк. и Лк.) одержимых бесами, которые были так свирепы, что их связывали цепями. Когда же бесноватые увидели Господа, то встрепенулись бесы в них и, исповедав Божество Сына [12, 56], умоляли Его не мучить их прежде времени. И просили его не посылать их в бездну и, увидев пасущееся неподалеку стадо свиней, просили Его послать их в стадо свиней. И Господь, тотчас, исполняет их мольбу и они, войдя в свиней, потопили все стадо в пучине морской (Мф. 8: 28 – 34 и аналог.). Из этого эпизода видим: 1) бесы исповедуют Господа Сыном Божиим. Златоуст говорит, что народ почитал Его человеком, то бесы исповедуют Его Божество, для того, чтоб уверовал народ [цит. по 12, 56]. Так же и Феофилакт [13, 97]. Иероним же замечает, что бесы исповедуют Господа Сыном Божиим вынуждено: «необходимостью признания, которое побуждает их, как бы беглых рабов, которые спустя продолжительное время видят господина своего, [то побуждаются] не просить ни о чем, кроме избавления от ударов»[9, 63]. 2) Бесы умоляют Его не изгонять их в бездну, но послать в свиней. И этим показывают нам, что ничего не могут делать самостоятельно, и если вселяются в человека, то по Божиему попущению, а если изгоняются вон, то по Божиему повелению. «Понятна эта просьба злых духов, - говорит К. Сильченков, - ненасытная злоба побуждает их хотя [бы] меньшим горем людским вознаградить себя за невозможность творить большее…» [12, 58]. 3) Господь исполняет просьбу демонов. Для чего Господь делает это? Неужели потворствует злобе бесов? Никак. Но этим показывает злобу природы демонской, «какую… питают они к людям» [13, 97]. Погубление свиней, как говорит один из современных комментаторов Евангелия, показывает, что «даже после изгнания из человека они остаются активно действующей и разрушительной силой, однако могут сделать лишь то, что попущено им Иисусом» [14, 99].
Заключение.
Вселенская драма, воспетая Соломоном, продолжается и до сего дня. Так и сегодня Невеста (душа ищущая Бога и Церковь) ищет своего Жениха (Господа), а стражи (демоны) сретают ее на пути и бьют, но Жених Сам находит ее, Сам спасает, любит и не даст в обиду.
Наш краткий очерк показал, что в Четвероевангелии имеется ясное учение о той реальной духовной силе, активно действующей в нашем мире. Силе не только доброй, помогающей, защищающей и ведущей к Богу, но и, другой, губящей, злой, уводящей от Бога и погружающей во мрак греха. В Евангелии содержится учение о природе этой силы (ангельской и демонской), о ее духовности и разумности и бессмертности (Мф. 22: 30; Лк. 20: 36). Евангелие учит нас о том, что есть добрые ангелы и злые демоны, и какова разница между ними, как совратился сатана, и какие злобы о чинит человеку (Мф. 18: 10; 28: 5 – 7; Лк. 16: 22; Мф. 4:1; 13: 39; 25: 41; Лк. 4: 2 – 3; 8: 12; Ин. 8: 44; 13: 2). Евангелие показывает, какую роль играли ангелы в Новозаветной истории, как они служили Спасителю от Его Рождества, до Его Вознесения (Лк. 2: 14; Мк. 1:13; Лк. 22: 43; Мф. 28: 5 – 7; Мк. 16: 5 – 7; Лк. 24: 4 – 7; Ин. 20: 11 – 13). Как добрые ангелы служат человеку и как злые всячески искушают его. Из всего этого мы видим, что мир духов играет в нашей жизни и истории не последнюю роль, что человеку важно уметь различать духов (1Ин. 4:1), чтоб не стать игрушкой в руках темных сил. Нам следует прилепиться к Богу и противостать дьяволу и убежит от нас.
Список литературы:
- Ориген. Гомилии на Песнь песней/ пер. с лат. Н. Холмогоровой// Патристика: новые переводы, статьи. – Нижний Новгород, 2001.
- Михаил Пселл. Богословские сочинения/ пер. с греч. Архим. Амвросий. – СПб.: РГХИ, 1998. – (Сер. Византия).
- Собрание творений преподобного Иустина (Поповича): Т.2.: Догматика Православной Церкви: Ч. 1 – 2./Пер. с сербск. С. Фонов; ред. А.И. Сидоров. – М.: Паломник, 2006.
- Давыденков, О., иерей. Догматическое богословие: учеб. пособие. – М.: ПСТГУ, 2005.
- Иоанн Дамаскин. Источник знания/Пер. с др.-греч. Д.Е. Афиногенов, А.А. Бронзов, А.И. Сагарда, Н.И. Сагарда. – М.: Индрик, 2002. – (Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. Святоотеческое наследие. Т.5)
- Бл. Феодорит Кирский. Творения. – М.: Паломник, 2003. – (Библиотека Отцов и Учителей Церкви. Т.12).
- Проповеди святителя Софронiя, Патрiарха Iерусалимскаго. / Пер. и комм. Архим. Амвросiя (Погодина). Джорданвилъ: Типографiя преп. Iова Почаевскаго, Свято-Троицкiй монастырь, 1988. – С. 19-66. – Интернет публикация на сайте: «Святоотеческое наследие».
- Святаго Анастасія Архіепископа Антіохійскаго, Слово нa Благовещеніе Всенепорочныя Богородицы Маріи. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». – 1841 г. – Часть I. – с. 376-388. – Интернет публикация на сайте: «Святоотеческое наследие»
- Блаженного Евсевия Иеронима пресвитера Стридонского. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. – [М.:]Учеб. -информ. экуменист. центр ап. Павла, б.г.
- Прп. Ефрем Сирин. Похвальная песнь Божией Матери//Величие Пречистой Девы Богородицы. – М.: Паломник, 2005.
- Блаженнаго Григорія, Патріарха Антіохійскаго, Слово о женахъ мироносицахъ и о пріявшемъ Божественное Тело Гробе Господа нашего Іисуса Христа и объ Іосифе Аримафейскомъ и на тридневное Воскресеніе Господа нашего Іисуса Христа. // Проповеди святителя Софронiя, Патрiарха Iерусалимскаго. / Пер. и комм. Архим. Амвросiя (Погодина). – Джорданвилъ: Типографiя преп. Iова Почаевскаго, Свято-Троицкiй монастырь, 1988. – С. 160-170. – Интернет публикация на сайте: «Святоотеческое наследие»
- Сильченков, К. Чудо на Гадаринском берегу Галилейского моря // Новая Заповедь [сб. ст.]. – СПб., 1999.
- Благовестник, или толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского на Святое Евангелие: в 4-х книгах. [Кн. 1.]: [Толкование на] Евангелие от Матфея. – М.: Лепта, 2001.
- Евангелие от Луки: комментарий к греческому тексту [Реферат: Marshall, I.H. The Gospel of Luke. A commentary on the Greek text./текст реферата Я.Г. Тестелец]. – М.: ЦБПИ, 2004.
[1] О духовности и бесплотности – Мф. 22: 30; о пространственной ограниченности – Ин.1: 51; Лк.1: 26, 38; Мф. 28: 2; Лк. 2:15; Лк. 22: 43; об ограниченности их знания – Мк. 13: 32.