• Авторизация


Евхаристия в древней Церкви (продолжение) 18-06-2009 12:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

Итак, что же мы можем почерпнуть из слов Плиния? Начнем по порядку:
1) у Плиния мы встречаем «первое в истории, - по словам о. Сергия Мансурова, - указание на утреннее, предрассветное богослужение у христиан»[31,128].
2) «поочередно воспевали гимны Христу как Богу». Первая часть «утрени» заключала в себе чтение стихов (carmen). Это были молитвы и/или песнопения в честь Христа, причем чествовался Он в них как Бог (quasi Deo).
3) «Обязываютсяклятвой (invisen seque sacramento)». Многие ученые смущались и недоумевали из-за этих слов, и в науке до сих пор нет единого мнения по поводу того, как их понимать. Одни видели здесь указание на какой-либо обряд, вышедший впоследствии из употребления, в котором христиане обещались проводить чистую жизнь и удаляться от зла. Другое объяснение (впрочем, маловероятное [см. 7,49]), согласно которому здесь разумеется чтение декалога, и увещевание епископа соблюдать эти заповеди, на что собрание отвечало «аминь». Третьи видели в этих словах указание на крещение (A.Harnack, Мансуров). «Вифинские христиане<...>сообщили ему (Плинию) об обещаниях в крещении»(Мансуров) [31,129]. Скабалланович не соглашается с таким выводом [7,49]. Итак, «клятва» была второй частью «утрени», после чего собрание расходилось.
4) Вторичное собрание совершалось во второй половине дня, вечером. «Выражение Плиния “для принятия пищи” не оставляет сомнения, - говорит Ска-балланович, - в том, что здесь имеется в виду евхаристия или агапа»[7,49]. Плиний сообщает, что пища эта была «обыкновенной и невинной», более подробного объяснения Плиний не дает, остается только гадать. Вот здесь то, нам и помогает та часть письма, в котором Плиний рассказывает, что ему поведали диаконисы: «я не обнаружил ничего, кроме низкого, грубого суеверия». Можно с уверенностью сказать, что это «суеверие» выражалось словами подобными тем, которые сказал Сам Господь: «Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира»(Ин.6,51). Не удивительно, что подобные слова могли произвести в уме «просвещенного» язычника отторжение, как «низкое и грубое суеверие».
 
   д) Лукиан Самосатский о богослужении христиан.
    Другое интереснейшее свидетельство можно найти у языческого сатирика Лукиана из Самосаты, жившего во втор. пол. II в. В своем сочинении «О кон- чине Перегина» он рассказывает, как Перегин, познакомившись с «диковинным учением христиан», вскоре достиг у них высокого положения и почета «был во всём всем». Когда же он был схвачен как христианин и заключен в тюрьму, то христиане стали «с величайшим вниманием всячески ухаживать за Протеем (Перегином). Уже с самого утра можно было видеть у тюрьмы каких-то старух, вдов и детей-сирот. Главари же христиан даже ночи проводили с Протеем в тюрьме<...>,стали приносить обеды из разнообразных блюд и вести священные беседы»(Перег.11-13[цит. по 32,251-252]). Примечателен здесь порядок богослужений: как и у Плиния, они делятся на утренние и вечерние (ночные), на последних совершались агапа и евхаристия.
 
е) Вывод.
    Итак, довольно кратко обозрев литургическую практику первого послеапстольского поколения (до 150 г.) у нас складывается следующая схема:
    1. Богослужение строится по практике Апостолов. Священнодействуют на нем не всякий, а непосредственно те, кои поставлены на это служение апостолами (Деян.20,28). В деле служения свято сохраняется преемственность(1 посл. Клим. 44). Евхаристия, крещение или агапа не может совершаться без епископа (Игн. смир.8)
    2. Евхаристия совершается в опред. день – воскресение (Варн.15; Дид.13; Плин.96,7) день торжественный, но так же может совершаться и в другие дни (Игн.:Еф.13; Полик.4)
    3. Богослужение делиться на утреннее и вечернее (Плин.96,7). Вторая служба была важнее, т.к. на ней совершалась евхаристия [7,54]. Но в «Дидахи» предписывается совершать молитву трижды в день: в 3, 6 и 9-й часы. Исследователи считают, что это было частное «домашнее молитвенное правило состоящее из неск. псалмов и молитвы «Отче наш»[17].
    4. Наблюдается процесс выделения евхаристии из агапы. Первая приобретает святейшее и сакраментальное действо, приобретая догматическое значение, являясь осуществлением вечной жизни: «как символ Воскресения и Преображения», – по словам о. Иоанна Мейендорфа [33,21]. Вещество же евхаристическое, при освящении, является тождественным с Телом и Кровью Господним. (Игн.: Смир.7; Рим.7; Еф.20; Фил.4)[28,69-72].
    5. В чинопоследовании евхаристии наблюдается более и менее определенный чин и порядок (Клим.:1кор.40); оно состоит из:
   а) общих молитв за мир (Игн.:еф.10; Полик.:фил.7; 12);
   б) песнопений посвященных Христу и раскрывающих Его Божество (Игн.: рим.2; Плин.96,7)[см.: 21,48-50];
   в) чтение Свящ. Писания (Игн.:фил.5);
   г) проповедь;
   д) благодарение Бога – анафора;
   е) преломление и преподавание Св. Даров.
Видно, что схема такая же, какую мы видели и в Апостольской литургии.
 
3. Литургия в описании св. Иустина Философа и мученика.
Теперь переходим к описанию Литургии у св. Иустина Философа.
   а) О св. Иустине Философе и апологетах.
    Этот муж, который все юношеские годы провел оттаптывая пороги философских школ и достигший высокого уровня в философии, но внутреннее удовлетворение духа не нашедши в языч. философии, нашел его в христианском миросозерцании, и был уловлен Христом, и доказал Ему свою верность, даже до смерти. Он погиб мученически ок.166 г.
    Середина II-го века отмечена тем, что в христианство стали обращаться многие философы и интеллектуалы, например такие как: Аристид(+ок.140), Иустин, Татиан(+ок.180), Афинагор(кон.IIв.), Мелитон Сардийский(+ 70-ые IIв.),Феофил Антиохийский(+ок.180), Ермий(кон.IIв.), Пантен(+ок.200), Агриппа Кастор(IIв.) и еще более десятка имен, образованнейших людей II века, которые перешли, стали его защитниками и проповедниками его (Христианство – миссионерская религия в сущности своей, как жаль, что многие сегодня этого не понимают). Они написали многие сочинения, доказывающие превосходство христианской религии не только над другими религиями, но и над философией.
«Образованные и ученные» они, - по словам проф. И.Реверсова, - видя страдания и не заслуженную клевету многих своих собратьев христиан, взялись за перо «для защиты невинной Церкви от напрасных обвинений и для оправдания ее существоания»[34,26]. В первом ряду таких мужей и стоял св. Иустин Философ и мученик.
 
б) Евхаристия в описании св. Иустина.
    Иустин примечателен еще и тем, что оставил нам описание евхаристии, совершавшейся в его время. В первой Апологии (гл.65-67) Иустин приводит два описания литургии: «крещальной» и совершавшейся в «день Господень».
    Начнем анализ свидетельств Иустина с т.н. «крещальной литургии». В гл.61 1Ап. Иустин повествует: «каким образом мы посвятили себя Богу, обновившись через Христа»[6,92-93]. В крещении человек возрождается и, от прежней дурной жизни, переходит к новой жизни во Христе. Крещаемому Бог дарует свободу, знание и отпущение прежних грехов. Совершается крещение после оглашения, молитвы и поста, во имя Отца, Сына и Святого Духа, и называется оно «просвещением»[6,93]. После крещения «просвещенного» приводят в общее собрание. Там совершаются молитвы: «как о себе, так и о просвещенном и о всех других повсюду находящихся»[6,96]. После этого собравшиеся приветствуют друг друга «лобзанием». Затем к предстоятелю приносятся «хлеб и чаша воды и вина: он, взявши это, воссылает именем Сына и Духа Святого хвалу и славу Отцу всего и подробно совершает благодарение за то, что Он удостоил нас этого. Собрание отвечает на это «аминь». Тогда диаконы «дают каждому из присутствующих приобщиться хлеба и вина и воды». Причащаются все присутствующие, а тем, кто отсутствует, диаконы относят евхаристию им для приобщения. Иустин подчеркивает, что никто не может присутствовать на евхаристии, кроме крещенных, верующих в истину учения и живущих «как предал Христос. Ибо мы принимаем это, не как обыкновенный хлеб и обыкновенное питие: но<…>пища эта, над которой совершено благо-дарение через молитву слова Его<...>есть – как мы научены – плоть и кровь Того воплотившегося Иисуса»[6,97-98]. Эта евхаристия была предана апостолам Христом, говорит Иустин, в воспоминание Его. «С того времени мы между собой всегда делаем воспоминание об этом»[6,98; 196-197].
    Затем Иустин повествует о Евхаристии воскресного дня: «В так называемый день солнца бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам или селам; и читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов или писания пророков». Затем берет слово предстоятель и увещевает жить по святости, подражая святым. «Затем все вообще встаем и воссылаем молитвы». После молитвы начинается анафора, согласная с тем, которая описана выше: к предстоятелю подают хлеб и чашу, он воссылает молитвы и благодарения «сколько он может». Народ отвечает: «аминь», и происходит раздаяние каждому и приобщение даров, над коими совершено благодарение, а к не бывшим они посылаются чрез диаконов» [6,99](так же см.: Диал. с Триф.41;70).
    Из сказанного Иустином можно составить следующую схему:
1) Для начала следует заметить, что евхаристия совершалась в различных поместных Церквах Римск. Империи однообразным образом: «Рассказ св. Иустина воспроизводит порядок литургии в двух главнейших центрах христианской жизни II-го века – в Ефесе и Риме», - говорит о. Сергий Мансуров [31,134]. Этому свидетели так же св. Ириней (+202) и Игисипп (+180); первый, когда передает рассказ о том, что Поликарп совершал в Риме, с предоставления папы Аникета, евхаристию [15, 194]. Второй, путешествующий из Палестины в Рим и общавшийся с очень многими епископами и «от всех слышал одинаковые поучения». Игисипп свидетельствует, что: «в каждой преемственной смене и в каждом городе все идет так, как велит закон, пророки и Господь» [15,148].
2) Места собраний: слова Иустина, что новокрещенный ведется к месту общего собрания, указывают на то, что это место было определенным и неизменным. Была ли это какая-нибудь вилла, подобно домовой Церкви сенатора Пуденса[35,45], обычный дом перестроенный под базилику, или же крип- ты в катакомбах, этом «подземном Риме (Romasotteranea)» - по словам Барония [цит. по 36,73]. (Христиане стали осваивать катакомбы ок. сер. II в., возможно даже и позднее [36,92-93]), определить невозможно. Вероятно, это был какой-либо дом, приспособленный под церковь.
3) Порядок совершения евхаристии: мы представим Иустинову литургию в виде схемы, расположенной в кн. архим. Киприана (Керна) «Евхаристия»:
I. преанафоральная часть (литургия оглашенных).
    а) чтение апостольских и евангельских отрывков и проповедь (1Апол.67);
    б) уход оглашенных (1Апол.66);
    в) общие молитвы (1Апол.65);
    г) лобзание мира (1Апол.65).
II. анафора. (литургия верных)
    д) приношение хлеба и вина с водой (1Апол.65; Триф.41);
    е) подробные молитвы, т.е. евхаристический канон, в который входят благодарения за творение мiра и искупление, установительные слова, воспоминание страданий (1Апол.65);
    ж) преложение через «молитву слова»(1Апол.66);
    з) причащение (1Апол.67);
    и) диакон разносит Св. дары отсутствующим.
   
в) Вывод.
   Прежде всего, в описании евхаристии св. Иустином, обращает на себя внимание, даже не те, довольно существенные, отличия от современной практики, как-то: возлежание во время богослужения, перед анафорой («затем все вообще встаем и воссылаем молитвы»(1Апол.65)[6,99; 34,46]). Участники возлежали вокруг стола, как это изображено на одной фреске из римских катакомб св. Прискиллы (IIв.). Так же и практика раздачи Св. даров верующим на дом, для причащения. Об этом кроме Иустина, говорит так же и Тертуллиан (+после 220 г.)(К жене, кн.2,гл.5 [37, 342]). Обращает же на себя внимание акцентирование Иустина на Таинстве Евхаристии. Надо заметить, что Иустин не упоминает об Агапе в связи с евхаристией. По мнению Скабаллановича: «во взаимном отношении евхаристии и Агапы произошла к его времени существенная перемена»[7,52]. Евхаристия обособилась и превратилась в самостоятельную службу.
    Все же мы должны констатировать, что евхаристия, которую описывает Иустин это все та же Апостольская Литургия, которую мы реконструировали по новозаветным свидетельствам. Только порядок ее тверже, оформленнее и уже отделилась от Агапы.
 
4. Учение св. Иринея Лионского о Евхаристии.
 
а) О свт. Иринее Лионском.
    Свт. Ириней величайшая и уникальная фигура послеапостольского периода. Он непосредственный ученик апостольских мужей, т.е. тех, кто лично слышал проповедь св. апостолов. Из учителей Иринея известен св. Поликарп, о котором сам Ириней с величайшим почтением вспоминает в послании к Флорину. Св. Пофин, муж апостольский, епископ Лионский скончавшийся мученически, преемником которого и стал св. Ириней. Упоминает он и Папия, ученика ап. Иоанна Богослова и других, которых именует «пресвитерами».         
    Святого Иринея можно назвать первым Учителем Церкви, в классическом смысле этого слова. Иринея, можно считать основоположником Богословия, как такового. Как говорит проф. Н.Сагарда: Ириней «установил основные начала Церковного Богословия, которые в существенном остаются неизменными на все последующие времена»[13,511].
 
б) Учение Иринея о Евхаристии.
    В учении св. Иринея о евхаристии проявляется некоторая законченность, компендиум Православной христианской мысли того времени. Так, по словам Ири-ея: «[Господь наш Иисус Христос] научил новому приношению Нового Завета, которое Церковь, приняв от Апостолов, во всем мире приносить Богу». Это Святое приношение «почитается у Бога чистою жертвою и угодною Ему» [цит. по 13, 510]. В совершении Таинства Евхаристии: «Мы приносим Ему хлеб и вино не по- тому, что Он нуждается [в этом], но выражая тем Ему благодарность и освящая творения»[цит. по 3,36]. Иринею уже известна молитва призывание Святого Духа (epiclesic),так обличая валентианина Марка, Ириней говорит, что он, при совершении евхаристии сильно растягивал «слова призывания», указывая этим на молитву призывания Св. Духа. Так же Ириней, согласно со всем преданием, подчеркивает, что в евхаристических дарах присутствует Божество Слова и учит об истинном присутствие Тела и Крови Господней в Таинстве Евхаристии. Хлеб и вино приношения «через Дух Божий, все содержащий<...>принимая Слово Божие, становится Евхаристией, которая есть Тело и Кровь Христовы»(Прот. ерес.5,3,3 [цит. по 33,41]). Так же Ириней, согласно с преданием, учит о живо- творящей силе евхаристии, которая является залогом вечной жизни: «тела наши, принимая евхаристию, не суть уже тленные, имея надежду на Воскресение»[цит. по 3,37].
 
   в) Вывод.
    Суммируя высказывания Иринея, архим. Киприан (Керн) делает следующее заключение:
1. Евхаристическая молитва есть благодарение за творение мiра;
2. В ней освящаются творения;
3. [Святые] Дары суть истинное Тело и Кровь [Христовы];
4. Ясно упоминается какое-то призывание Бога [epiclesis];
5. Причащение освящает нас и есть залог воскресения;
6. учение [Церкви] согласно с Евхаристией, и Евхаристия подтверждает учение, т.е. ясно сознание того, что богослужение не есть просто внешний об- ряд<...>, а живая философия христианства; литургика есть молитвенное переживание истин веры, богослужебное их исповедание [3,37].
 
Заключение.
 
    Из всего вышесказанного, касательно чина литургии в древней Церкви, мож- но можно сделать следующее заключение:
    Рассмотренные нами документы не дают четкого представления о том, каким образом совершалась Евхаристия в IIIвв., они только лишь намечают основ- ные пункты. Тексты служб не записывались (первые записи нач. только в III веке – Testamentum Domini nostri lIesu Christi, Апостольское предание Ипполита и др.), исключение – «Дидахи», но и он, как мы показали, лишь намечает основные положения. Литургия в те времена совершалась по вдохновению – с элементами харизматичности, некоторые части литургии были, как мы видели, подвижными, импровизировались (в определенных рамках). Кроме того Евхаристия  III-го вв. существовала и передавалась посредством предания (1Кор.11,23; ср. у Василия Великого: «Из догматов и проповедей соблюдаемых в Церкви, иные в учении изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского предания, приняли мы в тайне»[39,331-332].), сохраняя disciplina arcani (тайное учение), сберегавшее в неизвестности тексты молитв от язычников. Отсутствие подобных текстов древних литургий апостольского времени (хотя, несомненно, т.н. Литургия Св.ап. Иакова, или Св. ап. Марка, которым предание относит составление чинов литургий, имеет некоторую историческую основу) не мешает нам правильно совершать Евхаристию, которая берет свое начало от практики апостольского времени. Мы уверены, наша Евхаристия та же, что и Евхаристия во времена Апостолов. Церковь живет в живом Предании, что позволяет ей Духом в Истине сохранять все необходимое для спасения. Меняются внешние формы, но неизменно Таинство. Неизреченное Таинство, которое происходит не столько по человеческим законам и понятиям, сколько силою и благостью Бога, остается таким же действенным, как и во времена Св. Апостолов, когда оно совершалось в скромной домашней обстановке, без пышности и торжественности. Бескровная жертва, независимо от причин, будет сохраняться и совершаться в Церкви Бога Отца, созданной на Крови Господа нашего Иисуса Христа и хранимой действием Утешителя, Который, по словам Климента Александрийского «непрерывно действует сейчас через Церковь»(Извл. из Теодот.24,2 [40, 193], до конца этого эона. Нам лишь важно быть быть деятельными, принимая участие в этом Великом, святом и страшном Таинстве.
    Думаю, что будет уместным закончить данный реферат словами приснопамятного о. Александра Шмемана, который призывал: «откроем Таинство Христова Тела и Крови как истинный источник и неизменное средоточие нашей христианской жизни»[41,72].
 
________________________
 
 
 
 
Источники и литература
(в порядке цитирования)
 
1)      Иоанн Дамаскин. Источник знания. – М.: Индрик,2002.
2)      Мейендорф, И.,прот. Православие в современном мире[сб. ст.]. – Клин: Христианская жизнь,2002.
3)      Киприан (Керн),архим. Евхаристия. – М.: Изд. храма св. Косьмы и Дамиана на Маросейке,2001
4)      Дмитриевский, И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. – М.: Издат. отд. Моск. Патриархата,1993
5)      Греческо-русский словарь Нового Завета. – М.: РБО,1997
6)      Св. Иустин Философ и мученик. Творения. – М.: Паломник,1995
7)      Скабалланович, М. Толковый типикон. – М.: Паломник,1995
8)      Книга Правил. – М.: Русский хронограф,2004
9)      Горский, А.,прот. История Евангельская и Церкви Апостольской. – СПб.: ИЦПФ,1999
10) Голубцов, А.П. Из чтений по Церковной археологии и литургике. – М.: Паломник,1996
11) Радостная весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого/пер. В.Н. Куз- нецовой. – М.: РБО,2001
12) Левинская, И.А. Деяния Апостолов. Историко-филологический коммента- рий [гл. I- VIII]. – М.: ББИ,1999
13) Сагарда, Н.И.,проф., Сагарда, А.И.,проф. Полный курс лекций по патроло- гии. – СПб.: Воскресение,2004
14) Игисипп. Свидетельства и фрагменты. Очерк.- (рукопись из личного архива)
15) Евсевий Памфил. Церковная история. – М.: СПВМ,1993
16) Мень, А.,прот. Православное богослужение. Таинство, слово и образ. – М.: Слово,1991
17) Алымов, В. Лекции по исторической литургике.[электронный вариант]
18) Формирование канона Нового Завета. [Таблица] – (личный архив)
19) Фроловский, Г.,прот. Жил ли Христос? – М.: б.и.,1991
20) Шмеман, А., протопр. Введение в литургическое богословие. – Киев: Пролог, 2003
21) Филарет (Гумилевский),архиеп. Исторический обзор песнопевцев и песно- пения Греческой Церкви. – М.: СТСЛ,1995
22) Гелей, Г. Библейский справочник. – СПб.: Библия для всех, 2002
23) Александр (Милеант),еп. Исследуйте Писания… - М.: Русский хронограф, 1991
24) Писания мужей апостольских. – Киев: Издат. им. свт. Льва, папы Римского, 2001
25) Карсавин, Л.П. Святые отцы и Учители Церкви. – М.: Изд-во МГУ,1994
26) Киприан (Керн),архим. Патроолгия.[IIIIвв.] – Киев: Издат. им. свт. Льва, папы Римского, 2003
27) Писания мужей апостольских. – Рига: ЛБО,1994
28) Катанский, А.Л.,проф. Догматическое учение о семи Церковных Таинствах. – М.: Паломник, 2003
29) Писания мужей апостольских. – М.: Издатотдел РПЦ, 2003
30) Деревенский, Б.Г. Иисус Христос в документах истории. – СПб.: Алетейя, 2001
31) Мансуров, С.,свящ. Очерки по истории Церкви. – Клин: Христианская жизнь, 2002
32) Ранович, А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. – М.: Политиздат, 1990
33) Мейендорф, И.,прот. Введение в святоотеческое богословие. - Клин: Хрис-ианская жизнь, 2001
34) Реверсов, И.П.,проф. Апологеты. Защитники христианства. – СПб.: Сатис, 2002
35) Братья и сестры (Первые после Апостолов: подвиги во имя веры). – М.: Фа- вор – XXI, 2003
36) Беляев, Л.А. Христианские древности: Введение в сравнительное изучение. – СПб.: Алетейя, 2001
37) Тертуллиан. Избранные сочинения. – М.: Прогресс, 1994
38) Василий Великий. Творения. Ч.3. – М.: Паломник, 1993.
39) Климент Александрийский. Извлечения из произведений Теодота// Школа Валентина. Фрагменты и свидетельства. – СПб.: Алетейя, 2002
40) Шмеман, А., протопр. Святая Святым. – Киев: Центр Правосл. книги, 2004
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Евхаристия в древней Церкви (продолжение) | Isolophey - Дневник Isolophey | Лента друзей Isolophey / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»