Вардесан.
1. Сведения о нем.
Вардесан, происходил из знатного аристократического рода, родился он в Эдессе. Имя Вардесан (Бар Дайсан) может указывать на то, что он родился в сирийской стране лежащей у берегов р. Дайсан
[1]. Михаил Сирииец говорит, что родители Вардесана Нугама и Назирам происходили из Персии (или Парфии), и переселились в 144 г. от Р.Х. в Эдессу, когда правителем там был Абгар Ману VIII. Поселившись вблизи реки Дайсана, там, 11 июля 154 г. (согласно
Эдесской хронике) у них рождается сын, которого они назвали Бар’Дайсан (Ибн Дайсан – что может пониматься как:
сын Дайсан, т.е. родившийся вблизи этой реки). По этнической принадлежности Вардесан был перс или парфянин. Африкан называет Вардесана парфянином:
Βαρδησανης ο Παρθος[2].Порфирий называет его вавилонянином
[3] и говорит, что он происходил из Месопотамии. Ипполит называет его:
Βαρδησανης τον Αρμενιον[4]. Из всех этих свидетельств доверять следует только Африкану. Во-первых, здесь надо учесть личное знакомство последнего с Вардесаном, а во-вторых, свидетельство
Эдесской хроники и др. сирийских источников
[5]. Родители Вардесана были людьми аристократического рода (возможно, принадлежали к какому-то священническому, жреческому роду), они были приняты при дворе и играли немалую политическую роль. Вардесан воспитывался при дворе и получил очень хорошее образование. По сообщению Юлия Африкана, Вардесан был близок царю Осроены Абгару IX Великому(152 - 187). Это был один из самых образованнейших людей на Востоке. Иероним вносит его в число
выдающихся людей своего времени
[6]. Епифаний свидетельствует, что Вардесан владел двумя языками – сирийским и греческим
[7]. Далее, если следовать за изложением
Хронике Михаила Сирийца, родители Вардасена по каким-то причинам (
Nau усматривает здесь какие-то революционно-политические движения) покидают Эдессу и отправляются в Иераполь (Маббуг) и поселяются в доме одного жреца по имени Анудузбара. Анудузбар берет Вардесана на воспитание и обучает его наукам, в том числе и эллинским. Однажды учитель послал Вардесана (ему шел тогда 25 год) в Эдессу для покупки каких-то вещей. В Эдессе Вардесан стал свидетелем проповеди тамошнего христианского епископа Гистапса, который объяснял народу Св. Писание. Проповедь тронула сердце Вардесана и он уверовал и крестился, а затем был посвящен в сан диакона. Вардесан стал с большим усердием служить Христу и проповедовать Его учение. В это время страной управлял Абгар Ману IX, с которым Вардесан в детстве вместе воспитывался и дружил. Вардесан дошел с проповедью до самого Абгара, который уверовал и крестился. И Эдесса сделалась первым в истории христианским царством, а Абгар Ману IX – первым христианским правителем. Таким образом,Вардесан стоял у истоков христианства в своей стране. Благодаря его влиянию при дворе христианство было официально признанно государственной религией Осроены. Многие древние авторы, упоминающие о нем, отмечали его исключительную образованность и обаятельность. Он был философом, историком, этнографом, астрономом, политиком, поэтом, христианским апологетом и полемистом. Вардесан кроме того был отличным охотником и отличался в национальном виде спорта в Осроене – стрельбе из лука по цели
[8]. И хорошим семьянином, Михаил Сириец свидетельствует, что Вардесан был отцом трех сыновей: Абрагона, Хасды и Гармония
[9]. Сочинения Вардесана, его литературные методы, мистическая лирика, положили основание сирийской христианской литературы. Это первый самостоятельный христианский мыслитель. Самое трудное в жизни Вардесана – это решить вопрос об эволюции его учения. С одной стороны известно свидетельство Евсевия, согласно которому в первый период своей деятельности Вардесан является гностиком валентинского толка
[10]. Затем, отдав отчет во множестве выдумок и нелепостей валентианства, он отвергнул это учение, но к чистоте христианского правоверного учения так и не пришел, осталась грязь старой ереси
[11]. С другой стороны свидетельства Епифания
[12], Феодора бар Куни и Михаила Сирийца говорят об обратном: Вардесан уклонился к ереси Валентина от чистого христианского учения.
Поснов, следуя за
Nau, считает, что Вардесан приняв христианство, просто не смог отказаться от своих прежних взглядов и, как было в обычае того
синкретического времени, просто приспособил их к новому учению
[13] (т.е. христианству, влив так сказать, новое вино в мехи ветхие). Действительно в дошедших до нас его трудах весьма явственно прослеживается серьезное гностическое влияние. Михаил Сириец свидетельствует, что уже преемник Гистапса некий Апи отлучил Вардесана от Церкви за ересь
[14]. По Феодору бар Куни, Вардесан сам отделился от Церкви, после неудачной попытки сделаться епископом
[15].
Nau не доверяет этим свидетельствам, с ним солидарен и
Поснов. После его кончины у него осталось множество последователей, которые назывались вардесанитами или дейсанитами и их учение ходило в Осроене, наряду с официальным учением Церкви. Известно, что ок. 200 г., знаменитейший Антиохийский епископ Серапион послал в Осроену своего ученика Палута (который был родом из Эдессы), рукоположив его епископом г. Эдессы, для распространения ортодоксально учения в Осроене и борьбы с влиянием учения Вардесана. Палут принес в Эдессу проповедь евангельскую, из апостольского источника, но влияние Вардесана было настолько велико, что на проповедь Палута вначале отозвалось немного последователей. Но постепенно, здесь повлиял и политический фактор – Осроена вошла в Римскую империю – палутианам удалось доказать, что именно они имеют апостольское учение согласное с тем, которое проповедуется и в Риме, и Александрии, и во всей Ойкумене. Постепенно ортодоксальное учение возобладало
[16] (Но и еще через двести лет, как известно, влияние Вардесана существовало, как это видно из борьбы против вардесанитов св. Ефрема Сирина
[17]). Вардесану пришлось покинуть Эдессу (ок. 216 – 217 г.), по упомянутым выше причинам (в Эдессу вступил Каракалла) и бежать в Армению, где он выступил с проповедью христианства. Но имел небольшой успех, зато, будучи в Армении продолжительное время (год или два), Вардесан, воспользовавшись храмовыми архивами, составил
Хронику Армении, о которой упоминает Моисей Хоренский
[18]. После армянской миссии Вардесан, как думают некоторые исследователи (
Поснов), вернулся в Эдессу, где прожил остаток жизни. Смерть Вардесана относится к 222 году.
2. Литературная деятельность Вардесана.
Вардесан был плодовитым писателем. Евсевий и Иероним свидетельствуют о многих его сочинениях. Так Евсевий говорит, что Вардесан писал свои произведения на своем родном (сирском) языке. Затем его ученики перевели кое что из его трудов на греческий
[19]. Лично Евсевий читал перевод его
Диалогов о судьбе (ими он пользуется и в
Евангельских приуготовлениях, 6,10), о которых он говорит, что они были написаны Вардесаном и его учениками (
εν τοις προς τους ετχιρους Διαλογοις. PE, VI, 9). Другие же его труды, похоже, Евсевий не читал. В своей
Церковной истории Евсевий перечисляет следующие его произведения: 1)
диалоги против последователей Маркиона; 2) какие-то сочинения направленные против
прочих ересиархов; 3) сочинения, написанные
по поводу гонения. Переводы каких-то его трудов на греческий, из которых Евсевий дает название только одного –
Диалог с Антонием о судьбе. По поводу последнего Иероним и Моисей Хоренский сообщают, что он был адресован римскому императору Антонину
[20]. Феодорит Кирский так же свидетельствует, что Вардесану принадлежит соч.
κατα ειμαρμενης, но не упоминает (или не знает), что он был адресован Антонину
[21]. Епифаний, хотя и не упоминает прямо это соч., но говорит, что Вардесан «состязался много с астрологом Авидою против судьбы»
[22]. Моисей Хоренский пользуется сочинением Вардесана, называя его
Летопись (
Хроника Армении; см. выше)
, которая повествует об армянских князьях Валерсе и его сыне Корсу. Но (
Nau) пишет, что Вардесан написал его во время своего удаления в Армению
[23]. Из сочинений св. Ефрема Сирина мы узнаем о написанных Вардесаном 150-ти гимнах, по подобию Давидовых псалмов, но в них, по словам Ефрема, было много заблуждений: «Я слышал в стихах его хулы, и в его чтениях злословия», говорит Ефрем в одном из своих гимнов
[24]. Но Феодорит в
Церковной истории и Созомен говорят, что Гармоний, сын Вардесана первый усвоил для сирского языка эллинские метрические нормы и музыкальные аккомпанименты
[25]. Они, как видно, атрибутируют
гимны Гармонию и не упоминают о Вардесане, тогда как Ефрем автором
Гимнов считает Вардесана и не упоминает о Гармонии. Гарнак попытался разрешить это противоречие, предположив, что Гармоний собрал, отредактировал и издал
Гимны отца
[26]. Хорт предположил, что автором
Гимнов является Гармоний, но инициатором Вардесан, по внушению и при жизни которого сын и составил их.
[27]. Кроме того, Ефрем сообщает о том, что Вардесан и его последователи занимались составлением апостольских
Деяний[28], т.е. переводом и литературной обработкой ходивших тогда многих апокрифических
Деяний апостолов. Примером такой работы Вардесана, возможно, следует считать сирийские
Деяния апостола Фомы. В этих апокрифических
Деяниях, сохранились приписываемые ап. Фоме т.н.
Гимн о скитаниях души, ода о Софии, свящ. молитвы авторство, их, вероятно принадлежит Вардесану и его кружку (Ю. Николаев
[29], Но
[30], Липcий
[31] и др.), т.к. этот гимн имеется только в сирийской версии
Деяний ап. Фомы. Липсий утверждает, что
гимн о душе является гностическим сочинением, первоначально написанным по-сирийски, и был приложен к
Деяниям Фомы, но не принадлежал им изначально. Это касается и
Оды о Софии. Неоплатоник Порфирий упоминает о сочинении Вардесана
об Индии, написанном на основании сведений, полученных Вардесаном от посольства из Индии к Гелиогабалу. Арабский епископ Георг (возможно одно лицо с Георгием Аравийским VIII в.), приводит цитату из соч. Вардесана
О скоплениях небесных звезд[32]. Манихейский арабский источник Фирист (или Фихрист) говорит: «Ибн Дейсан есть автор книг:
Свет и мрак, Духовная сущность истины, Движущееся и пребывающее»
[33]. Хорт и Крюгер считают, что эти сочинения не принадлежат самому Вардесану и относят их к тому периоду, когда секта вардесанитов подверглась манихейскому влиянию. Из всего этого обширного наследия Вардесана мало что дошло до нас. Только одно сочинение дошло в полном виде – это открытый (в 1843 г. ) в сир. Нитр. монастыре, архим. Таттамом, сирийский тест
Диалога (название рукописи гласит:
Книга законов стран; но это не первоначальное название) и изданный в 1855 году ученым Куретоном (
Cureton). Но как выяснилось, это была уже поздняя редакция подлинного
Диалога о судьбе. Все же это сочинение остается единственным памятником литературной деятельности Вардесана, т.к.
Гимны не сохранились, а остальные соч. дошли лишь в небольших фрагментах поздних авторов.
3. Учение Вардесана (попытка реконструкции).
Учение Вардесана, как уже было сказано выше, не попадало в канон ортодоксальной Церкви. Оно имело некоторые гностические тенденции. После смерти Вардесана (222), его дело продолжил его сын Гармоний, очень даровитый и всесторонне развитый человек
[34]. Постепенно секта Вардесана, получившая название
вардесанитов стала широко разрастаться. О ее громадном значении в Эдессе, во втор. пол. IV века, упоминает преп. Ефрем Сирин, о борьбе Ефрема с вардесанитами свидетельствует
Житие этого святого. В нач. V-го в., о вардесанитах, все еще действующих в Эдессе, упоминает бл. Феодорит, имеются свидетельства о них и в
Житии Равулы Эдесского (+ 435). Но, что представляло собой учение Вардесана и вардесанитов, и возможно ли дать полную картину его системы? Ответ на этот вопрос можно дать только один – отрицательный. На сегодняшний день нет возможности дать полную систему его религиозных воззрений и его учения. Сочинения Вардесана не сохранились, а поздние авторы дают мало сведений о его учении (исключение представляет только Ефрем, но и он дает отрывочные и не полные сведения). Некоторые исследователи делают вывод, что сама система Вардесана не имела полной ясности и не была до конца оформлена. Ефрем свидетельствует о непоследовательности в учении Вардесана. Он то отвергает дуализм Маркиона, то сам признает дуализм, то отвергает учение о многих богах гностиков, то сам признает многих эонов, то считает их вечными, то ограниченными и т.д. Михаил Сириец, после краткой биографии Вардесана и упоминания, что он составлял трактаты против еретиков, пишет, что Вардесан сам принял некоторые догматы Валентина. Михаил говорит о его учении следующее: «Вардесан говорит, что есть три главных природы и четыре главных существа (сущности), которые суть Разум, Власть, Понимание и Знание. Четыре силы суть: огонь, вода, свет, воздух (или ветер), и от них происходят другие существа (элементы) мира в числе 360. Вардесан говорит, что Тот Кто говорил с Моисеем и пророками, был Главою ангелов, а не Самим Богом, наш Господь был облечен в вещество ангела, а (от) Марии Сияющая Душа воплотилась и таким образом получила форму и тело. Далее высшие силы дали человеку его душу, а низшие дали ему его конечности, Солнце дало ум, а Луна и планеты другие части»
[35]. Михаил Сириец излагает, далее астрологическое учение Вардесана. По его учению мир обновляется через каждый месяц. Вардесан сообщает, что Спаситель был рожден над планетой Юпитер, распят в час Марса, погребен в час Меркурия и во время Юпитера восстал из гроба. Далее Вардесан говорил, что сны верны, а супружество считал очищением.
[1] См. Ю.Николаев [Данзанс, Ю.Н.]. В поисках божества: Очерки из истории гностицизма. – Киев: София, Ltd. 1995. – С.251.
[2] Юлий Африкан. Фрагмент из соч. Κεστοι
[3] Порфирий. De abstin. 5,17.
[4] Цит. по: Поснов. Указ. соч. – С. 442.
[5] Но (Nau) и Гарнак (Harnack) объясняют сообщения Порфирия и Ипполита следующим образом: Первый называет его вавилонянином в смысле человека искусного в астрологии (Nau, F. Patrol. syr. I, II, p. 492), а второй зная о его миссионерской деятельности в Армении (Harnack, A. Geschichte. I,1. S.188).
[6] Иероним. О знаменитых мужах, 33.
[7] Епифаний. Haer. 56: λογιος τις ων ταις δυσι γλωσσαις – Ελλινικη τε διαλεκτω και τη των Συρων φωνη. Цит. по: Поснов. Указ. соч. – С. 443, прим. 5.
[8] Юлий Африкан. Хроника, цит. по Г. Виденгрен. Мани и манихейство. – СПб.: Евразия, 2001. – С.19.
[9] Сагарда, А.И. Древне-сирийская церковная литература// Сагарда, Н.И., Сагарда, А.И. Полный корпус лекций по патрологии: Учеб. пособие/ Сост., ред., вступ. М.Б.Данилушкин. – Изд. первое. – СПб.: Воскресение, 2004. – С. 1187.
[10] Иероним. Указ. соч. 33, Евсевий. Церковная история, 4, 30.
[11] Евсевий Памфил. Церковная история. – М.: ПСТБИ, 2001. – С. 188.
[12] Епифаний. Haer. 56,1.
[13] Поснов. Указ. соч. – С. 445.
[14] См.: Поснов. Указ. соч. – С. 446.
[15] Поснов. Указ. соч. – С. 446.
[16] См.: Дворкин, А. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви: курс лекций. – Нижний Новгород, 2003. – С. 108 – 109.
[17] Жизнь и труды святаго Ефрема Сирина [сочинение бакалавра МДА А.К. Соколова]\\Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.1. – [М.:] Издатотдел Московск. Патриархат., 1993. – С.21 – 24.
[18] Моисей Хоренский [Мовсес Хоренаци]. История Армении, 2, 66.
[19] Евсевий Памфил. Церковная история. – М.: ПСТБИ, 2001. – С. 188.
[20] Иероним. Указ. соч., 33; Моисей Хоренский [Мовсес Хоренаци]. История Армении. 2, 66.
[21] Поснов, М.Э. Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним. – Брюссель, 1991. – репринт. Киев,1917. – С.436.
[22] Поснов, М.Э. Указ. соч. – С. 436.
[23] Nau, F. . – Paris, 1903. – T.2. – C. 392 – 394. (об этом же у Гарнака: Harnack, A. Geschichte. 1,1. S.188); см. Поснов, М. Гностицизм… .- С. 439.Dictionnaire de teolog. cathal. Vacant
[24] Жизнь и труды святаго Ефрема Сирина [сочинение бакалавра МДА А.К. Соколова]\\Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.1. – [М.:] Издатотдел Московск. Патриархат., 1993. – С.22.
[25] Феодорит. Церковн. истор. 4, 29:2; Созомен. Церковн. истор. 3,16.
[26] Harnack, A. Указ. соч. 1,1. – S. 187.
[27] См.: Поснов. Указ. соч. – С. 438 – 439; прим. 1.
[28] Николаев, Ю. Указ. соч. – С.252.
[29] Николаев, Ю. [Данзанс, Ю.Н.]. Указ. соч. – С. 252.
[30] Nau, F. Patrologia syriaca. Part 1, T.2. – P. 493 – 494.
[31] Lipsius. Die Apokryphen Apostelgeschichten und Aposteliegenden. B.1. – Braunschweig, 1883. – SS. 292 – 321.
[32] Nau, F. 513, 612, 614.Patrologia syriaca. Part 1, T.2. – P.
[33] Цит. по: Поснов. Гностицизм… . – С.440
[34] Ср.: Созомен. Церковная история. 3,16.
[35] Цит. по: Сагарда, А.И. Указ. соч. – С. 1187.