• Авторизация


Священное Писание и Предание. Иное сочинение, мой совместный труд с К. Замш 18-06-2009 10:41 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

Соотношение Священного Предания и Священного Писания.
(Сочинение по предмету Введение в догматическое богословие. Курс 1.)
 
 
 
 
 
 
 
План.
Введение.
 
     1. Священное Предание – истина, проповеданная «во тьме» (Мф. 10: 27; Лк. 1: 3).
        1.1. Богодухновенность Св. Предания
        1.2. Церковь как хранительница Священного Предания.
    
    2. Сященное Писание – истина, проповеданная «на кровлях» (Мф.10,27; Лк.1,3).
        2. 1. Священное Писание – глас Бога в книге.
        2. 2. Священное Писание, как часть Священного Предания.
     3. Священное Предание и Священное Писание – неразрывный союз Откровений Божиих.
         3. 1. Священное Писание без Священного Предания – мертвая буква.
        3. 2. Необходимость сохранения живого опыта Священного Предания.
 
Заключение.
Литература.
 
 
 
 
 
 
 
                                                 Введение.
    Одним из главных объединяющих свойств Свящ. Писания и Свящ. Предания является то, что и то и другое относится к Божественному Откровению, следовательно, невозможно совершенно разграничить эти два понятия. С другой же стороны нельзя было бы сказать, что это одинаковые источники познания Божественных истин: ведь из Предания мы знаем и то, что не отраженно в Писании. «Архиепископ Макарий (Булгаков) говорит, что: «под именем Священного Предания разумеется Слово Божие, не заключенное в письмена самими богодухновенными писателями, а устно переданное Церкви и с тех пор непрерывно в ней сохраняющееся» [Цит. по 1, 39]. Неразрывность Священного Предания и Священного Писания подтверждают многие авторитетные учителя Церкви. Св. Василий Великий (IV век) говорит об этом так: «Из соблюдаемых в Церкви догматов и проповеданий мы имеем некоторые в письменном виде, а некоторые приняли от Апостольского Предания, по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу благочестия…» [2, 387 – 388]. Из этого можно сделать вывод, что эти два источника взаимодополняемы и составляют необходимый фундамент жизни земной Церкви, как двуединый источник Божественного Откровения – освященного одним Духом. По словам прп. Силуана Афонского: «…Дух Святой научил Святых Пророков, потом Апостолов, потом Святых Отцов и Епископов наших, и так истинная вера дошла до нас…» [Цит.по 3, 20].
      В нашу задачу входит рассмотреть соотношение Св. Предания (Св. Пр.) и Св. Писания (Св. Пис.). Во-первых, мы рассмотрим что такое Св. Пр., какое место оно занимает в жизни Церкви, его авторитет. Затем, рассмотреть что такое Св. Пис. и его место в Церкви. С течением времени взгляд на Св. Пр. и Св. Пис. изменялся в сознании христиан. Так на Православном Востоке Св. Пр. и Св. Пис. никогда особо не разделялись, но на них смотрели как на Единый источник Божественного Откровения. Преданием живет Церковь и Предание – это глас Апостолов, он отразился в устном Предании (Св. Пр.) и письменном Предании (Св. Пис.). Св. Ириней Лионский даже говорит так: «Что [было] если бы апостолы не оставили нам Писаний? Не должно ли было следовать порядку Предания, переданного тем, кому они вверили церкви» [Цит. по 4, 95]. Как видно свщмч. Ириней не разделяет этих понятий «а, наоборот, Предание по содержанию тождественно Новому Завету»[1, 40]. Для Восточного богословия (всегда мистического по своему существу) Предание – не информация к дополнению к Писанию, но живой опыт – Дух Божий, сохраняющий Церковь. Для латинского Запада (рационального по преимуществу) со времен схоластики, был предпринят совершенно иной подход к этим понятиям, их стали прямо разграничивать. Предание для них превратилось в набор вероучительных, догматических и исторических памятников в прибавку к Св. Пис. Эта тенденция со времен упадка богословия на Востоке возобладала и стала считаться общепринятой для схоластического богословия (не только на Западе, но и в России). Только с начала ХХ-го века, в православном богословии появляется преодоление такого понимания Св. Пр. и Св. Пис., благодаря трудам В.Н. Лосского (поистине совершившего революцию в догматике), о. Димитру Станилоуэ, прот. Г. Флоровского, архим. Киприана (Керн), прот. Фомы Хопко и др. На их живой опыт будем опираться и мы в написании нашего реферата.   
 
1.      Священное Предание – истина, проповеданная «во тьме» (Мф. 10: 27; Лк. 1: 3).
 
1.1. Богодухновенность Св. Предания.
     Св. Пр., по меткому выражению прот. Ф. Хопко – не «собрание письменных документов», но жизнь «народа Божьего на протяжении его истории», передача «жизни и опыта всей Церкви, вдохновляемой и ведомой Святым Духом»[5, 8 – 9]. Священное Предание, несомненно, идет впереди появления Священного Писания. Пророк Моисей оказался первым святым Божиим, запечатлевшим письменно на Скрижалях Завета постановления Бога для людей. Сам Господь, воплотившись через Пресвятую Деву, и придя на землю для спасения рода человеческого учил народ не писанием, а, прежде всего, Собственным примером и проповедью. Апостолы как преемники учения Спасителя в те древние времена зарождения Церкви Христовой также вели устные проповедания. Известные истины Божественного Откровения в дальнейшем были собраны и зафиксированы в канон Священного Писания [6, 31]. Однако многое из этого Откровения не было записано, а оставалось в виде устного предания. Это обстоятельство связано с тем, что Церковь Апостольских времен с большим тщанием следила об охранении священных Церковных обрядов или таинств от непосвященных, то есть нехристиан. Св. Василий Великий дает следующее понятие о Священном Апостольском Предании: «Из соблюдаемых в Церкви догматов и проповеданий мы имеем некоторые в письменном виде, а некоторые приняли от Апостольского Предания, по преемству в тайне». Известно, что в то время при совершении крещения, при Евхаристии было запрещено присутствовать людям не являющимся членами Церкви. Сама же последовательность совершения этих обрядов не имела письменного изложения, а передавалась по преемству в устной форме, то есть преданием. Все меры, предпринятые Церковью для неоглашения Откровения были направлены для защиты ее внутренней жизни [2, 386 – 388] Такого рода предосторожность подтверждается словами Самого Иисуса Христа: « Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7: 6).
    И все-таки формы Священного Предания различны и не все из них несут такой тайный неогласительный характер, потому что даже Священное Писание относиться к форме Священного Предания. В богословском учении существует, например, такой термин, как формальное предание – это все «исторические источники и способы истинного познания христианского Откровения, кроме библейских книг»[1, 45]. Здесь подразумевается множество богословских положений как: Деяния Вселенских или Поместных Соборов,  творения святых отцов, канонические установления, литургика, иконография, благочестивые обычаи и многое другое [7 – ИП].
    Некоторые из этих форм выражения Божественных Истин для православных играют особо важную роль, например, Никео-Цареградский Символ Веры, составленный на I и II Вселенских Соборах, содержащий основные непреложные положения православной веры. Существует также множество необходимых постановлений, утвержденных на Вселенских Соборах и также обладающих авторитетом догматической истинности.
     Для того чтобы еще немного расширить понятие Священного Предания можно привести некоторые изречения святых лиц Церкви по поводу данного вопроса.
      Св. Филарет Московский так пишет на этот счет: «Священное Предание – это не только видимая и словесная передача правил и постановлений, но и не видимое и действенное сообщение благодати и освящения» [Цит. по 1, 38].
Предание – «есть жизнь Духа Святого в Церкви, жизнь, сообщающая каждому члену Тела Христова способность слышать, принимать, познавать Истину в присущем ей свете, а не естественном свете человеческого разума» [7 – ИП]. На основании данных высказываний было бы большой ошибкой ограничивать Священное Предание обычной передачей общих Церковных правил, но вернее было бы обозначить его как действенную непрекращающуюся силу Духа Святого, живущего в Церкви. Дух же Божий не перестает жить в Апостольской Церкви со дня Пятидесятницы, «а с ним и свет Предания» [7 – ИП]. «Во свете Твоем узрим свет» (Пс. 35.10). Во свете Духа Свята, потому что без Духа Божия все, что было передано не было бы признано за откровение Истины, которое могло бы претендовать на родственность священным богодухновенным книгам.
 
1. 2. Церковь как хранительница Св. Предания.
    Говоря о богодухновенности Св. Предания его следует отнести к форме Божественного Откровения и если Священное Писание – это запись услышанного Откровения или Слова Божия, то само Откровение ни в коем случае не исчерпывается в словах Св. Писания. Это Откровение вверено Самим Господом нашим Иисусом Христом Церкви, не каким – либо отдельным ее лицам, но всему Божию народу. Церковь Христова выступает как единственная преемница и хранительница полноты Откровения, оно дано и доступно только ей и только в Церкви может быть познаваемо через живую мистическую принадлежность к организму Тела Христова [9, 132 – 133]. Другими словами Истина Откровения раскрывается только в Кафолическом (соборном) сознании, а конкретным выражением кафолического самосознания Церкви и есть Священное Предание. Оно выражает живую связь с полнотой церковной жизни, то есть полноту ведения Церкви – плирому Церкви.
 
     2. Сященное Писание – истина, проповеданная «на кровлях» (Мф.10,27; Лк.1,3).
                              2. 1. Священное Писание – глас Бога к человеку в книге.
       Когда мы говорим о богодухновенности Священного Писания, то подразумеваем голос Самого Бога, записанный предъизбранными Им людьми при воздействии благодатной силы Духа Святого. Голос этот направлен к человеку «ко учению, ко направлению, к наказанию еже к правде, да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован» (2 Тим. 3:16-17). Голос Бога, непрестанно зовущего человеческую душу имеет письменное воплощение, то есть Св. Пис. Как наглядное пособие для каждого человека, как идеал жизни. Лишь только свободная от греховных нечистот душа способна иметь неписанные законы гласа Божия в своем чистом сердце, как руководящие наставления Бога, начертанные Духом.
    Все Св. Пис. – глас Бога к человеку. «Язык мой трость книжника скорописца» (Пс.44:2).
Слова эти как раз показывают, что их автор не говорит от себя, а является самосознающим орудием иной силы, то есть силы Духа, пишущего то, что Ему угодно, дышащего в строках Св. Пис. «Дух дышит, где хочет» - слова из евангелия от Иоанна (3:8). А, например, такие высказывания : «Бог возглагола во святем Своем» (Пс. 59:8) – означают то, что Бог избрал проповедников, угодных Ему людей или пророков для возвещения Своих словес.
     А вот еще одно из наставлений Св. Климента Римского: «Загляните в Писания – эти истинные глаголы Духа Святого».Существует еще множество свидетельств богодухновенности Св. Пис. Словом Божим его называют, потому что оно в полной нетронутости и сохранности донесло до человечества Слово Бога, рожденное в букве Св. Пис. Это Божие Откровение человеку на языке самого человека, это воплощение Бога Живого в Слово Св. Пис. В этом и состоит уникальность Св. Пис., точнее же говоря, этот факт воплощения
одно из подтверждений совершенства нашего Бога для Которого не существует каких- либо преград и границ или чего-либо невозможного. Бога, Который, как уже говорилось, рождается в слове на страницах Священного Писания, Бога, Который рождается потом на грешной земле через Пресвятую Деву Марию. Бога, Который готов пойти на всяческие уничижения и жертвы и лишь по одной причине, по любви к человеку. Ведь все Божественные откровения, Священные Придания и Писания: все это призыв Бога, адресованный заблудшему человечеству, для его спасения.
 
2. 2. Священное Писание – Откровение Бога, дарованное человечеству.
    Свое Откровение Бог преподавал постепенно через святых пророков, патриархов и, в конечном итоге, Оно получило совершенное оглашение в явлении Господа нашего Иисуса Христа на землю (сн. Евр.1: 1 – 2). В то время, когда Господь возвещал Свои Тайны человеку Он не оказывал ни малейшего насилия над его волей, сознанием, на современном языке такое возвещение можно выразить как вдохновение. Но если в современном мире понятие вдохновение может происходить от различных обстоятельств или состояний человека, если перевести этот термин на религиозный язык, то здесь имеется ввиду вдохновение от Духа Свята. Как уже говорилось, при такого рода вдохновении человеческий разум сохранял свои личностные качества (самосознание). Над чувством и собственными ощущениями человека также не производилось насилия, потому что в тот момент Бог возвещал людям такие истины, которые не могли бы быть открыты посредством собственной силы человеческой природы. Тайны Бога, Его премудрость вообще никогда не может быть постигнута человеком в одиночку без помощи Бога. Премудрость Божия, сначала высказанная в словах в дальнейшем воплощается в Лице Христа Спасителя, то есть Откровение проповедует о Самом Господе Иисусе Христе, Премудрости Божией[8, 22 – 23]. А заключается Откровение созданием Церкви и сошествием в мир Святого Духа, Который уже остается неизменно жить в ней вовеки. Бог через Свое Откровение проявляет необычайную близость по отношению к человеческой душе. Он мистическим образом дает Себя созерцать не только в Своей неприступной Славе, но в непосредственном родстве Творца и твари, но важнее всего Отца и чада. Это чудо Божественной любви, в котором каждая искренне жаждущая богообщения душа имеет право вступить в диалог с Владыкой и Царем всего видимого и невидимого мира. По Божиему дарованию человек способен слушать и слышать Бога, он также способен вмещать в своем сердце Слово Божие. Несмотря на то, что между языком человека и языком Бога лежит непреодолимая разница, Слово Божие не теряет Своей полноценности и силы от передачи его на человеческий язык, наоборот человеческое слово от этого Божиего снисхождения преображается и способно сиять светом Божественных Истин [9, 122].
    Бог по Своей любви к человеку наделил его множеством дарований и превосходств над другими созданиями. Известным религиозным фактом является то, что наивысшим состоянием человеческой души является созерцание Бога, и все способности души человеку как раз даны Богом для достижения этой цели, то есть для соединения души человека с Богом и созерцания Его в собтвенном сердце. Глубина Откровения Божиего может восприниматься только в таком молчаливом созерцании и в нем содержится вся полнота истины. Но такого рода состояние души требует от человека долгого тернистого, а то и вовсе крайне сурового пути Богопознания [9, 125].
     Возвращаясь к Откровению о воплощении Бога-Слова на письме или в книге необходимо подчеркнуть, что человек – это необходимая составляющая этого Откровения, потому что Оно только в случае существования человека имеет свою необходимость. Откровение – Слово Божие и Слово о Боге, обращенное к человеку. Развитие духовной личности человека находится в непосредственной зависимости от познания этого Откровения или другими словами, человеческая личность раскрывается живее и превосходнее, чем в большей степени она просвещена Светом Божественного Откровения, тем точнее в ней можно рассмотреть «образ Божий». У крещеного человека есть возможность развития его духовной жизни, так он имеет «помазание истины» или помазание Духа Свята, Который в вою очередь и ведет человеческую душу вверх по лестнице познания Истин Божиих, но, безусловно, при дейсвенном участии самого человека [9, 126].
         Бог стал человеком, чтобы человек стал богом – так говорим мы о вочеловечении Бога на земле, о Его страданиях, распятии и воскресении. Бог жаждет нашего спасения, Он призывает нас в «объятия Отча», стучит в сердце каждого человека. Этот глас Бога мы можем услышать со строк Священного Писания «Придите ко мне вси труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы». Это Откровение Бога, дарованное человечеству по неизмеримой Божией любви.
 
3. Священное Предание и Священное Писание – неразрывный союз Откровений Божиих.
 
         3.1. Священное Писание без Священного Предания – мертвая буква.
    Поскольку автором Св. Пис. и Св. Пред. является Дух Божий, то это обстоятельство заставляет нас относиь эти два источника к неоспоримой Божией истине. Со дня Пятидесятницы Дух невидимо обитает в Церкви Христовой, наставляя ее ко всякой правде. Первые Писания Нового Завета были написаны через 20 – 30 лет после вознесения Владыки Христа и сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы. До этого времени Церковь жила полнотой жизни в Духе Святом, Св. Иоанн Златоуст даже говорит, что если бы мы жили святой и праведной жизнью, как первые христиане в апостольский век, то «нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания», ибо вместо книг служила бы нам благодать Духа Святого[4, 3]. По Златоусту это первый путь, когда Слово Божие начертано в самом сердце человека, и богообщение происходит не через письмена, а в живом опыте. Второй путь, который Бог дал для человека тогда, когда, как говорит Златоуст, человек своими грехами и непослушанием отверг «такую благодать»[4, 3 – 4]. Но даже при наличии Св. Пис. Его невозможно правильно понять или истолковать вне Св. Пр., то есть без живого опыта жизни и учения Вселеннской Церкви. Священное Предание – есть сущность Божественного Откровения, а Св. Писание является одним из конкретных проявлений (ипостасей) Предания. Не укоренясь на Св. Предании Церкви Христовой Св. Писание может потерять свою животворящую силу и стать мертвой буквой. Ярким примером этого служит протестантизм во многих его выражениях или какие-нибудь секты, которые хотя и пользуются Св. Пис., но пути их идут в вечную погибель.
 
3. 2. Необходимость сохранения живого опыта Священного Предания.
     В наше сложное секуляризованное (обмирщенное) время важно хранить Священное Предание Церкви. Ведь Предание, и это важно помнить, есть «сакраментальная преемсвенность общения святых в истории»[10, 21]. Потеряв живую связь с Св. Пр. – этом священном измерении христианства, мы рискуем потерять непосредственную связь с Богом и превратится в обыкновенных книжников и формалистов. Потому что Св. Пр. – совокупность всех проявлений жизни христианской Церкви: это и непреложное понимание смысла Св. Пис., и литургическая жизнь Церкви, и молитва Церкви, и «богословие в какмне» (т.е. иконография, храмостроительство, искусство), и учение Св. Отцов, и определения Св. Соборов. Это Самосущный Дух Святой, пришедший от Отца и пребывающий в Церкви во веки.
 
Заключение.
    В процессе этой работы мы попытались не только как можно глубже рассмотреть два религиозных понятия как Св. Предание и Св. Писание, но и разобраться по поводу их соотношения, места в мире православного общества и выявить правильность религиозного самосознания на основе этих двух бесценных памятников Святой Соборной Кафолической Церкви. В данной работе важным было раскрыть неразрывную связь этих двух взаимодополняемых источников, оживляемых силой Святого Духа, действующего в Церкви Христовой, что в силу наших возмозможности и было сделано. В итоге всего выше сказанного можно сделать вывод об обязательности расмотрения Священного Писания в контексте Священного Предания, как нераздельного Союза, притом такого союза, который сохраняет свои ценные и спасительные свойства лишь при содействии Святого Духа и только в сознании Церкви и Ее живого опыта.
 
Литература.
  1. Давыденков, О., свящ. Догматическое Богословие. – М.: ПСТГУ, 2006.
  2. Помазанский, М., прот. Мысли о Православии. – М., 2004.
  3. Иларион (Алфеев), иером. Таинство веры: Введение в православное догматическое богословие. – М. – Клин., 1996.
  4. О Священном Писании и Священном Предании.//Вера и жизнь христианская: по учению Св. Отцов и Учителей Церкви: Книга 2./ Сост. Н. Сагарда. – [Сергиев Посад]: СТСЛ, 2004.
  5. Хопко, Ф., прот. Основы Православия./ Пер. с англ. А. Трегубов. – Б. и., б.г.
  6. Алипий (Кастальский-Бородин), архим; Исаия (Белов), архим. Догматическое богословие: Курс лекций. – [Сергиев Посад]: СТСЛ, 1999.
  7. Лосский, В.Н. Предание и предания. – Интернет публикация.
  8.  Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви: ч.1,2.// Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). Т.2. – М.: Паломник, 2006.
  9. Флоровский, Г., прот. Богословские отрывки.// Избранные богословские статьи. – М.: Пробел, 2000.
  10. Мейендорф, И., прот. Смысл Предания.// Живое Предание: Свидетельство Православия в современном мире. – М.: Паломник, 2004.  
 Е.Х. - Е.З., 2006.
 
 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Священное Писание и Предание. Иное сочинение, мой совместный труд с К. Замш | Isolophey - Дневник Isolophey | Лента друзей Isolophey / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»